12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга Васильевна Кондратенко
Аккаунт удалён
Россия, Курская обл., c. Попово-Лежачи
Материал размещён в группе «Учителя химии»

Урок №1

Тема: Химия как часть естествознания. Предмет химии. Вещества

Цель урока: знакомство с предметом химии, основными химическими понятиями: вещества, вещества простые и сложные.

Тип урока: УФНЗ

Задачи урока:

  • сформировать представление о науке химии;
  • научить определять и описывать физические свойства веществ, сравнивать их, находить сходство и отличие;
  • способствовать развитию интереса учащихся к химической науке;
  • формировать интерес к информационной деятельности и коммуникативной диалоговой среде, которые позволят создать условия для воспитания культуры взаимоотношений в детском коллективе;
  • организация совместного творческого поиска с целью применения полученных знаний на практике.

Методы обучения: диалогическое изложение, межпредметная беседа, объяснение, химический эксперимент, демонстрация символико-графических средств наглядности, метод классификации.

Приёмы обучения: раскрытие причинно-следственных связей, постановка и решение учебных проблем, организация акцентированных наблюдений, составление классификационных схем, обращение к жизненному опыту учащихся.

Средства обучения: причинно-следственные связи, внутрипредметные и межпредметные связи, оборудование и реактивы, мультимедийный проектор, компьютер.

Ход урока:

Организационные моменты

Записать в тетради число, тему урока (слайд1).

Какие у вас возникают ассоциации со словом «химия»?

Происхождение слова Химия (слайд 2)

Точное время происхождения, как и первоначальное значение слова «Химия» не установлено до сих пор. У историков существует большое количество гипотез и теорий, однако к единому решению они так и не пришли.

Понятия «химия» и «химик» начали стабильно использовать в научной литературе примерно с начала XVII века. В своих исследованиях учёные опираются на корень «хим». И это вполне логично, обратите внимание на звучание слова «химия» на разных европейских языках, оно созвучно: chemistry – на английском, chimie – на французском, chemie – на немецком, хімія – на украинском, chimica – на итальянском, quimica – на испанском и португальском, kemi – на шведском и датском, kimya – на турецком.

Основной является теория, что слово «химия» произошло из древнегреческого языка, так как оно созвучно с некоторыми словами из этого языка. Например, «хима» («хюма») переводится как «литьё», и можно предположить, что в начале «химия» была «металлургией». Также в некоторых древнегреческих источниках по медицине и фармации встречается слово «химос» («хюмос»), что означало «сок». Кроме того «химевсис» означает «смешивание» - распространённый в практической химии процесс. Но в наиболее современном произношении термин «химия» употребил греческий философ Зосима Панополитанский (из египетского города Панополис) во второй половине IV века. Он использовал термин «химейа» как обозначение процессов «настаивания», «наливания».

По мнению других исследователей, слово «химия» вышло из Древнего Египта, где термин «хёми» употреблялся как название самой страны, также оно означало почву, содержащую плодородный нильский ил. Учёные, придерживающиеся этой теории, а именно французский химик Марселен Бертло (который хорошо потрудился над изучением истории науки) и его последователи, утверждали, что «химия» была «наукой о земле» – областью знаний, изучающей земные недра.

Кроме этих двух теорий следует также выделить довольно интересное мнение о том, что слово «химия» произошло от древнекитайского слова «Ким», что означало «золото».

Естественно на этом список теорий не оканчивается, но эти три являются самыми распространёнными среди историков.

История развития химии в древности (слайды 3-6)

Развитие химии, как знания о превращении одних веществ в другие, началось с эпохи начала освоения огня. Около 10 тысяч лет до н.э. человек уже был знаком с огнём и искал пути его применения. В то же время наибольший интерес у человека вызывал металл. Металл был материалом, который на тот момент обладал ни с чем несравнимой прочностью. Металл находили в свободном состоянии, и в результате того, что он под воздействием огня легко поддавался обработке, уже 7000 лет назад люди научились изготавливать из него различные предметы жизненного обихода.

