Статья «Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности»
МО учителей начальной школы МБОУ гимназии № 88 г.Краснодара
Учитель: Савченко Наталья Николаевна
Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности
Сегодня, как никогда раньше, российскому обществу необходима здоровая свободная личность, способная решать творческие задачи, брать на себя ответственность за принятие решений. Начинать воспитывать такую личность необходимо уже в начальной школе, ведь именно в этом возрасте происходит осознание школьником себя самого как лица заинтересованного в собственном преобразовании.
Необходима специальная организация развития рефлексии в обучении, при которой процесс формирования субъекта обучения будет проходить естественно и станет неотъемлемой частью его мышления. Если говорить об учебной деятельности, то самым рефлексивным может стать процесс оценивания ее результатов. Сегодняшняя школа не дает возможности переосмыслить результат своей деятельности самому ребенку, так как нацелена на внешнюю, количественную оценку (отметку), производимую учителем. Такая оценка не учитывает внутренних процессов развития каждого субъекта образовательной деятельности и опирается на некие «эталоны» качества и количества усвоения знаний. Поэтому зачастую несоответствие субъекта «эталонам» является для него стрессообразующим фактором и приводит к тому, что у младшего школьника формируются внешние мотивы - мотивы избежания неудач. Познавательные же мотивы не развиваются.
Младший школьный возраст - благоприятный период для формирования рефлексии. В рамках урока процесс рефлексии проявляется в учебных действиях контроля и самооценки. Самооценка, в отличие от оценки другим субъектом учебной деятельности (в том числе и учителем), направлена, прежде всего на качественное изменение личности в процессе развития. Формирование самооценки младшего школьника должно начинаться с первых же уроков. Каждое учебное действие ребенка должно быть подвержено рефлексивному анализу. Уже на первых уроках ребенок способен определить, какие палочки в прописях получились наиболее удачными, что нужно сделать для того, чтобы их было больше, и как эффективно поработал он сам. Для формирования адекватной самооценки необходимо после анализа первоклассником своей учебной деятельности дать качественную оценку другим субъектом образовательного процесса учителем или другим учеником. Постепенно самооценка должна стать доминирующим средством подведения итогов. Более того, по мере формирования умения оценивать свои качества, силы, способности, кроме ретроспективной самооценки (оценки после выполнения каких-либо учебных действий или решения всевозможных учебных задач), необходимо ввести и другой вид самооценки - прогностический, который проводится до решения задачи как оценка собственных возможностей. Функция контроля тоже постепенно должна передаваться самому субъекту учебной деятельности. В этом случае она состоит в постоянном прослеживании хода выполнения учебных действий, нахождении ошибок, осознании их и корректировке своей деятельности. При таком подходе к контролю и оцениванию необходимость в количественной отметке отпадает. Кроме того, заинтересованность собой, процессами изменения, происходящими в самом себе, становится знакомой и привычной, и в дальнейшем предполагает уже самосознание. Организация рефлексии в процессе учебной деятельности, таким образом, является средством формирования самосознания, одним из «кирпичиков» фундамента «Я-концепции» развивающейся личности.
Самосознание - это познание себя, отношение к себе. Человек как личность - самооценивающее существо. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное промеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы за и против, отказываться от не оправдавшихся гипотез и версий.
Трудно переоценить роль самооценки для формирования «Я-концепции» младших школьников. Рефлексивные навыки необходимо развивать уже с самого начала процесса обучения в школе. Конечно, в самом начале этого пути ребенку необходимо дать ориентиры, четкие критерии оценочной деятельности, деликатно проводить некую «коррекцию» оценки себя и своей деятельности в школе. Это необходимо потому, что вначале у школьника создается представление о себе на основе той оценки, которую ему дают другие, и только потом делается попытка самостоятельно разобраться в своем собственном внутреннем мире. Следовательно, необходима постоянная стимуляция рефлексии, другими словами, необходима такая организация учебной деятельности, при которой ни одно действие, ни один вид выполняемых задач не остался бы без самооценки и самоанализа. Самоанализ является средством самоконтроля и разумной организации своего поведения, установления правильных взаимоотношений с другими людьми.
Поскольку ведущим типом деятельности в начальной школе у детей 6-10 лет является учебная , правильным будет говорить о формировании самосознания ребенка через развитие рефлексии учебной деятельности и учебных действий. Младший школьник должен научиться осознавать самого себя как субъекта учебной деятельности, давать адекватную самооценку себе как ученику, как однокласснику, как товарищу, как члену единого организма - классного коллектива.
Поступление в школу - новый этап в жизни маленького ребенка. При поступлении в школу практически у половины детей повышенная самооценка и направленность на успех. Это объясняется тем, что любое начинание, самостоятельные действия, начиная с первых шагов, поощряются родными. Когда родители стремятся понять, что же нужно их ребенку при какой-либо неудаче, то это сочувствие и присутствие рядом, которое не исключает критики неправильных действий, помогает лучше любых нравоучений. Переступив порог школы, маленький ребенок на каждом шагу оценивается (учителем, сверстником, родными). Естественно, что оценка не всегда положительна, или замечание, сделанное учителем, не всегда корректно, или череда неуспехов преследует ученика. В этом случае велика вероятность того, что ребенок, пришедший в школу с настроем на успех, теряет уверенность в своих возможностях.
Ситуации успеха в жизни младших школьников играют первостепенную роль. Учитель должен стимулировать детей, направлять их деятельность в «положительное русло», настраивать их на успешное будущее. Отсюда выдвигается первостепенная задача учителя: видеть в самом плохом - хорошее, продвигать это хорошее, стимулируя к дальнейшим успехам и победам!
