Родительское собрание «Первые шаги к школе»
Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.
Повестка собрания:
1.Приветствие.
2. Упражнение «Экзамен для родителей»
3.Консультация «Компоненты готовности к школе»
4. Памятка для родителей, будущих школьников
5 Организационные вопросы.
- Выбор родительского комитета, спортивная форма, форма на музыкальные занятия, конкурс музыкальных центров, праздник осени, оплата за садик,
Ход собрания:
— Здравствуйте, уважаемые родители! Мне приятно видеть вас, и я благодарю вас за то, что нашли возможность прийти на наше собрание.
Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Хочется зачитать слова В.А. Сухомлинского «От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Я и вы - родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Но для начала сравним, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого им нужно ответить на ряд вопросов,
2.Упражнение «Экзамен для родителей».
Примерные вопросы:
Какие занятии проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребѐнок в 1 классе?
Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?
Сколько педагогов обучает ребѐнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребѐнка в 1-м классе?
3.Консультация «Критерии готовности ребенка к школе»
Сейчас я вас познакомлю со схемой школьной готовности.
Готовность к школе:
физическая,
нравственная,
психологическая,
мыслительная .
Физическая готовность ребенка к школе.
- В первые классы школ принимаются дети седьмого или восьмого года жизни по усмотрению родителей
- Обязательным условием для приема в школу детей седьмого года жизни является достижение ими к 1 сентября возраста не менее шести с половиной лет.
Так же физическая готовность - состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений
«Насколько важна физическая готовность ребенка к обучению в школе?»
Обучение в школе потребует от ребенка большой физической нагрузки, способность управлять своими движениями, телом. Важно развить у ребенка ловкость, гибкость, силу, выносливость. Последнее качество является важной характеристикой физического развития. Это качество тесно связано с работоспособностью, так необходимой для достижения успеха в учебной деятельности.
Нравственная
1. умение строить отношения с учителем;
2. умение общаться со сверстниками;
3. вежливость, сдержанность, послушание.
4. отношение к себе (отсутствие заниженной самооценки)
Нравственная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить. В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Предлагайте, обсуждайте разнообразные ситуации, которые могут случиться в школе (кстати, я бы тоже самое сказала и про садик) спрашивайте, как он поступит, если:
-он кого-то обидит;
- его кто-то обидит;
- у него что-то заболит;
- он потеряет какую–то вещь;
- он не поймёт, как выполнить задание и т. д.
Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Нельзя сравнивать достижения своего ребенка с достижениями других детей. Нельзя принуждать ребенка работать на «оценку».
Надо чаще хвалить своих детей, даже за малейшие успехи.
Психологическая готовность.
- это умение слушать учителя и выполнять его задания (отнюдь не всегда интересные);
- умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых);
- это определенный уровень развития мышления, памяти, внимания.
Развитие школьно-значимых психологических функций:
- развитие мелких мышц руки (рука развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше - ниже, вперед - назад, слева - справа);
- координация в системе глаз – рука
(ребенок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии (например, из книг);
- развитие логического мышления
(способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- развитие произвольного внимания
(способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
- развитие произвольной памяти
(способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
Мыслительная готовность
Наиболее важные показатели — это развитие
мышления и речи.
Очень полезно учить ребенка строить несложные рассуждения, выводы, используя слова: «потому, что»; «если, то»; «поэтому».
Учите ребят задавать вопросы. Это очень полезно. Мышление всегда начинается с вопроса. Нельзя заставить мысль работать, если просто сказать «подумай».
После чтения задайте ребенку несколько вопросов по содержанию, попросите пересказать.
Особое внимание обратите на ориентировку в пространстве. Правильно ли ваш ребенок понимает и употребляет в речи предлоги и понятия: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, перед., за, спереди от…, сзади от…, ближе, дальше, лево, право, левее, правее, ближе всего к…, дальше всего от… и т.д.
Важен не объем знаний ребенка, а качество знаний
Важно учить не читать, а развивать речь. Не учить писать, а создавать условия для развития мелкой моторики руки.
Для полноценного развития дошкольнику необходимо общаться со сверстниками, взрослыми, играть в развивающие игры, слушать чтение книг, рисовать, лепить, фантазировать.
Чем больше ребенок будет причастен к подготовке к школе, обсуждению будущего, чем больше он будет знать о школе, о новой жизни, тем легче ему будет личностно в нее включиться.
Уже сейчас постарайтесь очень постепенно режим дня вашего малыша соотнести с режимом дня школьника.
Чтобы ребёнок умел слышать учителя, обращайте внимание, как он понимает ваши словесные инструкции и требования, которые должны быть чёткими, доброжелательными, немногословными, спокойными.
