Урок-экскурсия «По Белгороду с любовью» (4–11 классы)
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Юность»
г. Белгорода
Урок – экскурсия
«По Белгороду с любовью»
(рекомендовано для детей категории 10 +)
Стуликова Наталья Алексеевна
педагог дополнительного образования
МБУДО «Юность» г. Белгорода
Белгород, 2016
Цель: формировать осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей родного края.
Задачи:
Ø формировать основы белгородоведения,
Ø дать знания об истории основания города,
Ø познакомить с историей геральдических знаков Белгорода,
Ø углублять знания о памятных местах города,
Ø формировать у обучающихся чувства гордости за героическое прошлое малой родины,
Ø развивать способность осмысливать события и явления действительности во взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего,
Ø развивать логическое мышление, память, внимание,
Ø развитие интереса и уважения к истории и культуре родного края,
Ø развивать чувство патриотизма,
Ø развивать гражданственность самосознание обучающихся.
Ход урока – экскурсии
Педагог: Белгород богат своим историческим и культурным наследием. На территории города находится множество памятников, монументов. О чём могут рассказать памятные места города?
Дети дают ответы: О людях и событиях истории города.
Педагог: Сегодня наше занятие будет проходить в необычной форме, мы совершим экскурсию по необычному музею – «Музею под открытым небом». Чтобы вы хотели узнать в этом необычном музее? Какую цель мы поставим при посещении музея? Что мы хотим узнать, изучая экспозицию музея? Какие задачи мы поставим для реализации нашей цели?
Дети дают ответы: Мы хотим узнать интересные факты из истории города – это будет наша цель. Для её осуществления мы должны найти объекты экспозиции музея, узнать чему они посвящены, определить значение объекта в истории города, и как они повлияли становление города.
Педагог: «Музею под открытым небом» - это творческий проект при поддержке администрации города, который призван информировать жителей и гостей нашего города о важнейших вехах истории Белгорода. Наша экскурсия начнётся на Народном бульваре. Вся территория бульвара рассматривается как единое экспозиционное пространство. Здесь в различной художественной форме находят отражение главные события прошлого Белгорода, прежде всего - связанные с основанием города.
Белгородский край имеет древнюю историю. Ещё в конце 1593 года царь Федор Иоаннович повелел для защиты от постоянных набегов крымских татар строить новые города-крепости на всех путях татарских от Донца до берегов Оки и заселить их людьми ратными стрельцами и казаками. Так возникли Белгород, Оскол, Валуйки и другие города.
На Народном бульваре напротив здания Белгородской государственной филармонии установлена скульптура царю Федору Иоанновичу. Автор памятника заслуженный художник России, скульптор из города Златоуста Челябинской области Александр Лохтачёв.
Вопросы к детям:
Ø Как бы вы охарактеризовали царя Фёдора Иоанновича, глядя на его скульптуру? Каким он был по характеру?
Ø По каким признакам можно определить, что образ человека, изображённом на троне, является царём?
Ø О чём свидетельствует надпись на памятнике?
Выслушав ответы детей, педагог продолжает:
Белгородская крепость была построена к осени 1596 года. Строителями её были воеводы князья Михаил Ноздреватый и Андрей Волконский. Первая крепость просуществовала совсем недолго, в 1612 году она была разграблена и сожжена польско-литовскими захватчиками. На прежнем месте ее восстанавливать не стали, а перенесли на новое – левый берег Северского Донца. В связи со строительством оборонительных сооружений Белгородской черты в 1646 году было принято решение о переносе крепости к Карповскому валу на правый берег Северского Донца у реки Везеницы (Везелица или Везёлка) — это район центральной части нынешнего Белгорода.
Белгородская крепость с самого начала своего основания и до середины XVIII века считался важной крепостью, а военная служба в этом городе до времен Петра Великого считалась весьма трудной. От Белгорода к Оке и Дону тянулись почти непрерывные цепи укреплений. В результате возникла Белгородская черта, протянувшаяся более чем на 800 км (по территории современной Белгородской области — 425 км, 10 крепостей: Хотмыжск, Карпов, Болховец, Белгород, Нежегольск, Короча, Яблонов, Царев-Алексеев, Верхососенск, Усерд)
Вопросы к детям:
Ø Какие из перечисленных городов вам знакомы, или созвучны современнымнаселённым пунктам Белгородской области?
Выслушав ответы детей, педагог поясняет:
Ø Белгород, Хотмыжск, Болховец, Короча – названия остались прежними, однако городом является только Белгород.
Ø с. Нежеголь, г. Алексеевка, с. Верхососна, с. Яблоново – созвучны с сегодняшними названиями сел и городов.
Ø Усерд — ранее существовавший как город-крепость на слиянии рек Тихая Сосна и Усерд в Белгородской черте, ныне село Стрелецкое. Город – крепость Карпов в наши дни это с. Пушкарное, Драгунское, Казацкое.
Экскурсионная группа двигается дальше по народному бульвару. По ходу движения педагог ведёт рассказ:
В 1708—1727 гг. территория современной Белгородской области входила в Киевскую и Азовскую губернии. В 1727 году по указу Сената (правления Екатерины I) была образована Белгородская губерния. Она занимала земли не только современной Белгородской, но и территории нынешних Курской, Орловской, частично Брянской и Харьковской областей. Губернским центром стал г. Белгород. В составе губернии было более 35 городов.
Подойдя к следующему экскурсионному объекту, педагог задаёт вопрос к детям:
Ø Как вы думаете, кому посвящен памятник?
Выслушав варианты ответа поясняет:
За 52 года своего существования Белгородская губерния имела более 10 губернаторов. Но первым белгородским губернатором был представитель старинного рода – князь Юрий Юрьевич Трубецкой, правивший губернией три года, будущий тайный советник и сенатор. Автор бронзового памятника скульптор Ольга Трофименко (при участии архитектора Максима Хромова и заслуженного художника России, скульптора Анатолия Шишкова) изобразила князя в позе статично-государственной: левая рука Трубецкого лежит на эфесе шпаги, в правой он держит свиток с изображением герба Белгорода.
Экскурсионная группа продолжает движение по народному бульвару и подходит к следующему экскурсионному объекту.
Памятный знак в честь 300-летия Полтавской битвы – это известный памятник на пересечении улицы Белгородского полка и Народного бульвара. На огромном каменном постаменте находится бронзовый медальон, который был изготовлен скульптором Тарасом Костенко. Памятный знак был установлен в память об участии Белгородского пехотного полка в битве под Полтавой и вручению Петром I знамени Белгородскому пехотному полку.
Через 2 года после основания Белгорода - в 1658 году был сформирован Белгородский полк - крупное постоянное военное соединение, включавшее в себя все вооружённые силы на Белгородской черте и подчинявшееся Белгородскому воеводе. Главным воеводой Белгородского полка был назначен князь, боярин Григорий Григорьевич Ромодановский. Воевода являлся полноправным хозяином и главным начальником сторожевой и станичной службы. В военное время он организовывал защиту города от неприятеля и становился во главе войска. Белгородский полк прославился во многих сражениях с татарами, в войне с Польшей, в Азовских походах Петра I. Многократно полк получал благодарственное слово от царей Алексея Михайловича и Петра I, а его воины - личные награды золотыми, земельными, денежными пожалованиями.
По словам краеведа Александра Крупенкова, в Полтавской битве (27 июня (10 июля) 1709 г.), которая стала переломной в Северной войне, воины Белгородского пехотного полка внесли большую лепту в победу русской армии. За это многим из них вручили награды, и от Петра I весь полк получил знамя с лежащим львом и парящим орлом (в армии как раз вводились знамена для полков с территориальными эмблемами).
На медальоне выгравировано знамя полка, на котором изображены парящий орел и лежащий лев. Они символизируют храбрость, силу величие, прозорливость и власть белгородских воинов. Здесь же размещены портрет предводителя битвы - императора Петра I и образы нескольких солдат.
