12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Брянцева Елена Петровна3516
Россия, Ярославская обл., с.Бурмакино Некрасовского района

Пояснительная записка

Цель : осуществление контроля степени усвоения материала в объеме обязательного минимума содержания образования.

9 класс обучается по программе, составленной в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования по физике. Авторы программы: Е.М. Гутник, А.В. Перышкин. Согласно базисного учебного плана на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания отводится 2 часа.

Контрольная работа состоит из 2-х вариантов.

Каждый вариант работы состоит из 3-х частей и включает 13 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Работа состоит из трех частей (часть А, часть В и часть С).

Часть А и часть В содержат задания, предусматривающие формы ответа:

Задания с выбором ответа их четырех предложенных;

Задания на соотнесение.

С помощью этих заданий проверяется знание и понимание важных элементов содержания (понятия, их свойства и т.д.), владение основными алгоритмами, а также применение знаний в простейших практических ситуациях.

Часть С состоит из трех заданий с развернутым ответом и направлена на умение применить знания к решению физических задач.

При выполнении части С обучающиеся должны продемонстрировать умение грамотно записать данные задачи и его решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования.

В ходе выполнения контрольной работы проверяются следующие виды деятельности:

1. Владение основным понятийным аппаратом по данной теме : знание и понимание смысла понятий, знание и понимание смысла физических величин, знание и понимание смысла физических законов.

 2. Решение задач различного типа и уровня сложности.

3.Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности повседневной жизни.

Учащиеся должны знать и уметь (виды и умений, обязательных при усвоении данного раздела физики):

Запись и вычисление значения физических величин.

Знание наиболее распространенных явлений, понятий, физических величин.

Расчет физических величин по графикам.

Анализ графической информации.

Графическое изображение колебательного движения.

Расчет физических величин по формулам.

Содержание.

Колебательное движение

Свободные колебания. Колебательные системы.

Характеристики колебательного движения.

Распространение колебаний в упругой среде. Волны.

Поперечные и продольные волны.

Характеристики волн.

На проведение теста отводится 45 минут.

Для оценивания результатов выполнения работ обучающихся применяется два количественных показателя: традиционная отметка («2», «3», «4» и «5») и рейтинг: от 0 до 23 баллов.

Рейтинг формируется путем подсчета баллов, полученных обучающимися за выполнение трех частей работы.

За каждое верно решенное задание

части А начисляется 1 балл (всего 5 баллов),

части В – 2 балла (всего 10 баллов)

части С1 – 2 балла , С2-С3 – 3 балла(всего 8 баллов).

Отметка

«2»

«3»

«4»

«5»

Количество баллов

0 - 6

7 - 15

16 - 20

21 - 23

Вариант 1.

А.1. Какое из приведённых ниже движений является механическим колебанием?

1) Движение качелей. 2) Движение мяча, падающего на землю

А. Только 1. Б. Только 2. В.1 и 2. Г. Ни 1, ни 2.

А.2. Какие из приведённых ниже колебаний являются свободными?

1) Колебания груза, подвешенного к пружине, после однократного его отклонения от положения равновесия. 2) Колебания диффузора громкоговорителя во время работы приёмника.

А. Только 1. Б. Только 2. 3. 1 и 2. 4. Ни 1, ни2.

А.3. Период колебаний - это…

А. Число колебаний в единицу времени. Б. Промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание. В. Наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.

А.4. В каких направлениях происходят колебания в продольной волне?

А. Во всех направлениях. Б. Только по направлению распространению волны. В. Только перпендикулярно распространению волны. Г. По направлению распространения волны и вдоль этого направления.

А.5. От чего зависит громкость звука?

А. От частоты колебаний. Б. От амплитуды колебаний. В. От частоты и амплитуды. Г. Не зависит ни от частоты, ни от амплитуды.

В.1. На рисунке 1 представлена зависимость координаты тела, колеблющегося вдоль оси ОY, от времени. Какова амплитуда колебаний?

А. 4 см. Б. 2 см. В. 1 см. Г. 0,5 см. Д.0.

В.2. На рисунке 2 изображён график зависимости координаты xколеблющегося тела от времени. Чему равен период колебаний?

А. 1 с. Б. 2 с. В. 4 с. Г. ½ Гц. Д. 1 Гц.

В.3. По графику на рисунке 2 определите частоту колебаний.

А. 1 с. Б. 2 с. В. 4 с. Г. ½ Гц. Д. 1/4 Гц.

В.4.За 4 с маятник совершает 8 колебаний. Чему равен период колебаний?

А. 8 с. Б.4 с. В. 2 с. Г.0,5 с.

В.5. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Физические величины

Формулы

А)Длина волны

Б)Скорость распространения волны

В) Период колебаний

1) N/t

2) 1

3) v*T

4) t*N

5) λ|T


 

A

Б

В

     


 

С.1. Динамик подключён к выходу звукового генератора электрических колебаний с частотой 170 Гц. Какова длина звуковой волны при скорости звука в воздухе 340 м/с?

А. 0,5 м. Б. 1 м. В. 2 м. Г. 57800 м.

С.2. С какой частотой колеблется источник волн, если длина волны 4 см, а скорость распространения 12 м/ с?

А. 250 Гц. Б. 0,4 Гц. В. 400 Гц. Г. 300 Гц.

С.3. Найдите скорость распространения звука в материале, в котором колебания с периодом 0,01 с вызывают звуковую волну, имеющую длину 50 см.

А. 5000 м/с. Б. 50 м/с. В. 100 м/с

 

Вариант 2.

А.1. Какое из приведённых ниже движений является механическим колебанием?

1) Движение звучащей струны гитары. 2) Движение спортсмена, совершающего прыжок в длину.

А. Ни 1, ни2. Б. 1 и 2. В. Только 1. Г. Только 2.

А.2. Какие из перечисленных ниже колебаний являются вынужденными?

1) Колебания груза на нити, один раз отведённого от положения равновесия и отпущенного. 2) Колебания качелей, раскачиваемых человеком, стоящим на земле.

А. 1 и 2. Б. Только 1. В. Только 2. Г. Ни 1, ни 2.

А.3. Частота колебаний – это…

А. Число колебаний в единицу времени. Б. Промежуток времени, в течение которого тело совершает одно полное колебание. В. Наибольшее отклонение колеблющегося тела от положения равновесия.

А.4. В каких направлениях происходят колебания в поперечной волне?

А. Во всех направлениях. Б. Только по направлению распространению волны. В. Только перпендикулярно распространению волны. Г. По направлению распространения волны и вдоль этого направления.

А.5.Чем определяется высота звука?

А. Частотой колебаний. Б. Амплитудой колебаний. В. Частотой и амплитудой колебаний. Г. Не зависит ни от частоты, ни от амплитуды.

В.1.

В.1. На рисунке 1 представлена зависимость координаты тела, колеблющегося вдоль оси ОY, от времени. Какова амплитуда колебаний?

А. - 3 см. Б.0. В. 2 см. Г. 3 см. Д.4 см.

В.2. В.2. На рисунке 2 изображён график зависимости координаты xколеблющегося тела от времени. Чему равен период колебаний?

А. 2 с. Б. 4 с. В. 8 с. Г. ½ Гц. Д. ¼ Гц.

В.3. По графику на рисунке 2 определите частоту колебаний.

А. 2 с. Б. 4 с. В. 8 с. Г. ½ Гц. Д. 1/8 Гц.

В.4.За 3 с маятник совершает 6 колебаний. Чему равна частота колебаний?

А. 2 Гц. Б.4 Гц. В. 3Гц. Г.0,5 Гц.

В.5. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым эти величины определяются.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Физические величины

Формулы

А)Длина волны

Б)Скорость распространения волны

В) Частота колебаний

1) N/t

2) 1

3) v*T

4) t/N

5) λ|T


 

A

Б

В

     


 

С.1. Динамик подключён к выходу звукового генератора электрических колебаний с частотой 680 ГЦ. Какова длина звуковой волны при скорости звука в воздухе 340 м/с?

А. 0,5 м. Б. 1 м. В. 2 м. Г. 231 200 м.

С.2. Определите скорость распространения волны, если ее длина 5см, а период колебаний 10с?

А. 0,005м/с Б. 0,5м/с В. 0,05м/с Г. 50 м/с.

С.3. Период свободных колебаний маятника равен 5с, длина волны 20 см. Определите скорость распространения колебаний.

А. 10 м/с Б. 0,4 м/с. В. 0,025 м/с Г. 0,2 м/с


 

Ответы

Вариант 1

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

В4

В5

С1

С2

С3

А

А

Б

Б

Б

Б

В

Д

Г

352

В

Г

Б


 

Вариант 2


 

А1

А2

А3

А4

А5

В1

В2

В3

В4

В5

С1

С2

С3

В

В

А

В

А

Г

В

Д

А

351

А

А

Б


 

Критерии оценки выполнения заданий части С

Вариант 1

С1.

Дано:

ν= 170 Гц

v= 340 м/с

----------------

λ- ?

Решение:

Длина волны вычисляется по формуле λ=

λ = = 2 м

Ответ : 2м

Вариант 2

С1

Дано:

ν= 680 Гц

v= 340 м/с

----------------

λ- ?

Решение:

Длина волны вычисляется по формуле λ=

λ = = 0,5 м

Ответ : 0,5 м


 


 

Содержание критерия

Балл

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

Верно записано краткое условие задачи.

Записана формула длины волны.


 


 

2

Правильно записаны необходимая формула, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия .

ИЛИ

Записана формула, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.


 


 


 

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0

Максимальный балл

2


 

Вариант 1

С2.

Дано:

λ = 4 см = 0,04 м

v= 12 м/с

-------------

ν --?

Решение :

Из формулы длины волны λ= выражаем частоту

ν =

ν= = 300 Гц

Ответ : 3 Гц

Вариант 2

С2.

Дано:

λ = 5 см = 0,05 м

T = 10 c

------------

v ---?

Решение :

Из формулы длины волны λ= v*T выражаем скорость v =

v = = 0,005 м/с


 

Содержание критерия к заданиям С2 и С3

Содержание критерия

Балл

Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:

Верно записано краткое условие задачи.

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом:

Выполнены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ.

  1. формула длины волны;

    формула частоты волны (скорости волны, периода);


 


 


 

3

Правильно записаны необходимые формулы, проведены вычисления, и получен ответ (верный или неверный), но допущена ошибка в записи краткого условия или переводе единиц в СИ.

ИЛИ

Записаны уравнения и формулы, применение которых необходимо и достаточно для решения задачи выбранным способом, но в математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка.


 


 


 

2

Допущена ошибка в исходной формуле.

1

Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

0

Максимальный балл

3


 


 

Вариант 1

С3.

Дано:

λ = 50 см =0,5 м

T = 0,01 с

---------------

v -?

Решение :

Из формулы длины волны λ = v* T выражаем v = .

v = = 5000 м/с

Ответ: 5000 м/с

Вариант 2

С3.

Дано:

λ = 20 см =0,2 м

T = 0,5 с

------------

v -?

Решение :

Из формулы длины волны λ = v* T

выражаем v = .

v = = 0,4 м/с

Ответ: 0,4 м/с

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.