Развитие химии дало начало развитию металлургии и выражалось на тот момент добычей металла, его обработкой и получением отдельных предметов. Наиболее весомое развитие металлургическое ремесло получило, когда человек научился из добываемой руды получать медь.

В истории химии имеются этапы развития химии, которые в свою очередь ознаменованы периодами освоения того или иного металла. Следующими этапом развития химии является освоение бронзы, который вошёл в историю химии под названием Бронзовый век.

Бронзовый век

Первое получение и применение бронзы произошло приблизительно в 4000 году до н.э. Бронза – сплав, который требовал определённых знаний от ремесленников, работающих с металлом. Такие знания в тот период имели древние государства: Египет и Греция. Широкое применение бронзовые изделия получили у финикийцев. Это мирный народ обладал большими знаниями. Они широко использовали бронзу, изготавливая из неё различные военные предметы в основном с целью продажи.

Очередным этапом развития химии после освоения бронзы стало освоение железа, в связи с чем следующим периодом в истории химии ознаменован железный век (слайд 7).

Железный век

Начало железного века приходится приблизительно на 1200 год до н.э. В первое время знакомства человека с железом этот металл считался драгоценным. По сравнению с бронзой, золотом, серебром и медью железо обладало очень высокой прочностью. Его сложно было получить и добыть. В процессе развития химии и, соответственно, металлургии, человек научился получать сплав железа и углерода, называемый сейчас – сталью. Получение стали дало толчок к новому применению железа - изготовлению прочного оружия.

В истории химии известно, что древним государством, обладающим большими знаниями, был Египет. Жители Египта могли изготавливать различные красители, готовить мыло, изделия парфюмерии, кроме того они умели сплавлять и получать стекло и готовить лекарства. Все эти знания были достаточно эффективны, но не имели научного обоснования. Получение тех или иных веществ происходило в результате наблюдений и опытов без пояснений. Все получаемые знания в строгой секретности хранились и передавались жрецами, считавшимися служителями бога, которым на тот момент являлась Земля.

В истории химии греческое древнее государство также играет немалую роль в развитии химии как науки. Греки многому научились у египтян, в результате чего освоенные знания получили название - химия. Интересно также то, что возможно название химия имеет, всё-таки, египетское происхождение, так как древние египтяне называли свою страну Хем.

В европейские страны знания о превращении и взаимодействии веществ были доставлены арабами, которые смогли покорить народы востока. Восточный народ имел знания по химии, которые трансформировались под арабское название Алхимия. Со временем, знания стали называться химия.

В VII веке, в то время, когда ещё существовало арабское название Алхимия, люди, занимавшиеся наукой, думали, что металлы - это такие вещества, которые состоят из 3-х основных элементов: соль - как символ твёрдости и способности к растворимости; сера - как вещество способное нагреваться и гореть при высоких температурах; ртуть - вещество, способное к испарению и обладающее блеском. В связи с чем предполагалось, что, например, золото, являвшееся драгоценным металлом, тоже обладает точно такими же элементами, а значит и получить его можно из любого металла! Предполагалось, что получение золота из любого другого металла связано с действием философского камня, которые безуспешно пытались найти алхимики. Кроме того, верили, что если выпить эликсир, приготовленный из этого камня, то приобретешь вечную молодость!

Ни филосовского камня, ни золота из других металлов в истории химии алхимикам средних веков найти и сделать не удалось. Но от них нам достался большой опыт работы со многими веществами, новые открытые элементы и их свойства.

XV век - период в истории химии ознаменован применением алхимии для изготовления различных медицинских препаратов. Благодаря развитию точных наук, развитие химии всё более приобретало научный характер. Химия постепенно отделялась от философии и уже, как наука, строилась на обобщениях и анализе отдельных наблюдаемых явлений.

Постепенно уровень развития химии позволил создавать общества, которые имели научный подход к химии, могли передавать и продолжать накапливать знания. Этими местами были первые академии. Так в 1560 году такая академия образовалась в Неаполе. Через 100 лет подобная академия появилась в Лондоне.

