12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бородина Людмила Адхамовна227
Учитель- не тот кто учит,а тот у кого учатся.Стараюсь в работе спустится с высоты своих знаний до незнания воспитанников и вместе с ними совершить восхождение.
Россия, Ульяновская обл., п.Дивный
Должен ли ребенок выбирать профессию родителей?

Обычно, когда в семье появляется младенец, взрослые начинают планировать его будущее, но реально они сталкиваются с проблемой выбора жизненного пути своим ребенком, когда он уже вырос и стоит перед входом в самостоятельную жизнь. Вопрос будущей профессии ребенка, которая должна определить все его дальнейшее существование, зачастую стоит в семьях очень остро.

Когда малыш играет в продавца, учителя, шофера, маляра или космонавта, он знакомится с особенностями той или иной профессии, как бы примеряя их на себя. Но игра заканчивается, когда ребенок получает на руки аттестат о школьном образовании. Тут и начинаются разногласия в семье, и очень хорошо, если родители в состоянии понять выбор своего чада, поддержать его, помочь всем, чем могут.

Дух противоречия

Психологи говорят, что подростки, как правило, настроены в духе противоречия по отношению к родным и к миру, они ратуют за справедливое к себе отношение. Поэтому если ребенок заявил, что собирается учиться на шофера, а вы мечтали, что он продолжит вашу династию медиков, то на этой почве возникнет неслабый конфликт.

Ваш ребенок будет взывать к справедливости, укоряя вас тем, что свою профессию медика вы выбирали самостоятельно, а ему не даете это сделать. Вам следует прислушаться к аргументам своего отпрыска, выяснить, что побудило его принять такое решение. Он может сказать вам, что ему нравится это занятие, или он в этой области настоящий спец. Если вы увидите, что ребенок категорически и решительно отстаивает свой выбор, то вам, вероятно, следует его принять. Ведь для вас интересы и счастливое будущее ребенка должны быть выше ваших амбиций.

Не нужно запугивать

Не стоит его запугивать метлой, которой он будет махать, не найдя работы по специальности. Он вас все равно не услышит. Лучше вместо этого расскажите подробнее о тонкостях своей профессии, причем со всеми минусами и плюсами, только честно и правдиво. Больше ничего не предпринимайте, дальше ребенок сам выберет то, что ему по сердцу. Ведь его выбор профессии – это его первый шаг во взрослую жизнь, он может только принять или не принять во внимание ваши советы и рассказы, а стать он должен тем, кем хочет он сам, а не вы.

Если вы настоите на своем решении, и ребенок против своей воли поступит туда, куда укажете ему вы, то ничего, кроме депрессии, апатии к учебе и отсутствия удовлетворения жизнью он не испытает. Вас он станет при каждом удобном случае обвинять в том, что вы сломали ему жизнь, у него не будет ни стимула, ни желания что-то менять и куда-то двигаться. Помните, что работа обязательно должна приносить моральное удовлетворение и быть любимой, тогда все у вашего ребенка получится.

