Решение задач по физике в 9 классе на тему «Механические колебания и волны. Звук»
Пояснительная записка к презентации
Тема урока. Решение задач по теме «Механические колебания и волны. Звук».
Цели урока:
Познавательные: сформировать практические умения решать качественные и количественные задачи.
Развивающие: сформировать логические умения при анализе сюжета задач, планировании решения и реализации плана.
Воспитательные: проконтролировать усвоение знаний, сформировать навыки общения между обучающимися, их мировоззрение.
Тип урока. Урок обобщения, закрепления и комплексного применения знаний.
Оборудование: карточки-тесты по теме «Механические колебания и волны. Звук» (Приложение 1), компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку (Приложение 2)
Ход урока.
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1 |
Организационный момент. Сообщение целей урока. |
Учитель направляет обучающихся на совместное формирование целей урока. |
Совместно с учителем формулируют цели урока. |
2 |
Самостоятельная работа. |
Организует проведение тестового задания.
Приложение 1 |
Записывают ответы на вопросы теста По окончании осуществляют взаимопроверку, затем проверяют правильность ответов по готовому шаблону. |
3 |
Решение качественных задач. |
Осуществляет подборку качественных задач. |
Обсуждают и решают предложенные задачи. |
4 |
Решение количественных задач. |
Осуществляет подборку количественных задач. |
Обсуждают и решают предложенные задачи, записывают решение в тетрадях. |
5 |
Подведение итогов урока. |
Подводит итоги урока. Проводит рефлексию. |
Отвечают на вопросы рефлексии. |
6 |
Домашнее задание. |
Объясняет домашнее задание. |
Записывают необходимую информацию по выполнению домашнего задания. |
I. Организационный момент. Формулирование целей урока.
II. Самостоятельная работа.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Раздает тестовые задания каждому ученику. Сообщает о времени, отведенном на выполнение. (5-7 минут) |
Выполняют задания-тесты.
По окончании обмениваются листочками и выполняют взаимопроверку. (1мин.)
Проверяют правильность ответов по шаблону, предоставленному на слайде
|
III. Решение качественных задач.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Физика – наука интересная. Сегодня мы сделаем попытку навести мосты между физикой и миром литературных произведений. |
|
Объясните с физической точки зрения некоторые пословицы. 1. «Оттого телега заскрипела, что давно дегтю не ела»
Где еще мы можем услышать аналогичный скрип? 2. «Ударь обухом в дерево, дупло само скажется».
На этом свойстве основан также метод выстукивания в медицине, а также при контроле качества вагонных колес и при проверке целостности посуды. 3. «Как аукнется, так и откликнется» |
Деготь выполняет роль смазки при трении колес об ось. Нет смазки - трение велико, оно вызывает колебания колес на оси телеги и самой оси, при этом появляется скрипучий звук. По той же причине скрипят несмазанные петли дверей. При ударе по дереву древесина приходит в колебание, появляется звук. Здоровое дерево и дерево с дуплом звучат по-разному.
Отклик получается при отражении звука от препятствий. Это эхо. |
А теперь поговорим о приметах. Одна из них «Если в поле далеко раздается голос, то будет дождь». Объясните данную примету.
|
Влажность воздуха влияет на распространение звука. С повышением влажности изменяется плотность воздуха и его способность проводить звук. |
Также задачи по физике можно найти в сказках, мифах, легендах. Рассмотрим отрывок из русской сказки «Про глупого змея и умного солдата» «Змей так свистнул - деревья закачались, все листья с них осыпались». Какие физические явления вы узнаете в этом эпизоде? |
Колебания под действием ветра. Вынужденные колебания.
|
Послушайте отрывок из стихотворения А.А. Блока «Потеха! Рокочет труба…» Кругом – возрастающий крик, Свистки и нечистые речи, И ярмарки гулу – далече В полях отвечает зеленый двойник. Какому физическому явлению соответствует образ «зеленого двойника»? |
Эхо. |
IV. Решение количественных задач.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
С качественными задачами вы справились успешно, теперь решим задачи на вычисление величин колебательного движения. 1. Длина волны равна 2 м, а скорость ее распространения 400 м/с. Определите, сколько полных колебаний совершает эта волна за 0,1 с. |
Обучающиеся решают задачу, оформляя решение в тетрадях и на доске. |
2. Вася заметил, что ворона в течение 1 минуты каркнула 45 раз. Определите период и частоту колебаний. |
Для того, чтобы получить верный ответ, необходимо перевести 1 минуту в секунды. Оформление решения задачи в тетрадях и на доске. |
3. Димка заметил, что во время танца на дискотеке за 5 минут он подпрыгнул 120 раз. Каковы период и частота данных колебаний? |
Оформление решения задачи. |
V. Подведение итогов урока.
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Сегодня на уроке мы научились решать задачи на расчет основных характеристик колебательного движения. |
|
Какие понятия и формулы мы повторили?
|
Колебания, волны, виды волн, звуковая волна. Формулы периода, частоты, длины волны колебаний. |
Что нового узнали на уроке?
|
|
Чем запомнился вам урок?
|
Многие явления в произведениях можно объяснить с физической точки зрения. |
Оцените свою работу на уроке. |
Оценивают работу на уроке. |
VI. Домашнее задание.
1. Составить две задачи на тему «Механические колебания и волны. Звук», оформить задачи на листах формата А4.
2. По желанию подготовить презентацию или буклет по теме «Инфразвук и ультразвук».
Литература
1. Перышкин А.В., Гутник Е.М. Физика. 9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений- 13-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2008. – 300, [4]с.: 1 л. цв. вкл.
2. Тихомирова С.А. Физика в загадках, пословицах, сказках, полэзии, прозе и анекдотах: пособие для учащихся и учителей /С.А. Тихомирова. – М.: Мнемозина, 2008. -152 с.: ил.
Приложение 2. Здесь будет файл: /data/edu/files/v1446901339.ppt (Решение задач по теме Колебания и волны. Звук)
Приложение 1. Тест по теме «Механические волны. Звук»
Вопрос 1. Механические волны - это..
1. колебание маятника
2. периодически повторяющийся процесс
3. колебание, которое распространяется в упругой среде
Конец формы
Начало формы
Вопрос 2. Поперечные волны -это...
1. волны, частицы в которых колеблются вдоль линии распространения
2. волны, частицы в которых колеблются перпендикулярно линии распространения
3. волны, частицы в которых колеблются под углом к линии распространения
Конец формы
Начало формы
Вопрос 3. Продольные волны - это...
1. волны, частицы в которых колеблются вдоль линии распространения
2. волны, частицы в которых колеблются перпендикулярно линии распространения
3. волны, частицы в которых колеблются под углом к линии распространения
Конец формы
Начало формы
Вопрос 4. Поперечные волны могут распространяться...
1. в газах и твердых телах
2. в жидких и твердых телах
3. в твердых телах
Конец формы
Начало формы
Вопрос 5. Продольные волны могут распространяться...
1. в газах и твердых телах
2. в жидких и твердых телах
3. в газах, жидкостях и твердых телах
Конец формы
Начало формы
Вопрос 6. Может ли при распространении волны переноситься энергия и вещество?
1. энергия - нет, вещество - да
2. энергия - да, вещество - нет
3. энергия и вещество – да
Вопрос 7. Звуковая волна - это...
1. волна, распространяющаяся в пространстве с частотой от 16 Гц до 20 кГц
2. волна, распространяющаяся в пространстве с частотой меньше 16 Гц
3. волна, распространяющаяся с частотой больше 20 кГц
Вопрос 8. От чего зависит громкость звука?
1. от частоты колебаний
2. от амплитуды колебаний
3. от частоты и амплитуды
Вопрос 9. Чем определяется высота тона?
1. частотой колебаний
2. амплитудой колебаний
3. частотой и амплитудой
Вопрос 10. Могут ли звуковые волны распространяться в безвоздушном пространстве?
1. могут, например звук выстрела
2. могут, если звуковые волны - поперечные
3. не могут
Вопрос 11. Что такое ультразвук?
1. звук с частотой меньше 20 кГц
2. звук с частотой больше 20 кГц
3. звук с частотой равной 20 кГц
Вопрос12. Что такое инфразвук?
1. звук с частотой меньше 16 Гц
2. звук с частотой равной 16 Гц
3. звук с частотой больше 16 Гц