Конспект занятия по математике «Решение систем линейных уравнений»
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я К А Р Т А
З А Н Я Т И Я №__7__
Дисциплина Математика
Тема: Решение систем линейных уравнений.
Цель: Показать применение определителей, метода Гаусса, Крамера и закрепить умения и навыки при решении упражнений. Развивать логическое мышление, способность к абстрагированию, анализу. Воспитывать самостоятельность и активность обучающихся.
Вид занятия: практическое занятие
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы).
Х О Д З А Н Я Т И Я
№ | Элементы заданий, учебные вопросы | Приложения, изменения и замечания |
1 | 2 | 3 |
І | Организационные вопросы: | |
| (приветствие, отметка отсутствующих) | |
II | Проверка домашнего задания | |
| Проверка наличия выполненных заданий | |
III | Подготовка к восприятию нового материала | |
| (Сообщение темы, цели, эпиграфа занятия. Актуализация. Решение у доски системы линейных уравнений матричным столбом.) | |
IV | Изучение нового материала | |
| План | |
4.1 | Решение систем двух уравнений с помощью определителей. | |
4.2 | Решение системы трех уравнений с помощью определителей (метод Крамера). | |
4.3 | Решение систем линейных уравнений методом Гаусса. | |
V | Закрепление материала. | |
| (решение упражнений) | |
5.1 | Решение системы уравнений методом Гаусса (работа одного студента у доски, остальные самостоятельно в тетрадях)- 2 системы. Во время решения второй системы 3 студента выполняют задания на карточках. | |
5.2 | Работа в группах (решение системы линейных уравнений двумя способами – методом Крамера, Гаусса) в виде игры «Заморочки из бочки» | |
VІ | Подведение итогов занятия (рефлексия, анализ работы студентов и мотивация выставленных оценок) | |
VІІ | Домашнее задание: задания № 1-2 в тетрадях | |
Подпись преподавателя: _________Т.Н.Пащенко
Тема: Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.
Вид занятия: практическое занятие
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, раздаточный материал (карточки для индивидуальной работы).
Ход занятия:
І Организационные вопросы:
(приветствие, отметка отсутствующих)
II Проверка домашнего задания
Проверка наличия выполненных заданий
III Подготовка к восприятию нового материала
(Сообщение темы, цели, эпиграфа занятия. Актуализация.
Решение у доски системы линейных уравнений матричным столбом.)
ЭпиграфПриобретение любого познания всегда полезно для ума, ибо он сможет впоследствии отвергнуть бесполезное и сохранить хорошее. Ведь ни одну вещь нельзя ни любить, ни ненавидеть, если сначала ее не познать.
Леонардо да Винчи.
Актуализация.
Мы продолжаем рассматривать системы линейных уравнений.
Сначала немного систематизируем знания о системах линейных уравнений.
Фронтальный опрос:
Сколько решений может иметь система линейных уравнений?
Предполагаемый ответ учащихся:
Система линейных уравнений может:
1) Иметь единственное решение.
2) Иметь бесконечно много решений.
3) Не иметь решений (быть несовместной).
Какие методы решения систем линейных уравнений вы знаете?
Предполагаемый ответ учащихся:
Метод подстановки, сложения, графический метод, матричный метод.
Ответ:
IV Изучение нового материала
4.1 Решение систем двух уравнений с помощью определителей.
Условимся под символом
понимать выражение
Примеры:
Символ
называется определителем 2-го порядка.
Числа называется элементами определителя.
Решим системы
Знаменатель каждой из написанных дробей есть определитель ,
составленный из коэффициентов , при неизвестных x и y. Этот определитель называется главным определителем системы уравнений.
Пример:
Ответ:
4.2 Решение системы трех уравнений с помощью определителей (метод Крамера).
Символ
называется определителем 3-го порядка.
Числа называются элементами определителя.
Если решить систему
то можно убедиться в справедливости следующих формул:
определитель, стоящий в знаменателях, называется главным определителем системы.
Формулы Крамера:
Имея систему
получим
После этого дело сведется к решению такой, например, системы двух уравнений с двумя неизвестными:
Решив эту последнюю систему, найдем единственное решение данной системы с тремя неизвестными в следующем виде:
4.3 Решение систем линейных уравнений методом Гаусса.
Метод Гаусса – наиболее мощный и универсальный инструмент для нахождения решения любой системы линейных уравнений.
Известный немецкий математик Иоганн Карл Фридрих Гаусс еще при жизни получил признание величайшего математика всех времен, гения и даже прозвище «короля математики». А всё гениальное, как известно – просто!
Метод Гаусса - метод последовательного исключения неизвестных.
Напомню, что к элементарным преобразованиям системы относятся следующие:
1) Перемена местами двух уравнений в системе;
2) Умножение какого - либо уравнения системы на действительное число, не равное нулю.
3) Прибавление к одному уравнению другого уравнения, умноженного на произвольное число, не равное нулю.
На практике более удобным оказывается применение метода Гаусса не, собственно, к самой системе линейных уравнений, а к ее расширенной матрице. Когда расширенная матрица будет приведена к треугольному виду, на этом цепь элементарных преобразований над матрицей завершается.
Решим эту систему методом Гаусса. Запишем расширенную матрицу:(решает студент у доски с полным объяснением, опережающее обучение)
↔ ↔ ↔
↔, получили
В результате решения системы получили, что х1=1, х2=2, х3=2, х4=3.
V. Закрепление материала.
(решение упражнений)
5.1 Решение системы уравнений методом Гаусса (работа одного студента у доски, остальные самостоятельно в тетрадях)- 2 системы.
Во время решения второй системы 3 студента выполняют задания на карточках.
Карточка № 1
Дана система линейных уравнений. Решить с помощью определителей.
Ответ:
Карточка № 2
Дана система линейных уравнений. Решить с помощью определителей.
Ответ:
Карточка № 3
Дана система линейных уравнений. Решить с помощью определителей.
Ответ:
5.2 Работа в группах (решение системы линейных уравнений двумя способами – методом Крамера, Гаусса)в виде игры «Заморочки из бочки»
I группа
Ответ: (3,2,1)
II группа
Ответ:(0;2;-3)
III группа
Ответ: (11;-2;-3)
VІ. Подведение итогов занятия (рефлексия, анализ работы студентов и мотивация выставленных оценок)
Рефлексия.
Выбери вариант соответствующий твоим ощущениям после сегодняшнего занятия.
1. Я все знаю, понял и могу объяснить другим!
2. Я все знаю, понял, но не уверен, что смогу объяснить другому.
3. Я сам знаю, понял, но объяснить другому не смогу.
4. У меня остались некоторые вопросы.
VІІ. Домашнее задание: задания № 1-2 в тетрадях
Решить системы уравнений методом Гаусса:
Ответ: бесконечное множество решений.
.