Мастер класс «Играем – профессию выбираем» Задачи: - совершенствовать и конкретизировать представления детей о мире профессий; - поиск педагогических идей для развития способности понимать и принимать ценности труда на благо общества и личностного развития; - содействовать личностному самоопределению. Уважаемые родители, позвольте представить Вашему вниманию наш опыт по ознакомлению детей с профессиями Вводная часть. Детство – это удивительный мир, где, будучи ребенком, можно стать мамой и папой, пожарным и врачом, можно полететь в космос, попутешествовать по разным странам за один день или помечтать о будущем. Мир профессий в обществе сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Если еще несколько лет назад было достаточно познакомить детей с трудом повара, врача, продавца, водителя и военного, то на текущем этапе этого недостаточно. Современная действительность нам диктует новые требования. В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации. Данное направление работы осуществляется на протяжении всего периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется: 1) в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности (игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической); 2) в процессе специально организованных педагогическими работниками формах работы: педагогических ситуаций, экскурсий, праздников, развлечений и т.д. Чтобы сформировать у детей представление о том, что такое профессии, поддерживать интерес к ним, способствовать самостоятельности мышления и выбора, важно грамотно использовать методы и приемы ознакомления дошкольников с трудом взрослых. Ознакомление с трудом взрослых должно осуществляться не на уровне одной задачи, а как целостный органический процесс. Одним из верных способов рассказать детям о той или иной профессии является игра. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. Игры дают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяют словарь, учат общению. В нашем дошкольном учреждении задачи по ознакомлению с профессиями преимущественно осуществляются через метод проектов, который дает возможность в интересной форме расширять и углублять знания детей, объединять профессии в тематические блоки, применять различные технологии, которые делают работу увлекательной. Как Вы думаете, с какими профессиями можно познакомиться, работая над проектом «Столовый этикет»? Совершая экскурсии на кухню детского сада, конечно же, с профессией повар. Дети в реалиях видели: в чем одет повар, его отношение к работе, процесс приготовления еды и особенно результат. Что повысило аппетит детей и уважение к труду повара. А вот виртуальные экскурсии помогли нам узнать профессии пекаря, кондитера, официанта, заглянуть на фабрику по производству посуды. Было очень важно, чтобы ребенок видел процесс труда своими глазами. На мастер-классах, которые проводили не только педагоги, но и родители, детей активно включали в интерактив: складывали салфетки разными способами, украшали торты, проводили чайную церемонию и т.д. Детям очень нравилось быть участниками трудового процесса, и было видно, что он приносил им огромное удовольствие. Сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями как представителями различных профессий, развивает коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формирует понимание норм и правил общественного поведения. Информацию о профессиях дети получают не только в детском саду (в процессе экскурсий, бесед, наблюдений, чтения, обсуждения, рассматриваний картинок, проведения театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных игр, педагогических ситуаций по овладению определенными умениями и элементами трудовой деятельности), но и за его пределами.в процессе реализации проекта дошкольники познакомились с такими профессиями как садовник, фармацевт, аптекарь (хочется отметить работу родителей), научились сами ухаживать за растениями, наблюдать за их состоянием, радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда. Детям было очень интересно делать для себя открытия, которыми они после делились с друзьями. Проект познакомил детей с профессиями работников музея, работников театра и мультипликации и т.д. Ребята сами с удовольствием были экскурсоводами. Многие из Вас принимали участие в акции «С рождения за безопасность дорожного движения». В связи с этим в наше дошкольное подразделение был приглашен инспектор ДПС. Используя занимательный материал и проигрывая различные ситуации, он проинформировал не только о нормах и правилах, которые должны соблюдать дети на дорогах, но и рассказал, какими качествами должен обладать представитель данной профессии, чем показал важность и серьезность этого труда. Проведение праздников, тематических дней, досугов также способствует ознакомлению дошкольников с различными видами деятельности взрослых («День защитников отечества», «День космонавтики», «Книжкина неделя», и т.д.) А работая над той или иной темой, проигрывая различные ситуации, иногда находишь те самые невидимые нити, которые иногда объединяют людей разных профессий. Ведь воспитателю необходимо создать такие условия для ознакомления с трудом взрослых, чтобы этот процесс стал не только увлекательной деятельностью, но может быть первым шагом к будущей профессии ребенка. Сегодня Вашему вниманию мы хотим представить мастер-класс по теме «Играем – профессию выбираем» для детей старшего дошкольного возраста. Мы представляем один из вариантов нашей работы. Умение работать в команде очень актуально. Команда может решить задачи, которые для одного человека слишком сложны и трудоемки, тем самым можно варьировать идеи, процесс ознакомления и закрепления материала. Коллективная работа над проектом, конечно, не принесет Вам таких лавров, как единоличное выполнение какого-либо задания, но эти проекты гораздо масштабнее и интереснее. Возможно, Вы увидите то, что уже используете в своей работе, а может быть что- то возьмете на заметку. Основная часть Здравствуйте, ребята. Сегодня, я хочу пригласить Вас в увлекательное путешествие по миру профессий, где в конце пути, я думаю, мы сделаем коллаж о тех профессиях, которые нам встретятся. Вас сегодня много, и я не знаю, как у Вас сегодня начался день, с каким настроением Вы пришли. Поэтому я Вам предлагаю сыграть в игру «Здравствуйте!», тем самым я Вам желаю здоровья и хорошего настроения. 1. Игра «Здравствуйте» Цель: создание эмоционально-благополучной атмосферы на основе доброжелательности и взаимодействия друг с другом. Ход игры: дети встают в два круга и двигаются под музыку по кругу, (круги двигаются в разных направлениях), как только музыка заканчивается, все останавливаются, поворачиваются к соседу по кругу и здороваются. Звучит сирена пожарной машины (на экране фрагмент из мультфильма «Кошкин дом») Тили-тили, тили - бом! Загорелся кошкин дом! Загорелся кошкин дом, Бежит курица с ведром, А за нею во весь дух С помелом бежит петух…. Ребята, у кошки случилась беда: пожар! Кого нужно позвать на помощь? (Пожарного). По каким причинам случаются пожары? (ответы детей: спичками играли, не выключили плиту, утюг, короткое замыкание и т.д.). Как Вы думаете, все ли могут быть пожарными? Какими качествами должен обладать пожарный? (ответы детей: храбрый, быстрый, ловкий, находчивый и т.д.) 2. Эстафета «Тушение пожара» Цель: продолжать знакомить с одной из отважных профессий - пожарного, с необходимыми предметами для работы пожарного с трудовыми действиями через эстафету; развивать интерес к спортивным играм-соревнованиям, развивать ловкость, меткость, быстроту, учить играть в команде, действовать сообща, по сигналу. Используем варианты игры с мячом «Что нужно, чтобы потушить пожар» – дети встают в круг и, перебрасывая мяч, перечисляют предметы, необходимые для тушения пожара. Пожар мы потушили, но вот беда: пострадала кошка. Ребята, для того, чтобы помочь пострадавшим при пожаре, куда надо обратиться? (ответы детей) Людей лечат врачи, а кто лечит животных? (ответы детей) Правильно, животных лечит специальный врач – ветеринар. Конечно, Вам знакома сказка К.И. Чуковского «Доктор Айболит» и Вы помните, как он помогал зверюшкам? Ветеринар не только лечит, дает лекарства или делает операции, но и делает профилактические прививки, чистит уши, обрабатывает лапы. Ветеринарную клинику можно узнать по значку, на нем нарисована либо лапа, либо само животное. Давайте с Вами поможем нашей кошке выздороветь. 3. «Ветеринар» Цель: продолжать знакомить детей с разновидностью медицинских профессий, формировать представления детей о работе ветеринара, клиники и её функциях, учить подбирать и называть предметы для лечения и осмотра больных. Оборудование: карточки с изображением различных предметов и медицинских принадлежностей. На столе разложены карточки с различными предметами, лекарствами, медицинскими принадлежностями, нужно выстроить алгоритм оказания помощи кошке. Каждая команда на столе выкладывает последовательность действий. После команда победитель получает эмблему с профессией «Ветеринар» Кошку вылечили, но вот новая задача. Нашей кошке надо где-то жить. У нее же сгорел дом. Как нам теперь ей помочь? (ответы детей: нужно построить новый дом) А как? Как нам определится, какой нужно строить дом? Кто нам может помочь? (ответы детей) Чтобы новый дом построить, Или новый детский сад, На бумаге архитектор, План рисует и фасад. Все начертит, посчитает И покажет, что и как Сколько комнат, где какая Где подвал, а где чердак… (стихотворение из книги «Большая книга профессий для самых маленьких», автор Г.П.Шалаева) Архитектор – это одна из строительных специальностей. Для того чтобы быть архитектором, нужно знать много наук: и математику, и историю, географию и черчение и т.д. Ведь дом должен быть прочным и красивым. Дома – это украшение города. И сейчас мы с Вами будем архитекторами и создадим проект нового дома.. Рекомендации: возможны варианты игры, например: по заданному количеству палочек 4. «Проект дома» Цель: развивать детское творчество, фантазию и воображение, мелкую моторику и конструктивные способности. Дети берут палочки и выкладывают различные варианты домов. Обсуждаем проекты и выбираем один для постройки. После команда победитель получает эмблему с профессией «Архитектор» Ну вот, теперь, мы можем обращаться к другим строительным специальностям. Какие строительные специальности вы можете назвать? (ответы детей: сварщик, монтажник, каменщик, замерщик, плотник, плиточник). Пальчиковая игра: «Строители» Рядом с нами, за углом, Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы правой руки, начиная с мизинца. Дружно строят новый дом: Руки сжаты в кулаки. Разжимать пальцы левой руки, начиная с мизинца. Каменщик, маляр, электрик, Сгибать пальцы правой руки, начиная с большого. Плиточник , сантехник Стукнуть кулаком правой руки ладонь левой 5. «Строители» Цель: продолжать знакомить детей со строительными специальностями, технологией постройки дома, обогащать словарь расширять у детей опыт конструирования на основе готового плана, учить самостоятельно возводить постройку, воспитывать внимательность, доброжелательные отношения друг к другу. Оборудование: набор конструктора (деревянный, Лего разного цвета или конструктор из серии «Город»). Ход игры: Дети под музыку стоят дома и помещают их в контейнер с песком. (Конструктор для постройки дети выбирают самостоятельно). Пока дети строят, воспитатель может вести беседу. Рабочий день на стройке начинается очень-очень рано, а заканчивается поздно. Строители торопятся скорее построить здание, чтобы в нём могли поселиться люди. Строительство любого здания начинается с заливки фундамента, фундамент – это основа всего здания, он должен быть очень крепким, прочным. После того как залит фундамент, на стройке наступает затишье, так как фундаменту нужно время чтобы «набрать прочность». Следующий этап – возведение стен. Возводить их будут бетонщики и каменщики. Любое здание – жилое или промышленное – покрывается кровлей ил крышей. Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик. Здание смотрит на нас пустыми проёмами окон. Этим займутся монтажники. Монтажник — это человек, который занимается установкой, соединением, закреплением и подключением различных строительных элементов, сантехники, систем вентиляции, теплосети, котлов, бытовой техники и т. д. Ну а самый последний этап это внутренняя отделка помещений. Кто же теперь будет работать на стройке, как вы думаете? (Ответы детей). Ну, конечно, это маляры, штукатуры, плиточники. После команда победитель получает эмблему с профессией «Строитель» Вот и дом готов, да вот беда: как же пройти к дому? Того глядишь увязнешь в песке. Да и около дома не красиво, пусто. Как Вы думаете, к кому теперь нам надо обратиться. Есть такая профессия ландшафтный дизайнер, он занимается благоустройством территории на улице, она очень схожа с профессией садовник и даже архитектор. 6. «Украшаем улицу» (песочная терапия) Цель: развивать коммуникативные навыки, восприятие, творческое мышление, гармонизировать психоэмоциональное состояние детей, дать возможность для самовыражения. Оборудование: набор разноцветных камешков, различных насадок для рисования на песке, набор деревьев, кустарников. Ход игры: Представители команд подходят к своим контейнерам с домами и начинают на песке с помощью насадки прорисовывать расположение дорожек и растений. Затем оформляют каждый свою улицу. После команда получает эмблему с профессией «Ландшафтный дизайнер» Отрывок из мультфильма «Кошкин дом»: И готов наш новый дом! Завтра будет новоселье. На всю улицу веселье. Тили-тили-тили-бом! Приходите в новый дом!!! А какое же новоселье без угощенья. Предлагаю стать кондитерами. Это профессия существует очень давно и у каждого кондитера есть свои рецепты и секреты. 7. «Украшаем торт» Цель: продолжать знакомить с трудовыми действиями кондитера, с предметами, необходимыми для работы, порядком выполнения трудовых действий, развивать фантазию и воображение, желание сделать приятное, вызывать положительные эмоции от собственного труда. Оборудование: влажные салфетки, коржи, украшения для тортов, варенье, пластиковая посуда. Две команды на подносе украшают торт. После команда получает эмблему с профессией «Кондитер» Наше путешествие в мир профессий подошло к концу. Кошка жива и здорова, у нее красивый новый дом. А чтобы Вы не забыли, какие нам профессии сегодня встретились, предлагаю наклеить все полученные эмблемы на наш коллаж.


