Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки
Выступление на родительском собрании на тему:
«Формирование у учащихся адекватной положительной самооценки»
Педагог-библиотекарь
Митюшникова Н.В.
МОУ СОШ с УИОП № 16
Г. Комсомольска-на-Амуре
Цели:
1) познакомить родителей с научно обоснованными подходами к решению проблемы формирования у детей положительной адекватной самооценки;
2) нацелить родителей на создание в семьях условий, способствующих развитию положительной оценки ребенком своей личности.
Подготовка:
1) проведение психологического исследования учащихся на тему «Каков я?»;
2) микроисследование «Мое место и роль в классе» (составление коллажа «Клумба»);
3) оформление класса (на доске написано изречение И.В.Гёте: «Если ты потерял состояние, то ты еще ничего не потерял: состояние ты можешь нажить вновь. Если ты потерял честь, то попробуй приобрести славу — и честь тебе будет возвращена. Но если ты потерял веру в себя, то потерял все!»), подготовка бумаги и ручек для родителей, видеоаппаратуры (телевизор и видеомагнитофон).
Ход собрания
1. Просмотр отрывка из телефильма «Большая перемена» (сочинение «Мой друг Григорий Ганжа»).
2. Образ собственного Я есть у каждого человека. Это система представлений о себе, определяющая установку по отношению к самому себе. Она складывается из осознания своих физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.
Ребенку необходимо иметь положительные представления о себе, это непременное условие счастья, предпосылка успешной адаптации в изменяющихся социальных условиях. Как правило, дети с отрицательной самооценкой обладают «удивительной» способностью, начиная любое дело, находить непреодолимые препятствия для его выполнения.
Подростков с низкой самооценкой можно разделить на два типа. Для ребенка, которого мы условно отнесли к первому типу, характерны неверие в свои силы, невысокое мнение о себе. Такая самооценка формируется под влиянием родителей, которые постоянно указывают на его недостатки, предъявляя к нему жесткие, нередко заведомо невыполнимые требования. Все успехи ребенка они объясняют случайностью, а неудачи — неумелостью, неловкостью, глупостью.
Для детей второго типа характерна тяга к лидеру. Однако такая дружба лишь способствует закреплению низкой самооценки и лишает удовольствия общения с другими сверстниками. Родители также предъявляют к этим детям много требований, не веря в успех их выполнения.
Низкая самооценка в подростковом возрасте проявляется:
— в словах: «У меня это никогда не получится»;
— в упадническом настроении: «Зачем волноваться, шансов на победу все равно нет»;
— в нежелании признать свою вину: «Я не виноват, что...»;
— в отрицательном отношении к школе и учителям: «Учителя меня не любят»;
— в низкой мотивации, отказе от попыток добиться какого-то успеха: «Меня это не интересует»;
— в повышенной чувствительности к критике: «Все против меня».
Между тем у ребенка идет непрерывный процесс психического развития, и он, как каждый человек, обладает потребностью в самосохранении, защите и улучшении своей «Я-концепции» — образа собственного Я, на основе которого строится система отношений индивида к себе и окружающим. Взрослые должны создавать условия для подкрепления соответствующего поведения. Факторами, определяющими положительную самооценку, являются:
— убежденность в положительном отношении к нему других людей;
— уверенность в способности к тому или иному виду деятельности;
— чувство собственной значимости.
Важно, чтобы самооценка была не просто положительной, но адекватной. Родители как самые близкие для своего ребенка люди могут повлиять на формирование положительной самооценки.
Если же самооценка завышена, то школьник, как правило, реагирует на замечания, которые делаются окружающими, как на несправедливые, рассматривают их как придирки. А ведь недостатки в поведении могут превратиться в привычки, от которых впоследствии очень трудно избавиться.
Все дело не в том, что дети сознательно не хотят видеть и признавать свои недостатки. Они просто не в состоянии их увидеть даже под влиянием посторонних людей. Главная задача взрослых — не заставить ребенка публично признать свои промахи и ошибки, а помочь ему самому убедиться в их существовании. Вспомним просмотренный отрывок из кинофильма. Учитель истории помогает Григорию Ганже, уже взрослому человеку, «впервые задуматься о себе».
Правильная оценка подростками своих личностных достоинств и недостатков, достижений и упущений способствует налаживанию отношений и взаимопониманию с окружающими людьми, делает детей более открытыми к положительным внешним влияниям.
Незадолго до родительского собрания ребята выполнили своеобразную самодиагностику «Мое место и роль в классе». Им необходимо было вырезать из цветной бумаги цветок любого цвета, формы и размера, приклеить на большой лист бумаги, который мы условно назвали «клумбой»: В результате получился красивый коллаж с важной информацией о том, как чувствуют себя дети в классном коллективе. После окончания собрания вы можете с ним ознакомиться.
3. Психологический тренинг для родителей.
А. Родителям раздаются листочки, на которых им предлагается охарактеризовать своего ребенка 10 словами (или словосочетаниями). Например: добрый, необязательный, любит читать и т.п. После этого родители получают листочки, на которых то же задание (как самооценка, самохарактеристика) выполнено их детьми. У пап и мам есть возможность сравнить, совпадает ли самооценка ребенка с оценкой, данной им взрослыми.
Б. «Аукцион похвал».
Замечено, что обычно мы гораздо чаще ругаем детей, чем хвалим их. Если наши ребята испытывают трудности в учебе, им важно реализоваться в чем-то другом. Роль родителей, учителей заключается в том, чтобы заметить какие-то достижения, хорошие поступки ребенка, поддержать его, вовремя обнаружить его таланты. Представьте себе, что ваш ребенок вас приятно удивил. Что вы ему скажете?
Родители по очереди предлагают различные варианты похвал ребенку. Побеждает тот, кто придумает похвалу последним.
4. Решение собрания: «Содействовать формированию у детей положительной адекватной самооценки, способности правильно оценивать свои действия и поступки. В жизни класса и семьи поддерживать процесс проявления и становления неповторимой индивидуальности ребенка, социально полезной устремленности его личности и соответствующие ей инициативы и начинания».