12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Светлана Мейер360
работаю в коррекционной школе 8 вида, ранее работала педагогом-организатором, с сентября 2017 преподаю математику в 5-9 классах
Россия, Тюменская обл., Большое Сорокино
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»
2

Урок математики по теме «Решение задач на кратное и разностное сравнение», 5 класс

Филиал МАОУ Сорокинской СОШ №1-Сорокинская коррекционная школа - интернат для детей с ОВЗ (VIII) вида

Урок математики по теме

«Решение задач на кратное и разностное сравнение»

5а класс

Подготовила:

Мейер С.В.

13.03.2019г.

/data/files/g1553009262.rar (Презентация к уроку математики: Решение задач, 5 класс)

Тема урока: «Решение задач на кратное и разностное сравнение»

Цель урока:  закрепить решение задач на разностное и кратное сравнение чисел.

Задачи урока:

Задачи:

Повторить способ действия для вопросов «Во сколько (на сколько) раз больше или меньше?»;

Закрепить навык по определению вида задачи;

формировать способность к решению задач на кратное и разностное сравнение.

Познавательные УД: выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

Коммуникативные УД: работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог

Личностные УД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям.

Регулятивные УД: учиться ставить цель урока и задачи для себя с помощью учителя.

Тип урока: урок-закрепление

Формаурока: урок – практикум

Технологии: ИКТ, игровая, здоровьесберегающая.

Формы работы на уроке: индивидуальная,парная, групповая, фронтальная.

Дата проведения: 13.03.2019г.

Место проведения: кабинет математики

Оборудование и материалы: презентация, карточки для игры «идём в гости», презентация, карточки с задачам

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Подготовительная часть

I. Организационный момент.

30с.

- Сегодня у нас на уроке гости. Мы всегда приветствуем их.

«Здравствуйте!»- ты скажешь человеку.

«Здравствуй!»- улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет.

Мотивирование к учебной деятельности

II. Актуализация знаний.

3

Добрый день, ребята! Девизом нашего урока будут следующие слова, давайте

прочитаем хором «Лучший способ изучить что-либо - открыть самому» (слайд 1)

прежде чем приступить к уроку, нам нужно поставить себе цели на урок, у вас на столах карточки «Мои цели», к ним мы вернемся в конце урока. (слайд 2)

Цели урока

Какую я цель выбрал

Достиг ли я своей цели

1.Пообщаться с учителем

   

2.Пообщаться с товарищем

   

3.Показать свои знания

   

4.Получить новые знания

   

5.Научиться решать задачи

   

6.Подготовиться к контр.работе

   

7.Получить удовлетворение от урока

   

8.Свои цели

   

9.Свои цели

   
 

Если да «+»

Если нет «─»


 

разгадайте ребус «Задача» (вывешивается на доске)

- Как вы думаете, чем мы сегодня займемся на уроке? (Решать задачи)

Богатство нужно так нажить,

Чтоб никого не потревожить.

Умножить, значит умно жить,

А умно жить – умножить.

-Сейчас мы поиграем в игру «Иду в гости», которая поможет нам вспомнить и закрепить знание таблицы умножения от 2 до5 и соответствующих случаев деления.

Есть гости и хозяева. У хозяев карточки с примерами. Если гость правильно решает пример, то забирает карточку себе. Далее вы меняетесь ролями. У кого больше карточек, тот и выиграл. У нас 3 мин. Начали!

Подведём итог. У кого 5 карточек? 6? 7? …

Победитель игры - ……………………..

На уроке мы будем оценивать свою работу, у вас на столах имеются листы «Самооценки»

Дата

Игра «Иду в гости»

Вид задачи

Самостоятельная работа

Решение задач по учебнику

Задача на смекалку

Кол-во ошибок

От мет ка

13.03

             

Я в группе

             

2- если полностью справился 1- если были затруднения 0- не справился

Обучающиеся читают хором девиз урока, объясняют как они его понимают.

Дети ставят перед собой цели на урок

Разгадывают ребус.

АМО «Иду в гости»

Проверка таблицы умножения и деления

Дети оценивают свою деятельность на этапе «Иду в гости»

III. Формулирование темы, цели и задач урока.

Закрепление ранее изученного материала

10

- Мы сказали, что цель урока научиться решать задачи. А зачем тогда повторяли решение примеров на умножение и деление?

- А теперь приступаем к реализации заданной цели урока – решению задач.

Задачи решать нелёгкое дело,

Но за него возьмёмся мы смело,

А чтобы ошибок не допускать,

Будем думать, смекать, вычислять.

Работа в группах:

- Прочитайте две задачи на карточке.

- Перед вами 2 задачи и 2 решения. Определите, какой задаче соответствует какое решение, и обоснуйте свой выбор.

В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. На сколько конфет во второй вазе больше, чем в первой?

В одной вазе 5 конфет, а в другой 15 конфет. Во сколько раз во второй вазе больше, чем в первой?

15 : 5 = 3 (раза)

15 – 5 = 10 (конфет)

Почему вычитанием?

Почему делением?

(когда вопрос во сколько раз б. или м., надо узнать сколько раз меньшее число содержится в большем)

- Скажите, чем похожи задачи и чем отличаются?


 

- Как называется первая задача?

- Каким действием решаются задачи этого вида?

-почему?


 


 

- Посмотрите на вторую задачу. Прочитайте у нее требование.

- Как называется такой вид сравнения?


 

- Какое правило применим?


 

- Значит, как будем решать эту задачу?

+ 15:5=3 (раза)

- Как будем называть такой вид задач?

Какие задачи мы сегодня будем решать, какова тема нашего урока? (Решение задач на разностное и кратное сравнение.) (слайд 3)

Вывод: Какие задачи называем «на разностное сравнение», а какие «на кратное сравнение»?

На доске прикрепляется табличка

«Во (на) сколько раз больше?» и вопрос «Как решать?»

-А мы решали такие задачи?

-Как же узнать во сколько раз больше или меньше?

-Сверим свой вывод с учебником стр.86, 87. Чтение хором.


 


 

Какова же цель нашего урока? (продолжать учиться решать задачи на кратное и разностное сравнение)

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

Ответы детей: решение задач на умножение и деление.


 


 

Определяют вид задачи


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Похожи условием, а отличаются требованием.

на разностное сравнение

вычитанием

Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.


 

Кратным сравнением.


 

Чтобы узнать во сколько раз одно число больше или меньше другого-

надо большее разделить на меньшее.

На кратное сравнение

Определяют тему урока: Решение задач на разностное и кратное сравнение.

Нужно большее число разделить на меньшее

Чтение правила по учебнику

Формулирование цели урока.

Записывают дату и тему урока.

Оценивание на этапе «Вид задачи»

IV. физминутка

 

-Выполните столько наклонов вперед, во сколько раз 15 больше 3?(5)

-Выполните по столько наклонов влево и вправо, во сколько раз 3 меньше 9?(3)

-Присели столько раз, во сколько 18 больше 3?(6)

-Подпрыгните столько раз, во сколько 2 меньше 8?(4)

Слушают задания учителя, считают и выполняют упражнения

Основная часть

VII. Повторение пройденного материала

Самостоятельная работа

 

-Как решаются такие задачи, мы сейчас проверим. Вы будете решать самостоятельно задачи. (слайд 4)

Договоримся о критериях, за что «5», «4», «3»

Вам будет предложено решить три задачи за три минуты, если без ошибок, то «5»,

если решили 2 задачи –«4», 1 задачу –«3»-

На парте карточки с заданиями, запишите в тетрадь только решение.

РЕШИ ЗАДАЧИ И ЗАПИШИ РЕШЕНИЕ

1) В корзине было 24 яблока и 8 груш. Во сколько раз больше было

яблок, чем груш?________________________

2) В одном гараже 28 машин, в другом –7 машин. Во сколько раз

меньше было машин в другом гараже?______________________

3) На аллее парка растёт 27 дубов и 62 каштана. На сколько больше

каштанов, чем дубов, растёт на аллее парка?__________________

-Проверяем. Если правильно, ставим «+», неправильно

Выполняют задания самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки.

Заполняют лист самооценки на каждом этапе выполнения задания.

Самопроверка по слайду. (слайд 5)

Физминутка для глаз

 

Работа со слайдом: Ребята вам пришло письмо, а что в нем сейчас узнаем. Физминутка для глаз (слайды 6-12)

Выполняют физминутку для глаз.

Применение полученных знаний

3

Решение задачи по учебнику №704, стр 155

О чем идет речь в задаче?

Кто работал на стройке?

Составление краткой записи задачи:

Мужчин – 160,

Женщин в 4 раза меньше, чем мужчин

На сколько больше работало мужчин, чем женщин?

Как найдем сколько работало женщин?

160:4=40 (женщин)-работало на стройке

Теперь можем ответить на вопрос задачи:

На сколько больше работало мужчин, чем женщин?

160-40= 120 (мужчин)

Ответ: на 120 мужчин работало больше, чем женщин

Читают задачу самостоятельно

О стройке

Рабочие- мужчины и женщины

Анализируют и записывают условие задачи.

