Статья «Детализация требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения: рекомендации по доработке проектов детализированных требований»

0
0
Материал опубликован 29 November 2017

Аннотация.

В статье рассмотрены недостатки действующих федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, обоснована необходимость детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения по учебным предметам (учебным областям), представлены рекомендации по доработке подготовленных примерных проектов детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, выработанные в ходе профессионального обсуждения проектов.

 

 

Ключевые слова:

федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, начальное общее образование, основное общее образование, предметные результаты, проект детализированных требований, экспертное обсуждение, педагогическое сообщество

 

Одним из значимых ожидаемых результатов современного образования является достижение планируемых предметных результатов учащегося. Поэтому выделение образовательных результатов и конкретизация их в отдельных предметах сегодня приобретает особую значимость. Это связано с тем, что требования к предметным результатам обучения зафиксированы на этапе окончания уровня общего образования, причем, в максимально обобщенном виде. Следовательно, требования, предъявляемые к результатам обучения, могут трактоваться по-разному в различных общеобразовательных организациях. Разночтение основополагающих документов (федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального общего и основного общего образования) может служить фактором, способствующим  нарушению образовательного единства на территории Российской Федерации и невыполнению приоритетных задач системы образования.

Примерная основная образовательная программа включает детализацию требований к предметным результатам, заявленным во ФГОС общего образования в виде планируемых результатов освоения основных образовательных программ (ООП) и примерных программ по учебным предметам. Однако планируемые результаты сформулированы лишь как итоговые на конец обучения на каждом уровне общего образования и не позволяют судить о том, какова должна быть динамика овладения теми или иными предметными действиями. В ряде предметов есть лишь самые общие указания на отдельные содержательные линии. Это является одним из факторов проектирования предметных курсов на основе фрагментарных блоков учебного материала, не позволяющих сформировать систему знаний, основанную на фундаментальных составляющих учебного предмета. Существенные трудности это создает и в проектировании содержания заданий государственной итоговой аттестации (ГИА). Если виды деятельности, которые должны проверяться контрольными измерительными материалами, хотя бы и в обобщённом виде, но регламентируются требованиями ФГОС общего образования, то наполнение контрольно-измерительных материалов (КИМ) учебным материалом остается полностью в ведении разработчиков. Тем самым на экзаменационные материалы ГИА, на практике, возлагается функция отбора базового (обязательного для всех) ядра учебного материала и КИМ, грубо говоря, становятся регуляторами содержания образования в предметной области [1]. Следовательно, разработчикам КИМ ГИА нужны более четкие и детальные результаты освоения ООП по учебным предметам – чтобы обеспечить преемственность между процессом преподавания по предмету и процедурой оценки качества образования по данному направлению.

Отсутствие однозначных требований к результатам освоения основной образовательной программы создает проблемы, как для процедуры итоговой аттестации обучающихся, так и для образовательной деятельности, т. к. заставляет образовательные организации, при разработке системы оценки ориентироваться не на нормативный документ и логику выбранной им методической системы, а на контрольно-измерительные материалы государственной итоговой аттестации. Также в качестве недостатков действующих ФГОС общего образования можно обозначить то, что в предметных результатах дублируются метапредметные и личностные результаты освоения основных образовательных программ.

Результаты введения новых ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) второго поколения позволили выявить проблемы, с которыми сталкиваются, прежде всего, образовательные организации и педагогические работники. Так, основные сложности, возникшие в процессе реализации основного образовательного стандарта, вызваны недостаточностью опыта у педагогических работников для внедрения требований ФГОС начального общего образования (НОО) и основного общего образования (ООО). В первую очередь, у педагогов возникают сложности при внедрении требования стандарта, определяющего полноту действий в самостоятельности по разработке содержания ООП учебных предметов, выборе и применении эффективных образовательных технологий, системы оценивания достижений образовательных результатов учащихся. Недостаточность опыта педагогических работников в проектной и исследовательской деятельности вызывает сложности в организации проектной деятельности самих учащихся [2–3].

В этой связи все чаще в педагогическом сообществе звучат предложения, касающиеся детализации требований к предметным результатам, что позволит конкретизировать существующие требования, уточнить и разъяснить их, предоставить учителям четкие ориентиры по улучшению качества образования на каждом уровне общего образования. Наполнение ФГОС общего образования конкретным содержанием позволит обеспечить единство образовательного пространства на всей территории России, а также гарантии качества образования [4].

Цель статьи – освещение рекомендаций по доработке проектов детализированных требований ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения по учебным предметам (учебным областям).

По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках реализации проекта «Детализация требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к результатам обучения по учебным предметам (учебным областям)» были разработаны проекты детализированных требований ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения по следующим направлениям: «Русский язык», «Обществознание (Окружающий мир)», «Основы религиозных культур и светской этики» («Основы духовно-нравственной культуры народов России» для основного общего образования), «Технология», «Музыка», «Основы безопасной жизнедеятельности», «Математика и информатика», «Иностранный язык»/«Второй иностранный язык», «Химия», «География» и «Экономика», «Физическая культура», «Физика», «Биология, экология», «История», «Литература».

Проекты разработанных детализированных требований ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения имеют единую структуру и включают следующие разделы:

 

  • обоснование актуальности проведения детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения. Данный раздел содержит обоснование необходимости проведения детализации требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к предметным результатам обучения по соответствующему направлению обучения;
  • детализированный перечень предметных результатов обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования по учебному предмету (предметной области) и тематические блоки по учебному предмету. Тематические блоки состоят из дидактических единиц по обязательному учебному предмету, включенному в учебный план, представленным по годам обучения.

 

Подготовленные детализированные требования ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения в части базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ направлены:

 

  • на достижение соответствия содержательной части предметных областей требованиям современной концепции общего образования;
  • на обеспечение преемственности между уровнями общего образования;
  • на повышение эффективности системы оценки качества образования, реализуемой на разных уровнях общего образования;
  • на обеспечение соответствия ключевым стратегиям экономического развития Российской Федерации, обуславливающим запросы к выпускникам различных уровней общего образования.

 

Сегодня процедуры разработки примерных проектов детализированных требований становятся промежуточным этапом на пути внедрения обновленных ФГОС общего образования в практику работы образовательных организаций. Значительную роль в данном процессе играет процесс и результат проведения экспертного обсуждения представленных требований, связанный с получением объективной оценки детализированных требований к предметным результатам обучения учащихся уровней начального и основного общего образования, содержательной части предметных областей (учебных предметов) и формированием рекомендаций и предложений по корректировке разработанных проектов детализированных требований.

Так, в рамках проекта «Детализация требований ФГОС общего образования к результатам обучения по учебным предметам (учебным областям)» состоялось профессиональное обсуждение разработанных детализированных требований, с привлечением региональных предметных ассоциаций педагогов, преподавателей общеобразовательных организаций, в том числе разработчиков основных образовательных программ.

В процессе детального рассмотрения представленных примерных проектов детализированных требований ФГОС общего образования (начального общего образования, основного общего образования) к предметным результатам обучения экспертами были сформулированы и систематизированы рекомендации по их доработке.

Первую группу рекомендаций составили предложения, касающиеся базового содержания обязательной части основных общеобразовательных программ начального общего и основного общего образования по учебным предметам (предметным областям). По мнению экспертов, содержательная часть отдельных учебных предметов, должна быть дополнена актуальными дидактическими единицами, направленными на:

1. формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся и активной гражданской позиции.

Включение в учебные программы основного общего образования вопросов, способствующих формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся обеспечит развитие правовой культуры и правосознание обучающегося, привитие ценностей законности и правопорядка, уважение прав и свобод граждан, формирование навыков выявления и предотвращения коррупционного поведения.

Содержание учебной работы, направленной на формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся в рамках основного общего образования осуществляется в рамках реализации программ учебных предметов: история, обществознание, экономика;

2. формирование у учащихся представления о болезни и опасных особенностях ВИЧ-инфекции; выработку поведенческих мотиваций к сохранению своего здоровья.

Начало профилактической деятельности должно быть как можно более ранним и начинаться в младшей школе, поскольку эффективной в направлении профилактики ВИЧ может считаться не столько информационно-просветительская работа, сколько целенаправленная деятельность по формированию ценностей и навыков ведения здорового и безопасного образа жизни. Профилактика ВИЧ-инфекции должна проводиться с учетом возрастного развития обучающихся, объемом получаемых ими знаний и приобретаемого жизненного опыта.

3. формирование понимания социальных представлений о закономерностях функционирования институтов брака и семьи в современном российском обществе, понимания сущности понятий семейных ценностей, традиций, семейного быта и его составляющих.

Включение вопросов семьеведения в учебный курс программ общего образования обеспечит подготовку учащейся молодежи к семейной жизни, формирование личности семьянина, уважения к традиционным семейным ценностям – дому, семье, родительству, родству, многогранному супружеству, любви и верности в браке.

4. формирование установки у подрастающего поколения о недопустимости допинга как явления, не только чреватого рядом негативных последствий, несовместимого с воспитательным и оздоровительным потенциалом спорта, но и противоречащего сути спорта как такового.

Изучение вопросов о вредности допинга, его пагубном воздействии на развивающийся организм подростка, позволит повысить интерес к осмыслению здорового образа жизни и овладеть устойчивым негативным отношением к допингу в спорте.

5. формирование представления об экстремизме и терроризме, их сущности и причинах возникновения, путях обеспечения личной безопасности.

Акцентирование внимания на более глубоком изучении проблем экстремизма в современном обществе будет способствовать формированию у учащихся представлений о терроризме и экстремизме как социальных явлениях, способах профилактики проявлений экстремизма в молодежной среде, а также способствовать формированию толерантности, справедливости, отрицательного отношения к крайним мерам, к терроризму, экстремизму.

6. приобретение знаний и навыков относительно безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Реализация образовательными организациями системы мероприятий, направленных на обучение учащихся правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактику интернет-зависимости, националистических проявлений в молодежной среде обеспечит снижение риска вовлечения подростков в противоправную деятельность.

7. формирование представлений о гражданской обороне, ее предназначении, задачах, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, правилах поведения на всех видах транспорта, методах оповещения, службах экстренной помощи.

8. Изучение сущности вопросов гражданской обороны  будет способствовать формированию у учащихся знаний о приемах оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилах пользования средствами коллективной и индивидуальной защиты, способах защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядке действий по сигналам оповещения формирование, будет способствовать развитию чувству ответственности, защищенности,психологической устойчивости к стрессовому воздействию факторов чрезвычайных ситуаций, формированию уверенности в возможности защитить себя и членов семьи от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. формирование представлений о стратегических интересах государства во внутриполитической, социальной, международной и военных сферах жизнедеятельности страны, способствующих развитию чувства патриотизма.

Изучении вопросов стратегических интересов государства будет способствовать пониманию важнейших направлений государственной политики в обеспечении безопасности и зашиты интересов личности, общества и государства от противоправных посягательств, общественно опасных действий, социальных конфликтов, чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами.

Также следует отметить, определение содержательных линий по каждому учебному предмету, по мнению экспертов, позволит в полном объеме отразить содержание предметной области. Содержательная линия определяется на основе:

 

  • ведущих научных идей, характерных для данной предметной области (здесь важны наиболее значимые идеи, приводящие к смене научных представлений и возникновению новых научных областей исследований);
  • ключевых сфер использования знаний – это наиболее гибкая составляющая содержательных линий, где сферы использования меняются в зависимости от развития технологий, междисциплинарных исследований;
  • группы понятий, характерных для данной предметной области.

 

Подчеркнули эксперты и необходимость соблюдения принципа равномерности (содержание/объем) при составлении тематических блоков учебного предмета, их неразрывной взаимосвязи и интегрированности в учебный процесс.

Вторую группу рекомендаций экспертов составили высказывания участников обсуждения, касающиеся предметных результатов образовательной деятельности учащихся начального общего и основного общего уровней образования. К ним относятся следующие предложения экспертов:

 

  • должны быть сформулированы предметные результаты ко всем тематическим блокам, предусмотренным рамками учебного предмета;
  • сформулированные требования к предметным результатам должны обеспечивать возможность оценки уровня предметных достижений конкретного учащегося посредством четко сформулированного оценочного инструментария (контрольно-измерительных материалов), в том числе и для проведения самостоятельной оценки своих знаний учащимися;
  • необходимым является соблюдение единой логики в формулировании детализированных требований к предметным результатам обучения;
  • необходимым является применение междисциплинарного подхода, способствующего развитию не только общепредметных, но и ключевых компетенций учащихся.

 

Особый акцент эксперты сделали на важности применения междисциплинарного подхода в подготовке специалистов качественно нового уровня, отвечающих современным тенденциям роста интеллектуализации труда и запросам рынка труда, Междисциплинарный подход, по их мнению, является наиболее эффективным способом повышения качества подготовки обучающихся, максимально способствующий развитию не только общепредметных, но и ключевых компетенций, поскольку с точки зрения требований к уровню подготовки выпускников школы, образовательные компетенции представляют собой интегральные (суммированные) характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов.

 

Выводы

Таким образом, корректировка разработанных требований ФГОС к предметным результатам обучения и содержательной части предметных областей (учебных предметов) посредством учета рекомендаций, выработанных в ходе профессионального обсуждения проектов детализированных требований, в первую очередь, будет способствовать совершенствованию действующих ФГОС общего образования, а также, предоставит учителям четкие ориентиры по формированию единого образовательного пространства, улучшению качества образования на каждом уровне общего образования, и как следствие образования в целом.

Руководители общеобразовательных организаций и педагогические работники на основе обновленных ФГОС общего образования в части конкретизации содержания образования смогут выработать стратегию реализации образовательной деятельности по учебным предметам и состыковать ее отдельные элементы, выстроить оптимальную последовательность их изучения, распределить учебную нагрузку, приобрести необходимую информацию для разработок основных образовательных программ на ступени начального и основного общего образования, рабочих программ по учебным предметам, оценочного инструментария.

Региональные и муниципальные органы управления образованием могут использовать обновленные ФГОС начального и основного общего образования для оценки успешности ведения образовательной деятельности общеобразовательными организациями, при планировании своей деятельности по выработке мер, связанных с обеспечением предоставления качественного общего образования в регионах.

Родители и законные представители обучающихся, а также все заинтересованные лица получат доступ к конкретизированным требованиям, предъявляемым к предметным результатам обучения на начальном и основном уровне общего образования, и смогут совместно с образовательными организациями планировать свою или общую деятельность по обеспечению достижения их детьми должного уровня и качества образования.

 

Список литературы и источников 

1. Баранников К. А., Решетникова О.А. О регулировании содержания образования на современном этапе обновления системы образования в российской федерации [Электронный ресурс] / К. А. Баранников, С. Н. Вачкова, М. Ю. Демидова, И. М. Реморенко, О. А. Решетникова. – Режим доступа: http://imc.dobryanka-edu.ru/upload/versions/20660/23216/6__informacija.pdf

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/

3. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 (ред. от 31.12.2015). – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/

4. Эксперты РАО единогласно одобрили проекты новых ФГОС начального и основного общего образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/11134

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации