12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Стригачева Татьяна Николаевна3019
Россия, Смоленская обл., Тюшино
Материал размещён в группе «Классные руководители»

Стригачева Татьяна Николаевна учитель русского языка и литературы, заместитель директора по УВР


 

Сценарий родительского собрания в 5-8 классе


 

Цели: 1) познакомиться с особенностями психологии подростков и предпосылках трудновоспитуемости; 2) учиться находить общий язык с ребёнком и избегать конфликтов; 3) развивать навыки анализа различных ситуаций.

Оборудование: доска для записи ответов родителей, чистые листки и ручки для родителей, распечатанные тесты, листы с записями «принципов воспитания» и магниты для их крепления к доске

Ход собрания

- Дорогие родители! Мы рады встрече с вами, надеемся, что сегодня она пройдёт с пользой для вас. Очень приятно, что вам небезразличен стиль ваших отношений с детьми: ведь далеко не все средства оправдывают такую благую цель, как воспитание наших детей. Поэтому важно не только то, к чему мы идём, но и какими путями мы этого добиваемся. А путь воспитания очень тернист: сколько конфликтов, ссор, непонимания вырастает на этом пути!.. Но не зря сказано: «Через тернии – к звёздам!»

- Для начала ответьте для самих себя и напишите на листах ответы на следующие вопросы: «Зачем я воспитываю своего ребёнка?» и «Что меня пугает в воспитании?»

- Кто желает озвучить свои записи?

По выбору ведущего и самих родителей лучшие ответы записываются на доске

- Как правило, нас пугает детское непонимание и нежелание понять. Почему каждый раз, когда мы хотим сделать «как лучше», получается «как всегда»? А ведь в конфликте очень много определяет поведение взрослых: именно от нашей реакции зависит изменение характера подростка в лучшую или худшую сторону. Поэтому родителям необходимо задуматься о своей позиции в отношениях с детьми. Сегодня мы научимся эффективно и человечно разрешать конфликтные ситуации.

- Очень многих конфликтов можно избежать, если поставить себя на место подростка. Знаем ли мы психологию этого возраста? Определим это при помощи теста. Напротив номера вопроса ставьте «+», если согласны с данным высказыванием, « - », если не согласны, «?», если затрудняетесь:

Вопросы теста

Мои ответы

Сверяемся с ключом

1. Поверхностность − характерная черта подростков.

2. По сравнению со взрослыми подростки более склонны к теоретизированию.

3. Если подростки думают в большей степени о действительном (о том, что уже есть), то взрослые выносят на первый план возможное (то, что ожидается в будущем).

4. Подростковому возрасту присуща категоричность суждений.

5. Взрослые в большей степени, чем подростки, склонны к поиску общих принципов и законов поведения людей.

6. Подростки склонны преувеличивать уровень своих знаний и переоценивать свои умственные способности.

7. К детям в большей степени, чем к подросткам, нужен индивидуальный подход в обучении и воспитании.

8. Повышенная эмоциональная возбудимость и эмоциональная напряженность − характерные черты подросткового периода.

9. Чувство юмора возникает и проявляется скорее в детском, чем в подростковом возрасте.

10. Дети в большей степени, чем подростки/ склонны к праздным разговорам и спорам об отвлеченных предметах.

11. Среди взрослых меланхолики встречаются чаще, чем среди подростков.

12. В произведениях художественной литературы подростков больше интересуют реальные поступки и события, чем мысли и чувства действующих лиц, связанные с этими поступками и событиями.

13. Детям в большей степени, чем подросткам, свойственно подчеркивать свои отличия от других людей.

14. «Чувство одиночества» − характерное переживание подросткового возраста.

15. Субъективная скорость течения времени с возрастом заметно замедляется.

16. Особенности своей внешности и своего физического развития больше волнуют подростков, чем детей.

17. Чувство неудовлетворенности собой тем в большей степени присуще подростку, чем ниже уровень его интеллектуального развития.

18. Жалобы на недостаточно развитые волевые качества (настойчивость, подверженность влияниям и т.д.) − характерная черта подросткового возраста и самооценки.

19. Подростки ценят педагога и его «человеческие качества» (сердечность, способность к сопереживанию и т.п.) выше, чем его профессиональную компетентность.

20. Подростки склонны предъявлять максималистские требования к коллективу.

21. Подростки обычно выше оценивают степень своего контакта с педагогом, чем сами педагоги.

22. Трудности коммуникативного характера у подростков проявляются в большей степени, чем у детей и взрослых

23. Подростки обычно больше интересуются музыкой, чем художественной литературой.

24. Стремление привести свою жизнь в соответствие с тем или иными правилами в большей степени присуще взрослым, чем подросткам.

   

Обработка полученных данных:

Ключ: 1 +, 2+, 3-, 4 +, 5 -, 6 +, 7 -, 8+, 9-, 10 – , 11 – , 12 -, 13 -, 14+, 15 – , 16 +, 17 -, 18 +, 19 +, 20+, 21 -, 22 +, 23 -, 24 -. За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл.

Полученные данные позволяют говорить о трех уровнях знания подростковой психологии испытуемыми: низком − менее 9 баллов, среднем − 9−15 баллов, высоком − более 15 баллов.

Испытуемые со средним уровнем знания подростковой психологии чаще всего руководствуются обыденным здравым смыслом. Испытуемые с высоким уровнем знания подростковой психологии, как правило, имеют специальную подготовку, выходящую за уровень здравого смысла. Испытуемые с низким уровнем знания подростковой психологии обычно связаны ложными «теоретическими» представлениями.

- Многие дети, вступая в подростковый возраст, становятся неуправляемыми, ершистыми, грубыми. Пожалуй, грубость больше всего ранит и обижает родителей. Но в чём причины её возникновения?

 

Во-первых, в этот период у детей возникают острые вопросы: «Кому я нужен?», «Что из меня получится?», «Будет ли у меня любовь?» и т.д. Или возникают различные комплексы: «Я некрасивая», «Я толстая», «Я плохо одет» и др. Мы, взрослые, не понимаем серьёзность детских проблем, и поэтому нам кажутся странными и напрасными их переживания, а ребёнок защищает своё «Я», проявляя агрессивность даже в ситуации, когда угрозы для его самолюбия нет.

Подросткам кажется, что взрослые живут «серой» жизнью, без приключений, без романтики. Подростки часто не понимают, кто они такие и что им от жизни нужно, поэтому ведущими становятся лозунги «Бери от жизни всё», «Лишь бы не было скучно». Поэтому появляется вызывающая одежда, исписанные стены, сломанные скамейки, алкоголизм и т.п. А всё потому, что некуда направить энергию.

Чтобы уберечь ребёнка от потребности быть «своим» среди «плохих», надо дать работу детскому воображению: развивать его творческие способности. Человек без воображения ужасен.

Кроме того, надо «прощупывать» поле интересов ребёнка: даже если его сейчас ничто не интересует, развивайте его любознательность, разговаривайте с ним – интерес появится! Но ни в коем случае не насилуйте!

- Подростковый возраст часто называют трудным. А что для вас заключается в этом понятии? Запишите 3-5 качеств «трудного» подростка.

По желанию родители озвучивают свои записи.

- Как правило, «трудные» дети черствы, жестоки, недоверчивы к людям, у них отсутствует совестливость, чувство вины. За редким исключением, они лживы. Дети лгут обычно, чтобы не выполнять какую-либо работу или поручение, а также из страха наказания. Три недостатка: эгоистичность, леность и лживость создают предпосылку трудновоспитуемости. Зло в детях рождается чаще всего потому, что любовь и доброта были дефицитом в их жизни. Поэтому главное правило здесь – стремление к сотрудничеству, к взаимодействию с ребёнком. Бороться надо не с трудным подростком, а вместе с ним за то хорошее, что в нём есть. Средств воспитания много: слова, жесты, мимика, интонация, своё собственное поведение. Но главное, чтобы душа его была наполнена добром, чтобы она по-хорошему страдала. В чистой душе не появятся низкие желания.

- Конфликты между родителями и детьми в подростковом возрасте – частое явление. Как разрешить конфликт? Как не допустить его? Дорогие родители, давайте вместе с вами найдём ответы на эти вопросы. Разобьёмся на группы по 3-5 человек. Каждой группе будет предложена ситуация. Вам нужно найти из неё выход или объяснить ошибки в поведении родителей.

В ходе решения ситуаций ведущий подводит итоги, на доске вывешиваются таблички с «правилами поведения» по разрешению и предупреждению конфликтов.

Ситуации

Родители стараются контролировать каждый шаг ребёнка, не отпускают его на улицу. Переживают, что он стремится проводить всё своё свободное время со сверстниками

Возможный выход: Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребёнок уже вырос и удерживать его возле себя всё время невозможно. Непослушание – это способ выйти из-под опеки. Смиритесь, что пока ребёнку важнее, как к нему относятся сверстники, а не родители.

Дайте свободу!

В семье ребёнок часто слышит: «Ты не то читаешь!», «Делай так, потому что так делаю я», «Я всегда училась хорошо», «Я всегда делала зарядку».

Больше всего подростка бесят нравоучения. Откажитесь от категорических оценок и суждений. Ребёнок имеет право на собственный взгляд. Будьте терпимы к мнению ребёнка: у него сформировались свои правила поведения и по вашим он жить не хочет. Нельзя создавать ребёнка по своему образу и подобию: вы подавите в нём личность.

Никаких нотаций!

Сын собирается пойти погулять, мать категорично заявляет, что он никуда не пойдёт, пока не сделает уроки. Ребёнок пытается уговорить мать, она даже слушать его не хочет.

Ещё ничего никому не удавалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и дети, и родители охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает. Не надо накалять ситуации, попробуйте встать на сторону ребёнка, поступиться чем-нибудь.

Идите на компромисс!

Дочь, придя из школы со слезами на глазах, кричит, что в этой одежде она никуда больше не пойдёт, что над ней все смеются. В ответ мать поднимает ещё больший крик.

Костёр ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Кто-то должен замолчать первым. Взрослому это сделать легче, чем подростку. Лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

Уступает тот, кто умнее!

К сыну пришли друзья, зовут гулять. Мать устраивает скандал, ведь сын ещё не выполнил домашнее задание. Друзья, естественно, уже ушли, сын сидит обиженный. Мать, уже остыв и понимая, что вспылила чересчур, приходит и объявляет: сыну можно сходить погулять.

Если родители демонстрируют ребёнку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения. Очень скоро ребёнок поймёт, что от мамы можно добиться всего, что рано или поздно она всё равно разрешит.

Будьте тверды и последовательны!

Папа жучит сына: «Неряха, бездельник, никогда не поможешь маме по дому», - а сам ведра мусорного не вынесет.

Взрослые всегда находят оправдание для себя, от детей же требуют обязательного выполнения тех или иных правил. Но дети всё прекрасно видят. Они знают, как «надо», но поступают так же, как родители.

Можно приучить лишь к тому, что сами соблюдаете!

- Итак, очень важно сдерживать и контролировать свой гнев. Будьте мудрее, не провоцируйте ребёнка на грубость. Если вы уж очень раздражены, лучше «остыньте» несколько минут. Подростковый возраст очень трудный и ранимый. Сделайте так, чтобы дети доверяли вам, чтобы они выросли добрыми, сердечными. А для этого надо самим верить и любить. Где любовь, там и благодарность, и доверие.

Не будет такого, чтобы во всех семьях были одинаковые правила воспитания. Выработайте свои правила! Но зато сами же их и придерживайтесь. Вот и все секреты воспитания!

Литература:

Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск 2. / Под ред. Н.А.Алексеевой. – М.: ТЦ Сфера, 2002

Каплунова С.В. Материал для родительского собрания «Взять сторону подростка» // «Классный руководитель», - 2004. - №6. – с.65.

Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, 11 классов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2001.

Скоркина Н.М. Методические разработки родительских собраний. – Волгоград, 2002. – с.23,33

Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.