Урок русского языка в 7 классе на тему «Местоимения»
Название работы: Местоимение.
Автор: Зинашов Кайрат Орунбаевич.
Должность: учитель русского языка и литературы.
Название учреждения: средняя школа № 22.
Населенный пункт: г. Дашогуз.
Название предмета: Русский язык.
Класс: 7.
Тема урока: Местоимение.
Цель урока: 1.Образовательная.
Используя разные методы, прививать учащимся любовь к Родине, к родному краю, к природе.
2.Развивающая.
Развивать творческую и познавательную активность учащихся.
3.Воспитательная.
Воспитывать у учащихся чувства гуманизма, патриотизма, бережного отношения к природе, а также чувства коллективизма, взаимоподдержки и взаимовыручки.
Методы: интерактивный
Тип урока: комбинированный
Оборудование: текст, карточки
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие.
Перекличка.
2.Опрос.
Имя прилагательное.
Карточка №1. |
Что такое имя прилагательное? На какие вопросы отвечают прилагательные? Приведите пример прилагательным. |
Ответ:
Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей?
Например: белый платок; деревянный дом; папин костюм.
Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.
Карточка №2. |
Образуйте прилагательные от существительных по образцу. Народ, памятник, жизнь, дух, приключение, мораль, ум, нация, мысль, святость. |
Ответ:
Народый, памятный, жизненный, духовный, приключенческий, моральный, умный, национальный, мысленный, святой.
3.Новая тема.
Местоимение.
Местоимения – это слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только указывают на них, например:
1) Грушницкий – юнкер.
Он только год в службе.
2) Этот портрет я написал в два дня.
3) Что же случилось?
По значению местоимения делятся на следующие лексико-грамматические разряды:
1. Личные: 1-е лицо – я, мы; 2-е лицо – ты, вы; 3-е лицо – он, она, оно, они.
Например: Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты. (А. С. Пушкин)
Личные местоимения я, ты не имеют рода.
2. Возвратное себя не имеет рода и числа. Например: Пиарить себя.
3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их и др.
Например: Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин)
Притяжательные местоимения имеют род, число, склоняются по падежам. Местоимения его, её, их не изменяются по падежам.
4. Указательные: тот, этот, такой, таковой (устар.),
таков, столько, настолько, здесь, там, туда,оттуда,
потому, поэтому, оттого, тогда, так и др.
Например: Тот дом выше. Здесь теплее. Тот, этот, такой имеют род, число, склоняются по падежам.
5. Определительные: каждый, все, всё, вся, весь, всяк. всякий, всяческий, самый, сам, любой, другой, иной и др. имеют род, число, склоняются по падежам.
Например: Любви все возрасты покорны.
6. вопросительные: кто, что, какой, который, чей, сколько, где, куда, откуда, когда, как, насколько, почему, отчего, зачем и др.
Кто, что, где, куда и др. не имеют рода и числа. Какой который, чей имеют род и число. Кто, что, какой, который и др. склоняются по падежам.
Например: Кто прочитал повесть? Какие эпизоды особенно запомнились?
Сколько человек участвует в соревнованиях ?
7. Относительные: кто, что, какой, который, сей, сколько, где, когда они служат не для вопроса, а для связи придаточного предложения с главным (т. е. выступают в качестве союзных слов).
Например: Преподаватель стал выяснять, кто прочитал повесть. Он поинтересовался, какие эпизоды нам особенно запомнились. Надо узнать, сколько человек участвует в соревновании. (Обратите внимание на то, что в таких предложениях – косвенных вопросах – вопросительный знак не ставится.)
8. Неопределённые: некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-то, чей-то, какой-то, кто-либо, что-либо, чей-либо, какой-либо, кто-нибудь, кое-кто, кое-что, кое-какой, где-то, когда-то, кое-куда и др.
Например: Пусть кто-нибудь сделает эту работу. Когда-нибудь увидимся.
9. Отрицательные: никто, ничто, никакой, ничей,некого, нечего, нисколько, ниоткуда, никогда, никак, негде, нигде, никого, незачем. неоткуда и др.
Отрицательные и неопределённые местоимения склоняются так же, как местоимения кто, что.
Местоимение некто имеет только форму им.п., а нечто – только форму им. и в.п.
Например: Неоткуда ждать помощи. Не с кем поговорить.
по особенностям склонения и связи с другими словами местоимения сходны или с именами существительными (я, ты, кто, что, никто и др.), или с именами прилагательными (тот, какой, всякий, этот и др.), или с числительными (столько, сколько, несколько). Поэтому в предложении местоимения выполняют ту же синтаксическую роль, что и соответствующие части речи.
Например: 1) Я (подлежащее) не хочу печалить вас (дополнение) ничем (дополнение).
2) Сердце мое (определение) сжалось.
3) Теперь ты наш. (определение).
Значит местоимения могут заменять существительные, прилагательные и числительные.
ПИСЬМЕННЫЕ ЗАДАНИЯ:
1. Спишите. Вставьте вместо точек подходящие местоимения.
На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. … поглядела вокруг. Вблизи … цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе
голый; но ветер шёл с пустыря и приносил … тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.
Ответ:
На краю пустыря Даша почувствовала благоухание. Она поглядела вокруг. Вблизи никаких цветов не было, по тропинке росла одна маленькая травка, а пустырь был вовсе голый; но ветер шёл с пустыря и приносил оттуда тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни.
2. Прочитайте строки из стихотворения С. Михалкова и обратите внимание на выделенные слова. Подумайте и ответьте, являются ли выделенные слова названиями предметов или только указывают на них?
Скворец летел к себе домой.
Летел дорогою прямой.
Он изучил за много лет
Её по множеству примет.
Ответ:
Выделенные слова только указывают на предметов.
5.Закрепление.
Вопросы и задания:
4. Определите, какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какое – на признак предмета и какое – на количество предметов.
Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. На дворе ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце.
Ответ:
Она - указывает на предмет;
Такая - признак предмета;
Несколько - количество предметов;
6.Задание на дом.
5. Выучить наизусть стихотворение «Местоимение». Найдите местоимения и запишите.
Местоимение.
Теплее были бы дни
Если бы не они
Всюду царил бы смех
Когда бы не было тех
Сделать всем миром плохим
Под силу одним лишь им
Кто мешает везде
Разумеется, именно те
Даже гомон птичий затих
Где много скопилось их
Водоворот проблем?
Неужели доверился тем?
Жаль, что на белом свете
Всегда есть те, а не эти
И похоже. одна западня
Там, за границей меня.
Ответ:
Они, всюду, тех, всем, им, кто те, где, тем, те, эти, там, меня.
7. Итог урока.
Список использованной литературы:
А. Платонов «Неизвестный цветок».
А.С. Пушкин. «Я вас любил».
Е.И. Литневская «Русский язык: краткий теоретический курс».
С. Михалков «Как скворец летел домой».
А.С. Пушкин. «Я помню чудное мгновенье…».
М. Лермонтов «Герой нашего врмени».
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».
П. Гранек “Местоимение”.