Разработка урока по краеведению «Старинные храмы Чёбаковской территории»

1
0
Материал опубликован 24 March 2016

Пояснительная записка к презентации

Разработка урока по краеведению

«Старинные храмы Чёбаковской территории»

Цель урока: «показать вклад Чёбаковской территории в культурное наследие страны»

Задачи:

Рассказать о храмах существующих и существовавших на Чёбаковской земле;

Воспитать патриотические качества и привить любовь к своему краю;

Развить способности анализировать, группировать и обобщать полученные знания.

Методы: рассказ учителя с элементами беседы

Материалы и оборудование: карта Ярославской области, экран, проектор, компьютер, атлас Чёбаковской территории, атлас Ярославской области, учебник по краеведению (авторы Морозов А.А., Коровин С.И.)

Ход урока

Урок начинается со вступления учителя:

Родина - это очень много, это и тропинка с бродом через ручей, и пространство в 1/6 всей земной карты, растущие города и малые, в 10 дворов деревеньки. Это имена людей, названия рек и озёр, памятные даты истории и план на завтрашний день. Это ты и я с нашим миром чувств, нашими радостями и заботами.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитаешь листьев и всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже слабый ветер. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни - это то, чем мы были вчера, год, сто, тысячу лет назад.

Это наша история.

Учитель подводит ребят к теме урока

Учитель: Ребята, а какие памятники древности, расположенные на нашей территории вы знаете?

Дети: Старинные барские усадьбы, разрушенные церкви?

Учитель: А сколько старинных храмов было на нашей территории?

Учитель: На нашей территории было 5 действующих храмов. А в каких деревнях они находились вы знаете? (дети начинают перечислять)

Учитель: Вы уже догадались, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке

Дети: о старинных храмах нашей местности

Учитель: И так тема нашего сегодняшнего урока: «Старинные храмы Чёбаковской территории»

Учитель: Так вот на сегодняшнем уроке я хочу вам рассказать о храмах нашей местности, когда и кем они были построены, как правильно назывались, какие святые и иконы были почитаемы в этих храмах.

Свой рассказ я начну с самой древней из церквей со Спасской Церкви.

Этот храм находится в деревне Николо-Заболотье. Храм каменный, пятиглавый, с ярусной колокольней, построен в 1690 году (то есть ещё в XVII веке) на средства прихожан. В храме было четыре престола (как в летней части храма, так и в зимней) – во имя Спаса Нерукотворного Образа; во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (тех самых, которые основали знаменитый Соловецкий монастырь на севере, в просторечии – Соловки); во имя святителя Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского; во имя Рождества Христова. Особенно почиталась часть святой ризы Господней и частицы святых мощей великомученицы Екатерины и мученика Христофора. Церковь была закрыта в 1965-ом году. В 1998 году храм передан Русской Православной Церкви (известно, что восстановить пока удалось лишь зимнюю церковью).

На всю Ярославскую губернию, было не более 5 подобных сельских приходских храмов, да ещё и каменных, да ещё и расписанных фресками. В XVII веке каменное строительство было очень дорого, и позволить его могли лишь очень состоятельные люди. Вывод – в конце семнадцатого века село Николо-Заболотье принадлежало какому-то очень богатому владельцу (например, из древнего боярского рода) или было очень крупным торговым или ремесленным центром, жители которого могли позволить себе роскошь возвести каменный храм и пригласить ярославских «знаменщиков» (то есть мастеров фресковой росписи).

Судя по внешнему виду церкви, храм да нашего времени дошёл не в первоначальных формах архитектуры конца XVII века, а перестроенным. Историки приблизительно датируют его перестройку первой половиной XIX века, к этому же периоду относится и ярусная колокольня.

Ещё было сельцо Введенское-на-Печегде (термин «сельцо» обозначает небольшое поселение с барской усадьбой, в котором была церковь, обычно построенная на средства барской семьи; типичным примером «сельца» было Марфино на берегу Печегды – старожилы ещё помнят стоявший там каменный двухэтажный барский дом с большой верандой и деревянную церковь с кладбищем). Оно было расположено примерно в двух верстах вверх по течению реки Печегды от дер. Михальцево. По переписи 1859 года в сельце было 7 дворов, в которых насчитывалось «7 душ мужского полу и 8 женского». В начале XVIII века сельцо принадлежало помещикам Марковым. В 1729 году на средства Г.Маркова там была выстроена каменная Введенская церковь, которая называлась храм во имя введения во храм Пресвятой Богородицы, не сохранившаяся до наших дней. В ней было два престола – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Иоанна Предтечи, Пророка и Крестителя Господня. Последним священнослужителем этого храма был отец Иероним, который с 1905 по 1917 год преподавал в Чёбаковской церковно-приходской школе «Закон Божий».

Деревни Судилово нет на карте, так как раньше там располагалась военная часть. А все, что связано с военными у нас засекречено. Но топографический крест на карте все-таки есть. При въезде в деревню сразу бросаются в глаза руины инфраструктуры бывшей военной части: гаражи, бункеры, остатки зданий. Картина удручающая. А дальше стоят довольно добротные двухэтажные домики. Никаких опознавательных знаков или надписей нет. Наследие военной секретности.

