12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Колганова Мария Викторовна34

Анкета


1. Фамилия, имя, отчество автора (полностью) Колганова Мария Викторовна

2. Место работы, должность МБОУ Гремячевская школа №1, учитель экономики

3. Полный адрес школы:

Индекс 607022 область Нижегородская, г.о.г. Кулебаки, населенный пункт р.п. Гремячево, пл. Победы дом № 2

федеральный телефонный код города____ телефон/факс 8(831)76-78-344

e-mail gremscool@yandex.ru(указать обязательно)

ФИО руководителя образовательного учреждения Гусева Н.В.

4. Тема конкурсного материала - проект урока по экономике 5 класс, тема: «Рынок продавца и рынок покупателя»

5. Домашний адрес автора (полностью) индекс 607022

Область Нижегородская, г.о.г Кулебаки, населенный пункт р.п. Гремячево

федеральный телефонный код города_____ рабочий телефон 8(831)76-78-344

сотовый телефон 8(910)-871-21-88

Е- mail maria12-69@yandex.ru (указать обязательно)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гремячевская школа №1







Проект урока по экономике

5 класс

Тема: «Рынок продавца и рынок покупателя»



Работу выполнила:

Колганова Мария Викторовна

учитель экономики






р.п. Гремячево

2022 г.

Пояснительная записка.

Процесс перехода к системе рыночных отношений в нашей стране  требует активной социальной позиции, выражающейся в положительном отношении к рыночной экономике и активном участии в ее развитии, со стороны каждого гражданина. Изучение экономики в школе призвано развить экономическое мышление ребенка, сформировать основы его гражданской позиции и приобрести элементарные навыки, необходимые для существования и ориентации в современном рыночном мире; должно создать основу для дальнейшего, более глубокого изучения экономики на следующих ступенях школьного экономического образования, сформировать мотивацию к приобретению знаний.
Основная задача педагога– создать оптимальные условия на уроках экономики для раскрытия и реализации личностного потенциала детей с учетом индивидуальности каждого ребенка. Для этого необходима система развивающих уроков, главным стержнем которых является знакомство детей с основными понятиями экономической науки, что обеспечивает базу для расширения их знаний на последующих этапах обучения. Методически процесс обучения экономике  может и должен быть построен с применением активных форм: при объяснении нового материала - постановка проблемных вопросов, разрешение практических ситуаций, игры; при закреплении, тренировке, отработке умений - работа в малых группах, решение и самостоятельное составление экономических задач; для усвоения понятийного экономического аппарата - разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок с экономическим содержанием, проведение экономических диктантов, создание творческих работ с экономической тематикой (рисунки, эссе, сочинения, стихи). При применении активных форм и ученик, и учитель выступают как субъекты обучения, в результате которого формируется рациональное экономическое мышление и поведение школьника.
Постигая азы экономической теории,  школьник должен познакомиться с часто встречающимися в повседневной жизни экономическими понятиями, научиться: понимать их значение и осознанно использовать и в своей речи; объяснять доступные для этого возраста экономические взаимосвязи (например, между ограниченностью и проблемой выбора, между потребителем и производителем, межу доходами и расходами и т.д.), основные экономические принципы (например, добровольный обмен выгоден и продавцу и покупателю) и законы (например, потребности стимулируют производство) на примерах из жизни; наблюдать и объяснять с экономической точки зрения события повседневной жизни; принимать рациональные экономические  решения.

Содержание учебного предмета «Экономика» 5 класс

Тема

Содержание модуля

Характеристика деятельности учащихся

Модуль 1.

Что изучает экономика?

Потребности, их неограниченность.

Блага экономические и неэкономические.

Экономические ресурсы, их ограниченность.

Выбор как основная экономическая проблема.

Объяснять, что такое потребности. Выделять материальные, социальные, духовные потребности. Объяснять относительную безграничность потребностей. Приводить примеры благ, удовлетворяющих различные потребности. Различать экономические и неэкономические блага. Различать виды экономических ресурсов. Характеризовать экономические ресурсы. Определять экономику с точки зрения проблемы выбора.

