Урок «Решение задач на разностное сравнение» (Математика, 1 класс)
МБОУ СОШ № 112 г.о. Самара
1 класс
Математика
Тема урока: «Решение задач на разностное сравнение».
УМК «Школа России»
Конкурс всероссийского уровня
на лучшую методическую разработку
«Современный урок в начальной школе
Урок составила: учитель начальных классов Симонова И.А.
Тема урока: Решение задач на разностное сравнение. |
Тип урока: Изучение нового материала. |
||||
Задачи: - в ходе практической работы и наблюдений учить решать задачи на разностное сравнение, приёмы сложения и вычитания - закреплять состав чисел. |
|||||
Планируемые результаты. |
|||||
Предметные: в результате практических действий и наблюдений решать задачи на разностное сравнение, анализировать действия при решении задач данного вида, использовать знаково-символические средства; выполнять задания в тетради |
Метапредметные: понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя; планировать деятельность на уроке под руководством учителя; сравнивать группы предметов; искать разные способы решения задач; работать в паре и оценивать себя и товарища под руководством учителя; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения. |
Личностные: проявлять интерес к математике; осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками; проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий. |
|||
Ресурсы урока: Для учителя: Рабочая программа С.И.Волкова «Математика. Устные упражнения. Пособия для учителя»
|
Для учащихся: Учебник «Математика», часть 2 с. 10-11 Раздаточный материал Сигналики цифры кластер и части задач |
||||
Ход урока |
|||||
Организационный момент. Психологический настрой. |
|||||
- Давайте ребята поприветствуем, друг друга улыбкой, а я желаю вам на уроке не скучать, думать, спорить, не молчать, Запомните все, что без точного счёта Не сдвинется с места любая работа! - Дети, вы готовы к уроку? Посмотрите, а цифры? |
|||||
Актуализация необходимых знаний. |
|||||
Цифры расположены в беспорядке на доске. Какое задание вы можете предложить ученикам. - Расположите цифры в порядке возрастания (уменьшения): 6, 1, 8, 3, 5, 4, 0, 10 -Что вы заметили, все числа на месте? 2, 7, 9. А какое задание можно сейчас придумать. (С этими числами составить равенства и неравенства.) На доске я записала задания. 3+4 *7 9 * 10-2 7 * 10-3 8-3 * 4 6 * 2=8 8 * 3=5 9 * 2 * 3=4 4 * 3 * 2=5
Какое задание я вам могу предложить? Выберите, кто их будет выполнять. Пока они выполняют у доски, мы с вами сидеть не будем, а тоже поработаем. 1. Начните с числа 1 и называйте числа, присчитывая по 2, по 3 до 10. 2. Начните с 9 и называйте числа, отсчитывая по 3. 3. Число 5 увеличили на 2 и результат еще увеличили на 2. Какое число получилось? 4. Число 9 уменьшили на 3 и результат уменьшили на 1. Какое число получилось? 5. У меня 4 мешка. Сколько яблок в 1 мешке? (5) Во втором мешке столько же? Что это слово обозначает? В третьем на 3 яблока больше, чем во 2 мешке (8). В четвертом на 4 яблока меньше, чем в 1 мешке (1). |
Выдвигают предположения, придумывают задания. Выполняют их в тетради. Работают у доски. Рассматривают, предлагают свои задания и выбирают учеников, которые будут их выполнять. Устно, не говоря, показывая числа, отвечают на вопросы. |
||||
Мотивация познавательной деятельности. |
|||||
- Разгадайте ребус и узнаете, чем мы сегодня будем заниматься. - Из каких частей состоит задача? - Поработайте в паре, вспомните и запишите название частей задачи в кластер. Детям предлагается пустой кластер и текст задачи. В цирке на арене выступали 6 собачек и 4 кошки. Сколько животных выступало на арене цирка? 6+4=10(ж) Ответ: 10 животных. - Предлагаю вам прочитать тему урока на стр. 10. Уже догадались, какие задачи будем решать? Предлагается совместить слова ЗАДАЧА и на сколько больше и на сколько меньше? и предложить тему урока. Зачитываем тему и цель в учебнике. - Правильно, тема сегодняшнего урока: «Решение задач на разностное сравнение чисел». Мы будем закреплять навыки сложения и вычитания изученных видов, знания состава чисел, закреплять умение решать задачи |
Заполняют кластер. Анализируют задачу и соединяют с частями задачи. Делают вывод и соотносят с целью, которая дается в учебнике. |
||||
Организация познавательной деятельности. |
|||||
- Дети, КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ мы умеем ВЫПОЛНЯТЬ с числами? прибавлять и отнимать, решать с ними задачи, а сравнивать умеем? - Кто получил больше звёздочек мальчики или девочки? (дети выходят к доске и показывают свои результаты) - Как узнали? Как ответить, не считая количество? (составляем пары мальчик и девочка) - На сколько больше девочек получили звёздочки, чем мальчики? - Как это доказать? - Вы правы: оказалась без пары одна девочка. -У меня проблема. Вы можете сказать, на сколько больше или меньше учеников в нашем классе, чем в соседнем. Но составлять пары не всегда удобно. - Какое задание вы должны были выполнить? (Должны были определить, на сколько предметов в одной группе больше, чем в другой) − Почему возникло затруднение? (У нас нет правила, как с помощью арифметических действий узнать, на сколько предметов в одной группе больше или меньше.) - Значит надо придумать другой способ сравнения чисел, для которого не требуется рисунок. - Вы готовы мне помочь в этом? - А помогать друг другу на уроке это хорошо или плохо? Вернемся к нашим мальчикам и девочкам. Сколько было мальчиков, девочек. Как можно записать, на сколько больше ......, чем ..... . (7-5=2). А можно ли из 5 – 7? Какое новое открытие мы с вами сделали: - чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего вычесть меньшее. |
Объясняют, совершают действия с парами, комментируют. Выдвигают предположения. Сравнивают, делают вывод. Анализируют задание, проверяют, делают выводы. Формулируют правило разностного сравнения чисел. |
||||
Физминутка |
|||||
Играем в игру: «Светофор». Красный цвет – стоим, зеленый – идем, желтый – сидим. |
Действуют по правилу, под руководством учителя. |
||||
Проверка знаний. |
|||||
- А сейчас применим полученные знания на практике. - Предлагаю решить задачу №2 стр.10:прочитать, выделить условие, вопрос. Организую предметную деятельность со счетным материалом. Читаем задачу № 5 стр 11. Читаем, выполняем рисунок и решение в тетради. - №4 стр 10. А как сравнить отрезки? Сравниваем и записываем в тетрадь. |
Совершают предметные действия со счетным материалом, комментируют. Действуют по алгоритму под руководством учителя. |
||||
Рефлексия. |
|||||
-Какова была тема урока. Цель урока? Достигли ли мы цели? Получилось ли вам весь урок быть внимательным и самостоятельным? Что помогло? Что мешало? Рефлексия Кто сегодня доволен своей работой на уроке возьмите из копилочки одну «волшебную звёздочку». Пусть с каждым днём всё больше и больше звёздочек загорается на вашем пути к знаниям. |
Анализируют свою работу. |