Программа элективного курса по физике для учащихся 10–11 классов «Решение задач по физике»

1
0
Материал опубликован 24 October 2020









Решение задач по физике


программа элективного курса по физике для учащихся 10-11 классов

Количество часов 68


Учитель Ивлева Елена Дмитриевна
































«Решение задач по физике»

Пояснительная записка.

Примерная программа элективного курса «Решение задач по физике» направлена на формирование у обучающихся функциональной грамотности и метапредметных умений через выполнение исследовательской и практической деятельности.

В системе естественно-научного образования физика как учебный предмет занимает важное место в формировании научного мировоззрения и ознакомления обучающихся с методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами современного производства и бытового технического окружения человека; в формировании собственной позиции по отношению к физической информации, полученной из разных источников.

Успешность изучения предмета связана с овладением основами учебно-исследовательской деятельности, применением полученных знаний при решении практических и теоретических задач.

В соответствии с ФГОС СОО образования физика может изучаться на базовом и углубленном уровнях.

Изучение физики на углубленном уровне включает расширение предметных результатов и содержание, ориентированное на подготовку к последующему профессиональному образованию.

Изучение предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся физическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания, самостоятельно применять полученные знания для решения практических и учебно-исследовательских задач; умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием источников энергии.

В основу изучения предмета «Физика» на углубленном уровнях в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний заложены межпредметные связи в области естественных, математических и гуманитарных наук.

Примерная программа составлена на основе модульного принципа построения учебного материала. Количество часов на изучение учебного предмета и классы, в которых предмет может изучаться, относятся к компетенции образовательной организации.

Примерная программа содержит примерный перечень практических и лабораторных работ. При составлении рабочей программы были выбраны из перечня работы, которые наиболее целесообразны для достижения предметных результатов.

Цель программы:

достижение выпускниками компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося старшего школьного возраста, становление и развитие личности обучающегося в ее самобытности и уникальности, осознание собственной индивидуальности, появление жизненных планов, готовность к самоопределению.

Задачи:

формировать российскую гражданскую идентичность обучающихся;

обеспечить равные возможности получения качественного среднего общего образования;

создать условия для развития и самореализации обучающихся, для

формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся.

сформировать представления о роли и месте физики в современной научной картине мира;

понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

понимание роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;

добиться владения основополагающими физическими понятиями,

закономерностями, законами и теориями; уверенное пользование физической терминологией и символикой;

добиться владения основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдение, описание, измерение, эксперимент;

умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимость между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;

сформировать умения решать физические задачи;

сформировать умения применять полученные знания для объяснения условий

протекания физических явлений в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни;

сформировать собственную позицию по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.


Необходимость разработки данной программы


Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире.

Данная программа составлена для универсального профиля (базовый уровень ФГОС СОО) и предусматривает использование технологий, форм и методов работы, направленных на развитие, как одаренных детей, так и ребят, нуждающихся в коррекционном развитии. Новизна, актуальность Индивидуальная траектория развития обучающихся достигается посредством

использования в обучении физике проектной технологии, информационно коммуникационной (технология Веб-квест) и технологии уровневой дифференциации с учетом индивидуальной траектории развития обучающегося. Принципы и подходы: методологической основой реализации программы является системно-деятельностный подход, который предполагает:

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование развивающей образовательной среды организации, осуществляющей образовательную деятельность;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных,

возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Планируемые результаты изучения учебного предмета


В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на углубленном уровне научится:

объяснять и анализировать роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

самостоятельно конструировать экспериментальные установки для проверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительную погрешности;

самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой как на известные физические законы, закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;

объяснять границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этих проблем;

объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:

проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы, формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

описывать и анализировать полученную в результате проведенных физических экспериментов информацию, определять ее достоверность;

понимать и объяснять системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

решать экспериментальные, качественные и количественные задачи олимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а также уравнения, связывающие физические величины;

анализировать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер фундаментальных законов и ограниченность использования частных законов;

формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно-исследовательской и проектной деятельности;

усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии с поставленной задачей;

использовать методы математического моделирования, в том числе простейшие статистические методы для обработки результатов эксперимента.


