Название работы: Рецензия на повесть Валентина Распутина «Живи и помни»
Номинация: Отзыв на прочитанную книгу.
Вид работы: Рецензия
Сведения об авторе: Паронян Максим Лендрушевич, учащийся 9 «А» класса МБОУ СОШ №1 с. Арзгир Ставропольского края.
Сведения о консультанте: Малько Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1
Рецензия на повесть Валентина Распутина «Живи и помни».
Человек каждый день открывает для себя мир. У каждого человека, я думаю, есть любимая книга. Полноценное чувство жизни приходит ко мне, когда я общаюсь с героями повестей Валентина Распутина. Они такие разные: молоденькая добрая учительница Лидия Михайловна из рассказа «Уроки французского», Анна и Дарья из повестей «Последний срок» и «Прощание с Матёрой». А вот Настёну Гуськову из повести «Живи и помни» я люблю и жалею больше всех, ведь судьба её очень трагична.
«Живи и помни»- повесть о людях, сломленных страхом и стыдом. Повесть можно назвать и простой, и сложной. Проста она потому, что художественно обличает дезертира, а наш народ издавна был нетерпим к трусам, захребетникам, ловчилам. А сложна тем, что писатель глубоко «копнул» проблемы, выходящие за рамки одного только нарушения долга перед Родиной.
Андрей Гуськов был до войны справным работящим парнем, послушным сыном, надёжным мужем. Три года оттопал он на фронте в пехоте, был ранен, контужен, хватал «языков» в разведке, да и наградами не обойдён был. Автор приблизительно характеризует его фронтовое житье: «Поперёд других он не лез, но и за чужие спины тоже не прятался». А умирать, конечно, не хотелось. Кто не остерегается смерти на фронте?!
На первый взгляд причина дезертирства понятна: по всему выходило, что после тяжёлого ранения в грудь дадут ему из новосибирского госпиталя короткий отпуск домой на поправку. Даже жене Настёне сказал не приезжать: скоро дома увидятся. А комиссия его снова на фронт определила. Трудно оправдать солдата, но понять можно - попробывал рвануть в короткую самовольную отлучку, но увяз в медлительных военных поездах, осознал, что дело пахнет не гауптвахтой за самоволку, а трибуналом за дезертирство.
Приехав в родную Атамановку, Андрей вынужден был скрываться, смотреть на деревню издалека. Пришлось даже воровать в родном доме. И вот, когда в бане Гуськовых пропал топор, жена Настёна ночью «… чуть не задохнулась от нечаянно подвернувшейся мысли»: никто чужой не мог этого сделать. Это был Андрей. И, чтобы встречаться с ним тайком, она научилась врать, воровать.
Видно, как любит автор Настёну, а ключевым словам он избрал для неё «терпение». Была она «терпеливая ко всякой работе», да и в дому «Настёна терпела: в обычае русской бабы устраивать свою жизнь лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет». И, когда появился беглец, она продолжала исполнять свою бабью долю, от которой никуда не деться.
Кто же повинен в ужасной судьбе Андрея и Настёны? Почему нельзя человеку исполнить самое скромное желание – повидать жену? Может, война проклятая, что безжалостно сломала жизнь хороших людей? А может, они сами, забывши о том, что нельзя устроить свое счастье в особицу, вопреки общей судьбе народа?
Любит Распутин и Андрея Гуськова! Он всячески высвечивает человечность своего героя. Вот Андрей ласково, наперебой с Настёной, вспоминает о предвоенной жизни, вот рассказывает сон, вот пытается издали взглянуть на родную деревню, родной дом, оттуда. Конечно, чувствуется, что автор виноватит прежде всего войну. Но душа Андрея опустошается, легчает она. Вот научился Андрей от бродившего подле избушки зверя выть по-волчьи и с мстительной гордостью подумал: «Пригодится добрых людей пугать». И телёнка убивает, и рыбу из лупок крадёт из желания досадить тем, кто, не в пример ему, живёт открыто, не прячась, не боясь. Не выдерживает Андрей проверку на человечность, распадается его душа.
И Настёна превращается в затравленное существо. Стыд измочаливает её совестливую натуру. А двойная жизнь шаг за шагом отбирает самые простые радости. Настёна не могла теперь ни говорить, ни плакать, ни петь с подругами. Она уже была чужой, посторонней. Нет у неё радости от любви, от беременности. А как они до войны мечтали о ребёнке! Усталость и отчаяние затягивают Настёну в смертельный водоворот. Знает она, что лучше переждать, когда уедет милиционер, но какая-то подтягивающая сила гонит и гонит её навстречу неминуемого.
Под стать истерзанной, отчаявшейся героине Распутин даёт описание природы «… за день худо-бедно прояснило», «ночь была тихая, потёмистая», «ровный, бедный свет», «Андреевское задавлено было темью», «ночь струилась и трепетала». Всё предвещало беду. Настёна гребла и думала: «Стыдно … почему так истошно стыдно… Доверь непутёвому человеку после одной жизни вторую, всё равно не научится жить». Жалко Настёну, её ложь была святой, она любила, поэтому до конца была предана Андрею. Такие женщины, на мой взгляд, заслуживают величайшей любви и понимания.
А вот Андрея автор наказывает гибелью жены и ребёнка, вот он уже по-волчьи бросается наутёк. И мне вместе с автором хочется закричать ему вдогонку: «Живи и помни! Живи и помни! И что же это за жизнь у тебя будет волчья?!» Может я ещё слишком молод, чтобы делать весомые выводы, но уверен: не в том вина Андрея, что он сошёл с предначертанного судьбой пути, бросил вызов року, а в том, что сбился с народного пути, захотели минуть народную долю.
Для меня эта повесть очень поучительна, она убеждает в том, как важно быть ответственным за свои поступки, уметь предвидеть последствия своих действий.
Селиванова Галина Геннадьевна