12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сибирёва Людмила Михайловна22

Технологическая карта урока  

                                                                                                                                           

Класс

3 класс

Предмет

русский язык

Тема урока

"Род имён существительных" (урок-исследование)

УМК

"Школа России"

Тип урока

урок открытия новых знаний

Вид урока

урок проблемного обучения

Цель

создать условия для развития умения определять род имени существительного

Задачи

сформировать систему новых понятий (род имён существительных) через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся;

развивать умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности;

воспитывать самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, интерес к предмету, желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов

Проблема

Как определить род имён существительных?

Формируемые УУД

Предметные:

- определять грамматический признак имени существительного - род;

- видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания.

Личностные:

- понимать важность учёбы и познания нового;

- формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

- проводить самооценку на основе критериев успешности;

- прислушиваться к мнению одноклассников, не бояться собственных ошибок.

Метапредметные:

Регулятивные:

- планировать, определять последовательность действий для решения задачи;

- определять и формулировать тему и цель урока;

- разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану;

- сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;

- вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий.

Познавательные:

- классифицировать слова по определённым признакам;

- делать выводы на основе обобщения;

- подтверждать аргументы фактами;

- разрешать проблемную ситуацию;

- ориентироваться в системе знаний; отличать новое от ранее изученного;

- строить рассуждения в форме простых суждений;

- делать выводы.

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения;

- использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Оборудование

мультимедийный проектор, экран, компьютер; круги для Снеговика (для работы в группе); памятка "Узелки на память"); карточки для индивидуальной работы; снеговички для рефлексии; карта успешности работы над темой "Имя существительное"

Формы работы

фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная

Методы

создание проблемных ситуаций,  игровые, наглядные, практические, использование ИКТ


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Формируемые УУД

1.

Самоопределение к учебной деятельности

Организационный момент.

1. Прозвенел для нас звонок,
Начинаем мы урок.
- Наша Родина - Россия. Для тех, кто здесь родился и живёт, родной язык – русский. Знать язык своей страны обязан каждый человек.

В русском языке очень много разных «тайн».

Сегодня я предлагаю вам провести урок- исследование.

Мы станем научно-исследовательским классом. Научно - потому что русский язык – это наука, а исследовательский – мы будем исследовать. А исследуют всегда что-то новое, неизвестное.  Девиз нашего урока вы видите на доске:  "Знание собирается по капле". 

- Как вы понимаете значение этой пословицы? 

Сегодня на уроке вы узнаете новые сведения о русском языке, которые в дальнейшем пригодятся вам при изучении новых тем. Вы будете работать с одноклассниками в парах, группах, поэтому будьте взаимно вежливы, помогайте друг другу.

 2. Определение темы исследования.

- Прочитайте слова, записанные на доске:

Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка.

- Выберите качества, которые вам понадобятся сегодня на уроке?

- Какой частью речи являются данные слова?

- Назовите объект нашего исследования.

3. Формирование цели исследования.

- Результатом нашего исследования станут правила, которые мы сами составим для всех, кто хочет хорошо знать русский язык.

Эмоциональный настрой.

Проверка готовности к уроку.












- Знания человек получает

постепенно, в течение всей жизни.










- Смекалка, терпение, аккуратность, трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка.

- Это имена существительные.

- Чтобы узнать что-то новое об имени существительном.

Регулятивные УУД:

- нацеливание на успешную деятельность.

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять желание познавать новое.

Коммуникативные УУД:

- формирование  умения слушать и слышать.

2.

Актуализация знаний

Графический диктант.

- Проверка знаний по теме "Имя существительное".

Перед вами карточки с утверждениями.

Если вы согласны с утверждением, то ставите "+", если нет, то "-".

Учащиеся работают с индивидуальными карточками.

Регулятивные УУД:

- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё не известно;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей,

- оценивать уровень владения тем или иным учебным действием.

Познавательные УУД:

- постановка и решение проблемы,

- анализировать, проверять, фиксировать информацию.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов

3.

Фиксация затруднения в деятельности.

Выявление места и причины затруднения

- На все ли вопросы вы смогли ответить? Какие утверждения вызвали у вас затруднения?

- Какой признак имени существительного мы будем исследовать?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Какие задачи поставим?

- Утверждения, в которых говорится о роде имени существительного.

- Тема урока: "Род имён существительных."

Задачи определяют дети:

узнать ... ( какого рода бывают имена существительные)

научиться… (определять род имён существительных)

применить…  (новое знание при выполнении заданий)

4.

Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала)

- Я вспомнила сейчас одну примету: говорят, что если что-то упало - то значит, кто-то непременно должен прийти. По упавшему предмету определяют пол того, кто должен прийти. Кто из вас знает, как можно определить пол пришедшего?

Например, если упадёт вилка или ложка - говорят, придёт женщина. (Вывешивается карточка "ж" и под ней слова "ложка", "вилка"), а если упадёт нож - то придёт мужчина. (Вывешивается карточка "м" и под ней слово "нож").

Какая стоит перед нами первая задача?

- Послушайте сказку. В сказке вы найдёте ответ на наш вопрос.

Грамматическая сказка о том,  как у существительных род появился.

Что нового узнали из сказки?

- Давайте вернёмся к примете. Кто-нибудь догадался: почему так определяют род имён существительных?

- Дополните столбики слов из  нижеприведённых. Девочки  возьмите свои слова, а мальчики - свои.

Звезда,  рисунок, лес, река, небо, солнце, поле, колесо.

- Какие слова остались?

- Как их ещё можно назвать? (среднего рода)

- Итак, какого рода бывают имена существительные?

- В мире есть языки, где вообще нет родов - это английский и китайский. Французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки.

- На какие три группы делятся имена существительные?

- Выполнили мы первую задачу урока? Кто испытывал затруднения?

- Какую вторую задачу мы поставили перед собой?

А может кто-то догадался, как определить род имён существительных?

Женский род запомню я

И скажу: "Она - моя".

И запомню род мужской

И опять скажу: "Он - мой".

Средний род: "Оно - моё".

Это правило - моё!

- Какие слова-помощники нам помогут определить род?

- Давайте сделаем вывод и запишем результат этого исследования в карточку "Узелки на память".

Учебник (знакомство с правилом)












Учащиеся высказывают свои предположения.


Учащиеся слушают сказку.




Ответы детей.


Дети выходят к доске и распределяют слова по столбикам. Остаются слова небо, колесо, поле.

- Мы не смогли определить муж.  или  жен. род, они остались неопределёнными.

Эти существительные среднего рода.

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Существительные женского рода, мужского рода и среднего рода.














Учащиеся называют слова-помощники: она, моя; он, мой; оно, моё.

Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно.

Познавательные УУД:

- анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств,

- постановка и решение проблемы;

- умения делать выводы в результате совместной работы класса,

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи.

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Регулятивные УУД:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные УУД:

классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку).

Коммуникативные УУД:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.


Физминутка

"Снеговик"

Под музыку выполняют двигательные упражнения


Личностные УУД:

- принятие и реализация ценностей здорового и образа жизни, бережное, ответственное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью


5.

Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач)

- Как вы думаете, все ли имена существительные изменяются по родам?

- Прочитайте слова, записанные в 1-ом столбике. Что общего? (м.р.)

- Запишите имена существительные ж.р.

- Можно ли сказать, что все слова в строчках - однокоренные? Почему?

Медведь - ? Волк - ? Петух - ? Кролик - ? Бык - ?

Кот -?

Новое открытие: По родам имена существительные не изменяются, т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р.

Предположения детей.

Дети работают у доски, записывая слова женского рода и объясняя способ получения однокоренных слов.

Учащиеся подбирают слова женского рода и делают вывод, что это разные слова, однокоренные.


Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи Регулятивные УУД:

- постановка учебной задачи

Личностные УУД:

- развитие познавательных интересов

Коммуникативные УУД:

- умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции.


Работа в парах

Задание:

- Распределите слова в 3 столбика по родам:

Труд, скука, зло, радость, мир, ссора, лень, дружба, веселье, снежки, солнце.

- Какое существительное вызвало у вас затруднение?

- Как узнать род имени существительного, если оно стоит во множественном числе?

Дети работают в парах, распределяя слова по столбикам.



Снежки, т.к. это слово стоит в форме множественного числа.

Поставить это существительное  в форму единственного числа.

Познавательные УУД:

- решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование.

Регулятивные УУД:

- коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра - контроль, коррекция.


Самостоятельная работа

 

Работа в группах.

Игра "Круговая почта"

- Ребята, вы наверняка все любите нашу русскую зиму.

- А какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? (Учащиеся называют)

- Сейчас мы будем "лепить" снеговика, да не простого, а из слов - имён существительных.

1 группа лепит к нашему снеговику  1-ый ком, т.е. придумывает слова на тему "Зима" мужского рода. Запишите их в тетрадь в строчку через запятую.

