Родительское собрание «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении нарушений звукопроизношения у детей»
Родительское собрание с практической частью на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в преодолении нарушений звукопроизношения у детей»
Цель: Обучить родителей игровым способам выполнения артикуляционной гимнастики.
Задачи:
- рассказать о важности артикуляционной гимнастики в развитии артикуляционного аппарата;
- познакомить с правилами проведения основных артикуляционных упражнений;
- отработать практические навыки выполнения артикуляционных упражнений;
- заинтересовать родителей в проведении артикуляционных упражнений дома с детьми.
Оборудование: столы, стулья, зеркала, компьютер, проектор.
Предварительная подготовка
1. Подбор и изучение литературы по теме.
2. Оформление презентации: «Артикуляционная гимнастика в картинках».
3. Разработка памяток для родителей «Веселые упражнения для язычка».
Ход практикума
Орг. Момент: (Логопед читает стихотворение, демонстрируя артикуляционные упражнения по тексту)
Все ребята по порядку
Утром делают зарядку.
Язычок наш хочет тоже
На детишек быть похожим.
Раз – мы песенку запели (бегемотик)
Два – уселись на качели (качели)
Три – на лошади скакали (лошадка)
На четыре – поболтали (индюк)
Пять – по зубкам постучали (барабанщик)
Шесть – мы в часики играли (часики)
Семь – лакали словно кошка (лакает кошечка)
Восемь – спела нам гармошка (гармошка)
Девять – сделали грибок. (грибок)
Десять – ротик на замок.
Основная часть
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня я вам хочу рассказать о роли артикуляционной гимнастики в преодолении нарушений звукопроизношения у детей.
От многих родителей можно услышать вопрос: «Почему мой ребенок плохо говорит? Какие причины?»
Причины нарушения звукопроизношения бывают разные:
- речевая среда, в которой ребенок растет (дефектная или быстрая речь, «сюсюканье», подражание детской речи)
- слабость мышц языка, губ, мягкого неба, мимических мышц
- легкие расстройства координации движений артикуляционного аппарата (трудности в выполнении языком и губами точных и целенаправленных движений)
Количество детей с нарушениями речи из года в год не уменьшается, а растет.
Дефектное произношение мешает ребенку развиваться и общаться со сверстниками.
Артикуляционные упражнения, адресованные детям двух, трех, четырех лет помогают естественному появлению звуков. Детям 5-6 лет артикуляционная гимнастика необходима для преодоления нарушения звукопроизношения. Дети с правильным, но вялым звукопроизношением («каша во рту») при помощи артикуляционной гимнастики станут четко и красиво говорить.
Правильное звукопроизношение является одним из основных показателей готовности ребенка к школе.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс упражнений, направленных на укрепление мышц и подвижности артикуляционного аппарата.
Цель артикуляционной гимнастики – подготовка артикуляционного аппарата к правильному произношению звуков и речевой нагрузке.
Для правильной артикуляции нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо.
Как же поддерживать интерес детей к артикуляционной гимнастике?
Логопедические сказки – это сказки, при помощи которых дети в игровой форме укрепляют мышцы органов речи. Один из главных героев – это веселый Язычок.
Прежде чем начать заниматься артикуляционной гимнастикой необходимо ознакомится с правилами проведения артикуляционной гимнастики с детьми.
Правила проведения артикуляционной гимнастики с детьми
1. Проводить артикуляционную гимнастику необходимо каждый день, чтобы вырабатываемые навыки закреплялись. Хорошо выполнять упражнения 2 раза в день утром и вечером, по 3-7 минут.
2. Каждое упражнение повторять по 5-7 раз.
3. Артикуляционные упражнения выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
4. Все упражнения выполняют перед зеркалом (лучше - если большое зеркало, чтобы ребенок видел лицо взрослого и свое лицо).
5. Все упражнения проводятся в игровой форме. Необходима заинтересованность ребенка.
6. Необходимо начинать гимнастику постепенно. Сначала 4 – 5 упражнений в день, затем каждый день прибавлять по одному новому упражнению.
7. Покажите правильное выполнение упражнения.
8. Затем предложите ребенку повторить упражнение, проверьте его выполнение.
9. Следите за правильностью выполняемых ребенком движений: точность, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
10. Замечайте его достижения («Видишь, язычок уже научился тянуться вверх»), подбодрите («Ничего, твой язычок обязательно научиться»).
11. Помните, артикуляционную гимнастику необходимо выполнять только при хорошем настроении. Для этого можно проявить фантазию и придумать новую сказку.
Будьте терпеливыми и ласковыми, и все получится.
Предлагаем родителям выполнить комплекс упражнений для развития мышц артикуляторного аппарата совместно с логопедом. Просмотр презентации «Артикуляционная гимнастика в картинках».
В конце собрания родителям раздаются памятки "Веселые упражнения для язычка".