Конспект урока по Всеобщей истории «Англия в раннее Средневековье» (6 класс)
Пояснительная записка к презентации
Англия в раннее Средневековье
PPTX / 6.99 Мб
Конспект учителя истории и обществознания
МОУ СОШ с УИОП № 18 г.о. Орехово-Зуево
Байтеряковой А.Ф.
Раздел: Всеобщая история 6 класс
Тема: Англия в раннее Средневековье
Тип занятия: изучение и освоение нового материала
Цель занятия: создать условия для ознакомления учащихся с Англией в период Средневековья.
Задачи:
1. Способствовать изучению учащимися истории народов и государств Британских островов; получению представления о роли, такой личности, как Альфред Великий.
2. Стимулировать способность учащихся анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
3. Способствовать воспитанию нравственных, эстетических, трудовых, и др. качеств личности, а также коммуникативных способностей.
Методическое оснащение занятия: учебник «Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс». - Учеб. для общеобразоват. организаций / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской; под ред. А.А. Сванидзе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 288 с.: ил., карт.; проектор; мультимедийная презентация.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый метод.
Форма организации учебного процесса: индивидуальная, парная, фронтальная.
Форма организации деятельности детей: беседа, рассказ, опрос, работа с текстом, картой и словарем, составление таблицы.
Ход урока
I. Организационный момент (3 мин.):
- приветствие: Добрый день.
- проверка явки обучающихся: Давайте проверим, все ли присутствуют на уроке?
(учитель отмечает присутствующих/отсутствующих);
- проверка готовности обучающихся к занятию: Проверьте наличие учебников, тетрадей, ручек на парте;
- настрой обучающихся на работу: Повторяем домашнее задание.
II. Проверка домашнего задания (10 мин.)
Учитель: На прошлом уроке мы с вами познакомились с информацией о феодальной раздробленности Западной Европы в IX-XI веках. И сегодня узнаем, как хорошо вы усвоили материал домашнего задания. Сейчас нам предстоит провести мини-экзамен. В качестве проверяющих будете вы сами.
Наш параграф мы разобьем на четыре части:
1. Нет войны без пожаров и крови; сеньоры и вассалы (первый ученик)
2. Феодальная лестница (второй ученик)
3. Слабость королевской власти (третий ученик)
4. Образование Священной Римской империи (четвертый ученик).
По желанию к доске выйдет один из вас и ответит на вопросы класса. По очереди к доске выйдут четыре человека. И каждый будет отвечать на вопросы одной из заданных тем. Если отвечающий не сможет ответить на вопрос или его ответ будет не полным, то тот, кто задает вопрос, должен будет ответить или добавить, что обязательно будет оцениваться.
Ответственным за подсчет набранных баллов мы назначим… (учитель называет фамилию одного из учеников, того, кто будет фиксировать фамилии задающих вопросы, их ответы и дополнения, при этом участие в опросе самого ученика приветствуется. Для того, чтобы облегчить работу фиксирующего результаты, учитель заранее готовит список учеников данного класса).
Действия учащихся: в доске выходит первый ученик, отвечает на вопросы по теме «Нет войны без пожаров и крови; сеньоры и вассалы; остальные учащиеся – задают вопросы, отвечают, дополняют и т.д.
Подведение итогов: тот ученик, который фиксировал результаты, озвучивает набранные баллы и передает список учителю, для того, чтобы тот, по завершению урока, мог выставить оценки за работу).
III. Мотивационно-целевой этап (1 мин.)
Учитель: На прошлых уроках мы с вами узнали о том, как появилась и развивалась Франкская империя, о ее разделе на несколько королевств: Францию, Германию, Италию. А сегодня мы с вами поговорим о том, как развивались другие государства на территории Британских островов. Давайте вспомним с вами расположение Британских островов, для этого поработаем с картой учебника на стр. 13.
Учащиеся работают с картой.
IV. Актуализация знаний (2 мин.)
Учитель: Давайте вспомним, какие германские племена заселили Британские острова?
Учащиеся: Англы и саксы.
Учитель: Наш урок посвящен изучению Англии на раннем этапе ее развития. Давайте подумаем, о чем мы сегодня будем говорить?
Ответы учащихся.
V. Формулирование проблемных вопросов урока (1 мин.)
1) Почему викинги, оставляя родные края, отправлялись в далекие походы в чужие земли?
2) Почему норманны в течение долгого времени могли держать в страхе народы Европы?
Вот на эти вопросы вам и предстоит ответить в конце урока.
VI. Изучение нового материала (22 мин.)
План урока:
1. Легенда и быль в истории Англии
2. Кто такие норманны
3. «Боже, избави нас от ярости норманнов!»
4. Борьба англосаксов с норманнами
5. Государства норманнов
1. Легенда и быль в истории Англии
Учитель: (Слайд 3) В Средние века были широко известны сказания о короле английском Артуре и его рыцарях Круглого стола. В этих сказаниях Артур и рыцари борются с колдунами-чародеями, великанами и разными чудовищами.
В настоящее время историки считают, что Артур не был королем, он был вождем одного из древних народов острова.
(Слайд 4) На слайде представлен ребус, решить который вы сможете, показав взаимосвязи между этими понятиями: бритты, саксы, англы, Артур, Британия, Бретань. Для того, чтобы решить задание, вам нужно изучить текст на стр. 40 и на его основании соединить правильно понятия. У нас шесть понятий, значит, шесть учеников по очереди будут называть одну из звеньев цепи.
Учащиеся:
(Слайд 5)
1. Бритты – древние жители острова, были кельтами, которые давно, еще до Римской империи, пришли на остров из Галлии.
2. Британия – острова, где жили бритты и дали им свое имя.
3. Артур – вождь бриттов, который возглавил сопротивление против вторжения в Британию германцев.
4,5. Англы и саксы – германские племена, которые вторглись на территорию Британских островов и захватили их.
6. Бретань – полуостров на севере Галлии, куда вернулась часть бриттов после двухсотлетней борьбы с англами и саксами и дала свое имя полуострову (см. карту на стр. 13).
Работа в тетради: Теперь вам нужно будет кратко записать значения понятий, которые мы с вами обсудили.
Учитель: После завоевания Британских островов, англы и саксы образовали семь королевств англосаксов. Работая с картой учебника на стр. 41, назовите и запишите названия этих государств и дату их образования.
Учащиеся: Англосаксонские государства, образованные в VII в.: Уэссекс, Суссекс, Кент, Эссекс, Восточная Англия, Мерсия, Нортумбрия.
Учитель: Обратите внимание снова на эту карту, что означает фигура в виде овала в легенде карты?
Учащиеся: Земли, завоеванные норманнами в Англии в IX в.
2. Кто такие норманны
Запись
- (Слайд 6) Норманны (люди севера) – северные германцы: норвежцы, шведы, датчане начали совершать нападения на Британию с 793 года.
- (Слайд 7) Норманны населяли Скандинавский и Ютландский полуостров, острова Северного моря и западной Балтики.
Учитель объясняет по карте географические понятия, записанные детьми в тетради.
Учитель: Работая с учебником на стр. 41 – 42, ответьте на вопрос: «Кто такие викинги?»
Учащиеся: Викинги – это норманны, участвовавшие в походах. Викинги выступали то как грабители, то как торговцы добычей, то как наемные воины, завоеватели, переселенцы.
Учитель: Запишите определение слова «викинг»
Работа с иллюстрацией на стр. 43 «Викинги в морском походе»:
1) Опишите корабли викингов.
2) Что давало им возможность внезапно нападать на поселения европейцев?
3. «Боже, избави нас от ярости норманнов!»
Учитель: Норманны совершали походы в Западную и Восточную Европы. Норманны дошли и до территории нашей страны. Здесь их называли варягами.
Запись
(Слайд 8) Один из норманнов – Рюрик стал правителем Древней Руси и основателем династии Рюриковичей, которая правила с IX по XVI в.
4. Борьба англосаксов с норманнами
Учитель: (Слайд 9) Выходцы из Скандинавии массами переселялись в Ирландию и Восточную Англию. Датчанам удалось захватить значительную часть Англии вместе с городом Лондоном и закрепиться там.
(Слайд 10) Возглавил борьбу англосаксов против датчан король одного из государств Альфред, которого позже назвали Великим.
Учитель: Теперь ваша задача заключается в том, чтобы ответить на вопрос «Почему король Альфред получил прозвище Великий?» Для этого вам нужно будет изучить текст п.4 (стр. 43-44).
Ответы учащихся:
1) Возглавил борьбу англосаксов против датчан.
2) Он был образованным человеком и приглашал в Англию ученых монахов из других стран Европы.
3) По его указанию был составлен первый общеанглийский сборник законов.
4) Наряду с ополчением из крестьян, Альфред создал конное войско.
5) Для обороны от датчан он сооружал крепости, строил морской флот, чтобы защитить от врагов побережье.
6) Ему удалось отбросить датчан за реку Темзу, освободить Лондон.
Учитель: Благодаря борьбе Альфреда Великого его преемники подчинили местных датчан и объединили Англию в единое государство. Но англичане еще многие годы выплачивали норманнам дань золотом и серебром. Эту дань называли датскими деньгами.
5. Государства норманнов
Учитель: (Слайд 11) Норманны стали основателями многих государств. И для того, чтобы узнать об этих государствах, вам нужно будет, изучив п.5 параграфа (стр. 44-45), заполнить таблицу «Государства норманнов».
Название государства |
Дата образования |
Территория |
Дания, Швеция, Норвегия |
IX-XI вв. |
Скандинавские страны |
герцогство Нормандия |
X в. |
север Франции |
Сицилийское королевство |
XII в. |
южная часть Италии и Сицилии |
V. Рефлексия (2 мин.)
Учитель: А теперь давайте вспомним вопросы, которые были заданы в самом начале урока и посмотрим, сможете ли вы на них ответить.
Вопросы:
1) Почему викинги, оставляя родные края, отправлялись в далекие походы в чужие земли?
2) Почему норманны в течение долгого времени могли держать в страхе народы Европы?
3) Какой материал был трудным, непонятным?
4) Что нового вы узнали?
5) Понравился ли вам урок?
VI. Подведение итогов (2 мин.)
Учитель озвучивает оценки учащимся за работу на уроке.
VII. Домашнее задание (2 мин.): параграф № 5, ответы на вопросы рубрики «Проверьте себя» на стр. 45. По желанию выполнить одно из заданий рубрики «Подумайте» на стр. 45.
Елена Владимировна
Байтерякова Альбина Фаритовна