Родительское собрание «Детские страхи: норма или нарушение? Что с этим делать!?»

5
0
Материал опубликован 8 October 2019

Презентация.
PPTX / 2.8 Мб

Методическая разработка.
DOCX / 20.61 Кб

 

Родительское собрание по теме «Детские страхи: норма или нарушение? Что с этим делать!?».

 

Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня тема нашего заседания «Академии для родителей» звучит так «Детские страхи: норма или нарушение? Что с этим делать!?».

           Для начала мы вам предлагаем постараться вспомнить свои детские страхи и попробовать их нарисовать.

           Давайте сейчас отложим ваши рисунки, мы вернемся к ним позже.

           Каждый из вас знает, что означает слово страх. А мы попытались узнать, как определяют страх ваши дети, давайте посмотрим, что из этого получилось.

           Мы попросили ваших детей не только рассказать, что означает слово «страх», но нарисовать каждого свой страх. Сейчас мы раздадим каждому из вас рисунки Ваших детей.

 

           1 слайд. Про страхи нельзя сказать, что это болезнь… Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку - тем более, поскольку его окружает мир, про который он знает не все и многие вещи ему просто не понятны. Причина детских страхов та же, что и взрослых страхов, - это реакция на угрозу. Страх – проявление инстинкта самосохранения.

           Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

           Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

2 слайд.

Существуют различные классификации страхов мы взяли за основу классификацию А.И. Захарова.

Он считает, что условно все страхи можно разделить на 2 большие группы: природные и социальные.

Природные страхи основаны на инстинкте самосохранения, и помимо основополагающих страхов своей смерти и смерти родителей включают также страхи чудовищ, призраков, животных, темноты, движущегося транспорта, стихий, высоты, глубины, воды, замкнутого пространства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, неожиданных звуков.

К социальным страхам относят страхи одиночества, каких-то людей, наказания, не успеть, опоздать, не справится, не совладать с чувствами, быть не собой, осуждение со стороны сверстников и тд. 

Также Захаров выделяет: ситуационные и личностные страхи.

 Ситуационные страхи возникают в необычной, крайне опасной или шокирующей людей обстановке, например при стихийном бедствии, нападении собаки и т. д. Часто они появляются в результате психического заражения паникой в группе людей, тревожных предчувствий со стороны членов семьи, тяжелых испытаний, конфликтов и жизненных неудач.

Личностно обусловленные страхи предопределены характером человека, например его повышенной мнительностью, и способны появляться в новой обстановке или при контактах с незнакомыми людьми.

Также, А.И. Захаров, развивая идеи З. Фрейда, выделяет реальный и воображаемый, острый и хронический страхи. Реальный и острый страхи предопределены ситуацией, а воображаемый и хронический - особенностями личности (А.И. Захаров,1995).

3 слайд.

Анализируя детские страхи, А.И. Захаров разграничивает возрастные страхи и невротические страхи. Возрастные страхи он рассматривает как возникающие у эмоционально чувствительных детей, как отражение особенностей их психического и личностного развития. Невротические страхи имеют следующие существенные отличия: большая эмоциональная интенсивность и напряженность; неблагоприятное влияние на формирование характера и личности; болезненное заострение; взаимосвязь с другими психическими расстройствами и переживаниями; избегание объекта страха, а также всего нового и неизвестного; прочная связь со страхами родителей и относительная трудность устранения.

4 слайд.

Существуют разные причины возникновения этих страхов:

Семейные причины:

- условная любовь. Любовь ребенку дается при каком-то условии. «Я тебя люблю, если ты хороший, а если ты ведешь себя плохо, то я тебя не люблю». В этом случае страдает самооценка ребенка. Родитель начинает оценивать не поступок, а самого ребенка. Не ты поступил не правильно, а ты плохой мальчик. Тогда сам ребенок начинает оценивать себя как плохого. А что случается в сказках с плохими мальчиками, их утаскивает баба-яга или какое-то еще чудовище в какое-нибудь нехорошее место. В следствии этого возникают страхи.

- напряженный эмоциональный климат в семье. Корни этого страха в том, что у ребенка нет достаточного жизненного опыта.

- запугивающие воспитание. В ситуации непослушания ребенка пугают, что его заберет Бабай, милиционер, барабашка, чудовище и т.п. Ребенку грозят, что если плохо себя будет плохо вести, его отдадут дяде, цыганам и т.п.

Это может сказаться на взаимодействии ребенка с представителями определенных профессий. Например, мама говорит своему ребенку «Ты промочил ноги, теперь ты заболеешь придет тетя доктор и будет делать тебе уколы» В этом случает ребенок воспринимать врача и лечение как наказание.

- имитация поведения взрослых. Здесь могут быть не только спроецированные страхи, но и усваивают способ поведения в конкретных событиях. Например, в ситуации, когда ребенок учится ходить при первом падении ребенок первые несколько секунд смотрит на маму и мама пугается меняется в лице и бежит поднимать ребенка, то в следующий раз упав у ребенка появляется страх, он начинает плакать и ждет пока ему кто-то придет на помощь. Если же в этой ситуации мама говорит «ничего страшного вставай»,  то ребенок усваивает, что в этой ситуации нет ничего страшного.

5 слайд.

Ситуационные причины. Переживание страха ребенком в какой-то конкретной ситуации.

Ребенка что-то (или кто-то) сильно напугало (напугал).

Например, при просмотре страшных фильмов, ужастиков, при посещении страшных квестов, страшные компьютерные или телефонные игры.

6 слайд.

В дошкольном возрасте страхи возникают чаще, чем в последующие годы, каждому возрасту свойственны свои страхи. И Захаров описывает типичные страхи каждому возрасту.

До 2 лет ребенок боится чужих людей, незнакомых предметов, животных. Поэтому важно ребенку разъяснять «кто это и что это».

От 2 до 4 лет, дети задают вопросы «где? куда? почему? откуда?», возникают страхи высоты, глубины, пространства, темноты. С этими страхами приходит и страх наказания.

К 5 годам, у ребенка возникает вопрос «что будет?» и узнает о смерти. Изменяется характер страхов «я не умру, мама не умрет»страх смерти становится переживанием.

От 6 до 7 лет дети чаще всего боятся неожиданных неизвестных резких звуков, потери родителей, физического насилия, смерти.

На седьмом году жизни страх смерти занимает центральное место в мыслях и фантазиях. Можно сказать, что такой страх свойственен всем детям старшего дошкольного и  младшего школьного возраста. Достигают своего пика так же страхи животных, сказочных персонажей.

7 слайд.

На следующем слайде вы видите возрастные нормы страхов детей дошкольного возраста, которые разделены для мальчиков и для девочек.

Если количество страхов превышает норму в 1,5 раза, то уже можно говорить о том, что психика ребенка находится в состоянии перенапряжения и необходимы специальные психологические меры по нормализации эмоционального состояния ребенка.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.