Не пугайте ребёнка будущими трудностями в школе! «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будет. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
В соответствии с программой подготовительной группы д/с ребенок при записи в 1 класс должен:
Знать свое имя и фамилию, адрес, имена членов семьи.
Знать времена года, названия месяцев, дней недели, уметь различать цвета.
Уметь пересчитывать группы предметов в пределах 10.
Уметь увеличивать или уменьшать группу предметов на заданное количество (решение задач с группами предметов),уравнивать множество предметов.
Уметь сравнивать группы предметов - больше, меньше или равно.
Уметь объединять предметы в группы: мебель, транспорт, одежда, обувь, растения, животные и т. д.
Уметь находить в группе предметов лишний (из группы «Одежда» убрать цветок).
Уметь высказывать свое мнение, построив законченное предложение.
Иметь элементарные представления об окружающем мире: о профессиях, о предметах живой и неживой природы, о правилах поведения в общественных местах.
Иметь пространственные представления: право-лево, вверх-вниз, под, над, из-за, из-под чего-либо.
Уметь культурно общаться с другими детьми.
Слушать старших и выполнять их распоряжения.
2. Памятка для родителей, будущих школьников
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
- уметь четко произносить все звуки речи;
- уметь интонационно выделять звуки в словах;
- уметь выделять заданный звук в потоке речи;
- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- уметь произносить слова по слогам;
- уметь составлять предложения из 3-5 слов;
- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);
- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);
- уметь составлять несколько предложения: о предмете;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- знать автора прочитанного стихотворения;
- уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
- знать цифры от 0 до 10;
- уметь сосчитать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
- знать знаки +, -, =, <, >;
- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 меньше 8, 5 >4, 6 =6);
- уметь соотносить цифру и число предметов;
- уметь измерять с помощью линейки;
- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;
- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «верх», «вниз», «раньше», «позже», «за», «между», ориентироваться на листе.
В области представления об окружающем мире
будущему первокласснику необходимо:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
- уметь различать диких и домашних животных и их детёнышей (белка, заяц, коза, корова)
- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей);
- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень -желтые и красные листья, на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);
- знать названия 1-3 комнатных растений;
- 5-6 насекомых, съедобные и несъедобные грибы.
- знать названия всех дней недели, времена года, месяца.
Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
- в какой стране он живет, в каком городе, свой домашний адрес;
- своё имя, отчество, фамилию;
- свой возраст (желательно дату рождения);
- фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;
- звать правила поведения в общественных местах и на улице.
3. Советы родителям будущих первоклассников
• Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
• Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
• Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
• Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
• Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
• Приучайте ребёнка к самостоятельности.
• Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
• Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.
4 Организационные вопросы.
Памятка для родителей, будущих школьников
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
- уметь четко произносить все звуки речи;
- уметь интонационно выделять звуки в словах;
- уметь выделять заданный звук в потоке речи;
- уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
- уметь произносить слова по слогам;
- уметь составлять предложения из 3-5 слов;
- уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
- уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк - это животные);
- уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т.д.);
- уметь составлять несколько предложения: о предмете;
- различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- уметь наизусть читать любимые стихотворения;
- знать автора прочитанного стихотворения;
- уметь последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления:
- знать цифры от 0 до 10;
- уметь сосчитать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т.д.;
- уметь называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
- знать знаки +, -, =, <, >;
- уметь сравнивать числа первого десятка (например, 7 меньше 8, 5 >4, 6 =6);
- уметь соотносить цифру и число предметов;
- уметь измерять с помощью линейки;
- уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
- знать названия фигур: треугольник, квадрат, круг, трапеция, овал, прямоугольник;
- уметь сравнивать предметы по цвету, размеру, форме;
- уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «верх», «вниз», «раньше», «позже», «за», «между», ориентироваться на листе.
В области представления об окружающем мире
будущему первокласснику необходимо:
- уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в нашей местности (например, ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
- уметь различать диких и домашних животных и их детёнышей (белка, заяц, коза, корова)
- уметь различать по внешнему виду птиц (например, дятел, ворона, воробей);
- иметь представления о сезонных признаках природы (например, осень -желтые и красные листья, на деревьях, увядающая трава, сбор урожая);
- знать названия 1-3 комнатных растений;
- 5-6 насекомых, съедобные и несъедобные грибы.
- знать названия всех дней недели, времена года, месяца.
Кроме того, ребенок, поступающий в 1-й класс, должен знать:
- в какой стране он живет, в каком городе, свой домашний адрес;
- своё имя, отчество, фамилию;
- свой возраст (желательно дату рождения);
- фамилию, имя, отчество родителей, их профессию;
- звать правила поведения в общественных местах и на улице.