12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Мешкова Марина Владимировна146
Россия, Красноярский край, пгт Шушенское
0

Статья «Комплекс мероприятий игрового характера для формирования адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста с низким уровнем самооценки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей №4 «Звездочка»
 

Комплекс мероприятий игрового характера для формирования адекватной самооценки

детей старшего дошкольного возраста

с низким уровнем самооценки


 

Составила: Мешкова М.В.,

воспитатель

МБДОУ № 4 «Звездочка

 

 

Шушенское

2018 г.

 

Этап 1. Активизация взаимодействия детей с заниженной самооценкой со сверстниками. Этап «Я и он. Мы вместе».

Цель этапа 1 «Я и он. Мы вместе» - создание спокойной непринужденной обстановки, игровой доверительной атмосферы в группе; установление межличностных контактов между детьми; снятие эмоционального напряжения детей.

«Имя». Предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить свое. Спросить, почему ему не нравиться или нравиться его имя, почему бы он хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию о самооценке ребенка. Ведь часто отказ ребенка от своего имени говорит, что он недоволен собою или хочет быть лучше, чем есть на самом деле.

«Ежики смеются». Педагог читает стихотворение К. Чуковского «Ежики смеются»:

У канавки две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

«Эх, вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы!».

Дети используют выразительные средства, изображают походку ежей, их позы (прищуренные глазки, улыбку, смех и т. д.).

«Клеевой дождик». «Ребята, вы любите играть под теплым летним дождем? Пока мы с вами разговаривали, пошел ласковый дождик. Но дождик оказался не простым, а волшебным – клеевым. Он склеил всех нас в одну цепочку (дети выстраиваются друг за другом, держа за плечи впереди стоящего) и теперь предлагает нам погулять». Дети, держась друг за друга, передвигаются по комнате, преодолевая различные препятствия: обогнуть «широкое озеро», пробраться через «дремучий лес», прятаться от диких животных и др. Главное условие – дети не должны отцепляться друг от друга.

«Ну вот, дождик закончился, и мы снова можем спокойно двигаться. Высоко в небе светит ласковое солнышко, и нам захотелось прилечь в мягкую траву и позагорать».

«Бип». Дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, присаживается по очереди на колени к детям и угадывает, у кого он сидит. Если он правильно угадал, тот, кого назвали, говорит: «Бип».

«Привет». Здравствуйте! Давайте встанем в круг! Посмотрите на своего ближайшего соседа и скажите ему «Привет!» А теперь посмотрите на своего дальнего соседа и тоже скажите ему «Привет!» Замечательно! А теперь потрогайте свой нос и тоже скажите ему «Привет!» Чудесно! А теперь потрогайте нос своего ближайшего соседа и тоже скажите ему (носу) «Привет!» А теперь найдите свое левое ухо и скажите ему «Привет!» А теперь притроньтесь к правому уху своего ближайшего соседа и скажите его уху «Привет!» Найдите кого-нибудь в красном (зеленом, синем и т. а) и передайте ему «Привет!» Хорошо! Найдите кого-нибудь с синим бантом (заколкой и т.п.) и передайте ему «Привет!» Отлично!

«Мой сказочный герой». Детям предлагается рассказать о себе от имени какого-либо сказочного героя (каждый ребенок придумывает себе «псевдоним» сказочного героя, выбирая для себя соответствующий медальон). Во время представления дети могут вспомнить эпизоды из сказок, голоса сказочных героев, отрывки из сказок.

Выработка ритуала приветствия и правил игры: называть друг друга по имени, не обзываться, не драться, не толкаться.

«Сочиняем сказку». Педагог начинает историю: «Жили были…», дети продолжают по кругу. Когда очередь опять доходит до руководителя, он направляет сюжет истории, оттачивает его, делает более осмысленным, и упражнение продолжается.

Этап 2. Формирование позитивного отношения к себе. Этап «Я – хороший. Мы хорошие».

Цель этапа 2 «Я – хороший. Мы хорошие» - формирования у детей позитивного отношения к себе; формирование умения самовыражения индивидуальности; повышение у детей значимости в глазах окружающих; помочь детям увидеть свои положительные стороны, дать понять, что их принимают и ценят другие.

«Привет, ты мне нравишься!». Все дети сидят в кругу. Один ребенок идет по кругу и дотрагивается до любого ребенка, сидящего в кругу. Они вдвоем начинают бежать по кругу в противоположные стороны. Когда дети встречаются, они останавливаются, пожимают друг другу руки и говорят: «Привет! Ты мне нравишься, потому что..!» и придумывают окончание фразы. Первый игрок возвращается в круг, а второй дотрагивается до головы другого играющего и игра продолжается (необходимо, что бы каждый ребенок принял участие в игре).

«Не ошибается тот, кто ничего не делает»

Каждый из нас, наверное, в жизни не раз ошибался, правда?

Ведь, если бы не было ошибок, трудно было бы разобраться, а правильно ты делаешь или нет, правда. Один мудрый человек сказал: «Не ошибается тот, кто ничего не делает». Но очень нелегко признавать свои ошибки, особенно, когда это нужно делать при других. Люди, которые прожили долго и добились в жизни очень многого, говорят, что они достигли всего этого только потому, что научились признавать свои ошибки. Давайте попробуем вспомнить какой-нибудь эпизод, когда кто-то что-нибудь сделал неправильно и очень жалел об этом. Дети становятся в круг и рассказывают о своих ошибках.

«Я очень хороший». «Ребята, садитесь на стульчики, и пусть каждый скажет о себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Но перед тем как сказать, давайте немножко потренируемся. Сначала произнесем слово «Я» шепотом, потом – обычным голосом, а затем – прокричим его. Теперь давайте таким же образом поступим со словами «очень» и «хороший» (или «хорошая»). И, наконец, дружно: «Я очень хороший (хорошая)». Теперь каждый, начиная с того, кто сидит справа от меня, скажет, как захочет – шепотом, обычным голосом, или прокричит, например: «Я – Катя! Я – очень хорошая!» или «Я – Саша! Я очень хороший! Замечательно! Давайте  встанем в круг, возьмемся за руки и скажем все вместе: «Мы очень хорошие!» - сначала шепотом, потом обычным голосом и прокричим».

«Маша - Даша» Все участники группы делятся на две команды. Одна получает название Даша, вторая — Маша. Необходим реквизит — большие шорты, косынки, и очки. Каждой команде выдается свой комплект, который кладется на стулья в другом конце комнаты напротив каждой команды. Задача игроков — добежать до своего стула одеть на себя весь реквизит, сесть на стул сказать Я - Даша или Я - Маша, раздеться и убежать. Игра продолжается до тех пор, пока в ней не примут участие все игроки. Выигрывает та команда, все игроки которой быстрее всех побудут в роли Маши или Даши. В этой игре самое главное чтобы команды активно поддерживали своих игроков.

«Волшебное зеркало». В эту игру можно играть с одним ребенком и в группе. Выбирается «зеркало» — это может быть другой ребенок или взрослый. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику.

«Я и моя семья». Попросите ребенка рассказать о каком-либо члене семьи: бабушке, папе, дедушке,— высказывая свое мнение, подчеркивая положительные черты характера. Можно попросить ребенка также рассказать о себе, выделяя положительные и отрицательные качества. Затем предложите ребенку сделать рисунок на эту же тему и обсудите его. Что нарисовал, где расположен сам ребенок, стоит обратить внимание на размеры нарисованных фигур, есть ли разница в мимике, жестах, в цветовом решении?

«Мы хорошие». Дети сидят в кругу. Педагог предлагает всем детям поднять правую руку, кисть руки сложить в виде ковшика над головой. Такой рукой – «ковшиком» дети гладят себя, отпуская руку медленно все ниже и ниже. Затем им предлагается погладить друг друга и громко сказать: «Мы хорошие!».

«Веселая зарядка». Педагог рассказывает, дети показывают. «Каждый из вас – хозяин своего тела! Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки. Или мы – упавшие на спину божьи коровки? Удастся ли перевернуться без посторонней помощи? А теперь мы - крадущиеся в зарослях тигры. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть и полетим. Тянемся вверх как жирафы, попрыгаем как кенгуру, что бы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы маятники. Тяжелые бронзовые маятники в старинных часах. Покачаемся из стороны в сторону – и нам на все хватит времени. А теперь запустим самолет. Крутим его пропеллер изо всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими. Какая из ваших двух ног сегодня выше подпрыгнет – левая или правая? Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты победитель! Весь день станет нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха.

«Шустрики-мямлики». Педагог рассказывает детям о том, что все люди разные, не похожи друг на друга. Есть такие, которые не любят шумных игр, громких звуков, любят тихонько играть и чаще одни или с такими же «тихими» ребятами, любят читать в одиночестве и думать о чем-то интересном. В этом и заключается их особенность. А есть совершенно другие дети: они любят веселые и шумные игры в больших детских компаниях, они много бегают, прыгают, шумят. Давайте с вами придумаем для таких разных детей шуточные названия. Пусть «шумных» зовут шустрики, а «тихих» - мямлики. Руководитель предлагает детям «разделить» сказочных героев на шустриков и мямликов. Дети вместе с педагогом обсуждают положительные стороны героев. Затем детям предлагается подумать, кто же он: шустрик или мямлик (дети анализируют свое поведение). Далее педагог предлагает детям потанцевать. Под медленную музыку они будут танцевать спокойно – как мямлики, а под быструю и веселую – как шустрики.

«Танец». Предложите ребенку потанцевать то, что он сам хочет. Одно условие: ребенок должен выразить в танце какой-либо образ. Лучше, если он придумает образ сам. При затруднении можно ребенку предло­жить следующие темы: станцуй «бабочку», «зайчика», «лошадку», «цветок», «птичку» и т. п. Важно, чтобы ребенок именно танцевал, то есть выполнял танцевальные движения, а не изображал чувства мимикой.

«Я – лев». «А сейчас давайте поиграем в игру, которая называется «Я – лев». Закройте глаза и представьте себе, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей, сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, мудрый. Он красив и свободен. Откройте глаза и по очереди представьтесь от имени льва, например: «Я – лев Андрей». Пройдите по кругу гордой, уверенной походкой».

«За что меня любит мама» Все дети сидят в кругу. Каждый ребенок по очереди говорит всем, за что его любит мама. Затем можно попросить одного из детей (желающего), чтобы он повторил, за что любит мама каждого присутствующего в группе ребенка. При затруднении другие дети могут ему помочь. После этого обсудить с детьми, приятно ли было им узнать, что все, что они сказали, другие дети запомнили. Дети обычно сами делают вывод о том, что надо внимательно относиться к окружающим и слушать их.

«Хвасталки». Дети сидят на полу в кругу. Педагог предлагает им рассказать друг другу о своих каких-либо качествах или достижениях: «Ничего, что это будет немного похоже на хвастовство. Жизнь так разнообразна, что в ней всегда то, за что мы себя можем похвалить. Чем больше людей достигают успеха, тем лучше для каждого из нас и тем легче каждому из нас добиться и своего успеха». Игру начинает педагог. Он подходит к одному из детей и рассказывает о своих успехах, передавая радость от достигнутого. Ребенок, выслушав, должен сказать: «Я рад за тебя». Затем этот ребенок идет к следующему и рассказывает ему о своем успехе. Тот в свою очередь скажет: «Я рад за тебя!». И продолжит игру.

Вопросы для анализа: Понравилась ли тебе игра? Легко ли тебе было говорить о своих успехах? Легко ли тебе было радоваться вместе с другими детьми?