Во второй половине XVII века ирландским учёным Робертом Бойлем предпринята попытка объяснения некоторых химических превращений на основании применения строения атома (по теории Демокрита).

Первым шагом в развитии химии, где химия существовала, как самостоятельная наука, можно считать с момента открытия закона сохранения масс. Этот закон был впервые сформулирован Лавуазье, который в процессе свое научной деятельности положил основы исследования вещества уже с научной точки зрения!

Химия – как наука, ученые – основоположники химии (слайды 8-11)

Наиболее важен для развития органической химии структурный период (вторая половина XIX — начало XX вв.), когда была создана научная теория строения органических соединений, основоположником которой является великий русский ученый А. М. Бутлеров.

Основоположник научной химии М. В. Ломоносов полагал, что свойства корпускулы (молекулы) зависят не только от количества и природы (качества) входящих в ее состав элементов (атомов), но и от их расположения в корпускуле (предвосхищение структурной теории Бутлерова ). Соединение атомов между собой Ломоносов уподоблял сцеплению зубчатых колесиков механицизм представлений был естественен для эпохи развития механики.

Первым ученым, систематически изучавшим химические соединения, входящие в состав растительных тканей, был К. В. Шееле. В процессе этих исследований он открыл малеиновую, лимонную, винную, щавелевую, галловую, мочевую и молочную кислоты, а также глицерин. Эти исследования позволяют считать Шееле основоположником научной органической химии.

Исследования наших крупнейших химиков А. Н. Баха — основателя школы советских биохимиков, а Н.С. Курнакова — автором физико-химического анализа, Н. Д. Зелинского — основоположником научной школы органического катализа, изобретателем угольного противогаза.
 

"Наука начинается с тех пор, как начинают измерять.

Точная наука немыслима без меры" - Д. И. Менделеев

 

Дмитрий Иванович Менделеев внёс фундаментальный вклад в развитие отечественной и мировой метрологии – науки об измерениях и методах обеспечения их единства.

Интерес Менделеева к метрологии был вполне закономерным: результаты исследований учёного зависели от точности проведения научных экспериментов. Дмитрий Иванович не только придумывал методики измерений, но и сам конструировал приборы. Он является создателем многих устройств: пикнометра (прибора для определения плотности жидкости); дифференциального барометра (для измерения высоты над уровнем моря); двухярусных весов (для взвешивания твёрдых и газообразных веществ); арретира (устройства для закрепления чувствительной подвижной части точного измерительного прибора); одноплечих весов, в основу действия которых был положен метод замещения (метод Менделеева); дифференциального маятника (для определения твердости вещества); маятника – метронома (для изучения процесса качания) и других приборов.

Д. И. Менделеев был первым учёным, глубоко осознавшим важность и государственную значимость метрологических исследований для развития страны и необходимость реформирования измерительного дела в России. В 1892 году он был назначен ученым хранителем Депо образцовых мер и весов, которое в 1893 году при содействии учёного было преобразовано в Главную палату мер и весов. Д. И. Менделеев стал организатором и первым управляющим Главной палаты мер и весов и занимал эту должность вплоть до последних дней своей жизни (с 1893 по 1907 год). В июне 1899 года, в России был принят подготовленный учёным закон «О мерах и весах», положивший начало организации разветвленной государственной поверочной службы. Законом была введена новая система российских мер и весов, в которой основными единицами были приняты: массы — фунт, длины — аршин, времени — сутки, устанавливались соотношения между аршином и метром, фунтом и килограммом. Главная палата мер и весов стала метрологическим центром, с помощью которого велись работы по разработке и внедрению новых приборов, методик контроля и надзора за мерами и весами по всей стране.

Основным из важнейших направлений реформ Менделеева явилось создание сети специальных учреждений, так называемых поверочных палаток, и института подготовленных поверителей. Дмитрия Иванович считал «первейшей своей заботой… проектирование такого поверочного дела в империи, чтобы оно не только отвечало современности, требованиям точности в торгово-промышленных измерениях и некоторой обеспеченности в судьбе лиц, посвятивших себя делу поверки мер и весов, но и было безубыточным для Государственного казначейства, удобным для жителей и способным к неизбежным в нем усовершенствованиям».

Нобелевские лауреаты (слайд 12-13)

Видео  "Нобелевские лауреаты по химии нашли способы восстановления ДНК" 

http://tvkultura.ru/article/show/article_id/142538 /

Химия в быту (слайды 14-15)

Кто из нас с детства не помнит знаменитые строки К. И. Чуковского: “Надо, надо умываться по утрам и вечерам….” Но одной только воды для поддержания чистоты кожи и зубов недостаточно. Нужны еще мыло и зубная паста, вот о них мы и поговорим более подробно.

До изобретения мыла жир и грязь с кожи удаляли золой и мелким речным песком. Заслуга в изобретении мыла принадлежит, вероятно, галльским племенам. По свидетельству Плиния Старшего, из сала и золы букового дерева галлы делали мазь, которую применяли для окрашивания волос и лечения кожных заболеваний.

А во втором веке ее стали использовать в качестве моющего средства.

Технология изготовления мыла из животных жиров складывалась на протяжении многих веков. И потребовалось много времени, чтобы основа туалетного мыла выглядела так:

- соли жирных кислот кокосового масла;

- соли жирных кислот говяжьего жира в соотношении 1:4;

- красители;

- ароматизаторы.

Многие свойства мыла, например твердость, растворимостью в воде, пенообразование, моющая способность, зависят от его жирового состава. Так, входящая в состав свиного или говяжьего сала пальмитиновая кислота, придает мылу твердость и хорошие пенообразующие качества, а олеиновая кислота – растворимость в холодной воде и моющую способность. 

Стеариновая кислота усиливает моющее действие мыла в горячей воде. Благодаря лауриновой кислоте, содержащейся в кокосовом масле, мыло лучше растворяется в холодной воде, увеличивается его моющая способность и уменьшается набухание. Помимо жировой основы в состав мыла входят так же различные добавки. Это наполнители (оксид титана или цинка), парфюмерные отдушки, красители, увлажняющие компоненты (глицерин, касторовое масло, воски животного происхождения – ланолин и спермацент). Бактерицидные и дезодорирующие мыла содержат антисептические вещества, например триклозан.

И конечно же в краю “Мойдодыра” мы не можем вспомнить об обязательном утреннем атрибуте – зубной пасте.

Еще совсем недавно, 20 – 30 лет назад, основным средством чистки зубов были зубные порошки. А применять их начали еще в прошлом веке. И составы их были достаточно разнообразны. Например:

1) мел очищенный – 1,2 кг; углекислаямагнезия – 200 г, надборнонатриевая соль – 60г, мятное масло – 25г.

2) салол ( сложный эфир фенола C6H5OH и салициловой кислоты OH-C6H4-COOH) – 4 г, фосфорнокальциевая соль – 20 г, мел очищенный – 20 г, углемагниевая соль – 15 г, бикарбонат кальция – 15 г.

В состав первого рецепта входит надборнонатриевая соль, обладающая отбеливающими свойствами. Это распространенный компонент современных стиральных порошков.

В состав второго порошка входит салол, известный лекарственный препарат антибактериального действия.

Однако в настоящее время мы пользуемся зубными пастами. Несмотря на исключительное многообразие выпускаемых зубных паст, в состав любой из них обязательно входят вещества с определенными функциями: абразивы для механической очистки зубов и полировки их поверхности, очищающие пенообразующие вещества с высокой поверхностной активностью, связующие и загустители, обеспечивающие однородность состава и его пластичность. В лечебно-профилактические пасты обязательно добавляют вещества с антисептическими свойствами для профилактики воспаления десен и фториды для профилактики кариеса.

Абразивы – оксид алюминия Al2O3 и титана TiO2, очищающий пенообразователь – лаурилсульфонат натрия, антисептик – бензойная кислота C6H5COOH, фторосодержащий компонент для профилактики кариеса – монофторфосфат натрия Na2PO3F, загуститель – карбоксиметилцеллюлоза, точнее ее натриевая соль (C6H7O2) [(OCH2COONa)3].

Однако, о пастах содержащих фтор нужно сказать особо, они достаточно популярны, но использовать эти пасты нужно аккуратно, так у нас в г. Реутове содержание фтора в воде достаточно высокое, поэтому применять пасты с фтором нельзя, так как избыток этого элемента может повлечь за собой обратный эффект, для нашей воды более правильно применять пасты с кальцием.

3. Мы продолжаем наш полет. И у меня к вам следующий вопрос, я думаю, что каждый из нас, после того как проделает водные процедуры, обязательно завтракает, Поэтому я хотела бы узнать, что вы пьете утром.

Ответы учащихся.

Как вы думаете, чай и кофе имеют отношение к планете “Химии”?

Чтобы ответить на этот вопрос. я предлагаю совершить приземление в городе “Поваров”, и поговорить о любимых напитках.

Я обращаюсь за помощью к экипажу с зелеными кружочками.

В начале поговорим о чае

Чай на Руси появился сравнительно недавно. Путешественник Кемфер, побывавший в Москве в начале XVII в., писал: “За обедом пили пиво и водку, а после обеда мед”. О чае в те времена и не слыхивали. Только в 1610 г. чай впервые появился в Европе. Голландские купцы привезли его с далекого острова Ява. Привезенный чай они называли божественной травой и советовали пить его по сорок – пятьдесят чашек в день, во всякое время дня и ночи.

Чай сравнительно быстро вошел в обиход знати и стал применяться как лекарство. В одной из летописей говорится, что “чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, облегчает и освежает тело и поясняет восприимчивость”.

Уже к началу XVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком.

Сухой чай содержит около 40 % экстрактивных веществ, которые переходят в заварку и придают чаю неповторимый вкус, аромат, красно-коричневый цвет и тонизирующее действие.

Основную массу экстрактивных веществ чая составляют чайные дубильные вещества, или таннины, обладающие терпким вяжущим вкусом и красно-коричневой окраской. Таннины улучшают пищеварение, поэтому чай применяют при лечении ряда желудочно-кишечных заболеваний.

Таннин – сложное вещество, которое при распаде (гидролизе) дает галловую кислоту и глюкозу.

Дубильные вещества чая легко вступают в реакцию с белками, на чем и основано их применение для дубления кож, состоящих, как известно, из белков. При добавлении в чай молока белки его тоже связывают дубильные вещества чая и последний теряет свою терпкость.

Таннины способны растворяться только в горячей воде, при охлаждении они выпадают в осадок и заварка мутнеет. Однако, стоит ее опять подогреть, она станет вновь прозрачной.

Кроме таннинов к дубильным веществам относятся чайные катехины (эпикатехин и др.), которые укрепляют кровеносные сосуды, снижают проницаемость их стенок и предохраняют от кровоизлияний.

Растворы катехинов в кислой среде светлеют, вот почему если добавить в чай лимон, то чай светлеет.

Все таннины с солями железа дают соединения черного цвета, поэтому не следует заваривать чай в железной посуде или “ржавой водой” – чай получится темным.

Из экстрактивных веществ чая на втором месте находятся алкалоиды – кофеин и теофиллин.

В чистом виде препараты кофеина не оказывают на человека такого благоприятного тонизирующего воздействия , как в виде напитка – чая. Объясняется это тем, что в чае тонизирующий эффект достигается совместным действием кофеина, дубильных веществ и комплекса витаминов – C, P, B1, B2, PP, пантотеновой кислоты – B3.

Аромат чая обусловлен эфирными маслами, которые легко испаряются. Поэтому если заваренный чай кипятить или долго хранить, он теряет свой аромат и приобретает запах продуктов разложения веществ чайного листа.

Классическое искусство заваривать чай всегда начиналось с выбора воды. Известно, что вода – одно из самых простых химических соединений: всего два элемента входят в ее состав, ее формула – H2O – известна всем людям чуть ли не с детства. Вода не имеет никакой питательной ценности, но, несмотря на это, жизнь без воды невозможна. По отношению к чаю действует правило: чем жестче вода, тем в меньшей степени экстрагируются его вещества, входящие в состав чая.

Очень жесткая вода, содержащая соли серной кислоты – сульфаты кальция и магния, придает чаю мутность, неприятный вкус и запах. А если в воде есть соли марганца, чай дает очень слабый настой.

В таких русских реках, как Нева, Москва-река, Ока, Печора, Енисей, Объ, Иртыш, вода мягкая. В реках же Донбасса, Криворожья, Ставрополья и Северного Кавказа вода очень жесткая – этим, вероятно, отчасти и объясняется тот факт, что чай в гораздо большем почете среди населения средней полосы России, чем у жителей Украины и Кубани.

А теперь несколько слов о кофе

Вкус кофе обычно слабогорький, приятный, с различными оттенками – кисловатым, винным и т.д. Вкус жаренному кофе придают несколько химических веществ: кофеин, тригопелин, эфиры хлорогеновой, кофейной, хинной, лимонной и др. кислот.

Аромат кофе создает в основном кафеоль. Однако кафеоль – это не одно индивидуальное вещество, а сложная смесь, состоящая из немногим более десяти соединений, в числе которых – уксусная кислота, метиловый спирт, ацетальдегид, метилмеркаптан и фурфурилмеркаптан.

Кофе – сильнодействующий возбудитель нервной системы. Бальзак так писал о его действии на организм человека: “ Кофе проникает в ваш желудок, и организм ваш тотчас оживает, мысли приходят в движение, словно батальоны Великой Армии на поле битвы…”

Таким своим действием кофе обязан алкалоиду кофеину, представляющему собой триметилксантин.

Содержащийся в кофе в количестве от 0,6 до 2,4 % кофеин стимулирует процессы возбуждения головного мозга, что ведет к усилению общего обмена веществ и некоторому повышению умственной деятельности.

Замечено, что чрезмерное употребление чая и кофе приводит к ослаблению контроля со стороны высших отделов мозга, в результате человек делается суетливым, раздражительным, теряет способность сосредоточиться. В конце концов, злоупотребление крепким чаем и кофе приводит к развитию заболеваний, близких к наркомании.

Как тут не воскликнуть вслед за древними греками: “Пусть будет мера во всем!”

А с сегодняшнего дня мы с вами начинаем изучать химию. И это не случайно. Почему?

Что же такое химия?

Простое и сложное (замок) (слайд 18) Дверной замок – вещь.(слайд 8) Собран он из многих отдельных частей, хитро прилаженных друг к другу, но все эти части и весь замок в целом сделан из одного вещества – железа. Сложная вещь по устройству, а по составу вещества – простая.

Вещества и тела (слайды 19-21)

Свойства веществ (слайды 22-24) В тетрадях выполнить задание, перечислив свойства веществ через запятую. Взаимопроверка.

Практические задания (слайды 25-28) В тетрадях распределить вещества и тела. Взаимопроверка.

Химический элемент, формы его существования, простые и сложные вещества (слайд 29-31) В тетрадях зарисовать схему форм существования химического элемента.

Закрепление (игровые моменты) (слайды 32-33) Легенда о восточном султане. (объем материала, научных знаний). Химия – чудо наука! В любую область простирает руки! В одежде химия, в продуктах и в воде, В жилище, в воздухе, везде! Цвет жидкости быстро изменит, Огонь разведет без спички, Натуральный продукт заменит Человеку нужно знать ее привычки! Сельское хозяйство, медицина, космос… Всюду на химию спрос. Будем учить ее отныне и до века, Ведь химия - это и организм человека. Служанкой назови ее или царицей, Дело не в имени, Вся наша жизнь – Познание химии.

Рефлексия: области применения химии (слайды 34-35) Химия – не только область естествознания. Она также область производства человеческой деятельности по получению материалов. Нужных при постройке зданий, для изготовления машин, одежды и обуви, красителей, лекарств.

О, физика – наука из наук! Все впереди! Как мало за плечами! Пусть химия нам будет вместо рук Пусть станет математика очами. Не разлучайте этих трех сестер Познания всего в подлунном мире Тогда лишь будет ум и глаз остер И знание человеческое шире! Химия – наука экспериментальная.

- Как можно распознать воду среди других веществ?

Химические опыты

Опыт №1. Бихроматный вулкан (Разложение бихромата аммония)

В фарфоровой ступке разотрите 50 г оранжево-красных кристаллов бихромата аммония (NH4)2Cr2O7. Порошок насыпьте горкой на большой лист металла или асбестового картона. На вершине "вулкана" сделайте углубление - "кратер" и налейте туда 1-2 мл спирта. Спирт поджигают, в помещении гасят свет. Начинается активное разложение бихромата аммония. При этом появляется сноп ярких искр и образуется серовато-зеленый Cr2O3 "вулканический пепел". Объем оксида хрома во много раз превышает объем исходного бихромата аммония. Опыт очень напоминает извержение настоящего вулкана, особенно на заключительной стадии, когда снопы красных искр прорываются из глубины пушистого Cr2O3.

Реакция разложения бихромата аммония протекает с выделением большого количества тепла, поэтому после поджигания соли она протекает самопроизвольно - до тех пор, пока весь бихромат не разложится.

(NH4)2Cr2O7 = Сr2O3 + N2 + 4H2O

Впервые за разложением бихромата аммония наблюдал первооткрыватель этого вещества - Рудольф Беттгер (1843 г.).

Есть несколько модифицированных вариантов данного опыта. Например, насыпьте горку сахарной пудры и сделайте в ней углубление, в которое засыпьте бихромат аммония (NH4)2Cr2O7. Подожгите бихромат. Начало опыта ни чем не отличается от описанного выше эксперимента. Однако, оксид хрома Сr2O3, который образовался в результате разложения, является катализатором окисления сахарозы. Поэтому если в конце разложения бихромата смесь перемешать, опыт перейдет во вторую стадию. Потом почти сгоревшую, но еще горячую горку посыпьте селитрой, при этом получатся красивые мерцающие огни, разъедающие массу.

Опыт №2. Фиолетовый вулкан (реакция магния с йодом)

Йод реагирует с активными металлами (например, магнием и алюминием) с эффектной вспышкой. При этом образуется много фиолетовых или бурых паров йода. Опыт представляет собой очень красивое зрелище.

В фарфоровой ступке смешайте половину чайной ложки алюминиевой пудры или мелкого порошка магния и чайную ложку предварительно растертого сухого йода. Смесь собирают горкой и в вершине ее делают углубление, в которое приливают из пипетки 1-2 капли дистиллированной воды.

Через несколько секунд над горкой появится облако густого бурого и фиолетового дыма. Потом происходит внезапная вспышка, и вся смесь моментально раскаляется до белого цвета.

В результате реакции образуется йодиды алюминия АlI3 или магния MgI2, а бурая и фиолетовая окраска дыма вызвана частичной возгонкой йода.

2Al + 3I2 = 2AlI3

Mg + I2 = MgI2

Все операции проводите под вытяжкой!

Определение химии (слайд 36)

ХИМИЯ - наука о составе, строении, свойствах веществ и их превращениях.

Домашнее задание (слайд 37)

Подготовить сообщение на тему "Великие ученые, внесшие значительный вклад в развитие химической науки"

Литература и интернет-ресурсы:

1. http://v-slovare.ru/article/proishozhdenie_slova_himija/

2. http://chemistry-chemists.com/Video/Vigeo_NH4Cr2O7.html

3. http://www.kristallikov.net/page78.html

4. http://chem21.info/info/1684832/

5. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/74f00b56-3711-4787-aa2b-b85e184c44fd/86.html

6. https://sites.google.com/site/mendeleev180let/vklad-v-razvitie-metrologii

7. http://tvkultura.ru/article/show/article_id/142538/

8. http://festival.1september.ru/articles/310932/

Опубликовано в группе «Учителя химии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.