Записывают решение задачи, один ребенок у доски.

Самооценка работ, сравнение с записью на доске

Заполняют лист самооценки на каждом этапе выполнения задания.

Закрепление полученных знаний

4

Большинство из вас успешно справились с задачами, поэтому я предлагаю вам не совсем обычную задачу (слайд 13):

Дедка вдвое сильнее Бабки, Бабка втрое сильнее Внучки, Внучка вчетверо сильнее Жучки, Жучка впятеро сильнее Кошки, Кошка вшестеро сильнее Мышки.

Дедка, Бабка, Внучка, Жучка и Кошка вместе с Мышкой могут вытащить репку, а без Мышки - не могут.

Сколько надо позвать Мышек, чтобы они смогли сами вытащить Репку?

У: Какого вида эта задача? Что можно принять за одну часть? (силу Мышки)

Какова тогда сила Кошки? (6 частей) Во сколько раз сила Жучки больше силы Кошки? Как найти силу Жучки? (умножить на 5 силу Кошки)

Далее решение задачи обсуждается фронтально.

Решение(оформляется на доске и в тетрадях).

1 часть – сила Мышки.

1 * 6 = 6 (ч) сила Кошки

5 * 6 = 30 (ч) сила Жучки

4 * 30 = 120 (ч) сила Внучки

3 * 120 = 360 (ч) сила Бабки

2 * 360 = 720 (ч) сила Дедки

1 + 6 + 30 + 120 + 360 + 720 = 1237 (ч) совместная сила (или количество Мышек)

Ответ: 1237 Мышек.

У: В чём выражена общая сила?) (в частях)

Что обозначает одна часть? (силу Мышки)

Сформулируйте ответ задачи.

Анализируют задачу

Задача на части

Один ребенок решает задачу у доски, остальные записывают в тетрадь.

Заполняют лист самооценки на каждом этапе выполнения задания.

Домашнее задание

 

Итак, мы с вами решили ключевые задачи и более сложные. А сейчас я предлагаю вам дома проверить свои знания, ответив на вопросы теста (карточка с тестом выдана каждому ученику).

ТЕСТ

1. В сквере на клумбе посадили тюльпаны. Сначала сделали 7 рядов по 14 луковиц в каждом, а потом в каждый ряд добавили еще по 5 луковиц. Сколько всего тюльпанов посадили?

Какое выражение соответствует условию задачи?

1) 7 * 14 + 5

3) (14 + 7) * 5

2) 14 * 7 + 5 * 7

4) (5 + 7) * 14


 

2. Для смеси сухофруктов берут 2 части яблок и 3 части абрикосов. Сколько граммов яблок надо взять для 600 г абрикосов?

1) 120 г.

2) 200 г.

3) 300 г.

4) 400 г.


 

3. Мать старше дочери в 2 раза, а вместе им 66 лет. Сколько лет матери?

1) 44

2) 33

3) 22

4) 11


 

4. Сын младше отца на 26 лет, а вместе им 50 лет. Сколько лет сыну?

1) 24

2) 14

3) 13

4) 12

К задачам прилагаются 4 решения, нужно выбрать правильное решение, если нужно сосчитать.

Самопроверка: ключи к тесту демонстрируются на следующем уроке.

(Номера верных ответов:2 4 1 4).

Заключительная часть

Итог урока Рефлексия

-Оценивание.

-Д/з.

 

Закончить урок я хочу фразой Джорджа Пойа: «Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их» (слайд 14).Как выдумаете, что выражает эта фраза?

-- Что нового каждый из вас узнал сегодня на уроке?

Ребята вернемся к целям урока, которые мы поставили перед собой в начале урока, достигли ли вы их?

Просчитайте свои баллы по листу самооценки и поставьте себе оценку в соответствии с критериями.

Кому было всё понятно на уроке – похлопайте себе,

Кто ещё сомневается в своих знаниях? (Потеребите себя за ушко, вам нужно поработать над собой)

(Слайд 15)

Сравнивают достигли ли целей поставленных в начале урока.

Самостоятельное оценивание своей работы.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (2)

Морозова Татьяна, 21.03.19 в 18:55 0Ответить Пожаловаться
Светлана, спасибо за конспект. Я тоже работала в коррекционной школе вожатой (сейчас организатор), а затем 11 лет учителем математики. Очень люблю свой предмет. Но к сожалению жизненные обстоятельства немного изменили мою деятельность.
Светлана Мейер
Комментарий был удалён пользователем 24 мар 2019 в 20:30
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.