Методическая разработка урока физики по теме «Механические колебания и волны» (9 класс)
1.Саламаха Ольга Федоровна
2.учитель физики
3. ГБОУ Гимназия 1748 « Вертикаль » город Москва.
4.Класс 9
5.Тема: Повторительно –обобщающий урок по теме « Механические колебания и волны»
6.Базовый учебник : Физика 9. Авторы: Л.Э.Генденштейн, А.Б Кайдалов. Учебник для общеобразовательных учреждений . М -Мнемозина, 2011.
7. Цель урока : повторить, обобщить и систематизировать знания по теме, совершенствовать умения логического мышления, умения применять знания в различных ситуациях при решении качественных, экспериментальных, вычислительных задач.
8. Задачи урока: Активизировать знания учащихся через групповую и индивидуальную работу Организовать самостоятельную работу учащихся по исследованию проблемной ситуации. Установить осознанность понимания учащимися процесса распространения механических колебаний, механизма возникновения звуковых волн, продолжить формирование умений использования знаний на практике. 9.Планируемые результаты:
Личностные УУД : формирование готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, построению индивидуальной траектории образования на основе развития умений выделять главное, составлять план, вести конспекты, наблюдать, развивать : умения частичной – поисковой деятельности, выдвижение гипотезы и её решение, умение отстаивать свою точку зрения.
Метапредметные : формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения поставленных задач;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
10.Тип урока Урок обобщения и закрепления знаний.
11. Методы обучения:
Проблемно-поисковый.
Практический.
Словесный.
12. Оборудование: Карточки, высокий сосуд, стакан с водой, , камертоны, молоточек.
13. Домашнее задание: Параграф 15-17 повторить. Подготовиться к контрольной работе.№ !6.40 ,№ 16.42,№15.43,№15.46 на индивидуальную оценку.
Тема урока «обобщение по теме «Механические колебания и волны».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Актуализация знаний. Групповая работа учащихся.
(Учащиеся работают в группах. Получают карточки с качественными , расчетными и экспериментальными задачами. Обсуждают решение, формулируют правильный ответ. В группе распределены роли. Пока один человек готовит расчетную задачу на доске , другие ребята формулируют качественный вопрос и демонстрируют свой эксперимент .Если группа отвечает неверно другие ребята участвуют в обсуждении и исправляют ошибки .Расчетные и экспериментальные задачи одинаковые, что позволяет выяснить уровень и качество усвоения темы и формирование способности вести дискуссию)
Карточка №1.
Вопрос: Почему телеграфные столбы гудят при ветре?
Задача: Чему равна длина волны , распространяющейся со скоростью 5 м/с , в которой за 10 с успевает произойти 4 колебания?
Экспериментальное задание. Вливайте струю воды в высокий цилиндрический сосуд. Как изменится высота тона прослушиваемого звука по мере наполнения сосуда?
Карточка №2.
Вопрос Почему при осмотре колес вагонов во время стоянки поезда их обстукивают молотком?
Задача. За 24 с первый маятник совершил 12 колебаний , а второй 16 У какого маятника период и частота больше и во сколько раз?
Экспериментальное задание. Поставьте рядом два одинаковых камертона, обратив отверстие ящиков , на которых они укреплены , друг к другу. Ударьте один из камертонов и приглушите его пальцами .Наблюдайте, как звучит второй камертон. Объясните данный эксперимент.
Карточка №3.
Вопрос Почему мы не слышим грохота мощных процессов , происходящих на Солнце?
Задача: Чему равна длина волны , распространяющейся со скоростью 5 м/с , в которой за 10 с успевает произойти 4 колебания?
Экспериментальное задание. Вливайте струю воды в высокий цилиндрический сосуд. Как изменится высота тона прослушиваемого звука по мере наполнения сосуда?
Карточка №4
Вопрос Герой рассказа О.Генри ударил поросенка с такой силой , что тот полетел , «опережая звук собственного визга». С какой наименьшей скоростью должен был лететь поросенок, чтобы описанный случай произошел в действительности .
Задача .За 24 с первый маятник совершил 12 колебаний , а второй 16 У какого маятника период и частота больше и во сколько раз? Экспериментальное задание. Поставьте рядом два одинаковых камертона, обратив отверстие ящиков , на которых они укреплены , друг к другу. Ударьте один из камертонов и приглушите его пальцами .Наблюдайте, как звучит второй камертон. Объясните данный эксперимент.
3.Обобщение и систематизация знаний( анализ выполненных заданий).Учащиеся выступают с результатами своей работы.
4.Контроль знаний...Тестовая работа. Актуализация знаний. Индивидуальная работа.
1 вариант |
2 Вариант |
На рисунке представлен график зависимости координаты х=х(t).Определите период, частоту и амплитуду колебаний .
А.4мс,250Гц,0,002м. В.4с, 0,004Гц,0,2м С.1мс, 0.250Гц,0,002м. Д .Нет правильных ответов. |
На рисунке представлен график зависимости координаты х=х(t) Определите период, частоту и амплитуду колебаний .
