Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки

0
0
Материал опубликован 23 February 2022

Выступление на родительском собрании на тему:

«Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки»

Педагог-библиотекарь

Митюшникова Н.В.

МОУ СОШ с УИОП № 16

Г. Комсомольска-на-Амуре

Цели:

1) познакомить родителей с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у детей положи­тельной адекватной самооценки;

2) нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих разви­тию положительной оценки ребенком своей личности.

Подготовка:

1) проведение психологического иссле­дования учащихся на тему «Каков я?»;

2) микроисследование «Мое место и роль в классе» (составление коллажа «Клумба»);

3) оформление класса (на доске напи­сано изречение И.В.Гёте: «Если ты поте­рял состояние, то ты еще ничего не поте­рял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй при­обрести славу — и честь тебе будет воз­вращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!»), подготовка бумаги и ручек для родителей, видеоаппаратуры (телевизор и видеомагнитофон).

Ход собрания

1. Просмотр отрывка из телефильма «Большая перемена» (сочинение «Мой друг Григорий Ганжа»).

2. Образ собственного Я есть у каждого человека. Это система представ­лений о себе, определяющая установку по отношению к самому себе. Она склады­вается из осознания своих физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.

Ребенку необходимо иметь положи­тельные представления о себе, это непре­менное условие счастья, предпосылка ус­пешной адаптации в изменяющихся со­циальных условиях. Как правило, дети с отрицательной самооценкой обладают «удивительной» способностью, начиная любое дело, находить непреодолимые препятствия для его выполнения.

Подростков с низкой самооценкой можно разделить на два типа. Для ребен­ка, которого мы условно отнесли к перво­му типу, характерны неверие в свои силы, невысокое мнение о себе. Такая само­оценка формируется под влиянием роди­телей, которые постоянно указывают на его недостатки, предъявляя к нему жест­кие, нередко заведомо невыполнимые требования. Все успехи ребенка они объ­ясняют случайностью, а неудачи — неуме­лостью, неловкостью, глупостью.

Для детей второго типа характерна тяга к лидеру. Однако такая дружба лишь спо­собствует закреплению низкой самооцен­ки и лишает удовольствия общения с дру­гими сверстниками. Родители также предъявляют к этим детям много требо­ваний, не веря в успех их выполнения.

Низкая самооценка в подростковом возрасте проявляется:

в словах: «У меня это никогда не получится»;

в упадническом настроении: «Зачем вол­новаться, шансов на победу все равно нет»;

в нежелании признать свою вину: «Я не виноват, что...»;

в отрицательном отношении к шко­ле и учителям: «Учителя меня не любят»;

в низкой мотивации, отказе от по­пыток добиться какого-то успеха: «Меня это не интересует»;

в повышенной чувствительности к критике: «Все против меня».

Между тем у ребенка идет непрерывный процесс психического развития, и он, как каждый человек, обладает потребностью в самосохранении, защите и улучшении сво­ей «Я-концепции» — образа собственного Я, на основе которого строится система от­ношений индивида к себе и окружающим. Взрослые должны создавать условия для подкрепления соответствующего поведе­ния. Факторами, определяющими положи­тельную самооценку, являются:

убежденность в положительном от­ношении к нему других людей;

уверенность в способности к тому или иному виду деятельности;

чувство собственной значимости.

Важно, чтобы самооценка была не про­сто положительной, но адекватной. Роди­тели как самые близкие для своего ребен­ка люди могут повлиять на формирование положительной самооценки.

Если же самооценка завышена, то школь­ник, как правило, реагирует на замечания, которые делаются окружающими, как на несправедливые, рассматривают их как при­дирки. А ведь недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых впос­ледствии очень трудно избавиться.

Все дело не в том, что дети сознательно не хотят видеть и признавать свои недостат­ки. Они просто не в состоянии их увидеть даже под влиянием посторонних людей. Главная задача взрослых — не заставить ре­бенка публично признать свои промахи и ошибки, а помочь ему самому убедиться в их существовании. Вспомним просмотрен­ный отрывок из кинофильма. Учитель ис­тории помогает Григорию Ганже, уже взрос­лому человеку, «впервые задуматься о себе».

Правильная оценка подростками сво­их личностных достоинств и недостатков, достижений и упущений способствует налаживанию отношений и взаимопони­манию с окружающими людьми, делает детей более открытыми к положительным внешним влияниям.

Незадолго до родительского собрания ребята выполнили своеобразную самоди­агностику «Мое место и роль в классе». Им необходимо было вырезать из цветной бумаги цветок любого цвета, формы и размера, приклеить на большой лист бу­маги, который мы условно назвали «клум­бой»: В результате получился красивый коллаж с важной информацией о том, как чувствуют себя дети в классном коллек­тиве. После окончания собрания вы мо­жете с ним ознакомиться.

3. Психологический тренинг для роди­телей.

А. Родителям раздаются листочки, на которых им предлагается охарактеризо­вать своего ребенка 10 словами (или сло­восочетаниями). Например: добрый, не­обязательный, любит читать и т.п. После этого родители получают листочки, на которых то же задание (как самооценка, самохарактеристика) выполнено их деть­ми. У пап и мам есть возможность срав­нить, совпадает ли самооценка ребенка с оценкой, данной им взрослыми.

Б. «Аукцион похвал».

Замечено, что обычно мы гораз­до чаще ругаем детей, чем хвалим их. Если наши ребята испытывают трудности в уче­бе, им важно реализоваться в чем-то дру­гом. Роль родителей, учителей заключается в том, чтобы заметить какие-то достижения, хорошие поступки ребенка, поддержать его, вовремя обнаружить его таланты. Пред­ставьте себе, что ваш ребенок вас приятно удивил. Что вы ему скажете?

Родители по очереди предлагают раз­личные варианты похвал ребенку. Побеж­дает тот, кто придумает похвалу последним.

4. Решение собрания: «Содействовать формированию у детей положительной адекватной самооценки, способности правильно оценивать свои действия и поступки. В жизни класса и семьи под­держивать процесс проявления и станов­ления неповторимой индивидуальности ребенка, социально полезной устремлен­ности его личности и соответствующие ей инициативы и начинания».

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации