Урок истории в 6 классе «Ремесло в средневековом городе»
Урок истории в 6 классе
Тема : Ремесло в средневековом городе.
Цели:
1)Познакомить с одним из главных занятий горожан - ремеслам.
2)Дать характеристику ремесленного производства в средние века.
3)Познакомить с видами ремесленных специальностей.
4)Дать определение понятиям мастер, подмастерье, ученик цеха.
5)Выяснить какую роль выполняли цехи.
Ход урока:
Цель Сегодня на уроке продолжите знакомиться со средневековым городом. Вы узнайте об одном из основных занятий горожан - ремесле.
Проверка Д/з:
- Вспомните тему прошлого урока.
-Как связаны между собой успехи в хозяйстве и возникновение городов? Нужно составить цепочку.
-Где возникали города? Показать значками.
-Какие города возникали в Европе в X – XI вв?
(увеличение посевных площадей, появление новых орудий труда, например, колесного плуга, появление ветряных и водяных мельниц, увеличение добычи железа, руды и т.д. )
-Почему ремесло отделилось от с/х? (невозможно заниматься ремеслом и с/х одновременно, выделялись умельцы; которые занимались только ремеслом)
-Почему ремесленники основывают города? (феодал бесплатно брал большую часть их изделий)
-Где возникали города?
-Почему именно в этих местах? (за стенами города можно было укрыться, у стен монастырей, замков, правителей можно получить заказы, на перекрестках дорог можно купить сырьё)
-Дополнительные вопросы.
-Какие города возникли в Европе в X – XI вв?
-Дополнительные вопрос.
Объясните название слова город.
Назовите главные занятия горожан.
Изучение н/м:
Вы назвали главное занятия горожан ремесло. И тема нашего урока
Ремесло в средневековом городе. Запись в тетради. Убегая от феодалов, ремесленники основывали города. Там они открывали мастерские по производству тех или иных изделий.
Давайте посмотрим, какой была мастерская ремесленника.
Комментированное чтение с 94 – 95 уч –к
Вопросы к прочитанному:
-Где находилась мастерская?
-Кому передавал ремесленник секреты мастерства?
Опираясь на материал уч –ка, прочитанный вами и иллюстрации на с. 95
-Какие были виды ремесленных специальностей?
Давайте дадим характеристику ремесленного производства в средние века.
-Можно ли сказать какой была по размеру мастерская? (Ремесленное производство было мелкое)
- Видите ли вы машины, сложные приспособления? ( Ремесленное производство было ручное)
-Трудится ли сам хозяин мастерской? (Ремесленное производство основано на личном труде ремесленника)
Запись в тетрадь:
Ремесленное производство было мелким ручным основанным на личном труде ремесленника.
А кто трудился в мастерской? Об этом расскажут ребята. (заранее подготовленные ученики)
1)Я – мастер, главный работник в мастерской. Я – хозяин оборудования, сырья, материалов и готовой продукции. Я выпекаю вкусный душистый хлеб, румяные кренделя, пышные, сдобные булочки. В моей мастерской имеется лавка, в которой я или мой сын продаем
хлебо - булочные изделия. Приходите, приходите купите мой хлеб, булочки, кренделя! Я самый лучший мастер на нашей улице пекарей!
2)А я – подмастерье. Я уже изучил ремесло пекаря. Я умею выпекать и хлеб, и булочки, и кренделя. Я помогаю мастеру, тружусь вместе с ним. За своюработу я получаю заработную плату. Живется мне не плохо. Живу в доме мастера, ем с ним за одним столом. Но мне хочется открыть свою пекарню и работать самостоятельно. Поэтому я откладываю деньги. Для того, чтобы стать мастером - пекарем, мне нужно сдать экзамен - на свои деньги, испечь шедевр – лучший образец работы. Я очень надеюсь, что моя судьба сбудется.
3)А я – ученик пекаря. Мой отец хотел, чтобы я, выучившись стал пекарем. Я живу в доме мастера 2 года. Еще учиться мастерству мне столько же лет. Живется мне не сладко. С раннего утра и до позднего вечера я помогаю хозяину: топлю печи, ношу воду, выполняю всю работу, что мне прикажут. Но денег я не получаю. Кормят меня тем, что остается от обеда. За малейшие провинности меня наказывают. Я давно убежал бы от хозяина, но если я это сделаю, моему отцу придется заплатить.
Давайте дадим определения понятиям мастер, подмастерье, ученик.
В тетрадь записывают:
Мастер – хозяин мастерской. Трудился сам.
Подмастерье – “правая рука” мастера. Работник, изучивший ремесло.
Ученик – изучал ремесло. Выполнял не сложные работы.
Чтобы изготавливать качественные, красивые изделия, привлечь как можно больше покупателей, ремесленники – мастера объединялись в союзы – цехи.
Цех – союз ремесленников 1ой специальности 1го города.
В некоторых городах, н – р в Париже в XIII в. Было около 3х сотен цехов, а в некоторых чуть больше десятка.
Каждый цех имел свой герб.(Показываю иллюстрации с
-Каким цехам принадлежат гербы?
Все мастера цеха принимали устав – правила, обязательные для всех членов цеха.
Послушайте устав лондонских пекарей и ответьте на вопрос
-Для чего нужны были эти правила?
Устав лондонских пекарей
1.Каждый пекарь нашего цеха должен иметь не более двух печей.
2.Каждый мастер может иметь одного подмастерья и не более двух учеников.
3.Все мастера должны начинать работу не ранее восхода солнца и заканчивать к вечерней молитве после первого удара колокола.
4.Всю муку необходимо покупать по одинаковой цене – 30 пенсов за мешок.
5.Вся мука должна быть высокого качества.
6.Устанавливается единая заработная плата для всех подмастерьев – 10 шиллингов в год.
7.Запрещается переманивать у пекарей заказчиков и покупателей, а так же подмастерьев и учеников.
8.Все изделия должны быть одинакового образца и веса.
9.Мастер, нарушивший эти правила, изгоняется из цеха.
-Какие цели преследовали цеховые правила?
(Чтобы изделия качественные были, чтобы мастера были поставлены в одинаковые условия)
-Какова роль цехов?
-Какую роль они выполняли + или - ?
Чтобы правильно ответить на вопрос, вы должны выполнить задание самостоятельно.
Прочитать текст с 97 – 98 и записать, + и – роль цехов в жизни города.
+ роль цехов |
- роль цехов |
Совместные праздники, помощь вдовам, инвалидам. Охрана города. Служба в войске. |
“Вечные подмастерья”. Не разрешали расширять мастерские, Использовать изобретения. |
Таблица
Члены цеха помогали освоить секреты профессии. Но при этом они тщательно скрывали секреты мастерства от посторонних. Цехи занимались не только про – вам.
Члены цеха вместе строили церковь в честь святого – покровителя их ремесла. Поддерживали вдов и сирот. Цехи несли обязательности перед городом. Они должны были выставлять определенное число воинов для обороны города, сторожили ворота и башни, порученные данному цеху. Но со временем цехи стали играть отрицательную роль: был труден переход из подмастерьев в мастера, появилась категория “вечных подмастерьев”, не разрешалось использовать приспособления и механизмы.
Д/з:§18 прочитать, выучить записи в тетради. Пересказ 2 пункта. По желанию придумать и нарисовать герб любого цеха.