Объяснять ограниченность ресурсов. Объяснять, почему проблема выбора является основной экономической проблемой.

Модуль 2.

Труд

Труд. Разделение труда и специализация.

Производительность труда.

Профессия. Квалификация.

Заработная плата.

Определять труд как экономический ресурс. Различать разделение труда и специализацию. Приводить примеры разделения труда и специализации. Определять производительность труда. Называть, от чего зависит производительность труда.

Различать понятия «профессия» и «квалификация». Определять понятие «заработная плата». Различать номинальную и реальную заработную плату. Рассчитывать производительность труда. Объяснять, от чего зависит квалификация работника.

Объяснять, от чего зависит заработная плата работника. Рассчитывать реальную заработную плату.

Модуль 3.

Товары и услуги

Сущность товаров и услуг.

Роль товаров и услуг.

Коммунальные услуги. Жилищные услуги.

Определять понятия «товары» и «услуги». Различать товары и услуги. Различать коммунальные и жилищные услуги. Различать продукт труда и товар. Приводить примеры удовлетворения различных потребностей с помощью товаров и услуг. Приводить примеры различных видов коммунальных и жилищных услуг.

Модуль 4.

Обмен

Экономическая сущность обмена

Необходимость и добровольность взаимовыгодного обмена

Торговля как форма обмена

Урок-практикум

Называть предпосылки возникновения обмена. Объяснять взаимовыгодность обмена. Различать бартерный обмен и торговлю. Приводить примеры бартерного обмена и торговли. Объяснять преимущества торговли по отношению к бартерному обмену. Рассчитывать пропорции обмена товарами при условии соблюдения эквивалентности обмена.

Модуль 5.

Рынок и конкуренция

Потребитель и его экономические интересы.

Производитель и его экономические интересы.

Рынок и условия его существования.

Конкуренция.

Рынок продавца и рынок покупателя.

Называть экономические интересы потребителя товаров и услуг. Называть экономические интересы производителя товаров и услуг. Определять рынок как результат взаимодействия экономических интересов производителей и потребителей товаров и услуг. Определять понятие «конкуренция». Приводить примеры конкуренции среди покупателей и среди продавцов товаров и услуг. Приводить примеры ценовой и неценовой конкуренции.

Модуль 6.

Экономика семьи

Семья как потребитель товаров и услуг на рынке.

Семья как потребитель услуг ЖКХ.

Расходы семьи на услуги ЖКХ.

Семейный бюджет.

Рациональное ведение домашнего хозяйства.

Потребитель. Защита прав потребителя.

Урок повторения.

Перечислять основные права и обязанности потребителя. Перечислять возможные источники доходов семьи. Перечислять основные виды расходов семьи. Различать расходы на оплату коммунальных нужд и оплату жилищных услуг. Различать постоянные и переменные расходы семьи. Объяснять необходимость планирования доходов и расходов семьи. Различать сбалансированный, дефицитный и профицитный бюджеты. Составлять семейный бюджет. Выделять долю расходов на оплату коммунальных нужд и жилищные платежи в расходах семейного бюджета.

Объяснять пути уменьшения дефицита бюджета семьи.

Модуль 7.

Проектная деятельность обучающихся

Актуализация и проблематизация.

Концептуализация и целеполагание.

Решение конкретно-практических задач и создание образовательных продуктов.

Презентация полученного проектного продукта.

Оценка и рефлексия проектных действий.

Планирует и выполня­ет учебный проект: ана­лизирует учебную си­туацию; выявляет и формулирует проблему про­екта; определяет цель и задачи проекта; разра­батывает характеристики проектного результата /продукта (выдвигает ги­потезу исследования); определяет критерии оценки проектного ре­зультата / продукта;

соз­дает продукт; контро­лирует ход и результа­ты выполнения проекта.

Представляет результа­ты выполненного про­екта. Оценивает качество проектного продук­та по разработанным критериям и проектных действий участников проекта.


Тематическое планирование учебного предмета «Экономика» 5 класс


Модули и темы уроков

Кол. часов

Модуль 1.

Что изучает экономика?

