12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Барсукова Валентина Григорьевна326
Я работаю воспитателем в мини-центре. Стаж работы 20 лет. Работа воспитателя не простая. Постоянно приходится учиться, учиться и учиться.
Казахстан, ВКО, г. Усть-Каменогорск

Барсукова Валентина Григорьевна

КГУ Средняя школа №27»

акимата город Усть –Каменогорск

мини –центр «Айналайын»



Родительские собрания в новом учебном году: Пять практических рекомендаций

Родительское собрание – не просто установление взаимоотношений между педагогом и родителями ребенка. Такие встречи организовываются не только для того, чтобы обсудить удачи и сложности в образовательном процессе. Главная задача педагога при проведении таких встреч с родителями – это помощь в воспитании ребенка. Подсказки в решении проблем в воспитании, предложить эффективные приемы, которые помогут в вопросах детской психологии.

Есть родители, у которых не хватает смелости обратиться к специалистам, чтобы решить волнующую их проблему в воспитании ребенка. Родительские собрания в разных форматах позволят им обсудить ситуацию с другими родителями, познакомиться с различными точками зрения на одну и ту же проблему, получить комментарии специалистов.

Главный инициатор и «главнокомандующий» при проведении родительских собраний – это классный руководитель. Именно от него зависит полноценность встречи, полезность для всех сторон: учителя, родителя и ребенка. И результат от таких встреч будет лишь при полном взаимодействии всех участников.

Понимание цели родительского собрания – основа дальнейшей подготовки к нему. Цель должна быть ясной и выполнимой. Например: ознакомить родителей с основным содержанием и требованиями к обучению в 5-м классе, рассказать об организации образовательного процесса в 10-м классе.

Задачи проведения родительского собрания вытекают из цели: предоставить информацию об учебных предметах и педагогах, которые будут работать с классом в текущем году; рассказать о трудностях, которые могут испытывать учащиеся при переходе на другой уровень образования; ознакомить с рекомендациями специалистов (например, учителей-предметников, педагога-психолога).
 

1-я рекомендация
Первое родительское собрание лучше проведите в традиционной форме.

Это выступление классного руководителя, затем – ответы на вопросы родителей.

Если собрание проходит в 5-м или 10-м классе, то можно пригласить учителей-предметников, которые озвучат свои требования. Мини-лекцию, дискуссию, обмен опытом, деловую игру, тренинг и другие формы работы используйте составной частью собрания. Максимальная длительность родительского собрания – 1,5 часа.

Составьте четкий план с кратким содержанием каждой части.

Структуру собрания и краткое содержание каждой части пропишите на бумаге. Перечитайте написанное и внесите коррективы.

В структуре выделите: вступление, основную часть, этап «вопросы и ответы», заключительную часть, оформление документации собрания.

Вступление

На первом родительском собрании необходимо представиться, указать предметную специализацию, дать свои контакты: электронную почту, номер мобильного телефона (домашний лучше не давать) или телефона школы, по которому с вами можно связаться (и в какой временной период). Выступление сопроводите краткой презентацией. На слайдах разместите минимум крупно написанного текста, чтобы во время вашего выступления родители смогли записать основную информацию.

Далее озвучьте цель и регламент собрания: «Я расскажу об основных требованиях и режиме, раздам вам некоторые материалы и отвечу на ваши вопросы. Я планирую уложиться в 1,5 часа».

Уже на этапе знакомства родители могут задать вопросы. Отвечайте четко и по возможности коротко. Со всеми родителями используйте деловую интонацию. Избегайте шутливого тона, кроме ситуаций, когда шутка может сгладить напряжение или неловкость. Начинайте работу с новым коллективом строго, собранно, не пытайтесь понравиться или заслужить одобрение, оставайтесь в профессиональной позиции, не допускайте панибратских отношений.

Основная часть

Представьте режим работы школы (расписание звонков, каникул) и состав педагогов, которые работают с классом: Ф. И. О., номера кабинетов директора и завуча (с указанием приемных дней и часов), учителей-предметников, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника. Всю эту информацию также отразите в презентации или заранее подготовьте раздаточные материалы на каждого родителя.

Расскажите о работе с электронным журналом и дневниками учащихся. Покажите это всё в презентации.
 

О родительских собраниях

Зачастую каждый классный руководитель сталкивается с нежеланием родителей посещать родительские собрания. Даже несмотря на то, что у большинства родителей есть на то объективные причины, главная задача классного руководителя – максимально привлечь родителей к посещению подобных встреч. Используйте разные форматы собраний.


2-я рекомендация
Проведите родительское собрание в виде конференции.

Обычно у учеников одного класса одинаковые проблемы, в силу одного возраста. Особенно в подростковом периоде. Поэтому рекомендуем провести родительское собрание в форме конференции. Определите цели, задачи заранее. Дайте возможность родителям поделиться своим опытом в решении той или иной проблемы, характерной для детей этого возраста. Ведь наверняка у многих родителей возникают похожие проблемы или столкновения с детьми. Успех такого формата встреч зависит от грамотной подготовки педагога к нему.

Для этого заранее проведите анкетирование родителей, чтобы выявить те проблемы, которые больше всего на данный момент волнуют родителей. И по результатам опроса можно выдвинуть вопросы на повестку дня. А самое главное – определите из большинства родителей того, кто сможет грамотно и четко изложить свою проблему и позицию. Такому родителю необходимо заранее дать задание и план встречи.

Чтобы родители лучше узнали своего ребенка, пригласите на собрание психолога. Он даст более подробную характеристику психологических особенностей детей. Это поможет родителям и детям снизить и психологическую, и эмоциональную нагрузку. Знание особенностей своего ребенка (холерик, сангвиник, флегматик он или меланхолик) даст возможность родителям и детям более эффективно справляться со школьными нагрузками.

Эта форма проведения особенно подходит, когда речь идет о низкой успеваемости учащихся, стимуляции мотивации к обучению и других «нейтральных» проблемах, которые так или иначе касаются всех.

То есть главная задача классного руководителя – создать проблемную ситуацию и организовать живой и интересный диспут среди родителей. В результате родители, выслушав друг друга, получив практические советы от школьного психолога, придут к единому решению: как правильно поступить в каждом конкретном случае, чтобы не навредить, а помочь ребенку.


3-я рекомендация
Проведите мастер-класс для родителей.

К сожалению, родители видят своего ребенка по-другому, нежели педагог. Зачастую образовательный уровень их несколько ниже, чем требуется, и даже при всём желании они не всегда могут донести до своего ребенка то, чего и сами не знают.

В наше время врачи бьют тревогу, так как учащаются случаи наркомании, алкоголизма и ранней беременности среди подростков. И в данной ситуации педагогу весьма необходимо своевременно снабдить родителей информацией, чтобы они могли правильно скорректировать свои методы воспитания детей.

Примерные темы подобных мастер-классов:

Насвай: что это такое?

Влияние наркотиков на неокрепший организм подростка.

Почему подростки начинают пить?

Нежелательная беременность: как предотвратить?

СПИД и наши дети.

Темы, конечно, довольно щекотливые… Но они актуальны в наше время. Поэтому к таким темам обязательно нужно привлечь специалистов: наркологов, венерологов, гинекологов. Специалисты расскажут случаи из жизни, приведут наглядные примеры и заставят родителей задуматься над сложившимися стереотипами. Просто слышать, что правильно, а что нет, взрослым будет неинтересно и скучно. А услышать живые и жизненные истории и примеры из практики со слов специалиста-практика всегда интересно и убедительно.

В данном случае можно также использовать и видео-, аудиооборудование. Например, подготовить небольшую презентацию – материалов в Интернете очень много, различные социальные видеоролики и т. д. Роль педагога при организации подобной встречи минимальна.

Главное – организовать взаимодействие специалистов и взрослых. А также удачный и точный подбор наглядных материалов, который поможет донести вашу главную мысль до родителей.


4-я рекомендация
Проведите родительское собрание в форме праздника.

Самый лучший повод собраться родителям – это устроить празднование. Ни один родитель не пропустит выступление своего ребенка на праздничном концерте к 8 Марта или ко Дню защитника Отечества, ко Дню семьи, не пропустит КВН, к которому его ребенок готовился долгое время.

К подготовке к такой встрече можно привлечь самих детей, они с удовольствием выполнят всю работу самостоятельно, их нужно только организовать. Можно устроить соревнование с параллельным классом на звание самого веселого и находчивого классного коллектива. Такие мероприятия сближают с родителями, так они охотнее будут приходить на родительские собрания.


5-я рекомендация
Используйте анкетирование в работе с родителями.

При проведении любого родительского собрания часто требуется проведение анкетирования. Ведь, готовясь к встрече с родителями по той или иной теме, каждому педагогу хочется, чтобы родители хотя бы ориентировочно представляли себе, имеются ли описываемые трудности у их ребенка. Не все мамы и папы критически относятся сами к себе и своему ребенку. К сожалению, они не всегда могут заметить проблему в семье, во взаимоотношениях с дочерью или сыном. У кого-то из родителей просто может не хватать специальных знаний для объективной оценки ситуации.

В таких случаях весьма кстати будет проведение экспресс-анкетирования. Такого рода опрос поможет педагогу произвести общее оценивание имеющейся ситуации. Анкеты должны быть весьма простыми для заполнения и обработки результатов.

Для того чтобы родители были предельно искренни в своих ответах, сразу предупредите их, что полученные данные анкетирования будут известны только им и педагогу, без огласки для широкой аудитории.

Обычно больше проблем с детьми возникает, если у них проявляются признаки тревожности или агрессивности. Чтобы определить эти признаки, используйте предложенные анкеты.
 

Экспресс-анкета «Признаки агрессивности»

Оцените предложенные утверждения.

Утверждение о ребенке

Да

Нет

1

Временами в него «вселяется злой дух»

 

 

2

Он не может промолчать, когда чем-то недоволен

 

 

3

Когда кто-то причиняет ему зло, он старается отплатить ему тем же

 

 

4

Иногда ему без всякой причины хочется выругаться

 

 

5

Бывает, что он с удовольствием ломает вещи и рвет книги

 

 

6

Иногда он так настаивает на своем, что окружающие теряют терпение

 

 

7

Он не прочь подразнить животных

 

 

8

Очень сердится, когда кто-то подшучивает над ним

 

 

9

Кажется, что иногда у него вспыхивает желание сделать что-нибудь плохое, шокировать окружающих

 

 

10

В ответ на обычные просьбы стремится всё сделать наоборот

 

 

11

Часто бывает ворчлив

 

 

12

Всегда воспринимает себя как самостоятельного и решительного человека

 

 

13

Любит быть первым, командовать, подчинять себе волю других

 

 

14

Неудачи вызывают у него сильное раздражение, он начинает искать виноватых

 

 

15

Легко ссорится, часто вступает в драки

 

 

16

Старается общаться с младшими и физически более слабыми детьми

 

 

17

У него нередко бывают периоды мрачной раздражительности

 

 

18

Он часто не считается со сверстниками, не уступает, не делится

 

 

19

Он всегда уверен, что любое задание выполнит лучше других

 

 



Оценка результатов:

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15–19 баллов – высокий уровень агрессивности.

7–14 баллов – средний уровень агрессивности.

1–6 баллов – низкий уровень агрессивности.
 

Экспресс-анкета «Признаки тревожности»

Оцените предложенные утверждения.

Утверждение о ребенке

Да

Нет

1

Не может долго работать, не уставая

 

 

2

Ему трудно сосредоточиться на чем-то

 

 

3

Любое задание вызывает излишнее беспокойство

 

 

4

Во время выполнения заданий очень напряжен, скован

 

 

5

Смущается чаще других

 

 

6

Часто говорит о возможных неприятностях

 

 

7

Как правило, чувствует себя неуютно в незнакомой обстановке

 

 

8

Жалуется, что снятся страшные сны

 

 

9

Руки обычно холодные и влажные

 

 

10

Нередко бывает расстройство стула

 

 

11

Сильно потеет, когда волнуется

 

 

12

Не обладает хорошим аппетитом

 

 

13

Спит беспокойно, засыпает с трудом

 

 

14

Пуглив, многое вызывает у него страх

 

 

15

Обычно беспокоен, легко расстраивается

 

 

16

Часто не может сдержать слезы

 

 

17

Плохо переносит ожидание

 

 

18

Не любит браться за новое дело

 

 

19

Не уверен в себе, в своих силах

 

 

20

Боится сталкиваться с трудностями

 

 

Оценка результатов:

Положительный ответ по каждому утверждению оценивается в 1 балл. Подсчитайте, сколько утверждений, по вашему мнению, может быть отнесено к вашему ребенку.

15–20 баллов – высокий уровень тревожности.

7–14 баллов – средний уровень тревожности.

1–6 баллов – низкий уровень тревожности.

Таким образом, форм работы с родителями очень много. Главное, с самого начала сдружить и класс, и родителей, чтобы потом классный руководитель испытывал гордость за свой класс! Чтобы директор школы была рада тому, что у нее есть такие дети и их родители.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.