А. 2мс, 0.5кГц, 0.1м. В.0.5 с. 2 Гц. 1м С. 2с, 0.5Гц, 0.1м. Д .Нет правильных ответов. |
2 .В каких средах могут распространяться упругие продольные волны? А. Только в твёрдых средах. В. Только в жидких средах. С. Только в газообразных средах. Г.В жидких, твердых и газообразных. Д. Среди ответов А-Г нет правильного |
2. В каких средах могут распространяться поперечные волны? А. Только в твёрдых средах. В. Только в жидких средах. С. Только в газообразных средах. Г.В жидких, твердых и газообразных. Д. Среди ответов А-Г нет правильного |
3.Чем определяется громкость звука при неизменной частоте колебаний? А. Амплитудой колебаний. В. Частотой. С. Длиной волны. Г. Скоростью распространения звуковой волны. Д. Среди ответов А-Г нет правильных. |
3.Чем определяется высота звука? А. Амплитудой колебаний. В. Частотой. С. Длиной волны. Г. Скоростью распространения звуковой волны. Д. Среди ответов А-Г нет правильных |
4. Частота колебаний источника волны равна 0,2 Гц, скорость распространения волны 10м/с, чему равна длина волны? А.0,02м В.2м С.50м Д. нет правильного ответа. |
Длина волны равна 0,8 м, скорость её распространения 0,5 м/с. Чему равен период колебаний. А.5с В.0.2с С.0.05 с. Д. Нет правильного ответа |
5.Длину математического маятника уменьшили в 49 раз. Как изменилась при этом частота колебаний маятника? А. Увеличилась в 7 раз В. Уменьшилась в 49 раз. С .Увеличилась в 49 раз Д Уменьшилась в 7 раз. |
5. Жесткость пружинного маятника увеличили в 64 раза. Как при этом изменился период колебаний пружинного маятника. А. Увеличился в 8 раз В. Уменьшился в 64 раза. С .Увеличился в 64 раза Д Уменьшился в 8 раз. |
4.А .Взаимопроверка или самопроверка.. Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий
Вариант 1 |
Вариант 2 |
1.А 2.Г 3.А 4. С 5. А |
1.С 2.А 3.В 4.Д 5.Д |
Норма выстановления оценок 5-5,4-4, и т.д.
5.Итоги урока. Качественное оценивание работы учащихся на уроке. Разбор заданий какие задания были сложными и почему.
6.Рефлексия.. Я готов к контрольной работе потому что…..
Мне надо еще поработать потому что ……..
Мне необходимы более сложные задания потому что ….
7.Домашнее задание. : Параграф 15-17 повторить. Подготовиться к контрольной работе.№ !6.40 ,№ 16.42,№15.43,№15.46 на индивидуальную оценку.
Технологическая карта урока
1. Саламаха Ольга Федоровна
2. 9 класс, физика.
3.Тема урока : Обобщение и систематизация знаний по теме «Механические колебания и волны»
4. Цель урока: Формирование целостной системы ведущих знаний по теме через повторение , обобщение и систематизацию знаний, совершенствование умения логического мышления, умения применять знания в различных ситуациях при решении качественных, экспериментальных, вычислительных задач.
Характеристика этапов урока
Этап урока |
Время |
Цель |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы |
ФОУД |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1.Организационный момент |
1-2 мин |
Приветствие, акцентирование внимания |
Ф |
Создание теплой доверительной обстановки |
Организация подготовленности учащихся к уроку |
||
2.Актуализация знаний. |
15 мин |
Выявление уровня знаний после изучения теоретического материала |
Получают карточки с качественными , расчетными и экспериментальными задачами |
Практический эксперимент формирует использование ЗУН работы с оборудованием, развитие монологической и диалоговой речи при решении качественной и вычислительной задач. |
Г, И |
Обеспечение восприятия осмысления и запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения |
Распределение ролей в группе. Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний |
3. Обобщение и систематизация знаний( анализ выполнения работ по карточкам , Закрепление знаний и способов действий) |
15 мин |
Закрепление полученных знаний на практике, Проверка выполненного задания. Выявление уровня усвоения темы, оценка деятельности на уроке |
Учащиеся предлагают варианты ответов на вопросы, выполняют решения задач, демонстрируют экспериментальные работы |
Представление своей работы одним из учеников группы |
И |
Организует учащихся на поиск рационального способа решения задачи . помогать учащимся увидеть их собственное приращение и значимость. |
Осуществляют рефлексию усвоение собственной учебной деятельности, анализируют объем усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном и творческом уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений. |
4.Контроль и самопроверка знаний |
10 мин |
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции |
Выполнение работы. Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения |
Тест, взаимопроверка. |
И |
Наблюдение за эмоциональным и психологическим поведением учащихся |
Учащиеся выполняют тест |
5.Подведение итогов занятий |
5 мин |
Выявление уровня усвоения темы |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Составление рекомендаций по устранению пробелов |
Ф |
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы |
Адекватность самооценки учащегося оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения |
|
6.Рефлексия |
2 мин |
Ф |
Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения |
Осознание учениками смысла их деятельности на уроке, предпочитаемых способов выполнения заданий и оценка их деятельности на уроке |
|||
7. Домашнее задание |
1 мин |
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
Приложение №1
Карточка №1 .
