12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Антоненкова Ольга Валерьевна165
Работаю учителем начальных классов в МОУ СШ №7 г.Фурманова. Стаж работы 23 года. Работаю по учебному комплекту "Перспектива"
Россия, Ивановская обл., Фурманов
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Вот уже третий год начальная школа активно работает по ФГОС 2 поколения- это новая ступень в развитии образования.

Задачи современной школы на сегодняшний день таковы: не только вооружить учащихся знаниями, но и развить высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Возникает вопрос:

Как учить детей без принуждения? Как помочь им раскрыть свои возможности? Как сделать учебный предмет интересным для всех? Как дать стимул к творчеству? Чему я хочу научить своих учеников?

Сегодня выпускник школы XXI века должен:

уметь самостоятельно приобретать знания;

применять их на практике для решения разнообразных проблем;

работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;

самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути решения проблем;

быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Чтобы все это реализовать необходимо учиться по-новому. Для этого в первую очередь нужно выбрать учебный комплект, который соответствовал бы этим требованиям. В нашей школе им стал комплект учебников «Перспектива» .

Как мы работали по изучению данного комплекта:

Прошли курсы ПК по новым стандартам.


 

Первичное знакомство с материалами ФГОС НОО и рассмотрели предложенные УМК. Проанализировать УМК на соответствие новым стандартам.

Изучили рабочие программы , которые предлагались.

Изучили уровень готовности к школе будущих первоклассников.

Пришли к выводу, что УМК создан на основе, которая отражает современные достижения в области психологии и педагогики, и при этом сохраняет тесную связь с лучшими традициями классического российского школьного образования.

Авторы УМК – известные ученые-педагоги, методисты, разработчики нового стандарта.

Учебники эффективно дополняют рабочие творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения, интернет-поддержка практически по всем предметным областям .

Работая 3 год по новым стандартам, мы ориентировали организацию и содержание образовательного процесса на

- деятельностный характер обучения, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

формирование универсальных учебных действий (УУД).

 -  формирование способности грамотно применять информационные и коммуникационные

технологии (ИКТ-компетентность).


 

Как организовать процесс обучения, чтобы ученик в результате своей деятельности достиг желаемых целей и результатов?

Учитель -создает проблемную ситуацию, выявляет проблему, управляет поисковой деятельностью, обсуждает результаты.

Ученик –примает проблемную ситуацию, выявляет проблемы, самостоятельно ищет решение, обсуждае результаты.

Функции педагога:

Традиционная школа: - дает источник знаний –дает образец –принимает решение –контролирует.

Системно- деятельностая классификация: -учитель организатор -дирижер -участник -помощник -стимулятор –товарищ.


 

Сравнительный анализ ФК ГОС (2004 год) ФГОС второго поколения (2009 год) на основе нашего опыта:

Раньше, об успеваемости ученика можно было узнать, посмотрев его оценки.

В новой школе у каждого ученика есть целое портфолио, куда помимо школьных отметок собраны все его достижения, результаты тестов, грамоты, дипломы…

В традиционной школе выполнение практических заданий по теме ограничивалось только лабораторными работами.

Сегодня уже с 1 класса ученики углубляют свои знания по предмету и отрабатывают новые навыки с помощью индивидуальных учебных проектов. Например усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь.

Меняется позиция учителя. Время «готовых» уроков постепенно отходит.


 

Задача учителя-проектирование, конструирование урока.

Формирование кроме предметных результатов УУД личностные.

Теперь учитель-одновременно и играющий тренер, и судья. Он мотивирует школьников к самостоятельному изучению темы, корректирует их действия, учавствует в обсуждении и ищет способы включить в работу каждого.

В старых стандартах не было понятия «внеурочная деятельность», хотя часть учащихся посещала кружки, секции. Но это не носило массового характера.

В новых ФГОСах «внеурочной деятельности» отводится 10 часов.

Образовательное учреждение, учитель целенаправленно работают над созданием условий для внеурочной деятельности.

Дети сами выбирают, чем хотели бы заниматься в это время-посещать творческие кружки или спортивные секции.

Традиционно компьютер использовали как средство наглядности на уроках информатики.

По стандартам второго поколения дети уже с 1 класса учатся применять новые знания на практике. Самостоятельно работают на компьютере. В этом им помогает современная техника-компьютер, интерактивная доска, цифровые измерительные приборы,фотоаппараты и видеокамеры, ноутбуки…

Таким образом, в соответствии с ФГОСами, уроки должны строиться по совершенно другой схеме.

И здесь два самых важных момента:

Задачи:

1.Нужно, прежде всего усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни.


 

2.Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.


 

Высший пилотаж в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором так организована деятельность детей, что учитель лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для достижения планируемых в основной образовательной программе метапредметных и личностных результатов.

Давайте перелистаем некоторые страницы и увидим, как это все работает. Возьмем предмет «Окружающий мир». Например тема ЗНАКИ ГОРОДОВ РОССИИ. Здесь проходит работа над личностными УУД, а именно над самоопределением. Ребенок осознает себя гражданином России, новгородцем. Кроме того, так как представлены гербы разных городов, мы можем сравнить, почему для оформления герба выбраны именно такие изображения, то есть работа идет над развитием универсальных логических действий.

Тема НА ЧТО КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД. Здесь мы опять видим работу над личностными УУД, а именно над нравственно-этической ориентацией. А при работе над пословицами видим значок Сравни, то есть опять развиваем универсальные логические действия.

И такую направленность на работу над развитием различных УУД мы находим почти в каждом учебнике.

Содержание учебного материала опирается на небольшой, но очень ценный опыт ученика. Изучается то, что школьнику уже известно, близко и понятно, так что он может расширить знания в данной области, сделать для себя открытие. Основная задача заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении свободно оперировать приобретенными, пусть незначительными пока, знаниями.

Например, в учебнике по окружающему миру знания представлены в тесной связи между собой, что позволяет ученику представить целостную картину мира.

Особенно нужно отметить то, что данный предмет решает важнейшие воспитательные задачи: воспитание патриотизма, любви к природе, своей семье, своему городу, своей малой родине.

Отличительной чертой учебника является представление мира не как обособленного объекта изучения, а через личностное восприятие: мира твоей семьи, мира твоего класса, мира природы твоего двора, мира твоей школы, твоей Родины.

Еще одной особенностью учебников является связь с внеурочной деятельностью: некоторые темы не ограничиваются рамками урока, а имеют продолжение во внеклассной жизни детей. Это расширяет способ приобретения знаний: прочитать дополнительную литературу, найти по атласу-определителю, использовать материал детских сайтов, наблюдать за изучаемым объектом в домашних условиях, сочинять, рисовать, беречь.

Некоторые задания требуют совета родителей, их эмоциональных впечатлений, воспоминаний.

В заключении хочу сказать, что многое зависит от желания и характера педагога. Если учитель открыт для всего нового и не боится перемен, то он, несомненно, будет делать первые уверенные шаги в новых условиях реализации ФГОСов, потому что именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм – главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.

Осень листьев золото срывает

И несёт к ногам учителей,

Словно благодарность выражает,

Что верны профессии своей,

Что идут, дорог не выбирая,

Проще, тише, ближе и ровней,

Новые стандарты в жизнь внедряя,

Удивляясь мудрости своей.

Эти ФГОСы всех нас захватили,

А идеи нам не занимать!

Наши педагоги вслух решили:

Надо в ногу с временем шагать!

Новые программы написали,

Все предметы снова рассмотрев,

Было трудно! Ох, как трудно было!

Но сумели, всё преодолев.

Много умных книжек накупили,

Но в душе – то чувствуем давно,

Что учителям ПЕРИФЕРИИ

Место средь святых отведено!

Мы теперь надеемся и верим:

Этот государственный стандарт,

Точно, - эталон образования,

Ну и воспитания гарант!

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.