Родительское собрание «Домашние задания и старшеклассники: как успеть всё выполнить?»
Пояснительная записка к презентации
Уважаемые коллеги и члены жюри!
К сожалению, при импортировании текста конспекта родительского собрания произошли искажения. Поэтому корректное отображение материала доступно в прикреплённом файле. Пожалуйста, скачивайте файл, чтобы посмотреть материал полностью.
Родительское собрание «Домашние задания и старшеклассники:
PPTX / 2.9 Мб
Родительское собрание
«Домашние задания и старшеклассники: как успеть всё выполнить?»
Выполнила: Чернопятова Н.Н., учитель математики, классный руководитель филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ № 1 имени Героя Советского Союза Н.М.Фролова» в селе Большая Ржакса Ржаксинского района Тамбовской области.
Цель: выявить представления родителей об организации учебной работы детей дома.
Задачи:
- Показать родителям значимость выполнения домашних заданий.
- Познакомить родителей с проблемами старшеклассников.
- Дать родителям рекомендации по организации самообразования школьника.
- Предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьниками.
Ожидаемые результаты:
Родительское собрание поможет родителям осознать значимость правильной организации работы и отдыха старшеклассника.
Эпиграф собрания:
«Если наши дети хотят быть людьми в самом деле образованными, они должны приобретать образование самостоятельными знаниями.»
Н.Г.Чернышевский
Подготовительный этап:
Анкетирование обучающихся.
- Всегда ли ты выполняешь домашние задания?
- По каким учебным предметам у тебя возникают трудности при выполнении домашних заданий?
- С каким настроением ты садишься за выполнение домашнего задания?
- Сколько времени ты выполняешь домашние задания?
- Делаешь ли ты перерывы при выполнении домашнего задания?
- Ругают ли тебя родители за то, что ты не можешь выполнить домашнее задание из-за непонимания?
- Обращаешься ли ты за помощью к родителям при выполнении домашних заданий?
- Всегда ли у тебя получается успеть выполнить домашнее задание в установленный срок?
Анкетирование родителей.
1. Какие виды домашних заданий являются для вашего ребёнка наиболее трудными?
2. В какое время ваш ребёнок приступает к выполнению домашних заданий?
3. Какова продолжительность выполнения домашних заданий вашим ребёнком?
4. Делает ли ваш ребёнок перерывы при выполнении домашних заданий?
5. Обращается ли ваш ребёнок к вам за помощью при выполнении домашних заданий?
6.Контролируете ли вы учебную деятельность ребёнка?
7. Каким образом вы осуществляете контроль за учебной деятельностью?
Ход собрания:
1.Вступительное слово классного руководителя.
Уважаемые родители! Сегодняшнее собрание посвящено актуальной проблеме работы школы – проблеме организации домашней учебной работы школьника, роли родителей в подготовке домашнего задания. Сегодняшняя наша встреча посвящена "его величеству" – домашнему заданию. Известный психолог Эльконин – Давыдов так говорил о значении домашних заданий в учебной деятельности школьника: «Фактически постепенно должна стираться грань между классными домашними заданиями с переходом к непрерывной, индивидуальной самостоятельной учебной деятельности школьника».
Домашнее задание играет огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьников. На уроках имеет место концентрированное запоминание, и знания переводятся лишь в оперативную, кратковременную память. Для того, чтобы перевести в память долговременную необходимо последующее повторение, то есть необходима организация домашней учебной работы обучающихся. Домашняя работа важна также для воспитания школьников, так как способствует формированию у них самостоятельности, служит средством разумной и содержательной организации внешкольного времени.
Таким образом домашняя учебная работа обучающихся является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. От того насколько успешно идёт приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом.
2.Домашнее задание и его функции.
В чём же заключается сущность домашней работы? Домашняя учебная работа обучающихся состоит в самостоятельном выполнении заданий учителя по повторению и более глубокому усвоению изучаемого материала и его применению на практике, развитию творческих способностей и дарований и совершенствованию учебных умений и навыков.
Главное назначение домашнего задания:
- закрепление и углубление теоретических знаний;
- стимулирование познавательного интереса обучающихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме;
- воспитание волевых усилий ребенка, самостоятельности и ответственности за выполняемое учебное задание;
- овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;
- формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;
- формирование исследовательских умений ученика (сопоставление, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).
Таким образом, системная работа школьника дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.
Иногда родители, желая помочь своему чаду в преодолении трудностей учения, пытаются помочь ему в выполнении домашних заданий. Они пишут сочинения, пытаются исправить ошибки в домашних упражнениях, решают задачи и не понимают, что тем самым лишают ребёнка получения удовольствия от собственных достижений. Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, ответственность за порученное дело и в конечном итоге не дисциплинирует его.
3.Проблемы старшеклассников.
Школьники и их родители часто жалуются, что программа слишком сложная, а нагрузки просто непомерные. Если выполнять домашние задания полностью, то времени не остается ни на что. А ведь старшеклассники, особенно одиннадцатиклассники, оказываются очень загруженными (подготовка к ЕГЭ на дополнительных занятиях в школе, самостоятельная подготовка, занятия с репетиторами) и зачастую не в состоянии выполнить большое количество задач в установленные сроки.
Кроме того, для старшеклассников характерно:
- непонимание своих жизненных целей и неумение организовать работу по их достижению;
- неумение грамотно спланировать время на выполнение огромного количества задач, поставленных в школе, неспособность разобраться с их приоритетами;
- незнание способов борьбы с тем, что мешает ему всё успевать, будь то внешние отвлечения, потерянная из-за беспорядка тетрадка или собственная лень.
4.Давайте отдохнём и улыбнёмся: просмотр видеозаписи серии Ералаша «Серёга, выходи».
5.Решение проблемы – правильно организованный режим дня.
Попробуем разобраться, действительно ли такая проблема имеет место или все это преувеличение. Возможно, причиной служит не загруженность, а неумение организовать работу?
При правильной организации режим дня современного школьника включает:
- Сон не менее 8 часов;
- Прогулки, игры на свежем воздухе;
- Общение со сверстниками;
- Занятия по интересам, хобби;
- Учеба в классе и дома;
- Прием пищи;
- Личная гигиена;
- Спортивные занятия;
- Саморазвитие (изучение языков, чтение классической литературы);
- Помощь старшим по дому.
В расписании нет места пустым занятиям, вроде просмотра телепередач или онлайн игр. Но времени на выполнение учебных задач и самосовершенствование предостаточно. Интернет и телевизор — пожиратели времени номер один. Онлайн игры, просмотр роликов на Ютьюб, популярных сериалов или любимых мультфильмов, занятие увлекательное и очень захватывающее. При отсутствии контроля со стороны старших, подростки способны посвятить ему всё свободное время. Побороть столь сильного «врага» сложно, но тем более ценной будет личная победа.
6.Учимся эффективно распределять время.
Время – это богатство, которым можно воспользоваться разумно или разбазарить по мелочам. К сожалению, основам тайм-менеджмента в школе не учат, хотя такая наука в жизни пригодится больше других.
Задача тайм-менеджмента состоит не в том, чтобы загрузить весь день человека делами, а в том, чтобы избавиться от ненужного расходования времени. Освоив простейшие приемы организации времени, можно убедиться в том, что его вполне достаточно на все необходимые занятия. В итоге это поможет избавиться от вечной спешки и стресса, к тому же навыки самоорганизации очень пригодятся вашим детям во взрослой жизни.
Правила тайм-менеджмента одинаковы для всех. Любое планирование начинается с постановки целей. Сделать это нужно обязательно в письменном виде, носители можно использовать как бумажные, так и электронные.
Четко сформулированные задачи — первый шаг на пути к достижению желаемого результата. Далее составляется подробный план действий на несколько месяцев вперед. Он должен включать все возможные способы реализации задуманного: дополнительные занятия или тренировки, необходимые курсы, тренинги.
7.Знакомство с некоторыми методиками, позволяющими осмысленно расставить приоритеты и дать почувствовать ход времени.
После того, как «фронт работ» обозначен, остается найти время на их выполнение. В этом могут помочь следующие методики:
1)Упражнение «Хронометраж».
Самый простой способ учета личного времени – фиксация начала и окончания любого дела. Например:
Начало | Окончание | Вид работы (дело) |
17.00 | 19.30 | Выполнение домашних заданий |
20.00 | 21.00 | Общение с друзьями Вконтакте |
|
|
|
В течение дня необходимо записывать все дела и время, потраченное на них с точностью до 10 минут. Проанализировав информацию, можно получить полную картину дня, понять, на что тратятся драгоценные минуты и даже часы.
2)«Календарик-пинарик».
Данная методика поможет школьнику произвести анализ эффективности использования своего времени.
На обычном листе формата А4 распечатайте следующую таблицу (по вертикали – дни недели, по горизонтали – время суток):
Дни недели/Часы | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | …….. | 22 | 23 | Итого за день | |
Понедельник 01.04 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Вторник 02.04 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Среда 03.04 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Пятница 04.04 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Суббота 05.04 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Воскресенье 06.04 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Итого за неделю |
|
Ежедневно сам ребёнок помечает любым цветом «потерянные часы» за день, в конце дня подсчитывает общее количество «потерянного времени», а в конце недели подсчитывается общий итог.
Применение такого метода сильно «подстегивает», достаточно быстро меняет ощущение времени.
Важно!
1)Календарик- пинарик всегда должен стоять на видном месте.
2)Не требуйте от ребёнка показывать вам этот календарь и отчитываться перед вами, он должен находиться только в руках вашего ребёнка.
3)Расстановка приоритетов (матрица Эйзенхауэра ).
В основе этой методики лежит принцип распределения всех дел по четырем категориям, в зависимости от степени их важности и срочности.
Этот подход придумал Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, генерал армии в годы Второй мировой войны, а впоследствии – тридцать четвертый президент Соединенных Штатов. Политик всегда восхищал окружающих своим умением все успевать.
Когда-то американец тщетно искал какой-нибудь действенный способ управлять временем и, не найдя его среди существующих, разработал его самостоятельно. Матрица времени до сих пор поражает своей простотой и гениальностью, и миллионы людей во всем мире используют ее для планирования.
Визуально матрица приоритетов поделена на четыре квадранта, куда вписываются дела по категориям: важные и срочные, важные и несрочные, неважные и срочные, неважные и несрочные.
Пользователю матрицы предлагается вписать все свои запланированные дела в эти квадранты. Самая большая работа происходит как раз тогда, когда человек делает выбор между этими полями, решая, таким образом, какие дела надо сделать в первую очередь, а какие – во вторую.
3)«Лавина домашних заданий»: позволит выпускнику расставить приоритеты по изучаемым в школе предметам и определить для себя, на какие предметы необходимо обратить особое внимание.
Приоритет | Необходимая отметка | № п/п | Дисциплины | Текущие отметки | Итоговые отметки (баллы на ЕГЭ) |
Очень нужные | 5 баллов на ЕГЭ | 1. 2. 3. | Русск. яз Матем. Физика | ………. ………. ……….. |
|
Важны, но не настолько
| 4 или 5 |
|
|
|
|
Не важны | 3 или 4 или 5
|
|
|
|
|
8.Несколько «лайфхаков» для хорошей учёбы.
1.Приступать к занятиям нужно после небольшого отдыха и приема пищи. Можно даже вздремнуть, но не дольше 40 минут. По истечении этого срока необходимо приступать к выполнению письменных заданий, затем готовятся устные предметы. А вот разучивание стихов и прочей информации, которую нужно усвоить дословно, лучше отложить на вечер. Текст, несколько раз прочитанный перед сном, а затем повторенный утром, усваивается на 100%.
2.Школьникам, у которых уроки начинаются во второй половине дня, готовится к занятиям лучше утром. Но для этого нужно четко соблюдать распорядок дня, ложиться спать и просыпаться вовремя. Время с 8.00 до 12.00 считается самым продуктивным для усвоения новых знаний.
3.Занятия нужно чередовать с активным непродолжительным отдыхом. Схема та же, что и в школе: урок 45 минут — переменка 5 минут. Избегайте соблазна на время отдыха заглянуть в Интернет или включить телевизор. В противном случае отдых вполне может затянуться, а задания останутся не выполненными.
4.Ставьте жесткие временные рамки. Как гласит закон Паркинсона, работа займет столько времени, сколько вы на нее отведете.
9.Маленькие советы:
Уважаемые родители!
- Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности ребёнка.
- Создайте условия для успешного выполнения ребёнком домашнего задания.
- Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
- Требуйте от своего ребёнка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.
- Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, справочных материалов, правил и инструкций.
- Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
- Хвалите ребёнка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание.
- Демонстрируйте его достижения перед другими членами семьи.
- Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если при этом придётся чем-то жертвовать.
Правило трёх «не»:
1. Не пытайтесь выполнить домашние задания вместо своего ребёнка.
9. Итог собрания. Рефлексия.
Подошла к концу наша встреча. Хочется выслушать ваше мнение.
- Был ли полезным наш разговор?
- Вызвал ли раздумья, желание построить взаимоотношения в семье по- новому?
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Всем спасибо за работу!
Используемые ресурсы:
Литература:
1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания. Средняя и старшая школа. 5-11 класс. Новые собрания. М.: «Вако», 2005.
2.Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.,2001.
3.Базюлькина И.В. Поиск пути и резервов оказания помощи школьнику. М., 2001.
4. Коляда М.Н. Шпаргалка для родителей. Донецк, 1998.
Интернет – источники:
1.https://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/580007/
2.sobranie-rol-rodteley-v-podgotovke-domashnego-zadaniya.pdf
3.https://studopedia.ru/19_93111_uprazhnenie--hronometrazh-lichnih-zatrat-vremeni.html
4.https://ru.wikihow.com/правильно-планировать-время-старшекласснику
5.https://9psy.ru/osnovnye-principy-taym-menedzhmena-dlya-starsheklassnika
https://vk.com/videos-28015850?z=video-28015850_160361618%2Fpl_-28015850_-2
Перминова Елена Федоровна
Овчинникова Ольга Николаевна
Чернопятова Наталия Николаевна
Забелина Маргарита Владимировна
Чернопятова Наталия Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Чернопятова Наталия Николаевна
Воропаева Елена Владимировна