Еще один залог будущей успешности маленького школьника - правильное оценивание его учебных действий. В педагогическом процессе, основанном на принципах личностно-гуманного подхода к детям, значение отметок снижается. Так было и в экспериментальном обучении, проводимом под руководством Л.В. Занкова, так же происходит и в работе тысяч творческих учителей. В первом классе при таком подходе существуют некоторые особенности.
1. Оценка учителем работы детей. Смысл оценки нельзя свести, сузить до значения отметки. Оценка - это процесс соотнесения результатов учебного труда школьника с намеченными эталонами с целью выявления качества знаний и определения путей их дальнейшего совершенствования. Отметка - отражатель результата процесса оценивания. Естественно, что невозможно уподобление оценки и отметки. Для формирующейся личности самого маленького школьника важны не формальные знаки его успехов, а терпеливое, чуткое объяснение, что и как нужно делать, в чем и как он продвигается. Оценка учителя должна стать не столько результатом взвешивания знаний ребенка, качества его умений и навыков, а, в первую очередь, проявление чуткости, доброжелательности, сопереживания с ним в связи с результатами учения, обучение критериям оценивания своей учебной деятельности, оказание помощи в более активном продвижении вперед, в преодолении трудностей и неудач. Оценки учителя должны выражать его оптимистичное отношение к ребенку.
Коллективная оценка. В отношении каждого ребенка должно быть сформировано доброжелательное оценочное отношение детского коллектива. Ребенок должен развиваться не в сравнении с другими, а соразмерно своим стараниям и чуткой методической помощи учителя. Детей надо настроить, чтобы они искали друг в друге положительное, хорошее, видели успехи товарища и радовались им, помогали друг другу достигнуть большего. Необходимо научить детей относиться к ошибкам своих одноклассников как к иной, отличной от его собственной, форме мышления, как к одной из причин доказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. Применяя формы коллективной оценки, учитель помогает детям увидеть успех товарища, оптимистически настроиться по отношению к его возможностям и на этом фоне высказывать пожелания и замечания.
3. Самооценка детей. Не научить детей способам самооценки означит не сориентировать их на самосовершенствование. Применяются такие формы самооценки:
после завершения письменной работы каждому предлагается просмотреть свою работу, исправить ошибки, самому оценить результат. Учитель помогает индивидуально, используя разные меры помощи;
комментирование ребенком вслух собственной работы с объяснением способов выполнения ее;
индивидуальный опрос, направленный на проявление индивидуальных возможностей с целью развития перспективной рефлексии (для умения опережающего контроля).
Успех в учении младших школьников зависит от грамотного построения учебного процесса, а оценочная деятельность педагога должна не быть отдельной частью урока, а пронизывать всю его работу, присутствовать на каждом этапе урока.
Для того чтобы наладить рефлексивную деятельность ребенка, учитель должен понять, что несмотря на его прошлые неудачи, он может добиться успеха в настоящем, если взаимоотношения «учитель-ученик» будут строиться на основе сегодняшних конкретных задач. Чтобы помочь ребенку избавиться от преследующих его невзгод и добиться успеха, учитель должен внушить ему необходимость самому анализировать и оценивать свои поступки.
Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Анализируя типологию отношений учителя-ученика, систему школьного образования, У. Глассер выделяет факторы обучения без неудач:
1. Умение мыслить. Обучение должно вестись, основываясь не на заучивании, а на мышлении.
2. Деление детей на гетерогенные (неоднородные) классы. Это классы, сформированные только по возрастному признаку. Преподавание в таких классах трудно, но у детей есть стимул к учебе, в таких классах меньше неудачников, а более способные ученики могут помогать своим товарищам.
3. Отмена традиционных оценок.
4. Поощрения за особые достижения в учебной работе.
Проведение различного рода классных собраний.
Учитывая, что психовозрастные особенности младшего школьника находятся в активном развитии и то, что мы закладываем в него на самой трудной первоначальной ступени обучения, должно реализовать себя в будущем в самом «лучшем» виде. Конечно, первостепенное значение имеет мотивирование ребенка на дальнейший успех. Позитивная оценка успехов в учении очень важный элемент. Задача учителя состоит в том, чтобы каждому из своих воспитанников дать возможность, поверить в себя. Ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Ребенок должен впитать ее в себя, не замечая. Только так в процессе обучения возможно формировать саморазвивающуюся личность.
Большое значение имеет наличие у ребенка таких качеств, как самостоятельность, уверенность в себе, инициативность. Их основой является позитивная самооценка. В младшем школьном возрасте у ребенка, как правило, складывается определенная самооценка своих учебных способностей, так и общих возможностей. Конечно, наиболее благополучный вариант - когда самооценка является достаточно высокой и адекватной. Условием этого является знание ребенком своих способностей и наличие возможностей для их реализации. Очень важно, чтобы ребенок знал: я могу и умею это и это, а вот это я могу и умею лучше всех. Способность делать что-то лучше всех принципиально важна для младших школьников. Не зря именно этот возрастной период характеризуется стремлением ребенка овладеть различными умениями. Умелость ребенка может проявляться в самых разных областях и носить самый разнообразный характер. Главное, чтобы это умение было ценным в глазах и взрослых и сверстников. Важно, чтобы каждый ребенок чувствовал свою ценность и неповторимость . Задача педагога - помочь каждому ребенку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника и для его одноклассников. Умелость ребенка, знание им своих сильных и слабых сторон является основанием для формирования самостоятельности, уверенности в себе, личной независимости, что позволяет быть более компетентным и в общении со сверстниками.