12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сударушкина Н.Н.40
1

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников


Презентация к родительскому собранию
PPTX / 1.23 Мб

/data/files/e1637006680.pptx (Презентация к родительскому собранию)Подготовка детей к школьному обучению.

Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребёнка, достигшего определённого возраста. Ребёнок идёт в школу. И этот момент, неотвратимо надвигающийся на родителей, вызывает множество противоречивых чувств: гордость за своего уже взрослого человечка, волнение, связанное с ожиданием и надеждами на его успехи, и, конечно, затаённый страх перед неизвестным.

Кроме невероятно трудной дилеммы – выбора школы, перед родителями встаёт множество других немаловажных вопросов: в каком возрасте следует начинать систематическое школьное обучение: в 6 или 7 лет, справится ли ребёнок со школьной программой; сможет ли хорошо учиться? Как подготовить его к школе и как помочь преодолеть школьные трудности?

Это разумная и вполне объяснимая тревога: от того, насколько успешно будет начало школьного обучения, во многом зависит успешность ученика в средней и старшей школе. И, что, пожалуй, более важно – именно в первые годы учёбы формируется отношение ребёнка к школе, учению. А по большому счёту – это модель его будущей жизни.

- Что, по вашему мнению, создаёт предпосылки для успешного обучения в школе?

Говоря научным языком, готовность к обучению в школе – это такой уровень физического, психологического и социального развития ребёнка, который необходим для успешного усвоения школьной программы без ущерба для его здоровья.

Я бы разделила эти три аспекта на две подгруппы:


Общая Специальная

Физиологическая физическая

Мотивационная развитие речи

Психологическая подготовка к грамоте

Интеллектуально-волевая формирование логического мышления

Социальная подготовка к письму


1.Физиологическая и физическая готовность.

Успехи в школе напрямую зависят от состояния здоровья.

В 5-7 лет у ребёнка происходит бурное развитие и перестройка работы всех физиологических систем организма: и нервной, и сердечно-сосудистой, и опорно-двигательной. Старший дошкольник быстро прибавляет в весе и росте, изменяются его пропорции тела. Существенные изменения происходят и в высшей нервной деятельности. По своим характеристикам мозг шестилетнего ребёнка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.

Переход от игровой деятельности к учебной, классно-урочная система школы требует от малыша большой физической нагрузки, способности управлять своими движениями, телом.

Действия ребёнка должны быть управляемыми, произвольными (осанка, зрение). Именно из-за недостаточности физического развития некоторые дети быстро устают в обучении.

Если у ребёнка есть хронические заболевания, перед школой можно обратиться к специалистам медикам. Также у педиатра можно получить рекомендации по укреплению иммунной системы, чтобы стрессовая нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.

Очень важно важно развитие мелких движений кистей рук и пальцев (моторика).

Рекомендации (6 лет – перевод в подгот. группу и т.д.)






2.Мотивационная.

Сформированность школьной мотивации включает в себя:

- наличие познавательных интересов (ребёнку нравится чтение книг, решение задач, выполнение других интеллектуальных заданий);

- понимание необходимости учения как обязательной, ответственной деятельности;

Минимальное стремление к игровым и прочим развлекательно-занимательным (дошкольным) элементам деятельности;

- эмоционально-благополучное отношение к школе.


Готовность к школе ребёнка определяется не навыками чтения, письма, а готовностью к новой роли, к тому, что он станет учеником.

Многие беды от того, что ребёнок не готов принять эту роль, не понимает, для чего нужна школа, а порой и боится идти в школу.

Порой мы сами, взрослые, порождаем эти страхи, говоря: «Вот пойдёшь в школу, там тебя научат…» и т.д.

Опросы детей подготовительных групп показали, что почти все дети хотят идти в школу, хотя обоснование этого желания весьма различное.

Ребята хотят идти в школу, т.к. все сверстники идут туда, в школе есть звонки, перемены, что купят портфель, много красивых вещей, там не надо спать, буду получать пятёрки.

Это внешняя мотивация, это не значит, что дети осознают важность учёбы и готовы прилежно учиться. Они ещё не осознали, что школа – это огромный труд, а для того, чтобы приготовить уроки, придётся пожертвовать игрой или прогулкой.

Поэтому не внешняя, а внутренняя позиция школьника является основой готовности к школе. Ребёнок должен осознать, что в школу он идёт чему-то научиться, получить знания.

