12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Сибирёва Людмила Михайловна22 |
Род имён существительных (урок-исследование)
Технологическая карта урока
3 класс | |
русский язык | |
Тема урока | "Род имён существительных" (урок-исследование) |
УМК | "Школа России" |
Тип урока | урок открытия новых знаний |
Вид урока | урок проблемного обучения |
Цель | создать условия для развития умения определять род имени существительного |
Задачи | сформировать систему новых понятий (род имён существительных) через наблюдение и проблемно-поисковую работу учащихся; развивать умение выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения, развивать коммуникативные навыки через работу в группах, оценку и самооценку деятельности; воспитывать самостоятельность, осознание необходимости самосовершенствования, интерес к предмету, желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов |
Проблема | Как определить род имён существительных? |
Формируемые УУД | Предметные: - определять грамматический признак имени существительного - род; - видеть знакомые орфограммы, применять правила правописания. Личностные: - понимать важность учёбы и познания нового; - формировать учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи; - проводить самооценку на основе критериев успешности; - прислушиваться к мнению одноклассников, не бояться собственных ошибок. Метапредметные: Регулятивные: - планировать, определять последовательность действий для решения задачи; - определять и формулировать тему и цель урока; - разрабатывать алгоритм действий и работать по заданному плану; - сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников; - вырабатывать критерии оценки своих действий в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно, оценивать правильность выполнения своих и чужих действий. Познавательные: - классифицировать слова по определённым признакам; - делать выводы на основе обобщения; - подтверждать аргументы фактами; - разрешать проблемную ситуацию; - ориентироваться в системе знаний; отличать новое от ранее изученного; - строить рассуждения в форме простых суждений; - делать выводы. Коммуникативные: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; - участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; - использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог. |
Оборудование | мультимедийный проектор, экран, компьютер; круги для Снеговика (для работы в группе); памятка "Узелки на память"); карточки для индивидуальной работы; снеговички для рефлексии; карта успешности работы над темой "Имя существительное" |
Формы работы | фронтальная, работа в парах, работа в группах, индивидуальная |
Методы | создание проблемных ситуаций, игровые, наглядные, практические, использование ИКТ |
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к учебной деятельности | Организационный момент. 1. Прозвенел для нас звонок, В русском языке очень много разных «тайн». Сегодня я предлагаю вам провести урок- исследование. Мы станем научно-исследовательским классом. Научно - потому что русский язык – это наука, а исследовательский – мы будем исследовать. А исследуют всегда что-то новое, неизвестное. Девиз нашего урока вы видите на доске: "Знание собирается по капле". - Как вы понимаете значение этой пословицы? Сегодня на уроке вы узнаете новые сведения о русском языке, которые в дальнейшем пригодятся вам при изучении новых тем. Вы будете работать с одноклассниками в парах, группах, поэтому будьте взаимно вежливы, помогайте друг другу. 2. Определение темы исследования. - Прочитайте слова, записанные на доске: Смекалка, терпение, эгоизм, аккуратность, лень, трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка. - Выберите качества, которые вам понадобятся сегодня на уроке? - Какой частью речи являются данные слова? - Назовите объект нашего исследования. 3. Формирование цели исследования. - Результатом нашего исследования станут правила, которые мы сами составим для всех, кто хочет хорошо знать русский язык. | Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку. - Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни. - Смекалка, терпение, аккуратность, трудолюбие, оптимизм, взаимовыручка. - Это имена существительные. - Чтобы узнать что-то новое об имени существительном. | Регулятивные УУД: - нацеливание на успешную деятельность. Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять желание познавать новое. Коммуникативные УУД: - формирование умения слушать и слышать. |
2. | Актуализация знаний | Графический диктант. - Проверка знаний по теме "Имя существительное". Перед вами карточки с утверждениями. Если вы согласны с утверждением, то ставите "+", если нет, то "-". | Учащиеся работают с индивидуальными карточками. | Регулятивные УУД: - ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё не известно; - выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, - оценивать уровень владения тем или иным учебным действием. Познавательные УУД: - постановка и решение проблемы, - анализировать, проверять, фиксировать информацию. Коммуникативные УУД: - умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. Личностные УУД: - развитие познавательных интересов |
3. | Фиксация затруднения в деятельности. Выявление места и причины затруднения | - На все ли вопросы вы смогли ответить? Какие утверждения вызвали у вас затруднения? - Какой признак имени существительного мы будем исследовать? - Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи поставим? | - Утверждения, в которых говорится о роде имени существительного. - Тема урока: "Род имён существительных." Задачи определяют дети: узнать ... ( какого рода бывают имена существительные) научиться… (определять род имён существительных) применить… (новое знание при выполнении заданий) | |
4. | Формирование новых знаний и умений (изучение нового материала) | - Я вспомнила сейчас одну примету: говорят, что если что-то упало - то значит, кто-то непременно должен прийти. По упавшему предмету определяют пол того, кто должен прийти. Кто из вас знает, как можно определить пол пришедшего? Например, если упадёт вилка или ложка - говорят, придёт женщина. (Вывешивается карточка "ж" и под ней слова "ложка", "вилка"), а если упадёт нож - то придёт мужчина. (Вывешивается карточка "м" и под ней слово "нож"). - Какая стоит перед нами первая задача? - Послушайте сказку. В сказке вы найдёте ответ на наш вопрос. Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился. - Что нового узнали из сказки? - Давайте вернёмся к примете. Кто-нибудь догадался: почему так определяют род имён существительных? - Дополните столбики слов из нижеприведённых. Девочки возьмите свои слова, а мальчики - свои. Звезда, рисунок, лес, река, небо, солнце, поле, колесо. - Какие слова остались? - Как их ещё можно назвать? (среднего рода) - Итак, какого рода бывают имена существительные? - В мире есть языки, где вообще нет родов - это английский и китайский. Французский, испанский, итальянский языки имеют только два рода. Но иногда количество родов доходит до 40, например, в некоторых языках народов Африки. - На какие три группы делятся имена существительные? - Выполнили мы первую задачу урока? Кто испытывал затруднения? - Какую вторую задачу мы поставили перед собой? А может кто-то догадался, как определить род имён существительных? Женский род запомню я И скажу: "Она - моя". И запомню род мужской И опять скажу: "Он - мой". Средний род: "Оно - моё". Это правило - моё! - Какие слова-помощники нам помогут определить род? - Давайте сделаем вывод и запишем результат этого исследования в карточку "Узелки на память". Учебник (знакомство с правилом) | Учащиеся высказывают свои предположения. Учащиеся слушают сказку. Ответы детей. Дети выходят к доске и распределяют слова по столбикам. Остаются слова небо, колесо, поле. - Мы не смогли определить муж. или жен. род, они остались неопределёнными. Эти существительные среднего рода. Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. Учащиеся высказывают свои предположения. Существительные женского рода, мужского рода и среднего рода. Учащиеся называют слова-помощники: она, моя; он, мой; оно, моё. | Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё не известно. Познавательные УУД: - анализ объектов, классификация, выдвижение гипотез и доказательств, - постановка и решение проблемы; - умения делать выводы в результате совместной работы класса, - построение логической цепи рассуждений; - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении учебной задачи. Личностные УУД: - развитие познавательных интересов учебных мотивов. Коммуникативные УУД: - умение ясно и чётко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. Регулятивные УУД: - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные УУД: классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку). Коммуникативные УУД: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
| Физминутка | "Снеговик" | Под музыку выполняют двигательные упражнения | Личностные УУД: - принятие и реализация ценностей здорового и образа жизни, бережное, ответственное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью |
5. | Применение полученных знаний и умений (решение учебных задач) | - Как вы думаете, все ли имена существительные изменяются по родам? - Прочитайте слова, записанные в 1-ом столбике. Что общего? (м.р.) - Запишите имена существительные ж.р. - Можно ли сказать, что все слова в строчках - однокоренные? Почему? Медведь - ? Волк - ? Петух - ? Кролик - ? Бык - ? Кот -? Новое открытие: По родам имена существительные не изменяются, т.е. род – это постоянный признак. Каждое существительное может быть только м.р., ж.р. или с.р. | Предположения детей. Дети работают у доски, записывая слова женского рода и объясняя способ получения однокоренных слов. Учащиеся подбирают слова женского рода и делают вывод, что это разные слова, однокоренные. | Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи Регулятивные УУД: - постановка учебной задачи Личностные УУД: - развитие познавательных интересов Коммуникативные УУД: - умение ясно и чётко излагать своё мнение, выстраивать речевые конструкции. |
| Работа в парах | Задание: - Распределите слова в 3 столбика по родам: Труд, скука, зло, радость, мир, ссора, лень, дружба, веселье, снежки, солнце. - Какое существительное вызвало у вас затруднение? - Как узнать род имени существительного, если оно стоит во множественном числе? | Дети работают в парах, распределяя слова по столбикам. Снежки, т.к. это слово стоит в форме множественного числа. Поставить это существительное в форму единственного числа. | Познавательные УУД: - решение проблемы, выдвижение гипотез и их обоснование. Регулятивные УУД: - коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, управление поведением партнёра - контроль, коррекция. |
| Самостоятельная работа
Работа в группах. Игра "Круговая почта" | - Ребята, вы наверняка все любите нашу русскую зиму. - А какие ассоциации возникают у вас со словом «зима»? (Учащиеся называют) - Сейчас мы будем "лепить" снеговика, да не простого, а из слов - имён существительных. 1 группа лепит к нашему снеговику 1-ый ком, т.е. придумывает слова на тему "Зима" мужского рода. Запишите их в тетрадь в строчку через запятую. 2 группа лепит к нашему снеговику 2-ой ком, т.е. придумывает слова на тему "Зима" женского рода. Запишите их в тетрадь в строчку через запятую. 3 группа (эксперты) лепит к нашему снеговику 3-ий ком, т.е. придумывает слова на тему "Зима" среднего рода. Запишите их в тетрадь в строчку через запятую. Фронтальная проверка с использованием презентации. - Вот какой замечательный снеговик у нас получился! - Зима – замечательное время года со своими зимними забавами, праздниками. Многие из вас писали письма Деду Морозу и отправляли их по почте. Сейчас мы поиграем в игру "Круговая почта". - У вас на столах лежат карточки с именами существительными. Первый ученик определяет род первого существительного и передаёт карточку соседу. Следующий должен проверить правильность рода своего товарища и определить род второго существительного и т.д. (Эксперты проверяют правильность выполненного задания) | Учащиеся работают в группах. 1 группа - существительные мужского рода: снег, мороз, снеговик, снегокат, снегирь, ветер, иней, сугроб, салют, лёд холод, снегопад, праздник, Новый год. 2 группа - существительные женского рода: метель, варежка, оттепель, сосулька, зима, горка, льдинка, шапка, вьюга, снежинка, шубка, стужа. 3 группа - существительные среднего рода: солнце, небо, облако, веселье, волшебство ... Учащиеся определяют род имени существительного и передают карточку "по цепочке". | Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять внимание, желание узнать больше; - знание основных моральных норм работы в группе (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности). Регулятивные УУД: - составление плана и последовательности действий. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
| Работа в парах Индивидуальная (разноуровневая) работа Рефлексия учебной деятельности, самоанализ, рефлексия чувств и эмоций Домашнее задание | Задание: - Из букв каждого данного слова образуйте новое. Полученные пары запишите. Определите род имён существительных. Подчеркните пары, которые имеют один и тот же род. Задание: 1 уровень: напиши существительные в три столбика по родам: Берёзка, туча, снегирь, дерево, путь, окно, полянка, город, село, 2 уровень: к данным существительным подбери однокоренные существительные с суффиксом -очк- и определи их род: Лавка - ..., белка - ..., ветка - ..., звезда - ... 3 уровень: подбери к данным существительным синонимы, определи их род. Работа - ..., слякоть - ..., неприятель - ..., поклажа - ... Итог урока. - Ребята, как вы считаете, справились ли вы с третьей задачей, поставленной в начале урока? применить… (новое знание при выполнении заданий) - Возьмите карточку, на которой мы работали в начале урока. Давайте проверим правильность утверждений ещё раз. Остались ли высказывания, которые вызвали у вас затруднения? - Оцените свою работу. - Сегодня мы сделали много открытий. Какие? - Поставьте своих снеговиков на ту ступеньку, на которую вы считаете нужным. (Нижняя - я не понял, что такое род имён существительных и не знаю, как определить род. Средняя - я понял, что такое род, но ещё не уверен в своих силах. Верхняя - мне всё понятно, я научился определять род имени существительного) - В карте успешности под темой "Род имён существительных" закрасьте кружок соответствующим цветом. - Вы сегодня хорошо поработали и в награду вам приз. Мальчики берут приз своего рода, девочки -своего. - Спасибо за урок! Домашнее задание (по выбору): - выписать из словаря по 5 существительных каждого рода; - нарисовать по 3 предмета каждого рода; - найти значение слова род в Толковом словаре Ожегова. - Выполнив все три задания правильно, вы получите оценку "5", два задания - "4", одно задание -"3". | Работают в паре. Взаимопроверка. Работают индивидуально. Дети работают по карточкам. Самооценка. Выставляют снеговичков, на "лесенку успеха". Работают в карте успешности по теме "Имя существительное". | Личностные УУД: - выражать положительное отношение к процессу познания; - проявлять внимание, желание узнать больше, - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности). Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, задавать вопросы. Регулятивные УУД: - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - оценивать правильность общения; - осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге. |