Родительское собрание для родителей будущих первоклассников (6-7 лет) «Готовность детей к обучению в школе»
Пояснительная записка к презентации
"Готовность детей к обучению в школе"
Цель: повышение психологической компетентности родителей в вопросах подготовки ребенка 6-7 лет к обучению в школе.
Задачи:
l Познакомить родителей с понятием "психологическая готовность к школе";
l Познакомить с методами поддержки ребенка в важные моменты его жизни.
1. Приветствие.
- Здравствуйте, уважаемые наши родители! Сегодня тема нашего собрания – это «Готовность детей к обучению в школе».
Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанники подготовительной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. Как встретится ребенок со школой, во многом будет зависеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожидания будут сформированы. Формирование стремления стать учениками - это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни.
Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.
Сейчас мы остановимся на критериях готовности детей к школе, т. е. рассмотрим, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока мы будем раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их «примерить» к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
l Физическая готовность.
- Как Вы считаете, для чего надо приучать ребенка к посильным физическим упражнениям и подвижным играм? (Ответы родителей).
- Физические способности являются фундаментом для формирования произвольного поведения, а также помогают наладить взаимоотношения с товарищами в играх, соревнованиях. Если ребенок физически ослаблен, ему трудно сохранить осанку, сидя за партой, долгое время работать на уроке из-за быстрой утомляемости.
- Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Хорошо развивают ручную умелость рисование карандашом (а не фломастером), кистью и красками, а также лепка, оригами, игры с мелкими предметами (бусинки, пуговицы, крупа, спички, мозаика), различные пальчиковые игры. Существует тесная связь между координацией движений и речью.
Важно, чтобы ребенок умел управлять своим телом, хорошо двигался и ориентировался в пространстве, чтобы у него была развита мелкая моторика рук, а также скоординированы движения рук и глаз.
Однако готовность к школе не сводится к физической готовности. Необходима особая психологическая готовность, которая складывается из нескольких компонентов, обозначенных на схеме 1. В 2004-2005 уч.г. психологами г. Обнинска было изучено мнение учителей начальной школы по поводу значимости компонентов готовности к обучению. Результаты опроса были таковы:
(слайд 2)
Табл. 1
Значимость компонентов психологической готовности
по мнению учителей начальной школы
Педагогическая |
Интеллектуальная |
Мотивационная |
Эмоционально-волевая |
Коммуникативная |
На 5-м месте |
На 2-м месте |
На 1-м месте |
На 3-м месте |
На 4-м месте |
Чтобы ребенок успешно и безболезненно адаптировался к школьной жизни (а это новая для него роль ученика, и отношения с учителем, и многократно возросшие нагрузки, и незнакомый детский коллектив), важно не только дать дошколенку необходимый набор базовых знаний, но и помочь ему достичь определенного уровня психологической зрелости.
Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно это обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка в школе и означает, что педагоги детских садов и родители, дети которых идут в школу, должны заботиться прежде всего о том, чтобы у первоклассников были сформированы общие способности и качества личности, необходимые для осуществления принципиально новой для них учебной деятельности.
Среди главных составляющих понятия "готовность к школе" - развитие пытливости и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простые логические задачи.
(слайд 3)
l Мотивационная готовность – у ребенка должно быть сформировано желание учиться, сформирована адекватная самооценка (понимать свои удачи и промахи).
Откуда же ребенок до поступления в школу узнает, что школьником быть хорошо? Как создать у ребенка положительную установку на учебу в школе? (Приложение 2).
Не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к обучению.
Еще хуже если ребенок не хочет идти в школу. "Нет, не хочу в школу, там двойки ставят, дома ругать будут", "Хочу, но боюсь", "Не хочу в школу - там программа трудная и играть будет некогда". Нередко к этому приводит запугивание школой.
l Интеллектуальная готовность. Заключается она в приобретении определенного кругозора, запаса конкретных знаний, в развитии памяти, мышления, восприятия, внимания, воображения, хорошая развернутая речь.
(Психолог организует ознакомление с ответами детей, свидетельствующими о развитии у них кругозора)
(слайд 4)
1. Как тебя зовут? А какая у тебя фамилия?
2. Сколько тебе лет?
3. Как называется село в котором ты живешь?
4. Как зовут твою маму?
5. Как зовут твоего папу?
6. Как называется страна в которой мы живем?
7. Когда у тебя день рождения?
8. Какое сейчас время года?
9. Какие летние месяцы ты знаешь?
10. Какие деревья ты знаешь?
11. Каких домашних животных ты знаешь?
12. Кабан – это дикое или домашнее животное?
13. Какие фрукты ты любишь?
14. Что выращивают на огороде?
15. Ягоды могут расти в лесу?
- Важно, чтобы ребенок желал узнавать что-то новое. Высокий уровень обучаемости напрямую связан с познавательной активностью. Не торопитесь давать малышу исчерпывающее объяснение по заинтересовавшему его вопросу. Предоставьте дошкольнику возможность самому поразмыслить и сделать "удивительное открытие". Ваша задача не давать готовые ответы, а обращать внимание ребенка на то важное и существенное в наблюдаемом предмете или явлении, что приведет его к верному решению.
Но есть дети интеллектуально пассивные. Им требуется развивать любознательность. Следует всячески побуждать ребенка задавать вопросы, стараться пробудить в нем познавательные интересы, "дух исследователя", сталкивая его со всевозможными "противоречиями" в окружающем мире. Так, любой малыш уверен, что теплая шуба сама согревает его зимой. Попробуйте завернуть в эту шубу кусочек льда. Вот увидите, даже у самого "нелюбопытного" ребенка тут же возникнут вопросы, как только он увидит, что лед в шубе не растаял!
Помогает пробудить в малыше любознательность использование фантастических образов, небылиц, "перевертышей". Ведь повседневно наблюдаемы предметы и явления не вызывают у ребенка интереса. Фантастические образы, рассказы о небывальщине противопоставляются жизненному опыту малыша и дают возможность по-новому взглянуть на привычные вещи, а значит, и возвращают утраченный интерес.
l Эмоционально-волевая готовность.
Волевая готовность – умение делать то, что требует учитель, школьный режим, программа. Чтобы делать необходимое, нужно волевое усилие, умение управлять своим поведением.
- Откажется ли ребенок от игры ради выполнения поручения взрослого (дежурство по столовой, помощь маме)?
- Сможет ли побороть страх и войти в кабинет зубного врача, в темную комнату?
- Заплачет при ушибе, не сумев преодолеть боль?
Ребенок вместо "хочу это" должен заставить себя делать то, что "надо", причем в течение установленного учителем времени. В играх, при выполнении хозяйственных поручений дома, на специальных занятиях ставьте перед ребенком задачи, решение которых требует от него волевого усилия. Не допускайте, чтобы он, не закончив одну работу, принимался за другую. Ребенок должен прочно усвоить, что любое дело следует доводить до конца.
Недостаточный уровень развития воли приводит к нарушению дисциплины. Организованность, аккуратность, послушание зависит от восприимчивости ребенка к требованиям, от характера взаимоотношений ребенка и взрослого.
l Коммуникативная готовность.
Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими, был доброжелателен с другими детьми, взрослыми, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого.
Школьное обучение - это непрерывный процесс общения. Необходимо сформировать умение слышать и слушать своего товарища, говорить самому только после того, как собеседник закончит свою мысль.
Вам необходимо учить ребенка считаться с желаниями окружающих, вежливому поведению со старшими. Воспитание адекватного, правильного поведения, культуры общения достигается, прежде всего, личным примером.
Не избегайте, но и создавайте для ребенка ситуации, в которых ему придется самостоятельно принимать решение, определять стиль поведения и т.д. Такие естественные ситуации возникают сплошь и рядом: "сходи, пожалуйста, в магазин", "будь добр, принеси почту", "позвони бабушке" и т.д. Главная задача - учить ребенка общению.
Родители должны помнить одну простую истину: образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй.
Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
(слайд 5)
Желаем вам удачи в этом не простом, но очень увлекательным деле!