Если вы хотите помочь ребёнку овладеть знаниями, попытайтесь прожить вместе с ребёнком его школьную жизнь.

А начните со следующего:

- расскажите ему, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;

- на доступном примере покажите важность уроков, оценок, школьного распорядка;

- расскажите, какие успехи были у вас в школе, почему так важны знания.

См. приложение.

Но если так случилось, что ваш ребёнок проявляет интерес в основном к внешней стороне учёбы, т.е. к школьным принадлежностям, правилам поведения, то не огорчайтесь, этот интерес не будет долог, благодаря вашему чуткому и внимательному настрою ребёнка на учебную деятельность, главное быть терпеливым.

Причиной негатив­ного отношения ребенка к обучению могут быть не только особенности развития его организма, но и условия, в ко­торых он растет. Если малыш воспитывается в обстанов­ке постоянных конфликтов, страха, безнадзорности, то это неизбежно приводит к нарушениям нервно-психиче­ской сферы. В подобных случаях приходится говорить о торможении (задержке) развития.

Устойчивое положительное отношение к школьному учению во многом формируется через общение ребенка с близкими людьми. Очень важно, какую позицию в этом процессе они занимают, каково их собственное отноше­ние к школе. Еще дошкольником ребенок прочно восп­ринимает и порой неосознанно впитывает содержание разговоров взрослых, неосторожные, казалось бы, ниче­го не значащие реплики о школе, учителях, о системе образования вообще, об отношении родителей к учебе в своем далеком детстве. Детьми воспринимается и эмо­циональная окраска этих суждений: равнодушие или оз­лобленность, насмешливость или цинизм.

Родители окажут большую помощь учителям, воспи­тателям, школе в целом и прежде всего своим детям, если постараются формировать у начинающего школьника только положительное отношение к учебе и школе, бу­дут поощрять в ребенке желание учиться. (Семейное чтение художественной литературы, организация книжного уголка в семье для ребёнка, обращение к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы, посещение детской библиотеки.

Сталкиваясь с нежеланием ребёнка что-то делать, в первую очередь, думайте не о том, как заставить, а о том, как заинтересовать:

1.Предоставляйте больше самостоятельности. Пусть ребёнок делает «открытия» сам, не спешите преподносить ему знания в готовом виде.

2.Старайтесь показывать необходимость приобретённых знаний в жизни ребёнка, приводите примеры.

3.Связывайте новые знания с уже усвоенными.

4.Проявляйте сами интерес к занятиям, создавайте положительный эмоциональный фон.

5.Пусть ребёнок ощущает свои успехи, достижения. Отмечайте его «рост», терпение, старание.

6.Старайтесь не сравнивать его с другими детьми, только с самим собой (своими прошлыми достижениями). Такой подход будет ориентировать ребёнка на собственное достижение.


3. Психологическая. Является той базой, на которой учитель будет формировать знания, умения и навыки, которая позволит избежать дезадаптации в школе.

Познавательная потребность означает привлекательность самого содержания получаемых в школе знаний, интерес к процессу познания. Познавательные интересы складываются постепенно. Наибольшие трудности испытывают в начальной школе не те дети, у которых небольшой объём знаний и навыков, а те, у которых не сформировано желание думать, решать задачи, прямо не связанные с какой либо интересующей ребёнка игровой или житейской ситуацией.

Познавательный интерес можно сравнить с костром: для горения постоянно необходимо топливо – новые впечатления, знания, умения. Без «топлива» костёр начинает гаснуть. В дошкольный период познавательную потребность детей во многом стимулируют и удовлетворяют родители. У детей, не получивших необходимого общения с родителями и другими близкими взрослыми, эта потребность остаётся неразвитой.

Психологическая готовность, во-первых, включает в себя развитие всех познавательных процессов:

- восприятие

- внимание

- память

- мышление

- воображение

Восприятие.

Надо учить не просто видеть, но и наблюдать, не просто слышать, но и слушать. (примеры)

См. прилож.

Внимание и память.

Если малыш обращает внимание лишь на что-то яркое, неожиданное, сохраняет в памяти только то, что ему интересно, то старший дошкольник – младший школьник способен волевыми усилиями сосредоточить внимание на чём-либо и удержать в памяти что-то произвольно, целенаправленно.

Задания.

Мышление.

В данном возрасте происходит постепенный переход от наглядно-действенного к абстрактно-логическому мышлению.

Включает в себя умение сравнивать – находить общие признаки и отличия, классифицировать. (Примеры). Задания.

Воображение (фантазия)

4.Интеллектуально-волевая.

Оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития – наиболее распространённая ошибка родителей. Их старание направляется на «запихивание» в ребёнка всевозможной информации. Но важен не столько объём знаний, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений. Желательно развивать способность слушать, пересказывать услышанный материал, выражать своё отношение, проявлять интерес к неизвестному.


Младшему школьнику необходима помощь во внешней и внутренней организации себя. К внешней относится оформление записей в тетрадях и в дневнике, порядок в одежде, портфеле, на парте. К внутренней – умение создать внутренний план действий, чтобы выполнять режим в школе и дома. (Рекомендации)

Также надо научить ребёнка соотносить свои желания и действия с реальной жизнью.

Нужно приучать соблюдать определённые правила, развивать ответственность в семье, иначе ребёнок будет воспринимать с чувством внутреннего протеста те нормы и требования, с которыми ему придётся столкнуться в школе. ( Обязанности в семье: «Ты торопишься гулять, но надо сначала убрать игрушки; ты хочешь смотреть телевизор, но надо заправить кровать» )

Очень важно наличие волевой регуляции – умение подчиняться требованиям, выполнять не очень интересные задания (учёба – это труд).

Составляющие:

- умение выполнять последовательность действий (в школе – откр. тетр., взять ручку)

- умение действовать по устной инструкции взрослого

- умение подчинять свои действия правилам

- умение самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительному образцу

- умение сдерживать свои чувства и действия, противоречащие требованиям окружающих

- делать не только то, что занимательно, интересно, но и то, что неинтересно, но необходимо.

- уметь занять себя и заниматься в течение длительного времени ( усидчивость)


5. Социальная готовность – это умение и стремление ребёнка общаться с одноклассниками, подчинять своё поведение определённым законам.

Вашему ребёнку необходимы друзья. И, как бы вы ни старались, не сможете заменить их. Ему нужно общаться с друзьями.

Часто родители, боясь вредных привычек, держат детей дома. Хорошо, если есть соседи, родственники, знакомые, хорошо, если у них небольшая разница в возрасте.

Безрадостное хождение по магазинам, просиживание перед телевизором или компьютером создают нервное напряжение, которое заявляет о себе вспышками агрессии или упрямства, капризами, проявлением эгоизма.

В результате, придя в школу, ребёнок оказывается в трудной ситуации, ему хочется быть с одноклассниками, но он не знает, как поступить и что сказать. И вместо сотрудничества у детей развивается соперничество. А в подростковом возрасте может сказаться либо изоляцией и «уходом в себя», либо сильной зависимостью от любого сверстника. (Примеры)

В этом возрасте появляется потребность в уважении и признании со стороны взрослых, желание выполнять значимые, «взрослые» дела. Поддержите ребёнка в этом желании, похвалите.







6. Речевая готовность.

На самых первых этапах школьного обучения развитие речи рассматривается как овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие. Как правило, это не вызывает особых трудностей у большинства детей, ведь к моменту поступления в школу словарный запас ребёнка увеличивается до 7000 слов.

Родители должны учить дошкольника контролировать свою речь, чтобы он был понят окружающими. Для этого они должны поправлять ребёнка, если он неправильно произнёс слово или неверно построил фразу, причём делать это нужно по ходу разговора, так чтобы поправка не прерывала общения.

Недостаточный уровень развития речи ставит препятствия на пути общения ребёнка со сверстниками и учителем, может быть причиной неуспешного обучения. Неумение понятно выразить свою мысль приведёт к постоянному страху перед неверным ответом. Недостатки устной речи не замедлят сказаться в речи письменной. Неудачи могут привести к общей замкнутости ребёнка.


ИТОГ: Содержание подготовки к школе должно включать всестороннее развитие личности ребёнка, а не опережающее изучение программы первого класса.































Определить отношение ребёнка к школе помогут вопросы:

1.Хочешь ли ты идти в школу?

2.Как ты думаешь, что хорошего, интересного будет в школе?

3.Как ты думаешь, с кем лучше учиться – в школе с учительницей или дома с мамой?

4.Что делает учитель в школе?

5.Для чего нужны парта и звонок в школе?

О сложившемся правильном отношении к школе свидетельствуют ответы, в которых упоминаются занятия-уроки, получение новых знаний, предпочтение школьного обучения домашнему.

Эти вопросы можно задать ребёнку сейчас и в конце учебного года.