Вопрос : Почему телеграфные столбы гудят при ветре?
Задача: Чему равна длина волны , распространяющейся со скоростью 5 м/с , в которой за 10 с успевает произойти 4 колебания?
Экспериментальное задание. Вливайте струю воды в высокий цилиндрический сосуд. Как изменится высота тона прослушиваемого звука по мере наполнения сосуда?
Карточка №2 .
Вопрос Почему при осмотре колес вагонов во время стоянки поезда их обстукивают молотком?
Задача .За 24 с первый маятник совершил 12 колебаний , а второй 16 У какого маятника период и частота больше и во сколько раз?
Экспериментальное задание. Поставьте рядом два одинаковых камертона, обратив отверстие ящиков , на которых они укреплены , друг к другу. Ударьте один из камертонов и приглушите его пальцами .Наблюдайте, как звучит второй камертон. Объясните данный эксперимент.
Карточка №3.
Вопрос Почему мы не слышим грохота мощных процессов , происходящих на Солнце?
Задача: Чему равна длина волны , распространяющейся со скоростью 5 м/с , в которой за 10 с успевает произойти 4 колебания?
Экспериментальное задание. Вливайте струю воды в высокий цилиндрический сосуд. Как изменится высота тона прослушиваемого звука по мере наполнения сосуда?
Карточка №4.
Вопрос Герой рассказа О.Генри ударил поросенка с такой силой , что тот полетел , «опережая звук собственного визга». С какой наименьшей скоростью должен был лететь поросенок, чтобы описанный случай произошел в действительности .
Задача. За 24 с первый маятник совершил 12 колебаний , а второй 16 У какого маятника период и частота больше и во сколько раз? Экспериментальное задание. Поставьте рядом два одинаковых камертона, обратив отверстие ящиков , на которых они укреплены , друг к другу. Ударьте один из камертонов и приглушите его пальцами .Наблюдайте, как звучит второй камертон. Объясните данный эксперимент.
Приложение № 2..Тестовая работа. Актуализация знаний. Индивидуальная работа.
1 вариант |
2 Вариант |
На рисунке представлен график зависимости координаты х=х(t).Определите период, частоту и амплитуду колебаний .
А.4мс,250Гц,0,002м. В.4с, 0,004Гц,0,2м С.1мс, 0.250Гц,0,002м. Д .Нет правильных ответов. |
На рисунке представлен график зависимости координаты х=х(t) Определите период, частоту и амплитуду колебаний .
А. 2мс, 0.5кГц, 0.1м. В.0.5 с. 2 Гц. 1м С. 2с, 0.5Гц, 0.1м. Д .Нет правильных ответов. |
2 .В каких средах могут распространяться упругие продольные волны? А. Только в твёрдых средах. В. Только в жидких средах. С. Только в газообразных средах. Г.В жидких, твердых и газообразных. Д. Среди ответов А-Г нет правильного |
2. В каких средах могут распространяться поперечные волны? А. Только в твёрдых средах. В. Только в жидких средах. С. Только в газообразных средах. Г.В жидких, твердых и газообразных. Д. Среди ответов А-Г нет правильного |
3.Чем определяется громкость звука при неизменной частоте колебаний? А. Амплитудой колебаний. В. Частотой. С. Длиной волны. Г. Скоростью распространения звуковой волны. Д. Среди ответов А-Г нет правильных. |
3.Чем определяется высота звука? А. Амплитудой колебаний. В. Частотой. С. Длиной волны. Г. Скоростью распространения звуковой волны. Д. Среди ответов А-Г нет правильных |
4. Частота колебаний источника волны равна 0,2 Гц, скорость распространения волны 10м/с, чему равна длина волны? А.0,02м В.2м С.50м Д. нет правильного ответа. |
Длина волны равна 0,8 м, скорость её распространения 0,5 м/с. Чему равен период колебаний. А.5с В.0.2 с С .0.05 с. Д. Нет правильного ответа |
5.Длину математического маятника уменьшили в 49 раз. Как изменилась при этом частота колебаний маятника? А. Увеличилась в 7 раз В. Уменьшилась в 49 раз. С .Увеличилась в 49 раз Д Уменьшилась в 7 раз. |
5. Жесткость пружинного маятника увеличили в 64 раза. Как при этом изменился период колебаний пружинного маятника. А. Увеличился в 8 раз В. Уменьшился в 64 раза. С .Увеличился в 64 раза Д Уменьшился в 8 раз. |