Учебно-тематический план


п\п

Содержание обучения

всего

Количество учебных занятий

теоретических

практических

1.

Механика

21 ч.

6

15


Кинематика

8

2

6


Динамика

5

2

3


Законы сохранения

8

2

6

2.

Молекулярная физика


11 ч.

3

8

3.

Электродинамика

8 ч.

2

6

4.

Законы постоянного тока

7 ч.

2

5

5.

Электромагнитные явления

7 ч.

3

4

6.

Электромагнитные колебания

5 ч.

2

3

7.

Оптика

5 ч.

1

4

8.

Волновая физика

4ч.

1

3


Всего часов

68

20

48


Содержание курса


Механика (21 часа)


Кинематика (8 часов)

Знакомство с основными понятиями кинематики. Скорость. Относительность движения.

Качественные задачи на относительность движения.

3. Графические задачи на определение кинематических величин.

4.Выведение формулы средней скорости. Расчетные задачи на определение средней скорости

5. Выведение уравнений равнопеременного движения. Решение расчетных задач.

5. Решение графических задач на равноускоренное движение.

6. Практическая часть. Свободное падение. Ускорение свободного падения.

7. Рассмотрение задач на сопоставление по кинематике.

8.Контрольный мониторинг.

2. Динамика (5 часов)

1. Знакомство с законами Ньютона. Решение качественных задач.

2. Практическая часть. Определение силы упругости. Силы тяжести. Веса тела.

3. Математический способ решения задач на движение тел при наличии силы трения. Применение законов Ньютона.

4. Знакомство с понятием всемирного тяготения. Решение расчетных задач.

5. Тестовое решение задач по теме.

3. Законы сохранения(8часов)

1. Знакомство с понятием импульс. Выведение закона сохранения импульса. Решение качественных задач.

2.Знакомство с видами столкновения тел. Применение закона сохранения импульса при упругом столкновении.

3.Знакомство с понятиями: работа, энергия. Решение расчетных задач.

4.Знакомство с теоремами о кинетической энергии тела и потенциальной энергии тела. Закон сохранения энергии. Решение расчетных задач.

5. Решение комбинированных расчетных задач.

6. Практическая часть. Применение закона сохранения импульса при неупругом столкновении.

7.Решение задач на сопоставление.

8.Контрольный мониторинг.


Молекулярная физика (11 часов)


Знакомство с формулировкой и доказательством основных положений МКТ. Решение качественных и расчетных задач.

Выведение и применение уравнения Менделеева-Клаперона. Решение задач на газовые законы.

Изопроцессы. Графическое решение задач.

Решение задач на изопроцессы.

Решение задач на соответствие по теме.

Знакомство с понятиями внутренней энергии и ее изменений. Решение качественных и расчетных задач.

Знакомство с фазовыми превращениями вещества (нагревание, плавление, парообразование). Решение графических и расчетных задач.

Выведение первого закона термодинамики. Знакомство со вторым законом термодинамики. Решение графических, качественных и расчетных задач.

Знакомство с тепловыми двигателями. Решение экологических задач.

Решение задач на сопоставление по теме.

Решение тестовых задач.


Электродинамика (8 часов)


1. Знакомство с электрическим зарядом. Выведение закона сохранения заряда. Решение качественных задач.

2. Решение задач на применение закона Кулона.

3. Решение комбинированных задач.

4. Знакомство с понятиями: напряженность, принцип суперпозиции полей. Решение комбинированных задач.

5. Решение задач на применение потенциала электрического поля, на определение разности потенциалов, работы электростатического поля.

6. Знакомство с конденсаторами и их видами. Определение энергии конденсатора. Решение задач на сравнение величин, характеризующих работу конденсатора.

7. Решение тестовых задач.

8. Контрольный мониторинг.


Законы постоянного тока (7 часов )


1. Решение задач на основные характеристики постоянного тока.

2. Выведение закона Ома для участка цепи. Решение расчетных задач.

3. Практическая часть. Отработка навыков по сборке цепей разного соединения проводников. Решение задач по схемам.

4. Решение расчетных задач на закон Ома для полной цепи.

5. Решение расчетных задач на работу тока, мощность тока и закон Джоуля – Ленца

6. Решение качественных задач и на сопоставление.

7. Решение тестовых задач по теме.


Электромагнитные явления (7 часов)


1. Знакомство с основными характеристиками магнитного поля. Решение задач по схемам.

2. Выведение формул: силы Ампера, силы Лоренца. Решение расчетных и качественных задач.

3. Практическая часть. Электрический ток в различных средах.

4.Знакомство с явлением электромагнитной индукции. Выведение закона электромагнитной индукции. Решение расчетных задач.

5. Решение расчетных задач с использованием характеристик переменного тока. Активное и реактивное сопротивления. Отработка навыков по решению уравнений.

6.Решение задач на сопоставление.

7. Решение тестовых задач по теме.


Электромагнитные колебания (5 часов)


1. Решение задач на свободные электромагнитные колебания.

2.Решение качественных задач на вынужденные электромагнитные колебания.

3. Знакомство с электромагнитными волнами и их характеристиками. Решение задач.

4. Решение задач на сопоставление.

5. Решение тестовых задач по теме.




Оптика (5 часов)


1. Знакомство с законами геометрической оптики. Законы распространения и отражения света. Решение качественных задач и задач на построение.

2. Знакомство с формулировкой закона преломления света. Линзы. Виды линз. Характеристики линз. Формула тонкой линзы. Решение расчетных задач.

3.Построение изображения, даваемое линзами. Решение качественных задач и задач на построение.

4. Решение расчетных задач на интерференцию света.

5. Решение расчетных задач на дифракцию света. Дифракционная решетка.


Квантовая физика (4 часа)


Знакомство с элементами теории относительности. Решение качественных задач и расчетных задач по теме.

Решение расчетных задач на фотоэффект и его применение.

Решение расчетных задач на квантовую теорию света.

Атомное ядро. Ядерные реакции. Закон радиоактивного распада. Расчет энергии выхода при ядерных реакциях.




Учебно-тематический план

п\п

п\п

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Кол-во часов

дата

при

меча

ние


всего


Теорети

ческих


Практи

ческих



КИНЕМАТИКА

8

2

6



1

1

Основные понятия кинематики

1

0.5

0,5



2

2

Скорость. Относительность движения.

1

-

1



3

3

Средняя скорость.

1

0,5

0,5



4

4

Равнопеременное движение

1

-

1



5

5

Равноускоренное движение

1

0,5

0,5



6

6

Свободное падение.

1

-

1



7

7

Кинематика вращательного движения.

1

0,5

0,5



8

8

Решение тестовых задач. ТЕСТ №1 «Кинематика»

1

-

1





ДИНАМИКА

5

2

3



9

1

Первый, второй и третий законы Ньютона.

1

0,5

0,5



10

2

Сила упругость, сила тяжести. Вес.

1

0,5

0,5



11

3

Движение при наличии силы трения

1

0,5

1,5



12

4

Всемирное тяготение.

1

0,5

0,5



13

5

Решение тестовых задач. ТЕСТ№2 «Динамика»

1

-

1





ЗАКОНЫ СОХРАНЕНИЯ

8

2

6



14

1

Импульс. Закон сохранения импульса.

1

0,5

0,5



15

2

Столкновение тел: упругое, неупругое и безразличное.

1

-

1



16

3

Работа. Теорема о кинетической энергии.

1

0,5

0,5



17

4

Теорема о потенциальной энергии.

1

-

1



18

5

Работа, мощность, энергия.

1

0,5

0,5



19

6

Закон сохранения энергии.

1

-

1



20

7

Давление жидкости и газа.

1

-

1



21

8

Закон Архимеда.

1

0,5

0,5





МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА

5

1

4



22

1

Основные положения МКТ.

1

0,5

0,5



23

2

Уравнение Менделеева - Клапейрона.

1

0.5

0,5



24

3

Газовые законы.

1

-

1



25

4

Графическое решение задач на изопроцессы

1

-

1



26

5

Основное уравнение МКТ.

1

-

1





ТЕРМОДИНАМИКА

6

2

4



27

1

Внутренняя энергия. Изменение внутренней энергии.

1

0,5

0,5



28

2

Фазовые превращения (нагревание, плавление, парообразование)

1

-

1



29

3

Первый закон термодинамики

1 0,5

0,5



30

4

Тепловые двигатели

1

0,5

0,5



31

5

Пары. Влажность воздуха.

1

0,5

0,5



32

6

ТЕСТ№5 «Термодинамика»

1

-

1





Электродинамика

8

2,5

5,5



33

1

Электрический заряд. Закон сохранения заряда.

1

0,5

0,5



34

2

Закон Кулона.

1

0,5

0,5



35

3

Напряженность. Принцип суперпозиции полей.

1

0,5

0,5



36

4

Потенциал. Разность потенциалов.

1

0,5

0,5



37

5

Работа элестотического поля. Решение задач

1


1



38

6

Конденсаторы. Виды конденсаторов. Электроёмкость.

1

0,5

0,5



39

7

Энергия конденсатора.

1


1



40

8

Контрольный мониторинг

1


1





Законы постоянного тока

7

2,5

4,5



41

1

Характеристики постоянного тока

1

0.5

0.5



42

2

Закон Ома для участка цепи .

1

0.5

0.5



43

3

Соединения проводников.

1

0.5

0.5



44

4

Работа и мощность тока.

1

0.5

0.5



45

5

Тест №2 «Законы постоянного тока»

1


1



46

6

Закон Ома для полной цепи

1

0.5

0.5



47

7

Контрольный мониторинг.

1


1





Электромагнитные явления

7

3

4



48

1

Магнитное поле. Сила Ампера.

1

0.5

0.5



49

2

Магнитное поле. Сила Лоренца.

1

0.5

0.5



50

3

Электрический ток в различных средах.

1

0.5

0.5



51

4

Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции.

1

0.5

0.5



52

5

Переменный ток и его характеристики.

1

0.5

0.5



53

6

Сопротивления в цепи переменного тока.

1

0.5

0.5



54

7

Контрольный мониторинг.

1


1





Электромагнитные колебания

5

2

3



55

1

Свободные электромагнитные колебания

1

0.5

0.5



56

2

Вынужденные электромагнитные колебания

1

0.5

0.5



57

3

Давление и импульс электромагнитных волн.

1

0.5

0.5



58

4

Электромагнитные волны

1

0.5

0.5



59

5

Контрольный мониторинг.

1


1





Оптика

5

1

4



60

1

Геометрическая оптика. Законы распространения света.

1

0.5

0.5



61

2

Линзы. Виды линз. Построение, даваемое линзами.

1

0.5

0.5



62

3

Интерференция света. Решение задач.

1


1



63

4

Дифракция света. Дифракционная решетка. Решение качественных задач.

1


1



64

5

Контрольный мониторинг

1


1





Квантовая физика

4

1

3



65

1

Квантовая физика.

1

0,5

0,5



66

2

Фотоэффект и его применение

1

0,5

0,5



67

3

Атомное ядро. Ядерные реакции.

1


1



68

4

Расчет энергии выхода при ядерных реакциях

1


1



всего часов

68







Литература, используемая учащимися:


Физика-10, авт. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский

Физика-11, авт. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский

Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ авт. Н.С.Пурышев

Сборник задач по физике, авт. А.П. Рымкевич

Физика 100 баллов авт. О.И.Громцева

Физика ЕГЭ полный курс авт. О.И.Громцева

Типовые экзаменационные варианты Физика ЕГЭ, авт. М.Демидова

Литература, используемая учителем:


Физика-10, авт. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский

Физика-11, авт. Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский

Физика 100 баллов авт. О.И.Громцева

Сборник задач по физике, авт. Г.П. Демкович

Сборник тестовых заданий по физике, авт. К.Н. Кабардин, Г.Я. Орлов

Типовые экзаменационные варианты Физика ЕГЭ, авт. М.Демидова

Демоверсии ЕГЭ.

Сборник качественных задач, авт. И.Н. Тульчинский



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации