Урок «Решение задач на разностное сравнение» (Математика, 1 класс)

4
0
Материал опубликован 12 February 2018 в группе

МБОУ СОШ № 112 г.о. Самара

1 класс

Математика

Тема урока: «Решение задач на разностное сравнение».

УМК «Школа России»

 

Конкурс всероссийского уровня

на лучшую методическую разработку

«Современный урок в начальной школе


 

Урок составила: учитель начальных классов Симонова И.А.

Тема урока: Решение задач на разностное сравнение.

Тип урока: Изучение нового материала.

Задачи:

- в ходе практической работы и наблюдений учить решать задачи на разностное сравнение, приёмы сложения и вычитания

- закреплять состав чисел.

Планируемые результаты.

Предметные:

в результате практических действий и наблюдений решать задачи на разностное сравнение, анализировать действия при решении задач данного вида, использовать знаково-символические средства;

выполнять задания в тетради

Метапредметные:

понимать и принимать учебную задачу, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

планировать деятельность на уроке под руководством учителя;

сравнивать группы предметов;

искать разные способы решения задач;

работать в паре и оценивать себя и товарища под руководством учителя;

выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения.

Личностные:

проявлять интерес к математике;

осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке и взаимодействия с учителем и одноклассниками;

проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.

 

Ресурсы урока:

Для учителя:

Рабочая программа

С.И.Волкова «Математика. Устные упражнения. Пособия для учителя»

 

Для учащихся:

Учебник «Математика», часть 2 с. 10-11

Раздаточный материал

Сигналики

цифры

кластер и части задач

Ход урока

Организационный момент. Психологический настрой.

- Давайте ребята поприветствуем, друг друга улыбкой, а я желаю вам

на уроке не скучать,

думать, спорить, не молчать,

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа!

- Дети, вы готовы к уроку? Посмотрите, а цифры?

 

Актуализация необходимых знаний.

Цифры расположены в беспорядке на доске. Какое задание вы можете предложить ученикам.

- Расположите цифры в порядке возрастания (уменьшения): 6, 1, 8, 3, 5, 4, 0, 10

-Что вы заметили, все числа на месте? 2,  7, 9. А какое задание можно сейчас придумать. (С этими числами составить равенства и неравенства.)

На доске я записала задания.

3+4 *7 9 * 10-2 7 * 10-3 8-3 * 4

6 * 2=8 8 * 3=5 9 * 2 * 3=4 4 * 3 * 2=5

 

Какое задание я вам могу предложить? Выберите, кто их будет выполнять.

Пока они выполняют у доски, мы с вами сидеть не будем, а тоже поработаем.

1. Начните с числа 1 и называйте числа, присчитывая по 2, по 3 до 10.

2. Начните с 9 и называйте числа, отсчитывая по 3.

3. Число 5 увеличили на 2 и результат еще увеличили на 2. Какое число получилось?

4. Число 9 уменьшили на 3 и результат уменьшили на 1. Какое число получилось?

5. У меня 4 мешка. Сколько яблок в 1 мешке? (5)

Во втором мешке столько же? Что это слово обозначает? В третьем на 3 яблока больше, чем во 2 мешке (8). В четвертом на 4 яблока меньше, чем в 1 мешке (1).

Выдвигают предположения, придумывают задания.

Выполняют их в тетради.

Работают у доски.

Рассматривают, предлагают свои задания и выбирают учеников, которые будут их выполнять.

Устно, не говоря, показывая числа, отвечают на вопросы.

Мотивация познавательной деятельности.

- Разгадайте ребус и узнаете, чем мы сегодня будем заниматься.

- Из каких частей состоит задача?

- Поработайте в паре, вспомните и запишите название частей задачи в кластер.

Детям предлагается пустой кластер и текст задачи.

В цирке на арене выступали 6 собачек и 4 кошки.

Сколько животных выступало на арене цирка?

6+4=10(ж) Ответ: 10 животных.

- Предлагаю вам прочитать тему урока на стр. 10. Уже догадались, какие задачи будем решать?

Предлагается совместить слова ЗАДАЧА и на сколько больше и на сколько меньше? и предложить тему урока. Зачитываем тему и цель в учебнике.

- Правильно, тема сегодняшнего урока: «Решение задач на разностное сравнение чисел». Мы будем закреплять навыки сложения и вычитания изученных видов, знания состава чисел, закреплять умение решать задачи

Заполняют кластер. Анализируют задачу и соединяют с частями задачи.

Делают вывод и соотносят с целью, которая дается в учебнике.

Организация познавательной деятельности.

- Дети, КАКИЕ ДЕЙСТВИЯ мы умеем ВЫПОЛНЯТЬ  с числами? прибавлять и отнимать, решать с ними задачи, а сравнивать умеем?

- Кто получил больше звёздочек мальчики или девочки? (дети выходят к доске и показывают свои результаты)

- Как узнали? Как ответить, не считая количество? (составляем пары мальчик и девочка)

- На сколько больше девочек получили звёздочки, чем мальчики?

- Как это доказать?

- Вы правы: оказалась без пары одна девочка.

-У меня проблема. Вы можете сказать, на сколько больше или меньше учеников в нашем классе, чем в соседнем. Но составлять пары не всегда удобно.

 - Какое задание вы должны были выполнить? (Должны были определить, на сколько предметов в одной группе больше, чем в другой)

Почему возникло затруднение? (У нас нет правила, как с помощью арифметических действий узнать, на сколько предметов в одной группе больше или меньше.) 
Вывод: если числа большие, то известный нам способ сравнения не помогает. Поэтому сегодня нам надо придумать такой способ сравнения, для которого не требуется рисунок, а надо просто выполнить вычисления.

- Значит надо придумать другой способ сравнения чисел, для которого не требуется рисунок.

- Вы готовы мне помочь в этом?

- А помогать друг другу на уроке это хорошо или плохо?

Вернемся к нашим мальчикам и девочкам. Сколько было мальчиков, девочек. Как можно записать, на сколько больше ......, чем ..... . (7-5=2). А можно ли из 5 – 7?

Какое новое открытие мы с вами сделали:

 - чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего вычесть меньшее.

Объясняют, совершают действия с парами, комментируют. Выдвигают предположения. Сравнивают, делают вывод.

Анализируют задание, проверяют, делают выводы.

Формулируют правило разностного сравнения чисел.

Физминутка

Играем в игру: «Светофор». Красный цвет – стоим, зеленый – идем, желтый – сидим.

Действуют по правилу, под руководством учителя.

Проверка знаний.

- А сейчас применим полученные знания на практике.

- Предлагаю решить задачу №2 стр.10:прочитать, выделить условие, вопрос. Организую предметную деятельность со счетным материалом.

Читаем задачу № 5 стр 11. Читаем, выполняем рисунок и решение в тетради.

- №4 стр 10. А как сравнить отрезки? Сравниваем и записываем в тетрадь.

Совершают предметные действия со счетным материалом, комментируют.

Действуют по алгоритму под руководством учителя.

Рефлексия.

-Какова была тема урока. Цель урока? Достигли ли мы цели? Получилось ли вам весь урок быть внимательным и самостоятельным? Что помогло? Что мешало?

Рефлексия

Кто сегодня доволен своей работой на уроке возьмите из копилочки одну «волшебную звёздочку». Пусть с каждым днём всё больше и больше звёздочек загорается на вашем пути к знаниям.

Анализируют свою работу.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.