М.В.Цыбыктарова, педагог - психолог МАУ ДО ДЮЦ "Поиск"
Свое выступление я хотела бы начать с небольшой статистики.
Исследование, проведенное в 2016 году, в рамках которого было опрошено 3700 семей из семи стран, продемонстрировало, как цифровая жизнь негативно влияет на традиционные семейные ценности. Если раньше родители были первыми, к кому дети обращались в поисках ответов на вопросы, то теперь каждый четвертый родитель (23%) указал, что дети предпочитают искать ответы на вопросы в Сети нежели спрашивать у них. Почти половина (42%) родителей не являются друзьями со своими детьми в социальных сетях и каждый пятый родитель (18%) объясняет это тем, что дети будут чувствовать себя неловко. Пятая часть родителей (21%) и детей (22%) говорят, что Интернет выступает причиной напряженных отношений в семье. Больше всего опасений вызывает факт, что каждый третий родитель (31%) считает, что Интернет изолирует их от детей.
В настоящее время интернет это реально неотъемлемая часть нашей жизни и жизни наших детей. Это источник удовольствия, развлечений, самообразования, информированности, общения и многого другого, что занимает достаточно много нашего личного времени. Но если взрослые и родители считают это нужным и полезным для себя, то в отношении детей и подростков интернет очень часто играет роль источника семейных конфликтов и проблем семейных взаимоотношений. Чаще всего эти проблемы звучат как упреки и обвинения, раздражение и недовольство насыщенные сильными негативными эмоциями, которые, в свою очередь увеличивают дистанцию в доверительных, эмоционально теплых отношениях между самыми близкими людьми – родителями и их детьми.
Как показывает опыт, чрезмерный контроль интернета чаще усиливает желание выйти за рамки дозволенного и подросток всеми силами, при любой возможности будет стремиться провести время там, на просторах всемирной Сети, провоцируя родительское недовольство и как следствие ухудшая детско – родительские взаимоотношения.
Но, как часто говорят психологи, то, что нас разделяет, при правильном использовании может стать объединяющим фактором, в том числе и интернет. Ни для кого не секрет, что современные подростки в пользовании интернетом бывают более компетентны, чем их родители. Не стесняйтесь обращаться за помощью к своему ребенку по поводу использования интернета.
Еще известный итальянский мыслитель, философ, политический деятель Никколо Макиавелли очень точно подметил, что «люди не меньше привязываются к тем, кому сделали добро сами, чем к тем, кто сделал добро им». Оказывая Вам помощь, подросток почувствует свою значимость в Ваших глазах, свою нужность, а у Вас появится возможность оценить компетентность своего чада и общая с ним тема для разговора, в которой нет упреков и отрицательных эмоций.
Высказанная Вами благодарность за помощь в адрес ребенка не только создаст теплый эмоциональный фон в общении с ним, но и поднимет его самооценку, выступит стимулом развития новых отношений, в которых ребенок может взять заботу о Вас. Ваши взаимоотношения в дальнейшем могут строиться на положительном обмене опытом использования интернета. У вас появится возможность ближе познакомиться с жизнью подростка, его интересами, кругом общения и в конечном итоге сформировать общение на эмоционально положительно окрашенном фоне доверия.
ПРАКТИКУМ
«Насколько хорошо я знаю своего ребёнка?»
Детям: закончите приведенные ниже предложения.
Мне бывает очень радостно, когда…
Я очень грущу, когда …
Мне бывает страшно, когда…
Мне бывает стыдно, когда…
Я очень горжусь, когда…
Я сержусь, когда…
Я бываю очень удивлен, когда…
Взрослым: закончите приведенные ниже предложения так, как, на Ваш взгляд, закончил бы ваш ребенок.
Вашему ребенку бывает очень радостно, когда…
Ваш ребенок очень грустит, когда…
Вашему ребенку бывает очень страшно, когда…
Вашему ребенку бывает стыдно, когда…
Ваш ребенок гордится, когда…
Ваш ребенок сердится, когда…
Ваш ребенок бывает очень удивлен, когда…
Сравните Ваши ответы и ответы Ваших детей и сделайте выводы для себя.
«Какой вы родитель»
Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому вам предлагается тест-игра. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми:
№ |
Фраза |
Баллы |
1 |
Сколько раз тебе повторять! |
2 |
2 |
Не знаю, чтобы я без тебя делал (а) |
1 |
3 |
И в кого ты только уродился (лась)! |
2 |
4 |
Какие у тебя замечательные друзья. |
1 |
5 |
Ну, на кого ты похож (а)! |
2 |
6 |
Я в твоё время ……! |
2 |
7 |
Ты моя опора и помощник (ца)! |
1 |
8 |
Ну что за друзья у тебя! |
2 |
9 |
О чем ты только думаешь! |
2 |
10 |
Какой (какая) ты у меня умница! |
1 |
11 |
А как ты считаешь, сынок (доченька)? |
1 |
12 |
У всех дети как дети, а ты! |
2 |
13 |
Какой (какая) ты у меня сообразительный (ая)! |
1 |
14 |
Посоветуй мне, пожалуйста |
1 |
Итого: |
Теперь подсчитайте общее количество баллов и дайте ответ. Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.
Баллы |
Интерпретация |
7-8 баллов |
Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению личности. |
9-10 баллов |
Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. |
11-12 баллов |
Необходимо быть к ребенку внимательнее. Авторитет не заменяет любви. |
13-14 баллов |
Идете по неверному пути. Существует недоверие между вами и ребенком. Уделяйте ему больше времени. |
Но!!! |
Совпадает ли Ваше мнение с представлениями ребенка о Вашем общении? |