Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №119 с углублённым изучением английского языка Калининского района Санкт – Петербурга
Методическая разработка
Тема:
Формирование самоконтроля и самооценки у учащихся на уроках математики
Автор: Богданова Ольга Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №119
Пояснительная записка
Одним из важных качеств учащихся в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, считаю развитие у них потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий. Сформированная потребность в самоконтроле и критической самооценке своих действий будет подталкивать ученика, и требовать от него тщательного анализа, обобщения, обоснования и самопроверки каждого шага своих действий. Она позволяет яснее осознать, что ещё требуется узнать и изучить, то есть, приводит к осознанию учащимися противоречия между знанием и незнанием, и появлению познавательного затруднения.
На практике я убедилась, что ввести процедуру самооценки в педагогический процесс простым распоряжением нельзя. Она требует кропотливой, основательной, достаточно продолжительной профессиональной работы со стороны учителя. Самооценке ребенка нужно учить в специально организованной оценочной деятельности, которую учитель организует с первого дня учебы на основе четких критериев, вовлекая в нее каждого ученика.
Такой деятельности я отвожу целые уроки математики и называю их «уроками марафона». На этих уроках, формируя у детей различные приёмы самоконтроля, я воспитываю у них способность к самооценке.
Технологическая карта урока
Тема урока | Решение задач на сравнение | Класс 4 | ||
Цель урока | формировать у учащихся способности позволяющие осуществлять самоконтроль | |||
Тип урока | урок развивающего контроля | |||
Форма урока | «марафон задач» | |||
Планируемые результаты | ||||
Предметные: решать задачи на сравнение; выполнять арифметические действия при решении задач | Метапредметные: Регулятивные: формулировать тему и цели урока после предварительного обсуждения; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; осуществлять самоконтроль, находить и устранять ошибки Познавательные: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи или примера; сравнивать задачи Коммуникативные: доносить свою позицию до других; быть готовым изменить свою точку зрения | Личностные: формировать правильную самооценку; упорство в достижении цели |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | Форма работы | |||||||||||
Актуализация необходимых знаний | |||||||||||||
Приветствует детей, проверяет готовность к уроку. Предлагает назвать общие и отличительные признаки задач. а) Дикая утка от Южного моря до Северного моря летит 7 дней, а дикий гусь 9 дней. На сколько дней больше летит дикий гусь, чем дикая утка? б) В зоопарке живут 18 мартышек и 2 тигра. Во сколько раз мартышек больше, чем тигров? в) Попугай живёт 120 лет, а ворона 60 лет. Во сколько раз меньше живёт ворона, чем попугай? г) Масса слонёнка 1 тонна, а мышки 1 кг. На сколько мышка легче, слонёнка? Помогает определить тему и задачи урока. | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Называют общие и отличительные признаки задач. Ожидаемый ответ: Это задачи на сравнение, но задачи а, г на разностное сравнение, а задачи б, в на кратное сравнение. Определяют основные признаки задач на сравнение. Формулируют тему и задачи урока. | групповая групповая | |||||||||||
Мотивация познавательной деятельности | |||||||||||||
- Умеете ли вы решать задачи на сравнение? Организует работу с первой колонкой таблицы «Умею решать – не умею решать». Если учащиеся уверены в том, что умеют решать задачи на сравнение ставят «+». Если не уверены ставят « - «.
- Предлагаю проверить свои возможности в «Марафоне задач на сравнение». Знакомит с задачами и правилами марафона. 1. В кафе было 30 молочников, а соусников на 15 меньше. Во сколько раз больше в кафе молочников, чем соусников? 2. На планете живут 4 робота, которым нужно по 4 кг мёда в день, и 8 роботов, которым нужно по 3 кг мёда в день. За день роботы съели 50 кг мёда. На сколько мёда больше съели роботы, чем им нужно? 3. На поле, длина которого 90 метров, а ширина 20 метров, свеклой засеяно 40 м2 , а остальное – морковью. На сколько меньше засеяно свеклой, чем морковью? 4. Фруктовые соки изготавливают полностью из переработанных фруктов. Фруктовый нектар содержит в себе четвёртую часть чистого фруктового сока, остальное занимает вода, сахар, ароматизаторы. Напиток включает в себя только десятую часть чистого сока. На сколько больше сока в 200г стакане фруктового нектара, чем в таком же стакане фруктового напитка? - Решать задачи можно в любом порядке. Решив задачу, проверяете её ответ с правильным ответом на карточке, которая закреплёна на доске. Если ответ совпадает, то закрепляете жетон нужного цвета рядом с номером задачи. Если ответ не совпадает, то пробуете самостоятельно найти и исправить ошибку или воспользоваться
В диалоге с учениками вырабатывает критерии оценивания задач. Уточняет за все ли критерии можно поставить одинаковое количество баллов. Знакомит с диагностической картой самооценки. ( Приложение ) Организует физкультминутку. | Самоопределяются. Знакомятся с задачами и правилами марафона. Вырабатывают в диалоге с учителем критерии оценивания задач. Определяют количество баллов за каждый критерий. Знакомит с диагностической картой самооценки. Переводят баллы в оценки: «5» - … б. «4» - … б. «3» - … б. «2» - … б Выполняют физкультминутку. | индивидуальная коллективная фронтальная | |||||||||||
Организация познавательной деятельности | |||||||||||||
Объявляет начало «Марафона задач», создавая здоровую конкуренцию. Контролирует работу ребят. При необходимости помогает. | Приступают к решению задач. Фиксируют с помощью жетонов правильное решение задач. При необходимости пользуются помощью учителя и подсказками. Заполняют диагностическую карту самооценки. | индивидуальная | |||||||||||
Рефлексия деятельности | |||||||||||||
Объявляет окончание «Марафона задач». Просит оценить свою работу. Организует работу со второй колонкой таблицы «Умею решать – не умею решать». Создаёт условия для рефлексии предметных и личностных результатов. Предлагает выбрать одно предложение, которое определяет их умение решать задачи на сравнение:
Предлагает закончить предложения: « Я захотел … Меня воодушевило ... Я понял, что могу … У меня получилось ...» Помогает учащимся зафиксировать выполнение поставленных задач на урок. | Оценивают свою работу. Сравнивают собственные достижения с результатами одноклассников. Фиксируют соответствие результатов в таблице «Умею решать – не умею решать». Анализируют свою деятельность на уроке. Фиксируют выполнение поставленных задач на урок. | индивидуальная |
Приложение
Диагностическая карта самооценки
Фамилия, имя: | ||||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 | |
Решил задачу верно / 6 баллов | ||||
Решил задачу неверно, но самостоятельно нашёл и исправил ошибку / 5 баллов | ||||
Решил задачу неверно, воспользовался одной подсказкой / 3 балла | ||||
Решил задачу неверно, воспользовался двумя подсказками/ 2 балла | ||||
Решил задачу неверно, воспользовался помощью учителя/ 2 балла | ||||
Решил задачу неверно, воспользовался подсказкой и помощью учителя / 1 балл | ||||
Общее количество баллов _______ Оценка _______ |
Подсказка «50/50»
План решения задачи №1 1) Узнай, сколько соусников было в кафе? 2) Узнай, во сколько раз больше в кафе молочников, чем соусников? | План решения задачи №3 1) Найди площадь поля. 2) Узнай, сколько квадратных метров засеяно морковью? 3) Узнай, на сколько меньше засеяно свеклой, чем морковью? |
План решения задачи №2 1) Узнай, сколько мёда съели 4 робота, которым нужно по 4 кг мёда в день? 2) Узнай, сколько мёда съели 8 роботов, которым нужно по 3 кг мёда в день? 3) Узнай, сколько мёда съели роботы? 4) Узнай, на сколько мёда больше съели роботы, чем им нужно? | План решения задачи №4 1) Узнай, сколько сока в 200г стакане фруктового нектара? 2) Узнай, сколько сока в 200г стакане фруктового напитка? 3) Узнай, на сколько больше сока в 200г стакане фруктового нектара, чем в таком же стакане фруктового напитка? |
Подсказка «Краткая запись»
№1 | №3 |
№2 | №4 |
Список литературы, интернет - ресурсы
Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: методическое пособие. СПб КАРО, 2014, с. 10
Муштавинская И.В. Новая дидактика урока в соответствии с требованиями ФГОС: электронный журнал «Петербургский урок», выпуск 11, 2017, с.4 http://www.spbappo.ru/images/files/zurnal/pet_urok__2_11.pdf
2
Горбачёва Марина Юрьевна
Богданова Ольга Николаевна
Голдина Лилия Вильевна
Богданова Ольга Николаевна
Голдина Лилия Вильевна
Богданова Ольга Николаевна
Кузнецова Виктория Владимировна