2 группа лепит к нашему снеговику 2-ой ком, т.е. придумывает слова на тему "Зима" женского рода. Запишите их в тетрадь в строчку через запятую.

3 группа (эксперты) лепит к нашему снеговику 3-ий ком, т.е. придумывает слова на тему "Зима" среднего рода. Запишите их в тетрадь в строчку через запятую.

Фронтальная проверка с использованием презентации.

- Вот какой замечательный снеговик у нас получился!

- Зима – замечательное время года со своими зимними забавами, праздниками. Многие из вас  писали письма Деду Морозу и отправляли их по почте.

Сейчас мы поиграем в игру "Круговая почта".

- У вас на столах лежат карточки с именами существительными. Первый ученик определяет род первого существительного и передаёт карточку соседу. Следующий должен проверить правильность рода своего товарища и определить род второго существительного и т.д.  

(Эксперты проверяют правильность выполненного задания)

Учащиеся работают в группах.

1 группа - существительные мужского рода: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, салют, лёд холод, снегопад, праздник, Новый год.

2 группа - существительные женского рода: метель, варежка, оттепель, сосулька, зима, горка, льдинка, шапка, вьюга, снежинка, шубка, стужа.

3 группа - существительные среднего рода: солнце, небо, облако, веселье, волшебство ...











Учащиеся определяют род имени существительного и передают карточку "по цепочке".

Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять внимание, желание узнать больше;

- знание основных моральных норм работы в группе  (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий.

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Работа в парах












Индивидуальная (разноуровневая) работа


















Рефлексия учебной деятельности, самоанализ, рефлексия чувств и эмоций
















Домашнее задание

Задание:

- Из букв каждого данного слова образуйте новое. Полученные пары запишите. Определите род имён существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род.
сосна - … (насос)
кулак - … (кукла)
каприз - … (приказ)
камыш - … (мышка)
коршун - … (шнурок)


Задание:

1 уровень: напиши существительные в три столбика по родам:

Берёзка, туча, снегирь, дерево, путь, окно, полянка, город, село,

2 уровень: к данным существительным подбери однокоренные  существительные с суффиксом -очк- и определи их  род:

Лавка - ..., белка - ..., ветка - ..., звезда - ...

3 уровень: подбери  к данным существительным синонимы, определи их род.

Работа - ..., слякоть - ..., неприятель - ..., поклажа - ...

Итог урока.

- Ребята, как вы считаете, справились ли вы с третьей задачей, поставленной в начале урока? 

применить…  (новое знание при выполнении заданий)

- Возьмите карточку,  на которой мы работали в начале урока. Давайте проверим правильность утверждений ещё раз. Остались ли высказывания, которые вызвали у вас затруднения?

- Оцените свою работу.

- Сегодня мы сделали много открытий. Какие?

- Поставьте своих снеговиков на ту ступеньку, на которую вы считаете нужным.

(Нижняя - я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род.

Средняя - я понял, что такое род, но ещё не уверен в своих силах.

Верхняя - мне всё понятно, я научился определять род имени существительного)

- В карте успешности под темой "Род имён существительных" закрасьте кружок соответствующим цветом.

- Вы сегодня хорошо поработали и в награду вам приз. Мальчики берут приз своего рода, девочки -своего.

- Спасибо за урок!

Домашнее задание (по выбору):

- выписать из словаря по 5 существительных каждого рода;

- нарисовать по 3 предмета каждого рода;

- найти значение слова род в Толковом словаре Ожегова.

- Выполнив все три задания правильно, вы получите оценку "5", два задания - "4", одно задание -"3".

Работают в паре.









Взаимопроверка.


Работают индивидуально.


















Дети работают по карточкам.













Самооценка.

 Выставляют снеговичков, на "лесенку успеха".

Работают в карте успешности по теме "Имя существительное".


Личностные УУД:

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять внимание, желание узнать больше,

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы.

Регулятивные УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- оценивать правильность общения;

- осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.


Опубликовано


Комментарии (1)

Голдина Лилия Вильевна, 25.07.21 в 12:52 0Ответить Пожаловаться
Людмила Михайловна, спасибо за полезный ресурс. Очень понравился Ваш урок. Вы используете разные формы работы, интересные задания. Действительно, получилось исследование. Дети самостоятельно ставили цели, выясняли про род существительного. Мои пожелания: не хватило презентации (хотя есть упоминание о ней), жаль, что не представили сказку. На мой взгляд, может не стоит так категорично про отметки за домашнее задание?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.