Церковь находиться практически в лесу, на могилах растут высокие деревья. Называлась она Церковь Рождества Христова.

Храм каменный, одноглавый, с колокольней (в настоящее время разрушена), построен в 1764 году на средства прихожан. В храме было два престола (в летней части и в зимней) – во имя Рождества Христова и во имя святителя Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского. Особенно почиталась в храме икона Николая чудотворца.

В советское время в храме располагалась то ли мастерская, то ли какое-то хранилище, поэтому внутреннее убранство изуродовано: некоторые стены снесены, настенная роспись обколота. Но действо, в честь которого назван храм все-таки осталось на западной стене храма: это чудеснейшей красоты фреска.

Следующий храм, о котором я вам хочу рассказать, находится в деревне Алексейцево. Называется он Церковь Вознесенская.

Храм каменный, одноглавый, с ярусной колокольней, построен в 1805 году на средства прихожан и майора Горохова. В храме было два престола (в летней части и в зимней) – во имя Вознесения Господня и во имя иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». Особенно почиталась икона Николая чудотворца.

Стены храма были расписаны многочисленными яркими фресками с изображением ангелов и святых. Пол в летней половине был выслан из чугунной плитки, а в зимней – был деревянный. Стекла в церкви были из цветной мозаики. Освещалась церковь свечами. Они располагались на стенах, а в центре храма перед парадными дверями висела большая люстра в форме шаров. Электричества в церкви никогда не было.

Отапливалась она в зимнее время двумя печами. Печи были покрыты изразцовой плиткой. Самым красивым местом в церкви был Иконостас. В летней половине храма находился настил как бы имитируя второй этаж, на нем находились певчие. Рядом с храмом располагалась колокольня. Церковь была закрыта в 1930-е годы. В советское время в храме находился склад сельхозинвентаря.

О церкви расположенной в деревне Сумаково до нас дошло очень мало информации и не смотря на то что она «моложе» остальных храмов, от нее осталось только полуразрушенное здание самой церкви.

Храм назывался Троицкая Церковь

Храм каменный, одноглавый, с колокольней (в настоящее время разрушена), построен в 1836 году на средства прихожан и благотворителей на месте утраченной деревянной церкви, которая сгорела при пожаре. В храме было два престола (в летней части и в зимней) – во имя Святой Живоначальной Троицы и во имя преподобного Авраамия, архимандрита Ростовского. Церковь была закрыта в 1930-е годы. В советское время в храме находились склад, мельница.

Учитель: Таким образом, мы с вами проделали большое путешествие по нашему маленькому уголку Чёбаковской земле. Познакомились с духовной культурой нашей местности, узнали, что в окрестностях поселка Чёбаково существовало 5 храмов давайте вспомним и перечислим их:

Дети: Николо-Заболотская «Спасская церковь» (д. Николо-Заболотье),

Введенская «храм во имя введения во храм Пресвятой Богородицы» (с. Введенское-на-Печегде),

Судиловская «Церковь Рождества Христова» (д. Судилово),

Алексейцевская «Вознесенская» (д. Алексейцево),

Сумаковская «Троицкая церковь» (д. Сумаково).

Учитель: А какая из них самая древняя?

Дети: Самая древняя из них это «Спасская» Николо-Заболотская церковь, построенная в 1690 году (то есть ещё в XVII веке), и это единственный храм, который в настоящее время восстанавливают.

Учитель: понравился ли вам урок? Что вы для себя узнали нового?


Здесь будет файл: /data/edu/files/l1458845202.ppt (к уроку)

Предварительный просмотр презентации

«Старинные храмы Чёбаковской территории» Подготовил: Морозов А.А. учитель географии

Цель урока: показать вклад Чёбаковской территории в культурное наследие страны Задачи: Рассказать о храмах существующих и существовавших на Чёбаковской земле; Воспитать патриотические качества и привить любовь к своему краю; Развить способности анализировать, группировать и обобщать полученные знания.

Спасская церковь

Уникальные фрески храма На всю Ярославскую губернию, было не более 5 подобных сельских приходских храмов, да ещё и каменных, да ещё и расписанных фресками

храм во имя введения во храм Пресвятой Богородицы В 1729 году на средства Г.Маркова там была выстроена каменная Введенская церковь, которая называлась храм во имя введения во храм Пресвятой Богородицы, не сохранившаяся до наших дней. В ней было два престола – во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы и во имя Иоанна Предтечи, Пророка и Крестителя Господня. Последним священнослужителем этого храма был отец Иероним, который с 1905 по 1917 год преподавал в Чёбаковской церковно-приходской школе «Закон Божий».

Вознесенская церковь

Купол церкви

Фрески храма

Церковь Рождества Христова

церковь трапезного типа, каменный, одноглавый, с колокольней (в настоящее время разрушена), построен в 1764 году на средства прихожан. В храме было два престола (в летней части и в зимней) – во имя Рождества Христова и во имя святителя Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского. Особенно почиталась в храме икона Николая чудотворца церковь трапезного типа, каменный, одноглавый, с колокольней (в настоящее время разрушена), построен в 1764 году на средства прихожан. В храме было два престола (в летней части и в зимней) – во имя Рождества Христова и во имя святителя Николая чудотворца, архиепископа Мирликийского. Особенно почиталась в храме икона Николая чудотворца

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации