Конспект занятия по математике «Решение систем линейных уравнений»

0
0
Материал опубликован 19 April 2023 в группе

М Е Т О Д И Ч Е С К А Я К А Р Т А

Зt1681885963aa.gif А Н Я Т И Я №__7__

Дисциплина Математика

Тема: Решение систем линейных уравнений.

Цель: Показать применение определителей, метода Гаусса, Крамера и закрепить умения и навыки при решении упражнений. Развивать логическое мышление, способность к абстрагированию, анализу. Воспитывать самостоятельность и активность обучающихся.

Вид занятия: практическое занятие

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы).

Х О Д З А Н Я Т И Я

Элементы заданий, учебные вопросы

Приложения, изменения и замечания

1

2

3

І

Организационные вопросы:



(приветствие, отметка отсутствующих)


II

Проверка домашнего задания



Проверка наличия выполненных заданий


III

Подготовка к восприятию нового материала



(Сообщение темы, цели, эпиграфа занятия. Актуализация. Решение у доски системы линейных уравнений матричным столбом.)


IV

Изучение нового материала



План


4.1

Решение систем двух уравнений с помощью определителей.


4.2

Решение системы трех уравнений с помощью определителей (метод Крамера).


4.3

Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.


V

Закрепление материала.



(решение упражнений)


5.1

Решение системы уравнений методом Гаусса (работа одного студента у доски, остальные самостоятельно в тетрадях)- 2 системы.

Во время решения второй системы 3 студента выполняют задания на карточках.


5.2

Работа в группах (решение системы линейных уравнений двумя способами – методом Крамера, Гаусса) в виде игры «Заморочки из бочки»


VІ

Подведение итогов занятия (рефлексия, анализ работы студентов и мотивация выставленных оценок)


VІІ

Домашнее задание: задания № 1-2 в тетрадях



Подпись преподавателя: _________Т.Н.Пащенко

Тема: Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.

Вид занятия: практическое занятие

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы).


Ход занятия:

І Организационные вопросы:

(приветствие, отметка отсутствующих)

II Проверка домашнего задания

Проверка наличия выполненных заданий

III Подготовка к восприятию нового материала

(Сообщение темы, цели, эпиграфа занятия. Актуализация.

Решение у доски системы линейных уравнений матричным столбом.)

Эпиграф

Приобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала ее не познать.

Леонардо да Винчи.

Актуализация. 
Мы продолжаем рассматривать системы линейных уравнений.

Сначала немного систематизируем знания о системах линейных уравнений.

Фронтальный опрос:

Сколько решений может иметь система линейных уравнений?

Предполагаемый ответ учащихся:

Система линейных уравнений может:

1) Иметь единственное решение.
2) Иметь бесконечно много решений.
3) Не иметь решений (быть
 несовместной).

Какие методы решения систем линейных уравнений вы знаете?

Предполагаемый ответ учащихся:




Метод подстановки, сложения, графический метод, матричный метод.


t1681885963ab.gif


Ответ: t1681885963ac.gif


IV Изучение нового материала

4.1 Решение систем двух уравнений с помощью определителей.

Условимся под символом

t1681885963ad.gif

понимать выражение

t1681885963ae.gif


Примеры:


t1681885963af.gif


t1681885963ag.gif


t1681885963ah.gif


t1681885963ai.gif


t1681885963aj.gif


t1681885963ak.gif


Символ

t1681885963ad.gif

называется определителем 2-го порядка.


Числа t1681885963al.gifназывается элементами определителя.


Решим системы


t1681885963am.gif



t1681885963an.gif

Знаменатель каждой из написанных дробей есть определитель t1681885963ao.gif ,

составленный из коэффициентов t1681885963ap.gif , при неизвестных x и y. Этот определитель называется главным определителем системы уравнений.


Пример:


t1681885963aq.gif


t1681885963ar.gif


t1681885963as.gif


Ответ: t1681885963at.gif


4.2 Решение системы трех уравнений с помощью определителей (метод Крамера).

Символ

t1681885963au.gif


называется определителем 3-го порядка.


Числа t1681885963av.gif называются элементами определителя.

t1681885963aw.gif

Если решить систему


t1681885963ax.gif


то можно убедиться в справедливости следующих формул:


t1681885963ay.gif


определитель, стоящий в знаменателях, называется главным определителем системы.


Формулы Крамера:


Имея систему


t1681885963az.gif


получим

t1681885963ba.gif


После этого дело сведется к решению такой, например, системы двух уравнений с двумя неизвестными:

t1681885963bb.gif

Решив эту последнюю систему, найдем единственное решение данной системы с тремя неизвестными в следующем виде:

t1681885963bc.gif

4.3 Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.

Метод Гаусса – наиболее мощный и универсальный инструмент для нахождения решения любой системы линейных уравнений.

Известный немецкий математик Иоганн Карл Фридрих Гаусс еще при жизни получил признание величайшего математика всех времен, гения и даже прозвище «короля математики». А всё гениальное, как известно – просто!

Метод Гаусса - метод последовательного исключения неизвестных.

Напомню, что к элементарным преобразованиям системы относятся следующие:

1) Перемена местами двух уравнений в системе;

2) Умножение какого - либо уравнения системы на действительное число, не равное нулю.

3) Прибавление к одному уравнению другого уравнения, умноженного на произвольное число, не равное нулю.

На практике более удобным оказывается применение метода Гаусса не, собственно, к самой системе линейных уравнений, а к ее расширенной матрице. Когда расширенная матрица будет приведена к треугольному виду, на этом цепь элементарных преобразований над матрицей завершается.

t1681885963bd.png

Решим эту систему методом Гаусса. Запишем расширенную матрицу:(решает студент у доски с полным объяснением, опережающее обучение)

t1681885963be.png t1681885963bf.pngt1681885963bg.png


t1681885963bh.pngt1681885963bi.png, получилиt1681885963bj.png



В результате решения системы получили, что х1=1, х2=2, х3=2, х4=3. 


V. Закрепление материала.

(решение упражнений)

5.1 Решение системы уравнений методом Гаусса (работа одного студента у доски, остальные самостоятельно в тетрадях)- 2 системы.

t1681885963bk.gif

t1681885963bl.png


Во время решения второй системы 3 студента выполняют задания на карточках.


Карточка № 1


Дана система линейных уравнений. Решить с помощью определителей.


t1681885963ab.gif


Ответ: t1681885963ac.gif



Карточка № 2


Дана система линейных уравнений. Решить с помощью определителей.


t1681885963bm.gif


Ответ: t1681885963bn.gif



Карточка № 3


Дана система линейных уравнений. Решить с помощью определителей.


t1681885963bo.gif


Ответ: t1681885963bp.gif


5.2 Работа в группах (решение системы линейных уравнений двумя способами – методом Крамера, Гаусса)в виде игры «Заморочки из бочки»


I группа


t1681885963bq.pngОтвет: (3,2,1)


II группа

t1681885963br.png Ответ:(0;2;-3)


III группа

t1681885963bs.pngОтвет: (11;-2;-3)


VІ. Подведение итогов занятия (рефлексия, анализ работы студентов и мотивация выставленных оценок)


Рефлексия. 
Выбери вариант соответствующий твоим ощущениям после сегодняшнего занятия. 
1. Я все знаю, понял и могу объяснить другим! 
2. Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому.
 
3. Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу.
 
4. У меня остались некоторые вопросы.
 


VІІ. Домашнее задание: задания № 1-2 в тетрадях

Решить системы уравнений методом Гаусса:

t1681885963bt.png

Ответ: бесконечное множество решений.

t1681885963bu.png

t1681885963bv.png.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.