Вопрос к детям:
Ø Какая связь между памятным знаком об участии Белгородского пехотного полка в битве под Полтавой и вручению Петром I знамени Белгородскому пехотному полку и памятником первому губернатору?
Для правильного ответа на данный вопрос, необходимо выстроить логическую цепочку. Детям раздаются карточки со словами, которые они должны выстроить в следующей последовательности: крепость - белгородский полк - флаг - как символ белгородского полка - образование губернии - первый губернатор - символ губернии флаг и герб.
Исходя из логической цепочки, дети должны сделать следующий вывод: знамя белгородского полка послужило основой для геральдики белгородской губернии, которая была утверждена первым губернатором Ю. Ю. Трубицким. Именно поэтому на свитке, который держит первый губернатор, изображён этот герб.
Педагог демонстрирует флаг и герб белгородского полка, и современный герб белгородской области и просит найти сходства и отличия.
Педагог подводит итог: в 1730 году при губернаторе Ю.Ю. Трубецком был утвержден первый губернский герб г. Белгорода, который несколько лет назад был воссоздан и теперь является гербом Белгородской области.
Двигаясь по Народному бульвару, мы подходим к «Лицею № 9». А напротив находится скульптурная композиция «Учительница первая моя».
Вопрос к детям:
Ø Как вы думаете, почему данная скульптурная композиция установлена именно здесь?
Дети высказывают предположение.
Педагог дает задание:
Ø Зайдите на территорию лицея и на здании найдите подсказку для ответа на поставленный вопрос.
(На здании лицея есть две мемориальные таблички. Одна из них свидетельствует о том, что здание лицея является памятником архитектуры XIX века и охраняется государством. Исходя из этой информации, дети могут сделать вывод о том, что этот лицей – самая старая школа города.)
Дети дают ответ, педагог поясняет и уточняет:
История создания муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №9» восходит к 1860 году, когда по ходатайству местного дворянства и предводителя, светлейшего князя Салтыкова – Головкина было открыто «Белгородское женское училище 2 разряда» в составе трех классов. В 1880 году состоялся первый выпуск учениц женской гимназии. 1939-1941 годы здесь был 2-х годичный учительский институт. Осенью 1941 года при отступлении советских войск в здании гимназии был расположен военный госпиталь №1923, о чём свидетельствует втора мемориальная табличка. С 24 октября 1941 года до 5 августа 1943 года в период оккупации в здании гимназии находились немецкие склады и конюшня.
В 1957 году в восстановленном и отреставрированном после военных разрушений здании начала работать общеобразовательная школа №9.
В 2004 году гимназия преобразована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей №9».
И не удивительно, что рядом с лицеем, имеющим такую историю, расположена контактная скульптурная композиция «Учительница первая моя…». Идея создания памятника принадлежит белгородским педагогам и школьникам, а воплотил её в жизнь местный Церетели - скульптор Тарас Костенко, он является автором многих памятников в Белгороде. Автор скульптуры полгода работал над проектом, советовался с учителями, как лучше увековечить в бронзе школьные мгновения. По мнению скульптора, первая учительница у каждого своя, поэтому образ получился собирательный.
От истории зарождения Белгородской крепости и Белгородской губернии мы перейдём к истории времён Великой Отечественной войны. Рядом с «Лицеем № 9», на пересечении Народного бульвара и ул. А. Попова, находится мемориальный постамент с бюстом танкиста Андрея Попова — это не только память о герое, но и символ освобождения Белгорода.
В 1943 году танк Андрея Попова первым вошёл на улицы оккупированного фашистами города и почти сразу был подбит врагами. Прекрасно осознавая, какая участь его ожидает после входа на территорию оккупации, Андрей Попов своим подвигом открыл путь в осаждённый Белгород для целого батальона Красной армии. Отважному танкисту удалось покинуть горящую машину, но в тот же день Андрей Попов погиб в уличных боях. Старшему лейтенанту Попову было всего 22 года.
Местом захоронения героя стала широко известная ныне братская могила на Соборной площади. Там же, в честь погибших за Родину героев, зажжён вечный огонь.
Памятник гвардии старшему лейтенанту А. И. Попову был установлен 8 июня 1957 года. Улица, на которой стоит памятник, также названа в честь героя-танкиста. Созданием памятника занимались столичный скульптор А. И. Тенета и белгородский архитектор Я. П. Мухин.
Андрей Иванович Попов (1921-1943) – старший лейтенант, командир танкового взвода, сыгравшего важную роль в битве за освобождение Белгорода от немецких оккупантов в феврале 1943 года.
Вопрос к детям:
Ø Назовите улицы нашего города, которые были названы в честь героев Великой Отечественной войны?
Дети дают ответы: улица Михаила Лебедя, улица Ивана Конева, улица Иосифа Апанасенко, проспект Николая Ватутина, улица Вальдемара Шаландина, улица Николая Шершнёва и др…
Группа двигается далее вниз по ул. Попова до пересечения с Гражданским проспектом, где находится Соборная площадь — главная площадь Белгорода.
Педагог рассказывает историю создания площади:
Из плана «Курского наместничества уездного Бела города», утвержденного 26 апреля 1768 года императрицей Екатериной II известно, что в XVIII веке площадь называлась Большой по её характерному признаку, в то время она по размерам была даже больше современной.
Название площади менялось несколько раз за свою историю. Соборная (1800-1920), Жертв контрреволюции (1920-1927), Революции (с 1927 -2004). В 2004 году была переименована в Соборную. До Революции на территории площади находился Рождество-Богородицкий женский монастырь, разрушенный после революции. Именно он дал площади название Соборная.
На Соборной площади расположены здание Администрации Белгородской области, гостиница «Белгород», памятный знак на месте бывшего Рождество-Богородицкого монастыря, а так же часовня в честь святого князя Владимира.
Педагог даёт задание:
Ø Пройдите по площади и найдите ещё три объекта, связанных с историей нашего города, и три объекта, относящихся к культуре белгородского края. Какой из объектов в большей степени отражает информацию, полученную во время урока – экскурсии?
Дети должны найти объекты, связанные с историей: памятник-стела «Город воинской славы», где на четырех стелах размещены художественные рельефы, на которых изобразительными средствами запечатлены основные вехи ратной истории города. Именно они отражают большую часть информации урока – экскурсии, мемориальный комплекс «Вечный огонь» состоящий из стелы фигуры воина и рабочего, склонивших знамена в знак скорби о погибших товарищах, а так же скульптурной композиции «Скорбящая мать с ребенком», и объекты, связанные с культурой белгородского края: Белгородский государственный академический драматический театр имени М. С. Щепкина, памятник М. С. Щепкину, композиция «Белгородская область», которая представляет собой вымощенный уникальный рисунок, выполненный в традициях южно-русской орнаментальной вышивки (этот объект может вызвать затруднение, так как достаточно масштабный и находится под ногами).
Узнав о результатах выполнения задания педагог даёт сведения о найденных объектах:
Наш город всегда был одним из важнейших рубежей обороны, но если со времен старых крепостей братских могил защитников города не сохранилось, да и мемориальных традиций не было; то XX век оставил большое количество памятников павшим воинам. Самый "главный" мемориальный комплекс находится в центре города на Соборной площади. Еще два десятилетия назад здесь находился "пост №1", где несли вахту призывники и юные патриоты.
Мемориальный комплекс - братская могила, погибших в 1918-1919 и 1941-1943 гг. открыт 5 августа 1959 года. Авторы архитектурно-скульптурной композиции - скульптор, заслуженный деятель искусств Г.В. Нерода и архитектор И.А. Француз. Над братской могилой возвышается скульптурная композиция скорбящая мать и ребенок. В руках ребенка венок с надписью «Слава Героям!». У подножия памятника горит Вечный огонь. Открывают мемориальный комплекс две высокие стелы, высеченные из известняка. На них - фигуры воина и рабочего, склонивших знамена в знак скорби о погибших товарищах. С другой стороны на стелах - мемориальные плиты с фамилиями ста шестидесяти семи известных воинов, павших в боях за Белгород.
На мемориальных плитах у подножия памятника много фамилий, хорошо знакомых белгородцам: генерал армии И.Р. Апанасенко, генерал-майор М.П. Лебедь, старший лейтенант А.И. Попов и другие. Среди покоящихся в братской могиле — две девушки, отдавшие свои жизни в боях за Белгород: красноармеец батальона связи Варя Коломейцева, погибшая 10 марта 1943 года, и красноармеец стрелкового полка москвичка Зина Неугасова, убитая гитлеровцами 15 марта 1943 года.
Стелла «Город воинской славы» еще одно памятное место Белгорода. Город воинской славы — почётное звание Российской Федерации, присваиваемое отдельным городам «за мужество, стойкость и массовый героизм, проявленные защитниками города в борьбе за свободу и независимость Отечества». Указом Президента Российской Федерации от 27 апреля 2007 года номер 558 Белгороду, первому из городов, присвоено почётное звание. Следующими указами увековечены подвиги Курска и Орла. Победителем конкурс на лучшее решение памятной композиции стал проект коллектива под руководством главного художника Москвы Игоря Воскресенского.
Памятник представляет собой единую цельную композицию из нескольких архитектурных элементов. На тематически и стилистически оформленной площадке выполнен симметричный квадратный стилобат, на плоскости которого размещены все детали памятника. Центральным объектом является каменный обелиск, вокруг которого на углах стилобата установлены массивные каменные блоки - стелы. На четырех стелах размещены художественные рельефы, на которых изобразительными средствами запечатлены основные вехи ратной истории города. Особенность обзора ансамбля в том, что он одновременно рассчитан на восприятие, как с дальних точек, так и на непосредственное прочтение его элементов вблизи (рельефов, текстов).
На Соборной площади расположены: БГАДТ имени М. С. Щепкина и памятник М. С. Щепкину.
Первые упоминания о театре, сохранившиеся в архивах, датируются октябрём 1936 года — именно тогда начал свою работу Белгородский колхозно-совхозный театр.
Великая Отечественная война застала театр прямо на гастролях. В 1944-м, после освобождения областного центра, труппа, не прекращавшая давать спектакли и концерты в эвакуации, вернулась в Белгород и вновь приступила к работе.
Переломным в истории нашего края и театра стал 1954 год. В этот год, когда была образована Белгородская область, а театр получил статус областного театра. Через два года ему было присвоено имя нашего земляка, великого русского актёра Михаила Семёновича Щепкина. В 1962 году театр переехал в новое, специально построенное в центре города здание. В 1998 году театру было присвоено почётное наименование «академический».
Щепкинцы гастролировали во многих городах России, Украины, Прибалтики, Польши, Сербии. Белгородская драма принимает участие в российских и международных театральных фестивалях. На Х Театральном форуме «Золотой Витязь» стал обладателем высшей награды — статуэтки «Золотой Витязь» и диплома за лучший спектакль большой формы, награжден серебряной медалью I международных Дельфийских игр. По итогам Всероссийского конкурса «Окно в Россию» стал лауреатом в номинации «Театр года — 99»; в 2006 году удостоен Первой премии Центрального федерального округа — «За достижения в области театрального искусства».
Особой строкой вписан в историю театра Всероссийский фестиваль «Актёры России — Михаилу Щепкину» — первый актёрский фестиваль в стране. Белгородский театр стал его организатором и движущей силой. Рождённый в 1988 году, в год 200-летнего юбилея великого артиста, он за прошедшие годы собрал в свой круг около ста театров России, Беларуси, Украины, Сербии и занял достойное место в театральной жизни страны.
Корни белгородского театрального искусства уходят в село Алексеевка Белгородской области на родину великого актёра XVIII века Щепкин М.С.. Он был сыном дворового человека графа Волкенштейна, управлявшего всеми имениями помещика. Маленькому Мише было 7 лет, когда он впервые увидал спектакль в домашнем театре своего барина. Это зрелище поразило его. Помещик, видя способности смышлёного мальчика, отправил его учиться в Курское училище. Учился Миша хорошо, очень много читал, играл в школьных спектаклях. Его интерес к театру не ослабевал, а превращался в желание стать актёром. Однажды он выступал с приветственной речью на открытии гимназии и проявил столько чувства и таланта, что помещик разрешил ему поступить в театр.
Он был актёром - универсалом и мог играть не только драматические роли, но и комедийные, петь в опере и танцевать. Главной заслугой Щепкина М.С. стало то, что он был одним из основоположников сценического реализма. Первым актёром, который на сцене стал говорить и вести себя так же правдиво и естественно, как в жизни. Он следовал настоящей, а не придуманной жизни.
Оставаясь крепостным, талантливый актёр кочевал из города в город по разным театрам более 20 лет. Актёр поражал всех своей игрой. Известный по всей России актёр только к 35 годам стал «вольным» человеком, с помощью друзей собравших деньги для выкупа Щепкина М.С. и его семьи из крепостной зависимости. Михаил Семенович Щепкин до смерти (1863) оставался ведущим артистом труппы Малого театра столицы России.
Актёры Белгородского академического драматического театра воспринимают имя Михаила Семёновича Щепкина не в качестве приставки к титулу театра, а как высокое благословение Судьбы.
Площадь украшает композиция «Белгородская область», авторами которой стали: скульптор Б.М. Пупынин, архитектор В.В. Перцев, которая была открыта в 2000 году, и является частью декоративного оформления мостовой. Композиция представляет собой вымощенный уникальный рисунок: по центру расположен большой медный круг с изображением карты Белгородской области, а по периметру круга расположен 21 металлический прямоугольник с гербами районов и городских округов Белгородской области. Элементы выделены рисунком с помощью плитки красного и бежевого оттенков на общем фоне серого цвета. При обзоре сверху рисунок читается как традиционная южно-русская орнаментика вышивки и росписи, основанная на космогонических символах: солярные знаки, знаки земли, плодородия.
Рефлексия.
Наш урок – экскурсия подошли к концу. Давайте подведём итог:
Ø Был ли полезен для вас урок?
Ø Понравилась ли вам форма урока? Чем?
Ø Что вам было знакомо на уроке – экскурсии?
Ø Какая информация вам показалась самой интересной?
Ø Какая информация вам может пригодиться на уроках и в жизни?
Ø Какой информацией вы поделитесь с родными и друзьями?
Ø Что вас удивило на уроке – экскурсии?
Ø С каким настроением остались к концу занятия?
Ø Что не понравилось?
Ø Что бы вы хотели ещё узнать об объектах нашего города?
Литература и интернет источники
1. Энциклопедия Белгородчины http://belogorie.info/krugloe_zdanie_v_sele_golovchino
2. Памятники и скульптуры Белгорода http://yakaev.livejournal.com/44021.html
3. Шаги по Белгороду.
http://sanchess-city31.livejournal.com/46358.html
4. Мемориал «вечный огонь»
http://inbelgorod.ru/places/dostoprimechatelnosti/memorial-vechnyiy-ogon.html
5. Достопримечательности Белгорода
http://www.go-on-travels.ru/article.php?narticle=158
6. Андрей Сергеевич Лаптев. История Географических Названий Руси
Кичигин В. П., Баранов М. Б., Комплект открыток «Привет из Белгорода» — Белгород: Отечество, 1994
7. Памятный знак в честь 300-летия Полтавской битвы http://www.rutraveller.ru/place/65676
8. История города — в мемориальных досках http://belgorod.bezformata.ru/listnews/istoriya-goroda-v-memorialnih-doskah/27465146/
9. Спецпроект: улица героев http://belgorodtv.ru/?page_id=72258
10. Шаги по Белгороду. http://sanchess-city31.livejournal.com/46358.html