12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Ирина315
Россия, Ярославская обл., Тутаев

Урок истории в 6 классе

Тема : Ремесло в средневековом городе.

Цели:

1)Познакомить с одним из главных занятий горожан - ремеслам.

2)Дать характеристику ремесленного производства в средние века.

3)Познакомить с видами ремесленных специальностей.

4)Дать определение понятиям мастер, подмастерье, ученик цеха.

5)Выяснить какую роль выполняли цехи.

 

Ход урока:

Цель Сегодня на уроке продолжите знакомиться со средневековым городом. Вы узнайте об одном из основных занятий горожан - ремесле.

 

Проверка Д/з:

- Вспомните тему прошлого урока.

-Как связаны между собой успехи в хозяйстве и возникновение городов? Нужно составить цепочку.

-Где возникали города? Показать значками.

-Какие города возникали в Европе в X – XI вв?

(увеличение посевных площадей, появление новых орудий труда, например, колесного плуга, появление ветряных и водяных мельниц, увеличение добычи железа, руды и т.д. )

-Почему ремесло отделилось от с/х? (невозможно заниматься ремеслом и с/х одновременно, выделялись умельцы; которые занимались только ремеслом)

-Почему ремесленники основывают города? (феодал бесплатно брал большую часть их изделий)

-Где возникали города?

-Почему именно в этих местах? (за стенами города можно было укрыться, у стен монастырей, замков, правителей можно получить заказы, на перекрестках дорог можно купить сырьё)

-Дополнительные вопросы.

-Какие города возникли в Европе в X – XI вв?

-Дополнительные вопрос.

Объясните название слова город.

Назовите главные занятия горожан.

 

Изучение н/м:

Вы назвали главное занятия горожан ремесло. И тема нашего урока

Ремесло в средневековом городе. Запись в тетради. Убегая от феодалов, ремесленники основывали города. Там они открывали мастерские по производству тех или иных изделий.

Давайте посмотрим, какой была мастерская ремесленника.

Комментированное чтение с 94 – 95 уч –к

Вопросы к прочитанному:

-Где находилась мастерская?

-Кому передавал ремесленник секреты мастерства?

Опираясь на материал уч –ка, прочитанный вами и иллюстрации на с. 95

-Какие были виды ремесленных специальностей?

Давайте дадим характеристику ремесленного производства в средние века.

-Можно ли сказать какой была по размеру мастерская? (Ремесленное производство было мелкое)

- Видите ли вы машины, сложные приспособления? ( Ремесленное производство было ручное)

-Трудится ли сам хозяин мастерской? (Ремесленное производство основано на личном труде ремесленника)

Запись в тетрадь:

Ремесленное производство было мелким ручным основанным на личном труде ремесленника.

А кто трудился в мастерской? Об этом расскажут ребята. (заранее подготовленные ученики)

1)Я – мастер, главный работник в мастерской. Я – хозяин оборудования, сырья, материалов и готовой продукции. Я выпекаю вкусный душистый хлеб, румяные кренделя, пышные, сдобные булочки. В моей мастерской имеется лавка, в которой я или мой сын продаем

хлебо - булочные изделия. Приходите, приходите купите мой хлеб, булочки, кренделя! Я самый лучший мастер на нашей улице пекарей!

2)А я – подмастерье. Я уже изучил ремесло пекаря. Я умею выпекать и хлеб, и булочки, и кренделя. Я помогаю мастеру, тружусь вместе с ним. За своюработу я получаю заработную плату. Живется мне не плохо. Живу в доме мастера, ем с ним за одним столом. Но мне хочется открыть свою пекарню и работать самостоятельно. Поэтому я откладываю деньги. Для того, чтобы стать мастером - пекарем, мне нужно сдать экзамен - на свои деньги, испечь шедевр – лучший образец работы. Я очень надеюсь, что моя судьба сбудется.

3)А я – ученик пекаря. Мой отец хотел, чтобы я, выучившись стал пекарем. Я живу в доме мастера 2 года. Еще учиться мастерству мне столько же лет. Живется мне не сладко. С раннего утра и до позднего вечера я помогаю хозяину: топлю печи, ношу воду, выполняю всю работу, что мне прикажут. Но денег я не получаю. Кормят меня тем, что остается от обеда. За малейшие провинности меня наказывают. Я давно убежал бы от хозяина, но если я это сделаю, моему отцу придется заплатить.

 

Давайте дадим определения понятиям мастер, подмастерье, ученик.

В тетрадь записывают:

Мастер – хозяин мастерской. Трудился сам.

Подмастерье – “правая рука” мастера. Работник, изучивший ремесло.

Ученик – изучал ремесло. Выполнял не сложные работы.

Чтобы изготавливать качественные, красивые изделия, привлечь как можно больше покупателей, ремесленники – мастера объединялись в союзы – цехи.

Цех – союз ремесленников 1ой специальности 1го города.

В некоторых городах, н – р в Париже в XIII в. Было около 3х сотен цехов, а в некоторых чуть больше десятка.

Каждый цех имел свой герб.(Показываю иллюстрации с

-Каким цехам принадлежат гербы?

Все мастера цеха принимали устав – правила, обязательные для всех членов цеха.

Послушайте устав лондонских пекарей и ответьте на вопрос

-Для чего нужны были эти правила?

 

Устав лондонских пекарей

1.Каждый пекарь нашего цеха должен иметь не более двух печей.

2.Каждый мастер может иметь одного подмастерья и не более двух учеников.

3.Все мастера должны начинать работу не ранее восхода солнца и заканчивать к вечерней молитве после первого удара колокола.

4.Всю муку необходимо покупать по одинаковой цене – 30 пенсов за мешок.

5.Вся мука должна быть высокого качества.

6.Устанавливается единая заработная плата для всех подмастерьев – 10 шиллингов в год.

7.Запрещается переманивать у пекарей заказчиков и покупателей, а так же подмастерьев и учеников.

8.Все изделия должны быть одинакового образца и веса.

9.Мастер, нарушивший эти правила, изгоняется из цеха.

-Какие цели преследовали цеховые правила?

(Чтобы изделия качественные были, чтобы мастера были поставлены в одинаковые условия)

-Какова роль цехов?

-Какую роль они выполняли + или - ?

Чтобы правильно ответить на вопрос, вы должны выполнить задание самостоятельно.

Прочитать текст с 97 – 98 и записать, + и – роль цехов в жизни города.

+ роль цехов

- роль цехов

Совместные праздники, помощь вдовам,

инвалидам. Охрана города. Служба

в войске.

“Вечные подмастерья”.

Не разрешали расширять мастерские,

Использовать изобретения.

Таблица

Члены цеха помогали освоить секреты профессии. Но при этом они тщательно скрывали секреты мастерства от посторонних. Цехи занимались не только про – вам.

Члены цеха вместе строили церковь в честь святого – покровителя их ремесла. Поддерживали вдов и сирот. Цехи несли обязательности перед городом. Они должны были выставлять определенное число воинов для обороны города, сторожили ворота и башни, порученные данному цеху. Но со временем цехи стали играть отрицательную роль: был труден переход из подмастерьев в мастера, появилась категория “вечных подмастерьев”, не разрешалось использовать приспособления и механизмы.

Д/з:§18 прочитать, выучить записи в тетради. Пересказ 2 пункта. По желанию придумать и нарисовать герб любого цеха.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.