«Комплименты». Стоя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, ребенок говорит: «Мне нравится в тебе…». Принимающий комплимент кивает головой и отвечает: «Спасибо, мне очень приятно!» Упражнение продолжается по кругу. После упражнения обсудить с детьми, что они чувствовали, что неожиданного они узнали о себе, понравилось ли им дарить комплименты.

«Путаница». Водящий выходит из комнаты, остальные берутся за руки и становятся в круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться, кто как может, а водящий заходит в комнату и пытается распутать всех, также, не разжимая рук.

Этап 3. Активизация деятельности детей и формирование уверенности в своих силах. Этап «Я могу. Мы можем».

Цель этапа 3 «Я могу. Мы можем» - развитие у детей чувства уверенности в себе, уверенности в собственных силах; актуализация потенциала каждого ребенка, его достоинств; развитие у детей лидерских чувств.

«Веселая зарядка». Педагог рассказывает, дети показывают. «Каждый из вас – хозяин своего тела! Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки. Или мы – упавшие на спину божьи коровки? Удастся ли перевернуться без посторонней помощи? А теперь мы - крадущиеся в зарослях тигры. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь вздохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть и полетим. Тянемся вверх как жирафы. попрыгаем как кенгуру, что бы стать такими же ловкими и сильными. А теперь мы маятники. Тяжелые бронзовые маятники в старинных часах. Покачаемся из стороны в сторону – и нам на все хватит времени. А теперь запустим самолет. крутим его пропеллер изо всей силы. Изогнемся, как лук индейца, и станем такими же упругими. Какая из ваших двух ног сегодня выше подпрыгнет – левая или правая? Побей собственный рекорд, присядь на один раз больше, чем вчера. Ты победитель! Весь день станет нашим! Впрочем, можно и не делать зарядку, а ползать целый день, как старая больная черепаха.

«Рыбаки и рыбки». Два участника – рыбки. Остальные встают парами лицом друг к другу в две линии, берут друг друга за руки – это сеть. Рыбка хочет выбраться из сети, она знает, что это опасно, но впереди ее ждет свобода. Она должна проползти на животе под сцепленными руками, которые при этом усердно задевают ее по спине, слегка постукивают по ней, щекочут. Выползая из сети, рыбка ждет свою подругу, ползущую за ней, они берутся за руки и становятся сетью. Процесс смены ролей повторяется. Движения сети должны быть в меру агрессивными.

«Цветик-семицветик». Дети рассаживаются на полу в кружок, каждому раздается серединка цветка. один ребенок садится в центр круга, другие дети по очереди говорят о нем что-то хорошее, хвалят, затем берут в руки один из лепестков (лепестки могут быть одного цвета или разноцветные) и отдают сидящему в кругу. Так у каждого ребенка, которого «похвалили», получается цветок с количеством лепестков равным числу участников группы. В центре круга должен посидеть каждый ребенок.

«Чей шар больше?». Эта игра хороша тем, что дети находятся в одинаковых условиях и победить может любой, независимо от способностей. А победа очень важна для ребенка с низкой самооценкой. Участники получают воздушные шарики и надувают их. побеждает тот, кто надует самый большой шар. у кого шар лопнет - выбывает из игры. Если же несколько детей надули одинаковые шары - предложите им одной рукой кинуть шар как можно дальше. Кто кинет дальше - тот и победитель.

Настройка «Все в твоих руках». Сядьте поудобнее. У меня есть для вас очень интересная история. Но я хочу не просто рассказать вам ее, а хочу, чтобы и вы поучаствовали в этом, если захотите. А игра такая: Я - сценарист, а вы - режиссеры, вы будете создавать каждый свой фильм. А теперь представьте, что вы сидите в уютном кинозале, перед вами большой белый экран. Я буду читать сценарий, а вы на этом экране создавать свой фильм.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между ладоней и подумал: «Спрошу-ка, я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая ? Если он скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее». Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был, действительно, очень умным человеком, сказал: «Все в твоих руках…»

«Жмурки». Водящему закрывают глаза и кто-то крутит его на месте, чтобы тот потерял ориентацию. Можно произносить скороговорку, типа: «На чем стоишь?» - «На мосту». – «Что ешь?» - «Колбасу.» - «Что пьешь?» - «Квас.» - «Ищи мышей, а не нас!». После чего все дети разбегаются и «жмурка» должна поймать кого-нибудь и на ощупь угадать, кто это. Или по голосу. Также можно играть в «жмурки» с колокольчиками - чтобы ведущий шел на их звук. Важно, чтобы роли постоянно менялись.

«Кораблик». Для игры необходимо одеяло – это корабль, красивый парусник. Дети – матросы. Один ребенок – капитан. Он должен быть в центре корабля, в момент сильной качки он должен громким голосом дать матросам команду «Бросить якорь!» или «Стоп машина!», или «Всех наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде «Буря» качка усиливается. Как только капитан громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану жмут руку и хвалят его (дети меняются).

«Мышь в мышеловке». Все дети встают в круг и плотно прижимаются друг к другу ногами, бедрами, плечами и обнимаются за пояс – это мышеловка. Водящий в кругу. Его задача – всеми возможными способами вылезти из мышеловки: отыскать дыру, уговорить кого – то раздвинуть играющих, найти другие способы действий, но выбраться из создавшийся ситуации. Если педагог замечает, что мышонок загрустил и не может выбраться, он регулирует ситуацию, например: «Давайте все вместе поможем мышонку, расслабим ножки и ручки, пожалеем его».

«Соломинка на ветру». Все дети встают в круг, вытягивают руки ладонями вперед. Выбирается «соломинка». Она встает в центр круга с завязанными или закрытыми глазами. По команде педагога: «Не отрывай ноги от пола и падай назад!», - участники игры по очереди прикасаются к плечам «соломинки» и, осторожно поддерживая, передают ее следующиму. В результате каждый страхует другого, и «соломинка» плавно покачивается по кругу. Необходимо вначале выбирать на роль «соломинки» более уверенных детей. Недоверчивые и робкие дети сначала должны побывать в роли поддерживающих.

«Зайки и слоники». «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называется «Зайки и слоники». Сначала мы с вами будем зайками-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дрожит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать маленьким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т.д. Дети показывают. «А теперь покажите, что делают зайки, когда слышат шаги человека»? Дети разбегаются по группе, прячутся и т.д. «А что делают зайки, если видят волка?» Психолог играет с детьми в течение нескольких минут. «А теперь мы с вами будем слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размеренно, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают слоны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дружат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как?» Дети показывают. «Покажите, что делают слоны, когда видят тигра?» Дети в течение нескольких минут изображают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему.

«Закончи предложение». Дети сидят в кругу. По кругу, по команде педагога дети по очереди заканчивают каждое из предложений: Я хочу… Я умею… Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.

«Паровозик». Дети встают в круг. По очереди они выступают в роли ведущего, который показывает определенные движения. Ведущий как бы паровозик, который ведет за собой вагоны, повторяющие все его движения. Дети - «вагончики» должны повторить то, что изображает ведущий, и, если он показывает не просто набор движений, а кого-нибудь человека или животное, отгадать, кого он изображает.

«Дракон». Все дети становятся в линию, держась за плечи. Первый участник – «голова», последний – «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватит «хвост», она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

«Прорыв». Дети разделяются на две равные группы. Группы образуют две окружности: наружный круг и внутренний крут. По команде педагога те, кто стоит во внутреннем круге, начинают двигаться по часовой стрелке, а те, кто находится во внешнем круге - против часовой стрелки. По сигналу - хлопку – дети останавливаются. Таким образом образовались пары, в которых - один партнер из внешнего круга, другой - из внутреннего. Задача «внешнего партнера»: используя слова, хитрость, физическую силу (в допустимых пределах) прорваться в центр. Задача «внутреннего партнера»: не пустить ни за что. Он также применяет все допустимые способы препятствия своему противнику.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.