Статья «Основные направления детализации требований федерального государственного образовательного стандарта общего образования к предметным результатам обучения по учебному предмету «Биология»»
Аннотация. В статье раскрываются основные направления детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Биология»
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, предметные результаты обучения, биология, детализация требований, общее образование.
Современная система образования и ее развитие в ближайшем будущем требует внесения изменений в действующий федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ФЗ-273 от 29.12.2012 с изменениями) не предусматривает пересмотра стандартов [1], но в действующие ФГОС периодически вносятся изменения, вызванные объективной необходимостью обновления и совершенствования образовательного процесса. Так, действующая редакция ФГОС не содержит детализированных требований к предметным результатам обучения, а только общие, которые представлены в разделе «Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования». В то время, как во ФГОС основного общего образования (ООО) указано, что независимо от формы получения образования и формы обучения данный документ является основой объективной оценки соответствия образовательной программы и подготовки обучающихся установленным требованиям образовательной деятельности [2]. Поэтому требования, предъявляемые к результатам обучения, могут трактоваться по-разному в различных общеобразовательных организациях. Разночтения во ФГОС основного общего образования могут привести к нарушению преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования.
Следовательно для того, чтобы участники образовательных отношений, эксперты и органы надзора в сфере образования, представители общественности однозначно понимали содержание этих документов и успешно использовали их в осуществляемой деятельности, важно внести соответствующие изменения во ФГОС общего образования.
Таким образом, действующие в настоящее время ФГОС общего образования нуждаются в доработке.
Возможным решением выше обозначенных проблем может стать детализация требований ФГОС ООО к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям).
Детализация требований ФГОС ООО к предметным результатам обучения базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) позволит конкретизировать и стандартизировать содержательную часть образовательных дисциплин и, таким образом, избежать ее разночтений при реализации основных общеобразовательных программ. ФГОС ООО в части описания результатов, должен быть написан таким языком, чтобы дать возможность определения соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ стандарту, стать основой объективной оценки подготовки обучающихся независимо от формы получения образования и формы обучения[5].
Актуальность детализации требований к предметным результатам связана:
- с приоритетными задачами в развитии системы образования Российской Федерации;
- с необходимостью обеспечить преемственность между ФГОС разного уровня общего образования (ФГОС ДОО, ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС ОСО);
- с потребностью педагогических работников и руководителей образовательных организаций в получении поддержки в процессе разработки основной образовательной и рабочих программ и оценочного инструментария;
- с потребностью экспертов в дополнительной информации для проведения экспертизы учебников;
- с запросом представителей общественности и родителей на конкретизацию требований, предъявляемых к результатам подготовки учащегося по окончании определенного уровня обучения;
- с необходимостью создания доступной среды для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- с обеспечением единого понимания требований к предметным результатам участниками образовательных отношений, экспертами и надзорными органами в сфере образования, представителями общественности и другими заинтересованными лицами;
- с соответствием образовательных результатов требованиям времени, ситуации на рынке труда и уровню развития науки и техники.
Цель статьи – освещение основных направлений детализации требований ФГОС ОО к предметным результатам обучения по учебному предмету «Биология».
Учебный предмет «Биология», согласно действующему ФГОС ООО, относится к предметной области «Естественно-научные предметы», освоение которой должна обеспечить:
- формирование целостной научной картины мира;
- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач.
Предметные результаты изучения «Биологии», как они представлены в действующем ФГОС ОО, должны отражать:
1. формирование системы научных знаний о живой природе, закономерностях её развития исторически быстром сокращении биологического разнообразия в биосфере в результате деятельности человека, для развития современных естественно-научных представлений о картине мира;
2. формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3. приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов и человека, проведения экологического мониторинга в окружающей среде;
4. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению биоразнообразия и природных местообитаний видов растений и животных;
5. формирование представлений о значении биологических наук в решении проблем необходимости рационального природопользования защиты здоровья людей в условиях быстрого изменения экологического качества окружающей среды;
6. освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними [2].
При этом планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны:
1. обеспечивать связь между требованиями ФГОС, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы;
2. являться содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов и учебно-методической литературы, рабочих программ курсов внеурочной деятельности, курсов метапредметной направленности, программ воспитания, а также системы оценки результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Структура и содержание планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должны адекватно отражать требования ФГОС, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям обучающихся.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.
Достижение планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должно учитываться при оценке результатов деятельности системы образования, образовательных организаций, педагогических работников.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии, согласно примерной основной образовательной программе по биологии для уровня основного общего образования, являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
4. В сфере физической деятельности: освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
5. В эстетической сфере: овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы [6].
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы с учётом основных направлений программ, включённых в структуру основной образовательной программы и обязательно должны содержать планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
В тоже время требования к результатам не должны быть сформулированы слишком обобщенно, для этого и нужна детализация.
Необходимость конкретизации и стандартизации предметных результатов определила актуальность проведения работ по детализации предметных требований. В рамах проекта «Детализация требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения по учебным предметам (предметным областям)» по заказу Министерства образования и науки Российской Федерациибыли разработаны проекты детализированных требований по 16 предметным областям, в том числе, по учебному .предмету «Биология». Они представляют собой результат работ по детализации перечня требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ по учебным предметам (предметным областям) и формированию перечней дидактических единиц для включения в базовое содержание обязательной части основных общеобразовательных программ по каждому обязательному учебному предмету, включенному в учебный план.
По завершению работ по детализации требований проекты были представлены на профессиональное обсуждение, в котором приняли участие члены региональных предметных ассоциаций педагогов, преподаватели общеобразовательных организаций, разработчики основных образовательных программ.
В ходе обсуждения были высказаны предложения и рекомендации по совершенствованию подготовленного проекта детализированных требований ФГОС общего образования к предметным результатам обучения по учебному предмету «Биология»:
1. Предметные и метапредметные результаты должны быть разделены.
2. Предметные результаты должны быть сформулированы в соответствии с тематическими блоками по учебному предмету «Биология».
3. Тематические блоки должны быть примерно одинаковые по объему.
4. Формулировка предметных результатов должна соответствовать темам и годам обучения
5. Формулировка предметных результатов должна быть конкретной, однозначной, чтобы не вызывала разночтений, краткой без избыточной информации.
6. В связи с тем, что детализированные предметные результаты должны стать частью нормативного акта, следовательно, они будут регламентировать обучение миллионов школьников. При этом стимулирующая часть оплаты труда учителей зависит от результатов контроля предметных результатов его учеников. Однако при непонимании участниками образовательного процесса объекта контроля повышается напряженность и снижает результат. Это обуславливает необходимость обеспечения измеряемости предметного результата в разработанных требованиях.
Например, «умение проводить наблюдение, измерение, эксперименты, осуществлять описание; умение правильно выбирать приборы и инструменты для исследования биологического объекта или процесса и умение использовать их».
Доработка проекта детализации предметных требований по учебному предмету «Биология» позволит четко, структурировано, полно представить перечень конкретных, понятных и однозначных требований к предметным результатам и дидактическим единицам, которые будут служит ориентиром для участников образовательного процесса.
Проведение детализации требований к предметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы обеспечит:
- возможность однозначного понимания ФГОС начального и основного общего образования и их эффективного использования;
- унификацию и стандартизацию содержательной части предметных областей основных образовательных программ по учебному предмету «Биология» с учетом новейших достижений и перспектив развития науки и техники, ключевых стратегий образовательной политики и экономического развития государства, а также социальных изменений в жизни общества.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/
4. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/
5. Майоров А. Н. Нормативные основы отбора содерания образования в школах России [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/publikatsii/normativnye-osnovy-otbora-soderzhaniya-obrazovaniya-v-shkolah-rossii
6. Примерная программа по биологии для основной школы. [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://nenuda.ru/%D1%84%D0%B3%D0%BE%D1%81-%D0%BF%D0%BE-%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B.html