4

Модуль 2.

Труд

4

Модуль 3.

Товары и услуги

3

Модуль 4.

Обмен

5

Модуль 5.

Рынок и конкуренция

6

5.1.

Потребитель и его экономические интересы


5.2.

Производитель и его экономические интересы


5.3.

Рынок и условия его существования


5.4.

Конкуренция


5.5.

Рынок продавца и рынок покупателя


5.6

Повторение по теме «Рынок и конкуренция»


Модуль 6.

Экономика семьи

7

Модуль 7.

Проектная деятельность учащихся

6


ИТОГО

35


Требования к результатам освоения темы «Рынок и конкуренция»

Учащиеся научатся:

Называть экономические интересы потребителя товаров и услуг

Называть экономические интересы производителя товаров и услуг

Определять рынок как результат взаимодействия экономических интересов производителей и потребителей товаров и услуг

Определять понятие «конкуренция»

Приводить примеры конкуренции среди покупателей и среди продавцов товаров и услуг

Приводить примеры ценовой и неценовой конкуренции

Учащиеся получат возможность научиться:

Объяснять, кто и почему выигрывает на рынках покупателей и на рынках продавцов

Называть и объяснять положительные и отрицательные результаты конкуренции

Изучая данную тему «Рынок и конкуренция», учитель должен понимать, что данная категория необходима для выработки общей картины формирования рыночных отношений, понятие конкуренции. Школьники должны познакомиться с понятиями: экономические интересы, рынок, конкуренция, рынок продавца, рынок покупателя.
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Экономика» в 2018-2019 уч. году.

«Экономика. Учебная   программа основного общего образования в 5-9 классах образовательных организаций» (авторы-составители: Гребенева Г.И., Плетенева О.В., И.А.Симонов, Политова Л.В.), Н.Новгород, НИРО, 2015г.

«Учебное пособие. Экономика 5 класс» Гребенева Г.И., , Гордеева Е.Н., Ермошина Т.Н., Сибирякова Л.В., Симонов И.А. Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2018

«Рабочая тетрадь. Экономика 5 класс». Гребенева Г.И., Гордеева Е.Н., Ермошина Т.Н., Сибирякова Л.В., Симонов И.А.. Н.Новгород, Нижегородский институт развития образования, 2018

Необходимое оборудование: доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник, раздаточный материал(карточки).


План–конспект урока

Тема урока «Рынок продавца и рынок покупателя»

Цель урока: изучить рынок продавца и рынок покупателя.

Задачи:

образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение понятий по теме «Рынок и конкуренция»; познакомить учащихся с принципами организации рынка продавца и рынка покупателя; закрепить навыки и умения применять полученную информацию на практике; закрепить умения работать в группе; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся о рынке и конкуренции

развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки законов, правил); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.

воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность при работе с карточками и раздаточным материалом; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Планируемые результаты:

предметные: изучить рынок продавца и рынок покупателя.

личностные: умение работать в группе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятий; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.




Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Примечание

Время

1.Организационный момент

Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, рабочих мест, организация внимания), психологически настроить учащихся на работу.

Внимательно слушать учителя и отвечать на возможные вопросы.

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Слайд № 1

1 мин

2.Актуализация прежних знаний и способов действий


Фронтальная работа с классом для проверки домашнего задания и подготовки для усвоения нового материала.

Показывает видеоролик по русской сказки С.Михалкова «Как старик корову продавал» и задает вопросы

-Где происходит действие этого события?

-Что такое рынок?







-В роли кого выступает старик?

-А какова цель у продавца на рынке?





-Были ли другие участники экономических отношений на рынке?

-Какова их основная цель?








-Какое экономическое действие происходит между стариком и потребителем?

-Что такое конкуренция?




- Какой вид конкуренции происходит в этом отрывке?




- Что такое ценовая конкуренция?


- С кем конкурирует старик на рынке?

- Может быть на рынке конкуренция покупателей?

Внимательно смотрят и слушают, отвечают на вопросы.





Ответы:

-На рынке.


- Рынок – экономические отношения между людьми, основанные на частной собственности, добровольном обмене и конкуренции.

- В роли продавца

- Экономические интересы продавца – получение прибыли от продажи максимально возможного количества товара.

-Да. Потребители.



- Экономические интересы потребителя: получение выгоды от сделки; приобретение товара хорошего качества по относительно низкой цене.

-Конкуренция.



-Соперничество между участниками рынка за получение преимуществ.

- Неценовая конкуренция с помощью честных качеств Бурёнки, т.е. реклама.

- Конкуренция с помощью изменения цены.

- С продавцами.


- Да, может, конкуренция за товар.

Коммуникативные

Познавательные

Слайд № 2 «Видеоролик»

5 мин



3.Целеполагание и мотивация


Организовывает погружение в проблему.

-Как вы думаете, как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?


- Значит цель нашего урока?

- Цель поставлена, давайте составим план проведения урока (направляет, помогает установить последовательность).


Внимательно слушать учителя и формулируют тему и цель урока :

-Рынок продавца и рынок покупателя

- Изучить рынок

продавца и рынок покупателя.

Составляют план достижения цели:

1.Узнать, что такое «рынок покупателя», «рынок продавца».

2.Выяснить чем отличается «рынок продавца» от «рынка покупателя».

3.Узнать кто и почему выигрывает на «рынке продавца» и на «рынке покупателя», сделать вывод.

4.Научиться применять новые знания при выполнении заданий.

5. Провести самооценку своей деятельности на уроке и поставить себе оценку.

Регулятивные

Целеполагание

Общеучебные

Логические

Слайд №3




Слайд № 4


Слайд № 5


Слайд № 6

3 мин


4. Первичное усвоение нового учебного материала.




Создает ситуацию, требующую разрешения.

- Вы пришли на рынок, товара много, вы ходите от одного продавца к другому, торгуетесь, покупателей на рынке мало. Вы, как хозяин на рынке, выбираете товар. Что будут делать продавцы?

- Верно. Это и есть рынок покупателя. В это время на рынке избыток товара.

Другая ситуация:

Приходите на рынок, товара мало, а покупателей много и все хотят приобрести этот товар.


- Как здесь будут развиваться события?




- Кто здесь главный на рынке?



- Это рынок продавца, на рынке дефицит товара.

Внимательно слушают, ищут выход.

- Продавцы будут снижать цену.










- Так как нам нужно купить этот товар мы будем платить больше, только бы купить.

- Товаров всем не хватит, мы готовы заплатить больше, продавцы поднимают цену.

- Главный на таком рынке продавец. Он будет поднимать цену.

Регулятивные

Познавательное

Коммуникативные

Слайд №7 «Рынок»

























Слайд № 8

6 мин


5. Систематизация знаний и умений

Учитель предлагает ученикам записать в тетрадь число, тему урока.

Учитель предлагает выполнить задание №2 на стр.69, схематично изобразить. Сам схематично рисует на доске это задание.

Учитель задает вопросы:

-Чем отличаются эти рынки друг от друга?





-Кто выигрывает на рынке продавца? Почему?




-Кто выигрывает на рынке покупателя?




Ученики записывают тему в тетрадь.


Выполняют задание в тетради - рисуют ответ и затем по желанию на доске.

Сверяют свой рисунок с экраном.

Анализируя ситуацию, отвечают на вопросы:

- На рынке покупателя избыток товара, на рынке продавца – дефицит.

-На рынке продавца выигрывает продавец, он повышает цену на товар и получает много прибыли.

-На рынке покупателя выигрывает покупатель, он снижает цену на товар и покупает качественный товар по сниженной цене, удовлетворяя свою потребность.

На этих рынках каждый достигает своей цели.

Регулятивные

Познавательное

Коммуникативные

Слайд № 4



Слайд №9




Слайд № 10

10 мин

6. Применение новых знаний и способов действий

Учитель раздает карточки для индивидуального выполнения.

Для закрепления изучаемого материала

выполняют задания на карточках. Проверяют правильность выполнения друг у друга, затем совместно с учителем.

Работают над исправлением ошибок.

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Слайд № 11

5 мин

7.Физкультминутка

Проводит физкультминутку


Выполняют упражнения.

Поменяли вид деятельности, отдохнули.


Слайд № 12 «Физкультминутка»

2 мин

8.Применение новых знаний и способов действий

Подготовка к игровому заданию.

Для закрепления изучаемого материала на данном уроке можно использовать игровую ситуацию. Класс разделяется на 2 группы и выполняет предложенные задания учителем, зарабатывает определенное количество очков, после чего, определяется победившая команда.

Раздает задания на карточках для каждой группы.


Размышляют, на основе полученных на уроке знаний.

Класс разделяется на 2 группы, которые садятся рядом и выполняет предложенные задание учителем. Зарабатывают определенное количество очков. Конкурируют.

После выполнения работы совместно с учителем проверяют свою работу.

Регулятивные

Слайд № 13









Слайд № 14

12 мин

8. Домашнее задание

§ 5.5., р/т стр.72 Проверь себя

Записывают в дневник домашнее задание


Слайд № 15

1 мин

9. Рефлексия

Организует рефлексию.

- Возвращаемся к нашему плану и посмотрим всё ли мы выполнили сегодня на уроке?

По каждому пункту плана делается вывод – чему мы научились на уроке? Кто сможет?






















После этого оценивается работа всего коллектива в целом и выставляются отметки ученикам.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Анализируют свою деятельность на уроке, делают выводы по изученному материалу.

- Мы сегодня узнали, что такое рынок продавца и рынок покупателя. На рынке покупателя главный покупатель, он и выигрывает, снижает цену на товар т.к. товара излишек.

- На рынке продавца главный продавец, он выигрывает, так как при дефиците товара он может повышать цену.

- Мы научились применять полученные знания на практике, выполняя задания.

Личностные


2 мин



Приложение №1

Термину слева подбери определение справа и заполни таблицу ответов.

1.Рынок а) соперничество между продавцами или покупателями.


2. Стимул для продавца б) снижение цены на товар или услугу


3.Конкуренция в) повышение цены на товар или услугу


4.Стимул для покупателя д) экономические отношения на основе частной собственности, свободного обмена и конкуренции.


1

2

3

4















Приложение №2

Разгадайте криптограмму.

По вертикали: 1.Наука об ограниченности и выборе. 2.соперничество за получение преимуществ. 3.Польза, преимущество. 4.Экономические… - мотивы, которые побуждают людей к деятельности. 5.Рынок…-ситуация дефицита товаров и обострения конкуренции между покупателями за право их приобретения. 6. Обмен одного товара на другой в натуральной форме. 7.Услуга. 8.Рынок, на котором много продавцов и большой выбор товаров. 9.Вид конкуренции, примером которой является бесплатная доставка и упаковка.10.Наиболее выгодная форма обмена.11.Один из видов конкуренции. 12.Экономические отношения между людьми, основанные на частной собственности, добровольном обмене и конкуренции. 13.Мотив поведения, деятельности. 14.Продукт труда, удовлетворяющий потребность человека. 15 Группа близких родственников, живущих вместе.

Ключевое слово по горизонтали: 1.Основа справедливого и равноценного обмена, предусматривающая одинаковые затраты труда на изготовление обмениваемых товаров.












5


















8

9








2










12



15







7




11










6










1


3

4






10



13

14


























































































































t1642966507aa.png







Приложение №3

Слайд №1

t1642966507ab.png























Слайд №2

t1642966507ac.jpg

Слайд №3



t1642966507ab.png

























Слайд №4

t1642966507ad.png

Слайд №5

t1642966507ab.png





























Слайд №6

t1642966507ae.png

Слайд №7

t1642966507af.png

Слайд №8

t1642966507ag.png

Слайд №9

t1642966507ah.png

Слайд №10

t1642966507ai.png

Слайд №11

t1642966507aj.png

Слайд №12

t1642966507ak.png

Слайд №13

t1642966507al.png

Слайд №14

t1642966507am.png

Слайд №15

t1642966507an.png

Слайд №16

t1642966507ao.png

0



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.