Ребёнок должен знать:

- своё имя, фамилию, возраст

- имя, отчество родителей

- название города, в котором живёт, адрес

- признаки времён года

Игры.

1.Развиваем восприятие

«Какого цвета не стало?»

Кладём перед ребёнком цветные карандаши, просим посмотреть на них и запомнить цвета, один убираем.

«Найди такую же форму».

Предлагаем детям посмотреть на круг, треугольник, квадрат, прямоугольник или овал. Надо найти в квартире, комнате предметы такой же формы.

«Разноцветные очки»

Ребёнку предлагается надеть «волшебные очки» (невидимые), которые различают только один цвет, например, красный. Надо назвать предметы красного цвета.

«Холодно-горячо», «Направо - налево»

2. Развиваем мышление

«Разрезные картинки», «Что лишнее?» - назвать три предмета, например: огурец, яблоко, помидор. Можно использовать группы: «Фрукты», «Овощи», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Деревья», «Цветы» и др.

Загадки, головоломки.

3.Развиваем речь, слуховую память, внимание, фонематический слух:

- «Что изменилось?»

- «Запутанные линии»

- «Кто спрятался на картинке»

-«Телефон» ( не менее трёх человек)

- Рассказы по картинкам (комиксы), по памяти (м/ф)

- «Слова» (зонт – танк -…), (весёлый – грустный), ( стул – стулья) и др.

-«Рифмы»

- Графические диктанты по клеточкам

4.Развиваем мелкую моторику

- книги для раскрашивания

- лепка, мозаика, конструктор





Задания.

Попробуйте выполнить с ребёнком следующие задания, а если будут ошибки, то включайте данные задания в совместные игровые занятия.

Прежде, чем приступить к заданиям, настройте малыша на спокойную совместную работу, которая потребует от него:

- знаний ( надо вспомнить);

- внимания (надо быть внимательным, слушая вопрос);

- смекалки, сообразительности ( надо подумать, а потом ответить).

Задание 1. (Проверяется знание времён года, слуховое внимание).

Незнайка сочинял истории, но, как обычно, всё перепутал в них. Когда он стал рассказывать свои истории друзьям, все громко смеялись и говорили, что этого не бывает. Попробуй отгадать, что напутал Незнайка.

- Летом девочки и мальчики надевают тёплые шапки, сапоги, шубы и отправляются кататься на санках.

- Весной все звери готовятся к долгой спячке.

- Осенью на деревьях распускаются ярко-зелёные листочки.

- Зимой мы любим загорать и купаться, любоваться цветами и собирать ягоды.

Задание 2. ( Проверяется зрительное внимание, память, знание цвета, развитие руки).

«Цветик-семицветик». Взрослый рисует цветок из семи лепестков: красный, жёлтый, голубой, розовый, коричневый, синий, оранжевый. Середина цветка – зелёная. Ребёнку предлагается запомнить этот цветок и нарисовать точно такой же.

Задание 3. (Проверяется мышление, внимание)

Садовник решил посадить в саду новые плодовые деревья, но он был очень невнимательным и купил на базаре два лишних пакетика с семенами. Помоги садовнику найти лишние пакетики, если на них написано: «Яблоня», «Груша», «Вишня», «Роза», «Слива», «Берёза», «Персик».

Задание 4. (Проверяется слуховое внимание, логическое мышление).

«Хитрые вопросы»

- Какое слово короче: кот или кит? (одинаков.)

- Какое слово длиннее «удав» или «червячок»?

Задание 5. (Проверяется логическое мышление, внимание, знание школьных правил)

«Лесная школа».

В лесной школе шёл урок. Первый раз ученики пришли в класс. Подскажи, кто из них ведёт себя правильно, а кто – нет. Объясни, почему.

- Зайчонок внимательно слушал учителя и грыз вкусную морковку.

- У лисёнка сломалась ручка, и он шёпотом попросил запасную ручку у соседа.

- Белочка тихо под партой играла орешками.

- Медвежонку тяжело было сидеть на маленьком стульчике, и он поднял лапу, чтобы попросить у учителя разрешения пересесть на другой стул, большой и удобный.

Задачки на логику.

1. Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне.
В каких вагонах едут мышка и цыпленок?

2. Жили-были три девочки:
Таня, Лена и Даша. Таня выше Лены, Лена выше Даши.
Кто из девочек самая высокая, а кто самая низкая?
Кого из них как зовут?


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.