12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Расчесова С.В.173

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №15» города Смоленска


 

Урок по теме

«РЫНОК»

6 класс



 Подготовила: Расчесова Светлана Васильевна

учитель истории и обществознания


 

Смоленск

                                                                     2017

 

 

 

Тип урока: комбинированный урок с применением элементов игровой технологии

Цель урока: определение роли и значения рынка в развитии экономики

Задачи урока:

- рассмотреть особенности рыночной экономики;

- развивать способность к проблемному мышлению;

-воспитывать умение работать в коллективе;

- способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся;

Планируемые результаты:

Личностные – получение навыков самоанализа своей деятельности, самопроверки и взаимопроверки

Предметные - осознание учащимися роли рынка в экономике; умение учащихся формулировать определение понятий «рынок», «торговля», «вклад» и т.д.;

Метапредметные – умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Основные понятия и термины: рынок, рыночная цена, торговля, деньги, обмен, банк, вклад.

Образовательные ресурсы:

1.Учебник: А. И. Кравченко, Е.А. Певцова. Обществознание. Учебник для 6 кл. общеобраз. учрежд., 16-е изд.,- М.: Русское слово, 2013

Тест по темам "Экономика", "Рынок".

Карточки с заданиями (к терминам подобрать соответствующие им определения)

Мультимедийная презентация

Мультимедийный проектор

Интерактивная доска

                                                                Ход урока:

Организационный момент.

В руках у учителя – конверт.

- Ребята, у меня в руках письмо. Я его еще не прочла. Что в нем – не знаю. Давайте вместе прочитаем (прошу кого-либо из учеников зачитать письмо).

«Дорогие ребятушки. Пишу вам свое послание, потому как помощь ваша надобна. Ремеслом заняться желаю, да вот беда, не ведаю, с чего почать. И подсказать-подсобить- то некому, потому как сирота я. На вас, дорогие, вся моя надежа. Всем наукам вы ученые, много знаете –ведаете, посему на вашу помощь уповаю.

Челом бью вам, ученые люди. Отрок Онфим».

-Ну что, ребята, поможем Онфиму? Не хватает ему знаний для того, чтобы заняться ремеслом. Что ему нужно знать?

II. Актуализация знаний

Индивидуальные задания (карточки) – 4 человека

2 . Вопросы:

- Вспомните и перечислите главные вопросы экономики.

- Как вы думаете, почему нужно рационально использовать ресурсы, особенно невосполнимые?

- Кто может быть организатором производства? (семья, предприятие, фирма, государство)

- Почему именно промышленные предприятия являются главными производителями товаров и услуг? (могут удовлетворить потребности в товарах и услугах большего кол-ва потребителей)

Творческое задание: Представьте себя в роли производителя. Опишите свою деятельность, последовательность действий для того, чтобы заняться производством.

-А чем же заняться Онфиму, что ему можно посоветовать производить?

(глиняную посуду, орудия труда, т. е. производить то, что необходимо людям, и что они будут приобретать).

- Правильно, молодцы. Благодаря знанию материала прошлого урока вы смогли доходчиво объяснить, как организовать предпринимательскую деятельность будущему ремесленнику. А что же ему со своей продукцией дальше делать, мы знаем? Давайте вместе выяснять, что делать предпринимателю со своим товаром или услугой.

III. Первичное усвоение знаний

- Куда отправим Онфима? (На рынок). Но прежде мы, как грамотные люди, должны выяснить, что такое рынок, каковы его роль и значение в экономике, как он работает (слайд 1).

выполняющие задания по карточкам проверяют себя (слайд 2)

- Попытайтесь дать определение, что такое рынок

Слайд 3 (на экране только рисунки), после ответов детей появляется определение ( дети сравнивают, выявляют сходство и различия)

- Работа с учебником (стр.54)

Задание: ответить на вопрос « Как возникает рыночная цена?»

Определяется роль цены на рынке (слайд 4)

Загадка от Онфима:

Не любовь, а душу согревают.

Не здоровье, а без них чувствуешь себя неважно.

Не магнит, а притягивают.

Не господин, а подчиняют.

Не слуга, а служат.

Ответ прост: все, что названо, напрямую относится к деньгам. Они действительно кажутся всемогущими. А каковы на самом деле их функции?

Иван К.Деньги в экономике (сообщение ученика: 6 а – Иван К. ,

6б- Кирилл Т.)

!Задание классу: прослушать сообщение и выделить функции денег (записать в тетради)

-- всеобщее средство обмена (имея деньги, можно купить любой товар)

-- средство платежа (при выплате з/п, покупке товара в кредит)

-- средство накопления (сбережения)

Слайды 5-6)

-Теперь давайте проверим, в чем сходство и различия в ваших записях и в записях на слайде (дети проверяют и исправляют ошибки)

- Какие денежные единицы вы можете назвать? ( в России – рубль,

в США – доллар, в Странах Европы – евро)

-Сегодня нам приходится иметь дело с таким видом денег как электронные карточки. В чем удобство таких денег? (Дети называют достоинства и недостатки электронных денег
(карточка снабжена инд. кодом, и ею не воспользуется посторонний; не нужно носить в кошельке монеты и банкноты; Карточки защищены от подделок )

Недостатки: Не годятся для забывчивых людей, Можно просчитаться, если на счете не окажется нужной суммы, попадешь в должники

Физкультминутка

Руки вверх мы поднимаем

Виноград мы собираем

Все корзины соберем

И на рынок повезем (ходьба)

по пути нарвем оливок ( руки вверх)

Нынче будет славный рынок

Заработаем монеты

Будем сыты и одеты

Хлеба купим целый воз (руки поднять, в стороны, опустить)

Поместился бы в обоз

Банки в экономике

- Как известно, не все денежные средства, которые имеются у кого-либо в наличии, могут быть израсходованы сразу. Людям свойственно оставлять часть невостребованных средств про запас, "на черный день". Естественно, каждый заинтересован, чтобы эти средства не только не пропали, но и принесли доход. Вот и Буратино, послушав совет "доброжелателей", выбрал наиболее "выгодный" способ сохранения средств (слайд 7)

Владелец денежных средств сам выбирает форму сбережений. Во все времена существовала возможность хранения средств в доме ("в чулке", "в кубышке"), а с появлением банковских учреждений они стали принимать вклады населения. Хранение свободных денежных средств в банке называется банковским вкладом.

-Как вы думаете, в чем отличие банковского вклада от денежных средств, хранящихся в доме? (дети высказывают предположения)

- В отличие от Буратино, которого обманула парочка мошенников, наговорив ему "с три короба", банковский вклад, оформленный надлежащим образом в письменной форме, приносит гарантированный процент.

- Предположите, для чего еще нужны банки? (предоставляют кредиты, ссуды) (слайд 8)

IV. Закрепление полученных знаний

-- Как вы думаете, в чем смысл пословиц:

«Хорошо дешево не бывает»(хороший товар не может стоить дешево, т. к. сделан качественно, на него уходит больше затрат, чем на дешевый, некачественный)

«Цена по товару, а товар по цене» (цена на товар должна соответствовать товару: велосипед не может стоить, как самолет и наоборот)

-Теперь для вас, уважаемые знатоки, интеллектуалы, кроссворд. (После выполнения задания – взаимопроверка)

-Молодцы, ребята. Я думаю, наш Онфим теперь получил от вас достаточно знаний, и сможет успешно применить их на практике. Впрочем, и вы сами, став взрослыми, сможете с успехом применить в своей деятельность полученные на нашем уроке знания.

IV. Домашнее задание

Учебник, практикум: подготовить сообщения по темам: «История денег», «История торговли»

Составить синквейн с терминами «рынок», «деньги», «торговля»

§ 8, с. 54, вопросы 1-5

Итог урока

- Выставление оценок. Оценки комментирую

Рефлексия:

-Был ли полезным для вас сегодняшний урок?

-Что нового вы узнали лично для себя?

- Покажите на примерах из вашего личного опыта, как деньги служат людям?

- Раскройте роль рынка в экономике?

В тетрадях ребята заполняют таблицу

 

Знаю

Узнал новое

Хочу узнать

     

 


 

 

Тест по темам «экономика», «рынок»

1. Основным организатором производства в современном обществе является:

а) отдельный человек

б) семья

в) предприятие

2 Природные ресурсы, используемые в современном хозяйстве

а) ограничены

б) неисчерпаемы

в) постоянно возрастают

3. При покупке товара на рынке деньги выступают в качестве:

а) средства всеобщего обмена

б) средства платежа

в) средства накопления

4. Позднее всего в качестве денег стали использовать

а) бумажные банкноты

б) золото

в) меха

г) кредитные карточки

5 Определите значение понятия «рынок»

а) процесс создания товаров и услуг

б) финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает вклады и выдает кредиты

в) место торговли; система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг


Презентация к уроку
PPT / 1.36 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Расчесова С.В.
Комментарий был удалён пользователем 13 сен 2017 в 20:04
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.