Родительское собрание «Борьба с наркотиками»
КГУ «Юбилейная средняя школа отдела образования Есильского района Акмолинской области»
Подготовила психолог:
Аменова Л.В.
2019 год
Родительское собрание «Борьба с наркотиками»
Цель:
1. Помочь родителям понять, что такое жизнь и в чём заключается её сущность.
2. Расширить психологические знания родителей.
3. Помочь наладить более комфортные для детей и родителей отношения в семье.
Оборудование:
- видеопроектор
- карточки
- презентация
- бумага, ручки
- эпиграф.
Девиз:
«Много может измениться в жизни, но начало и конец – в семье».
Энтони Брандт.
Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня я хотела бы затронуть одну из самых сложных тем на сегодняшний день. Хотелось бы начать с небольшого видеофильма:(«Наркомания в Казахстане - шокирующая статистика»)
Сегодня мне хотелось бы поговорить с Вами о проблемах, которые ребенок не может решить самостоятельно, без помощи близких людей и раскрыть серьезную тему – тему подростковой наркомании. Наши дети находятся в том опасном возрасте, когда они считают себя взрослыми, самостоятельными и мнение ровесников для них очень важно. Не стоит забывать о сильном групповом давлении, которое оказывают на большинство подростков их сверстники. Под эти давлением или в результате смысловых манипуляций даже самые умные и критически настроенные подростки могут начать «пробовать всё» в буквальном смысле слова.
Слайд 4.
Что же такое наркомания? «Нарко» в переводе с греческого – оцепенение. Наркомания – смертельно опасная болезнь, характеризующая неопределенным влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию – состояние приподнятого настроения, не соответствующая объективным условиям, а в больших количествах – оглушение, наркотический сон. Существует наркомания, связанная с употреблением препаратов конопли, вызывающая яркие галлюцинации – обман чувств, ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения.
Страшная беда – наркомания – не обошла и нашу страну. Она пришла сегодня в каждую десятую казахстанскую семью.
Наркотики и дети. Само сочетание двух этих слов кажется противоестественным, но сегодня все чаще они стоят рядом. Специалисты предполагают, что в крупных городах каждый второй школьник в возрасте от 13 до 16 лет знаком с одурманивающим препаратом не понаслышке. Распространение наркотиков в среде несовершеннолетних принимает характер эпидемии: они становятся неотъемлемым компонентом молодежной субкультуры.
Слайд 5.
По официальным данным, в республике Казахстан зарегистрировано более 54000 наркоманов,60% из них молодежь в возрасте до 30 лет. Из них более 5000 несовершеннолетние. Наибольший рост числа наркоманов наблюдался в следующих регионах: Карагандинская, Акмолинской области, г.Астана, Мангистауская, Павлодарская области, где произошло увеличение их числа от 12 до 37%. Цифры, леденящие душу, неизменно ставят перед нами вопрос: что или кто толкает молодыхлюдей на край пропасти?
Слайд 6.
Задание 1.Описанные ниже ситуации скопированы на маленькие карточки. Кто-либо из группы родителей выбирают одну из них и читают написанный текст вслух. После этого участники обсуждают услышанное.
Материалы: карточки с описанием различных ситуаций.
Ситуации:
Вы запрещаете своему ребенку курить, но он (она) продолжает это делать.
Ваш сын или дочь дружит с дочерью соседа. Вдруг вы узнаете, что эта девочка курит гашиш.
Ваш сын или дочь организовывают дома вечеринку. Вы договариваетесь с ним (с ней), что алкоголь употребляться не будет. После вечеринки, когда все ушли, вы обнаружили пустые бутылки из-под пива.
4. Вы узнали, что в компании подростков, которую постоянно посещает ваш ребенок, употребляют наркотики.
5. Вы начинаете разговаривать с вашим ребенком о наркотиках. Вы отмечаете опасность этого. Вдруг оказывается, что ваш ребенок уже много об этом знает и не разделяет вашу точку зрения.
6. Ваш сын или дочь говорят, что намного хуже употреблять алкоголь или снотворное, транквилизаторы, чем наркотики.
7. Ваш сын или дочь приходят домой с вечеринки в хорошем настроении и все подряд вызывает у него (нее) смех. Однако вы где-то слышали, что это может быть одним из признаков употребления наркотиков.
Риск стать наркоманом возрастает для ребенка, если у него есть: перенесенные родовые поражения центральной нервной системы; последствия травм и нейроинфекций, если ребенок живет в семье, где есть хотя бы один алкоголик.
Психологи выделяют личность, склонную к употреблению наркотиков, которую характеризуют такие признаки:
депрессивные состояния, пассивность;
беспокойство;
отсутствие чувства собственной значимости, т.е. низкая самооценка;
агрессивность и гиперактивность;
нетерпимость;
незрелость к личности, склонность к детскому поведению;
эгоцентризм, стремление к легкому достижению удовольствия;
не выносит боли, напряжения.
Слайд 7.
Задание 2. Предлагаю вам подумать и ответить на три вопроса:
Как вы можете подготовить вашего ребенка к тому, как он должен относиться к алкоголю и наркотикам?
Что вы можете сделать, когда ваш ребенок начинает экспериментировать?
Как вы можете узнать, злоупотребляет ли ваш ребенок этими веществами, и что вам лучше делать в такой ситуации?
Я предлагаю сейчас обратиться к различным стилям семейного воспитания, чтобы выявить зоны повышенного риска.
Слайд 8.
ГИПООПЕКА
Семья, где общение родителя с ребенком сводится до уплощенного коммуницирования - "сбора информации": где был, какие оценки получил, сделал ли уроки...
При возникновении любых трудностей и конфликтов - со сверстниками, с другими взрослыми, с самим собой - такой подросток лицом к лицу сталкивается с тем фактом, что его попытка (иногда весьма корявая) рассказать матери или отцу о своей проблеме вызывает у тех лишь волну раздражения. И не потому, что родители "плохие", а просто потому, что им жуть как не хочется менять так хорошо отлаженную схему семейного "взаимодействия", где никто никого не напрягает, не "выносит мозг", и где все вопросы решаются как бы сами собой.
Усвоив транслируемую подобным поведением родителей команду "не беспокоить", подросток, вместо того, чтобы учиться трудности преодолевать, станет убегать от них все дальше и дальше в "лес", ломая, соответственно, все больше и больше "дров"...
ГИПЕРОПЕКА
Семья, где ребенок просто обязан принести почет и славу своим родителям, являясь отличником в школе, прекрасным пловцом, обладателем черного пояса по карате, лучшим шахматистом в городе...
Каким бы талантливым и упорным ни был ребенок, в один "прекрасный" момент он осознает, что фраза родителей "да, ты молодец, но не будем останавливаться на достигнутом" на самом деле означает "мы любим тебя, потому что ты первый". И он будет стараться быть первым везде, ведь для ребенка нет ничего страшнее потери родительской любви.
В последнем легко убедиться, понаблюдав за поведением младенца-отказника в роддоме - он не плачет (ведь плач младенца - это не выражение горя, а способ привлечения внимания матери, постоянное присутствие которой необходимо ему, чтобы выжить).
Когда напряжение всех сил подростка вкупе с тревогой достигнут критической точки, ему понадобится очень сильное и быстродействующее расслабляющее средство - наркотик. В эту минуту он не станет думать о последствиях, о своем здоровье, поскольку любить себя, заботиться о себе он тоже выучился при условии - при условии, что сумеет рискнуть и хотя бы раз ощутить себя хозяином своей жизни.
Растут дети, а вместе с их взрослением растет не только радость от их успехов, но и проблемы.
Дети попадают в дурную компанию или секту, страдают вредными привычками, перестают понимать родных и близких людей. Увы, в свою очередь, родители, испугавшись изменений в собственном ребенке, перестают понимать, срываются на брань и крик, физическую расправу, которая лишь усугубляет процесс отчуждения и разлада.
Почему так происходит? Часто потому, что все усилия семьи направлены только на удовлетворение материальных потребностей ребенка, сохранение его физического здоровья. Его мечты и планы, жизненные цели часто семье неведомы и для нее несущественны.
Слайд 9.
Задание 3. Ролевая игра "Семья".
Цель: принять личное участие в решении проблемы, найти возможные стратегии выхода.
Каждая группа должна придумать историю семьи, где кто-то страдает зависимостью от психоактивных веществ. Вся группа участвует в написании истории, распределении ролей. Вариант распределения ролей в микрогруппе из пяти человек: наркоман, его мать и отец, его друг и тень наркомана (его внутренний голос).
Задача каждого участника - найти способы решения проблемы и подумать, как лично он может повлиять на ситуацию.
Группа разыгрывает ситуацию, после чего необходимо обсуждение наиболее приемлемых способов решения проблемы.
Слайд 10.
Задание 4.Упражнение «Чувства».
Цель: анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.
И нструкция: Вспомните ситуацию и чувства, когда вам приходилось общаться с человеком, находящимся в наркотическом опьянении. Разбейтесь по парам и расскажите друг другу об этих чувствах. В кругу опишите чувства, которые испытали, когда вспоминали, рассказывали и слушали. Если участники не сталкивались с ситуацией общения с человеком, находящимся в наркотическом состоянии, можно смоделировать такую ситуацию и рассказать о том, что бы чувствовали участники, попав в такую ситуацию.
Анализ чувств помогает осознать то, насколько мы лично вовлекаемся при столкновении с проблемой зависимости другого человека.
Просмотр видеофильма «Смерть на конце иглы!» Обсуждение.
В заключении несколько слов о попустительском стиле воспитания - когда ребенку позволяют абсолютно все с наивной надеждой вырастить из него "свободную личность".
Такой подросток будет чувствовать себя плохо как в своей семье из-за отсутствия границ, так и в социуме; и стремление любым способом "влиться" в коллектив может привести к очень печальным последствиям.
Вылечить наркомана крайне сложно, и даже при самом благоприятном раскладе бывший наркоман всю оставшуюся жизнь обречен ходить по "лезвию бритвы", не в силах откреститься от воспоминаний о былом "кайфе", так что наблюдайте за собой, за своей семьей, своими детьми и делайте выводы.
Самый важный рецепт – любовь. Просто любите своих детей. Не за то, что они хорошо учатся, помогают вам, слушаются, а просто за то, что они – ваше продолжение на Земле. Всё начинается с любви. Без любви нет жизни. Значит, чтобы жить и воспитывать своё продолжение, мы должны настроить наши сердца на любовь и любить.
Выдача памяток «Родителям о детях».
Спасибо за внимание!
Приложение 1
Памятка «Родителям о детях».
Детей учит то, что их окружает.
Если ребёнка часто критикуют – он учится осуждать.
Если ребёнка часто высмеивают – он учится быть робким.
Если к ребёнку часто бывают снисходительны – он учится быть терпеливым.
Если ребёнка хвалят – он учится оценивать.
Если ребёнок живёт с чувством безопасности – он учится верить.
Если ребёнку демонстрируют враждебность – он учится драться.
Если ребёнка часто позорят – он учится чувствовать себя виноватым.
Если ребёнка часто подбадривать – он учится справедливости.
Если ребёнка одобряют – он учится хорошо к себе относится.
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным – он учится находить в этом мире любовь.
Рекомендуемая литература по теме:
Н.Румянцева Будь сам собой наперекор Вселенной. Метод. Рекомендации по профилактике наркомании среди подростков – Кокшетау: Келешек – 2030, 2008
Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 256 с.
Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков / В.Ю. Котляков, О.В. Смердов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 64 с.