Комбинированный урок истории в 6 классе «Средневековая деревня и её обитатели»
"Средневековая деревня и её обитатели"
Тип урока: комбинированный
Форма урока: урок, с использованием ИКТ
Цель урока: познакомить учащихся с жизнью и бытом средневековых крестьян
Задачи урока:
образовательная:
сформировать представление у учащихся о феодальных повинностях, крестьянской общине, подвести к пониманию того, что натуральное хозяйство – основа феодализма.
развивающая:
продолжить формирование навыков работы с историческими источниками, иллюстративным материалом, составления характеристики отдельных социальных групп средневекового общества, составления связного рассказа и участия в обсуждении
продолжить формирование умения составлять схемы
работа с новыми понятиями и терминами.
воспитательная:
формировать у учащихся понимание сути рыцарского поведения в средневековую эпоху и в современное время;
воспитывать уважение к крестьянскому труду
Оборудование:
-
Мультимедиа аппаратура.
Авторские презентации, созданные на базе Microsoft Office Power Point.
Раздаточный материал (Приложение 1-3).
Учебник «История средних веков» Е.В. Агибаловой, Г.М.Донского. М., 1996
Оформление доски: тема урока, план урока, новые слова (повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство), домашнее задание.
Ход урока
1. Актуализация знаний по теме: «В рыцарском замке».
Слайд №1
Тест по теме: « Рыцарь»
1.Донжон - это
А) главная башня замка
Б) холм, на котором построен замок
В) крепостная стена, окружающая замок
Г) ров, вырытый по периметру замка
2. Герольд – это
А) крупный землевладелец
Б) рыцарь, участвующий в турнире
В) глашатай на рыцарском турнире
Г) человек, который занимается геральдикой
3. Герб – это
А) отличительный знак рыцаря
Б) знак династии
В) краткое изречение
4. Что такое палица?
А) рубаха из железных колец
Б) тяжелая дубина с утолщением
В) доспехи из стальных пластин
5. Турнир – это
А) военное состязание рыцарей
Б) умение вести себя при дворе
В) военное дело
Слайд №2 ( Викторина)
1.. Главное занятие рыцаря? ( военное дело, война)
2.Перечислите развлечения рыцарей. (турниры)
3. Что такое девиз? ( краткое изречение)
4. Кого называли феодалами? (владельцы земли, передаваемая по наследству, получалось за службу)
5. Почему рыцари в турнирах боялись пыли? ( попадала пыль в горло и нос, мешала дышать, рыцарь мог задохнуться)
(Частичное выставление оценок)
Слайд 3 – работа с иллюстративным материалом – опишите, используя картинки, снаряжение и одежду рыцаря
2. Переход к изучению новой темы: «Средневековая деревня и ее обитатели» Слайд №4
Цель: познакомиться с жизнью и бытом средневекового крестьянина
Слайд №5 план урока
-
Отношение феодала с крестьянином
Крестьянская община
Жизнь и труд крестьян
Натуральное хозяйство
- что знаем о феодале? ( это владелец земли передаваемая по наследству)
- всю землю феодала называют – ВОТЧИНА
-РАБОТА ПО УЧ. С. 42
-кто работал в вотчине феодала? ( зависимые крестьяне)
-на какие части делилась вотчина ? (господская и крестьянская) слайд №6
-как использовался урожай с господской земли ( урожай поступал в амбары феодала)
-как использовался урожай с крестьянского надела? (кормилась себя и свою семью)
- кто обрабатывал господскую землю? (крестьянин)
-чем обрабатывают господскую землю? ( собственные орудия и волы)
Самостоятельная работа по уч. С. 43-44
- как складывались отношения между феодалами и крестьянами? ( надел был в вотчине феодала
Основные положения темы учащиеся могут записывать в тетрадь в виде схемы, предварительно работая с текстом учебника. По щелчку появляются отдельные фрагменты схемы. Ребята принимают участие в ее составлении, обучаясь данному умению.
Итак, мы с вами познакомились с жизнью феодалов. Они были собственниками земли: владели полями, лугами, лесами, реками и озерами. На землях феодалов жили крестьяне. Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и бытом средневековых крестьян.
План урока: (Слайд 2)
Отношения феодала с крестьянами.
Крестьянская община.
Жизнь крестьян
Натуральное хозяйство.
1. На землях свободной деревни возникает феодальная вотчина – земля феодала, передаваемая по наследству от отца к сыну. Пахотная земля в вотчине делилась на господскую и крестьянскую. (Слайд 3).
Давайте узнаем, как складывались отношения между феодалами и крестьянами.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Прочитать п.2 § 12, С.97-98.
Беседа по прочитанному материалу, запись схемы и новых понятий в тетрадь. Фрагменты схемы появляются по щелчку, чтобы ребята успевали записывать (Слайд 4).
- Что такое «повинность»? (Это принудительные обязанности за пользование крестьянами землей феодала).
- Какие повинности несли крестьяне? (Барщину и оброк)
- Что называлось барщиной? (Все работы в поместье феодала)
- Что такое оброк? (Это часть продуктов труда крестьянина, которую он отдавал своему хозяину).
Свободных крестьян к XII веку почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Одни были поземельно зависимыми, другие – лично зависимыми. (Слайд 5)
- Положение каких крестьян было наиболее тяжелым? Почему?
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника – С. 98-99.
2. Рассказ учителя о крестьянской общине в рамках учебника. (Слайд 6)
Крестьянская община
ведала хозяйственными делами: делила землю, решала, что сеять и когда убирать урожай, владела угодьями
поддерживала мир и порядок, сохраняла традиции
помогала бедным выплачивать налоги
оказывала упорное сопротивление феодалу, чтобы ограничить повинности и произвол господ
3. Работа с историческим источником. (Слайд 7).
Учащиеся получают раздаточный материал: «Из описаний владений одного монастыря». X век. Приложение 1. Карточка №3. Данное задание предполагает не только формирование умения работать с текстом, но и несет воспитательный момент.
Показывая на конкретных примерах тяжесть крестьянского труда, необходимо воспитывать в учащихся уважение к нелегкому труду сельских тружеников. Этой задаче служат и иллюстрации, сопровождающие презентацию.
4. Прочитав документ, мы с вами узнали, что все необходимое для жизни крестьян и феодалов производилось в самой вотчине: и продукты питания, и оружие, и конная сбруя, и ткани, одежда. Только за приобретением соли и железа приходилось ездить туда, где их добывали. Такой тип хозяйства, где все необходимое производилось не для продажи, а для собственного потребления, называется натуральным. Натуральное хозяйство является основой феодального общества. (Слайд 8)
3. Закрепление изученного материала на уроке.
Средневековая французская пословица гласит: «С кого раз сдерешь шкуру, того не пострижешь дважды». В чем ее смысл?
4. Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал.
Домашнее задание.
Прочитать §12.
Выучить новые слова: вотчина, повинности, барщина, оброк, натуральное хозяйство.
Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как жили крестьяне в Средние века».
Аверкиева Елена Александровна