Урок по теме «Рынок» (Обществознание, 6 класс)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа №15» города Смоленска
Урок по теме
«РЫНОК»
6 класс
Подготовила: Расчесова Светлана Васильевна
учитель истории и обществознания
Смоленск
2017
Тип урока: комбинированный урок с применением элементов игровой технологии
Цель урока: определение роли и значения рынка в развитии экономики
Задачи урока:
- рассмотреть особенности рыночной экономики;
- развивать способность к проблемному мышлению;
-воспитывать умение работать в коллективе;
- способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся;
Планируемые результаты:
Личностные – получение навыков самоанализа своей деятельности, самопроверки и взаимопроверки
Предметные - осознание учащимися роли рынка в экономике; умение учащихся формулировать определение понятий «рынок», «торговля», «вклад» и т.д.;
Метапредметные – умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками
Основные понятия и термины: рынок, рыночная цена, торговля, деньги, обмен, банк, вклад.
Образовательные ресурсы:
1.Учебник: А. И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. Учебник для 6 кл. общеобраз. учрежд., 16-е изд.,- М.: Русское слово, 2013
Тест по темам "Экономика", "Рынок".
Карточки с заданиями (к терминам подобрать соответствующие им определения)
Мультимедийная презентация
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Ход урока:
Организационный момент.
В руках у учителя – конверт.
- Ребята, у меня в руках письмо. Я его еще не прочла. Что в нем – не знаю. Давайте вместе прочитаем (прошу кого-либо из учеников зачитать письмо).
«Дорогие ребятушки. Пишу вам свое послание, потому как помощь ваша надобна. Ремеслом заняться желаю, да вот беда, не ведаю, с чего почать. И подсказать-подсобить- то некому, потому как сирота я. На вас, дорогие, вся моя надежа. Всем наукам вы ученые, много знаете –ведаете, посему на вашу помощь уповаю.
Челом бью вам, ученые люди. Отрок Онфим».
-Ну что, ребята, поможем Онфиму? Не хватает ему знаний для того, чтобы заняться ремеслом. Что ему нужно знать?
II. Актуализация знаний
Индивидуальные задания (карточки) – 4 человека
2 . Вопросы:
- Вспомните и перечислите главные вопросы экономики.
- Как вы думаете, почему нужно рационально использовать ресурсы, особенно невосполнимые?
- Кто может быть организатором производства? (семья, предприятие, фирма, государство)
- Почему именно промышленные предприятия являются главными производителями товаров и услуг? (могут удовлетворить потребности в товарах и услугах большего кол-ва потребителей)
Творческое задание: Представьте себя в роли производителя. Опишите свою деятельность, последовательность действий для того, чтобы заняться производством.
-А чем же заняться Онфиму, что ему можно посоветовать производить?
(глиняную посуду, орудия труда, т. е. производить то, что необходимо людям, и что они будут приобретать).
- Правильно, молодцы. Благодаря знанию материала прошлого урока вы смогли доходчиво объяснить, как организовать предпринимательскую деятельность будущему ремесленнику. А что же ему со своей продукцией дальше делать, мы знаем? Давайте вместе выяснять, что делать предпринимателю со своим товаром или услугой.
III. Первичное усвоение знаний
- Куда отправим Онфима? (На рынок). Но прежде мы, как грамотные люди, должны выяснить, что такое рынок, каковы его роль и значение в экономике, как он работает (слайд 1).
выполняющие задания по карточкам проверяют себя (слайд 2)
- Попытайтесь дать определение, что такое рынок
Слайд 3 (на экране только рисунки), после ответов детей появляется определение ( дети сравнивают, выявляют сходство и различия)
- Работа с учебником (стр.54)
Задание: ответить на вопрос « Как возникает рыночная цена?»
Определяется роль цены на рынке (слайд 4)
Загадка от Онфима:
Не любовь, а душу согревают.
Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.
Не магнит, а притягивают.
Не господин, а подчиняют.
Не слуга, а служат.
Ответ прост: все, что названо, напрямую относится к деньгам. Они действительно кажутся всемогущими. А каковы на самом деле их функции?
Иван К.Деньги в экономике (сообщение ученика: 6 а – Иван К. ,
6б- Кирилл Т.)
!Задание классу: прослушать сообщение и выделить функции денег (записать в тетради)
-- всеобщее средство обмена (имея деньги, можно купить любой товар)
-- средство платежа (при выплате з/п, покупке товара в кредит)
-- средство накопления (сбережения)
Слайды 5-6)
-Теперь давайте проверим, в чем сходство и различия в ваших записях и в записях на слайде (дети проверяют и исправляют ошибки)
- Какие денежные единицы вы можете назвать? ( в России – рубль,
в США – доллар, в Странах Европы – евро)
-Сегодня нам приходится иметь дело с таким видом денег как электронные карточки. В чем удобство таких денег? (Дети называют достоинства и недостатки электронных денег
(карточка снабжена инд. кодом, и ею не воспользуется посторонний; не нужно носить в кошельке монеты и банкноты; Карточки защищены от подделок )
Недостатки: Не годятся для забывчивых людей, Можно просчитаться, если на счете не окажется нужной суммы, попадешь в должники
Физкультминутка
Руки вверх мы поднимаем
Виноград мы собираем
Все корзины соберем
И на рынок повезем (ходьба)
по пути нарвем оливок ( руки вверх)
Нынче будет славный рынок
Заработаем монеты
Будем сыты и одеты
Хлеба купим целый воз (руки поднять, в стороны, опустить)
Поместился бы в обоз
Банки в экономике
- Как известно, не все денежные средства, которые имеются у кого-либо в наличии, могут быть израсходованы сразу. Людям свойственно оставлять часть невостребованных средств про запас, "на черный день". Естественно, каждый заинтересован, чтобы эти средства не только не пропали, но и принесли доход. Вот и Буратино, послушав совет "доброжелателей", выбрал наиболее "выгодный" способ сохранения средств (слайд 7)
Владелец денежных средств сам выбирает форму сбережений. Во все времена существовала возможность хранения средств в доме ("в чулке", "в кубышке"), а с появлением банковских учреждений они стали принимать вклады населения. Хранение свободных денежных средств в банке называется банковским вкладом.
-Как вы думаете, в чем отличие банковского вклада от денежных средств, хранящихся в доме? (дети высказывают предположения)
- В отличие от Буратино, которого обманула парочка мошенников, наговорив ему "с три короба", банковский вклад, оформленный надлежащим образом в письменной форме, приносит гарантированный процент.
- Предположите, для чего еще нужны банки? (предоставляют кредиты, ссуды) (слайд 8)
IV. Закрепление полученных знаний
-- Как вы думаете, в чем смысл пословиц:
«Хорошо дешево не бывает»(хороший товар не может стоить дешево, т. к. сделан качественно, на него уходит больше затрат, чем на дешевый, некачественный)
«Цена по товару, а товар по цене» (цена на товар должна соответствовать товару: велосипед не может стоить, как самолет и наоборот)
-Теперь для вас, уважаемые знатоки, интеллектуалы, кроссворд. (После выполнения задания – взаимопроверка)
-Молодцы, ребята. Я думаю, наш Онфим теперь получил от вас достаточно знаний, и сможет успешно применить их на практике. Впрочем, и вы сами, став взрослыми, сможете с успехом применить в своей деятельность полученные на нашем уроке знания.
IV. Домашнее задание
Учебник, практикум: подготовить сообщения по темам: «История денег», «История торговли»
Составить синквейн с терминами «рынок», «деньги», «торговля»
§ 8, с. 54, вопросы 1-5
Итог урока
- Выставление оценок. Оценки комментирую
Рефлексия:
-Был ли полезным для вас сегодняшний урок?
-Что нового вы узнали лично для себя?
- Покажите на примерах из вашего личного опыта, как деньги служат людям?
- Раскройте роль рынка в экономике?
В тетрадях ребята заполняют таблицу
Знаю |
Узнал новое |
Хочу узнать |
Тест по темам «экономика», «рынок»
1. Основным организатором производства в современном обществе является:
а) отдельный человек
б) семья
в) предприятие
2 Природные ресурсы, используемые в современном хозяйстве
а) ограничены
б) неисчерпаемы
в) постоянно возрастают
3. При покупке товара на рынке деньги выступают в качестве:
а) средства всеобщего обмена
б) средства платежа
в) средства накопления
4. Позднее всего в качестве денег стали использовать
а) бумажные банкноты
б) золото
в) меха
г) кредитные карточки
5 Определите значение понятия «рынок»
а) процесс создания товаров и услуг
б) финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает вклады и выдает кредиты
в) место торговли; система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг