12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Яхина Земфира Габдулбаровна7


Яхина Земфира Габдулбаровна, учитель математики, МБОУ «Катмышская СОШ»

Тема

(название)

Решение задач практического содержания.

Тип урока:

урок применения знаний, умений и навыков

Используемая технология:

системно – деятельностный подход.

Цель

С помощью различных образовательных технологий наряду с формированием предметных знаний и умений обеспечивать развитие у учащихся математической грамотности. В дальнейшем это умение будет способствовать успешности выпускника школы во взрослой жизни.

Задачи

Образовательная:

• научить распознавать проблемы, возникающие в окружающей действительности, которые могут быть решены средствами математики;

• научить формулировать эти проблемы на языке математики;

• формирование функциональной грамотности школьников

• повторить и обобщить свойства действий с натуральными числами

• продолжить работу над развитием вычислительных навыков.

• используя знания по теме «Действия с натуральными числами».

Воспитательная:

• добиться понимания практической значимости умения решать нестандартные задачи;

• способствовать формированию у учащихся определенного набора экономических компетенций в сфере познавательной деятельности, трудовой и бытовой сферах, социальной деятельности, связанных с решением задач;

• способствовать формированию значимых качеств личности: трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, самостоятельности в принятии решений через решение задач;

Развивающая:

• развивать математическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, умение самостоятельно добывать знания.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь решать задачи с практическим содержанием

Метапредметные:

- уметь соотносить изученный материал с жизненными ситуациями,

- уметь анализировать задачу,

- уметь высказать свою точку зрения, делать вывод.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к обучению.


Ключевые смыслы, слоганы.

Главный признак сформированной математической грамотности готовность человека применять математику в различных ситуациях, связанных с жизнью, стремление действовать рационально и творчески.

«Нельзя человека научить на всю жизнь, его надо научить учиться всю жизнь».

Символы

Ф- фронтальный, П-парная, И-индивидуальная, С- самостоятельная

Возраст или класс

5 класс


Этапы работы и время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Как формируется компонент функциональной грамотности?


Ресурсное обеспечение, необходимое оборудование

1.Мотивация учебной деятельности учащихся. (5 мин)

Цель: включить учащихся в учебную деятельность и определение содержательных рамок урока.

Здравствуйте. Рада видеть вас на уроке.

Все ли готовы к уроку? Все ли выполнили свою домашнюю работу?

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончании решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу.

Заполняете соответствующие строки в карточку. В конце урока подведите итог своей работе, суммируя баллы каждого этапа. Шкала оценивания поможет вам с выставлением оценки за урок.





Учащиеся подписывают карточки, заполняют поля по домашней работе

Положительное отношение к учебной деятельности, целеполагание, планирование учебного сотрудничества.

Карточка самооценивания.

2. Актуализация знаний (устный счет, Ф)

(4 мин)

Цель: организовать актуализацию знаний учащихся.

Учитель создаёт ситуацию для активизации знаний.

№1. Сколько семья заплатит за расход 3м3 воды, если 1м3 воды стоят 60 рублей? (180 р.)

№2. В октябре семья заплатила за телефон 500 рублей. Какую сумму она еще заплатит до конца этого года? (1000 руб. за ноябрь и декабрь)

№3. Расход бензина на трассе у автомобиля «Лада - Веста» 7 литров на 100 км. Сколько расходуется бензина при проезде 300 км? (21 л).

№4. Школе необходимо 3600 рублей на переоснащение кабинета математики. Спонсоры оказали помощь в размере 2700 рублей. Какую сумму осталось оплатить школе? (900 руб.);

№5. Билет в театр стоит 500 рублей. В семье 4 человека. В какую сумму обойдется семье посещение театра? (2000 руб.)

№ 6. Из алюминиевой проволоки изготовили модель куба, на что потребовалось 60 см проволоки. Чему равна длина ребра куба? (5 см)


Подведение итогов устной работы, оценивают себя и фиксируют результаты на карточку.



Отвечают на вопросы.






Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.


Слайд

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (3 мин.)


Пожалуйста, возьмите карточки «Задачи урока».

Вы знаете, на что тратиться большая часть семейного бюджета? (учащиеся высказывают свои предположения). Оказывается, большая часть семейного бюджета идет на оплату коммунальных услуг.

Показываю квитанцию и спрашиваю, дети, вы знаете, что это такое? Выслушиваю ответы детей.

Читают условия, высказывают мнение пo их содержанию.

Формулируют тему урока.

Структурирование собственных знаний, самоопределение, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.


Карточки

4. Применение знаний, умений и навыков по теме– 10 мин.

Цель: формировать у учащихся способности к новому способу действия.

П.

Прошу каждой паре выбрать номер задачи для решения.

Итак, приступаем к решению задач, которые вы выбрали.

1.Почтальон принес квитанцию по оплате электроэнергии. Используя данные, посчитайте сумму, которую надо заплатить за электричество.

Показания счетчика

Расход электроэнергии(квт.ч)

Тариф

(р)

Сумма к оплате

(р)

Текущее

Предыдущее

9646

9428


3 р 50 коп.



2. Мама хотела переклеить обои и поменять линолеум в комнате размерами 5 х 4 м. У нее на карточке 15 000 р. Сколько ей необходимо денег на ремонт, если ей потребуется 11 рулонов обоев по цене 520 р за 1 рулон, обойного клея 2 упаковки по цене 140 р за упаковку, 20 м2 линолеума по цене 225 р за 1 м2. Если деньги останутся, сможет ли она купить ковер за 3500 р?

3.Сегодня вы пойдете в школьную столовую, с собой есть 90 рублей. В столовой висит меню:

Первые блюда

Борщ

25 рублей

Суп куриный

32 рублей

Суп овощной

22 рубля

Вторые блюда

Котлета куриная с макаронами

50 рублей

Овощное рагу

40 рублей

Плов

58 рублей

Напитки

Компот

12 рублей

Морс

15 рублей

Сок

20 рублей


Выберите обед из трёх блюд (первое, второе и напиток), который можете оплатить. В ответе укажи названия блюд и стоимость обеда. Прочитайте задачи. Интересны ли они вам? Возникло ли у вас желание их решить? Если интересно, то, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Какую учебную задачу мы поставим сегодня на уроке перед собой?

Мы сегодня будем решать задачи, чтобы уметь ориентироваться в любой жизненной ситуации, связанной с различными математическими расчетами.

Обучающиеся решают выбранную задачу. Все вычисления выполняют в тетрадях, при необходимости в столбик. По окончании работы над каждой задачей дети оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Сотрудничать в совместном решении проблемы, умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить исправления.


5.Физминутка. (2 мин)

Цель: сохранять здоровье.

Мы считали и устали,

Дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали,

Раз, два, три. (Хлопки в ладоши под счет учителя.)

Ножками потопали,

Раз, два, три. (Шаги ногами на месте.)

Сели, встали, встали, сели.


Делают упражнения

Готовность к здоровьесбережению.


6. Работа с конвертами

( 10 минут)

И.

Выберите себе конверты с задачей. Решение задач такого типа сможет успешно подготовиться к ВПР.

1) В магазине продаётся офисная бумага разных торговых марок в разных пачках и по различной цене. Нужно купить 1000 листов бумаги одной марки. Сколько рублей будет стоить наиболее дешёвая покупка? 

Марка бумаги

Количество листов в пачке

Цена пачки

Цена за 1000 листов

«Лучшая»

200

125 руб.


«Снежок»

500

320 руб.


«Сирень»

250

140 руб.


2) Оператор сотовой связи предлагает тарифные планы с предоплатой. Какова наименьшая стоимость одной минуты разговора? Ответ дайте в рублях.


Тарифный план

Количество минут
разговора в месяц

Стоимость за месяц

Цена за 1 минуту разговора

«Лёгкий»

200

200 руб.


«Деловой»

450

900 руб.


«Удобный»

600

1800 руб.


3) Пётр заправлял автомобиль на разных заправочных станциях и записывал объём и стоимость приобретённого бензина. Пётр выбрал заправку, где бензин самый дешёвый. Сколько рублей стоит на этой заправке 20 л бензина? Запишите ответ.

Заправочная станция

Объём бензина

Общая стоимость

Цена за 1 л бензина

«Калина»

25 л

975 руб.


«Мотогаз»

40 л

1440 руб.


«Лукойл»

30 л

1110 руб.




Учащиеся выбирают конверт и решают задачи.

Формирование функциональной грамотности, планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.


Конверты с задачей.

7. Применение знаний и умений в самостоятельной работе. (6 мин.)

Цель: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний.

С.

В самостоятельной работе решаем задачу с карточки.

На прошлой неделе я просила вас узнать стоимость одной упаковки конфет «Рафаэлло», торта «Сметанник» и одной упаковки чая «Гринфилд» в супермаркетах «Магнит» и «Пятерочка», а также в магазине «Корзинка». На основании ваших сведений я составила таблицу. В каком магазине стоимость такой покупки будет наименьшей, если необходимо купить 2 упаковки конфет «Рафаэлло», торт и одну упаковку чая «Гринфилд».

Магазин

Конфеты «Рафаэлло» (за 1 упаковку)

Торт «Сметанник»

Чай «Гринфилд» за 1 упаковку

Сумма покупки в рублях

«Корзинка»

247

379

92


«Магнит»

255

362

97


«Пятёрочка»

267

384

85


В ответе укажите стоимость покупки в рублях. Как можно сэкономить?

Вывод?

Выполняют самостоятельную работу по карточкам в тетради

Умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в пару; учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Карточки с задачей.

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Рефлексия. (3 мин)

Цель: зафиксировать новое содержание, оценить свою деятельность на уроке.

Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему?

Успешно ли для вас прошел урок? Что интересного вы узнали на сегодняшнем уроке? Как вы думаете, удалось ли нам решить учебную задачу?

С каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются. Я уверена, что вы справитесь с любой жизненной задачей.

На обратной стороне карточки отметьте,

насколько полезен был сегодняшний урок.

Я благодарю вас за работу

Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке.

Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач

Адекватная оценка деятельности на уроке.

Карточки самооценивания

9. Домашнее задание.(2 мин)

2-3 задачи на выбор

1. Билет на новогоднее представление «Приключение в Снежном королевстве» стоит для взрослого 400 руб., для школьника — половину стоимости взрослого билета, а для дошкольника — четверть стоимости взрослого билета. Сколько рублей должна заплатить за билеты семья, включающая двух родителей, двух школьников и одного двухлетнего малыша?

2. Коля весит 45кг, Дима – на 7 кг меньше, а Вася – на 5кг больше Димы. Смогут ли эти ребята подняться одновременно на лифте, если этот лифт за один раз поднимает не больше 120 кг.

3. Семья за январь месяц потратила 3м³ холодной воды, а горячей воды на 2 м³ меньше. Сколько всего денег семья заплатит за холодную и горячую воду за январь? Цена 1 м ³ горячей воды – 81руб, холодной воды- 40руб. В феврале семья заплатила 242 рубля. Увеличился или уменьшился расход воды (цена воды не менялась)?



Карточки с задачами.









Каpтoчка самooценивания. Приложение.

Ф. И. _____________________________________

Система oценивания:

"2б" - спpавился с задачей без затpуднений

"1б" - спpавился с задачей, нo вoзникали слoжнoсти

"0б" - не спpавился с задачей



№ задания

Задание

Oценка

1

Домашняя работа

 

2

Устный счет

 

3

Применение знаний и навыков

 

4

Работа с конверта


5

Самостоятельная работа

 


Итoгo: моя oценка за уpoк

 



 Если у вас: 7-8 - ставим oценку «5»;

5-6 - ставим оценку «4»;

4 - ставим оценку «3».

Лист oбpатнoй связи:

Сегoдняшний уpoк мне пoзвoлил: _______________________________________________________

Невеpoятнo интеpесным на уpoке былo: _______________________________________________________

Мне не пoнpавилoсь на уpoке: _______________________________________________________

Как ты считаешь: пригодятся тебе в будущем знания, полученные на уроке сегодня?__________________________________________________


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.