12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Одинцова Анна Сергеевна21
Россия, Амурская обл., Тында

Конспект открытого урока

Преподаватель: Одинцова А.С.

Тема: Рисунок цилиндра в горизонтальном положении. Методы построения окружности в пространстве.

Класс: 7

Кол-во часов: 3

Цели: научиться строить горизонтальный цилиндр.

Задачи:

Обучающая – Освоить этапы построения горизонтального цилиндра. Выяснить и запомнить алгоритм действий нахождения граней призмы. Добиться иллюзии трехмерности.

Развивающая – Развитие композиционного и конструктивного мышления, видения.

Воспитательная – планирование собственной деятельности.

Оборудование: мольберты, пр. карандаш, лист А4; для учителя – меловая доска, учебные таблицы, постановочный материал.

Планируемые результаты обучения.

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Стремление к совершенствованию своих умений

Освоить этапы построения горизонтального цилиндра через вписывание в призму. Выяснить и запомнить алгоритм действий нахождения граней призмы. Добиться иллюзии трехмерности.

Регулятивные

Планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные

Извлечение необходимой информации из беседы. Выработка алгоритма действий.

Коммуникативные

Учебное сотрудничество (умение договариваться, оценивать свой результат)

Этапы урока:

Организационный момент. (Сконцентрировать внимание учащихся, определить их собранность и готовность к уроку. 5 мин)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Лекция. (30 мин)

Практическая часть урока. (1.5 часа)

-Актуализация знаний.

-Первичное усвоение новых знаний.

-Первичная проверка понимания.

-Первичное закрепление.

Самостоятельная работа учащихся. Контроль усвоения, обсуждение ошибок и их коррекция.

Подведение итогов. (Что усвоили учащиеся, какие вопросы остались непонятыми, какие проблемы – неразрешенными. 10 мин)

Выставление оценок. (2.5 мин)



Ход урока:

1. Здравствуйте ребята!

Пожалуйста, проверьте свою готовность к уроку: у всех ли есть мольберт, наличие бумаги, карандашей, ластиков…? Всем видно цилиндр на постановочном столе? Убираем все лишнее.



2. Умение строить геометрические фигуры – это основа основ рисования в целом. Без этой базы вы не сможете продвинуться дальше и начать изображать более сложные фигуры и предметы. Любые объекты состоят из геометрических тел, и их нужно уметь увидеть и правильно передать на бумаге. Геометрические фигуры учат понимать законы перспективы, изображать объем и выявлять правильность форм и композиции. Каждый художник, желающий стать профессионалом, должен в совершенстве владеть навыками построения линейно-конструктивного рисунка, уметь наложить штриховку, создать объем и сделать изображение выразительным и убедительным. Одной из базовых фигур, наряду с шаром и кубом, является цилиндр.

Цилиндр является телом вращения. Что это значит?

ДЕТИ: образован прямоугольником, вращающимся вокруг одной из сторон.

t1659672183aa.jpg

УЧИТЕЛЬ: Правильно! А что является основанием цилиндра?

ДЕТИ: Круг!

УЧИТЕЛЬ: Верно. Но когда мы рисуем цилиндр видим ли мы круг? Нет. А как называется фигура, которую мы видим?

Дети: Эллипс.

УЧИТЕЛЬ: Да. Эллипс – это круг в ракурсе. Видоизмененная в перспективе окружность. Это наше, художественное, определение этой фигуры.

Самый простой способ рисования цилиндра – это рисование вертикально стоящего цилиндра на горизонтальной плоскости. Его мы проходили уже неоднократно. Кто скажет, как это делается?

ДЕТИ: размещаем предмет в листе с учетом его ширины и высоты. Рисуем его вертикальную центральную ось и горизонтальные оси будущих эллипсов. Потом боковые грани цилиндра и строим верхний и нижний эллипсы.

УЧИТЕЛЬ: Верно! А для более точного построения цилиндра его вписывают в четырехгранную прямоугольную призму, находящуюся во фронтальной перспективе. Это облегчает объемно-пространственное и конструктивное построение цилиндра, позволяет правильно определить ось вращения по отношению к оси эллипса и, соответственно, правильно строить окружности оснований. После разметки цилиндра проводятся его ось вращения и перпендикулярные к ней осевые линии эллипсов. Затем в перспективе строятся квадраты оснований призмы. Далее строятся диагонали квадратов и ребра призмы. В квадраты вписываются эллипсы. Квадраты в перспективе позволяют точнее построить эллипсы. Рисование цилиндра через вписывание его в призму позволяет более точно передать его перспективные сокращения и раскрытие эллипсов.

При рисовании цилиндра в других положениях важно помнить одно очень важное правило: ось его вращения и оси эллипсов всегда пересекаются под прямым углом!

Сегодня на уроке мы будем практиковаться в рисовании горизонтального цилиндра через вписывание в призму и «на глаз».

3. Цилиндр мы будем изображать карандашом. Для начального этапа нам нужны твердые или твердо-мягкие карандаши для того, чтобы изображение цилиндра получилось без черных линий. Используйте мягкий ластик, который не повредит текстуру бумаги. Вам также может пригодиться квача для облегчения тона рисунка.

Измерения пропорций цилиндра.

При рисовании цилиндра с натуры можно произвести нужные измерения объекта при помощи карандаша. Для этого используем уже знакомый вам метод визирования. Такой прием поможет вам соблюсти правильные пропорции изображаемого предмета. Важно правильно передать его пропорции, раскрытость эллипсов, наклон сторон, их схождение в перспективе. От этого будет зависеть убедительность изображенного цилиндра. После разметки проводятся приблизительные оси цилиндра и эллипсов.

Построение призмы

По касательной к намеченным эллипсам проводятся вертикальные грани будущей призмы. Как и в рисовании куба, строить призму начинаем с ближней вертикальной грани (которая проходит по касательной к эллипсу), определяем угол сокращения «видимых» горизонтальных сторон основания призмы. Находим точку их пересечения с дальними гранями. Простраиваем основание. Поднимаем дальнюю, самую малую вертикаль-грань призмы. Строим верхнюю плоскость.

Построение эллипсов и цилиндра

Теперь, рисуем диагонали у ближнего и дальнего квадрата, через них проводим центральную ось цилиндра. Если вы все сделали правильно, то она должна приблизительно совпасть с той, которую вы наметили сами в самом начале. Теперь к ней строим перпендикуляры в начале и в конце цилиндра – эти перпендикуляры и будут бОльшими осями эллипсов. Вписываем эллипсы в квадраты.

Все. Завершив построение, следует непременно его проверить. Внимательно проверив возможные ошибки, допущенные в процессе построения, и исправив их (если таковые имеются), можно перейти к тональному рисунку. Но сегодня на уроке тон – не главное, поэтому лишь слегка намечаем тени собственные и падающие.

После того, как нарисуете гипсовый цилиндр, попробуйте самостоятельно построить любой другой, находящийся в классе на постановочных столах, горизонтальный цилиндрический предмет.

Если цилиндр небольшого размера, то цилиндр можно построить без вписывания в призму. Главное – соблюсти условие пересечения центральной оси цилиндра и большей оси эллипсов под прямым углом. Ну и, конечно, не забыть о правилах линейной перспективы. Какие правила я имею в виду?

ДЕТИ: Ближе – больше, дальше – меньше. И наклон сторон – все линии должны сойтись в точке схода на горизонте.

УЧИТЕЛЬ: Верно.

При построении эллипсов не забудьте учесть, что благодаря перспективе раскрытие ближнего и дальнего эллипсов будет разным.

Еще напоминаю – Без усиления линий ближних краев оснований получить достаточное впечатление объемно-пространственной формы невозможно.

4. Учащиеся работают самостоятельно. Преподаватель проводит индивидуальную работу с каждым учеником по мере надобности.

5. Итак, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось! Вешайте свои работы на доску.

Учащиеся вместе с преподавателем рассматривают свои и чужие работы, обсуждают.

Вам понравился урок? Что нового вы сегодня узнали? Что для вас было самым интересным? А что было самым сложным? А что самым простым? Какой вариант вам кажется наиболее удачным?

Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя, делятся впечатлениями.

А теперь давайте поставим друг-другу оценки. Чья работа самая удачная, на ваш взгляд? Почему? А какую оценку вы бы поставили себе?



Список литературы

Источник: https://arch-risunok.ru

Источник: https://mnogogranniki.ru/razvertki-tel-vrashcheniya.html

Ли, Николай Геннадьевич. «Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учебник.» - Москва : Эксмо, 2017. – 480 с: ил.

Шаров, Владимир Стефанович. «Академическое обучение изобразительному искусству \ В.С. Шаров. – 3-е изд., обновлен. и доп.» - Москва : Эксмо, 2018. – 648 с. : ил.

Залегина, Елизавета Владимировна. «Академический рисунок: мифы и реальность \ Елизавета Залегина. – Москва : Эксмо, 2019. – 136 с. : ил.

Опубликовано


Комментарии (1)

Садварий Жанна Владиславовна, 05.08.22 в 15:41 0Ответить Пожаловаться
Хороший урок. Но к подробно прописанному тексту так не хватает этапов работы над рисунком в картинках.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.