 


 


 

АНКЕТА

1.Считаете ли Вы, что у вашего ребенка есть те или иные способности?

Да

Нет


 

2. играете ли вы с вашим ребёнком в сюжетно-ролевые игры?

Да

Нет


 

3. Всегда ли доступны вашему ребенку карандаши, фломастеры, пластилин. Имеются ли у него игрушки для сюжетно-ролевых игр. Да

Нет


 

4. Как вы считаете, достаточно ли в детском саду воспитатели занимаются с детьми на тему «Все профессии нужны,все профессии важны»?

Да

Нет

Не всегда


 

5. Глядя на ребёнка, замечаете ли Вы его интерес к той или иной профессии?

Да

Нет


 

. 6. Посещаете ли вы детско – родительские встречи, развлечения, открытые занятия, мастер-классы которые проходят в группе?

Да

Нет


 

7 . Получаете ли вы новые знания, после проведенных бесед?

Да

Нет


 

8 всегда ли нравятся вам открытые мероприятия по данной теме?

Да

Нет
 

9. Достаточно ли консультативного материала в родительском уголке по данной теме?

Да

Нет

10. Удовлетворены ли Вы в целом работой воспитателей по теме «Все профессии нужны, все профессии важны»? Да Нет

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Бородина Людмила Адхамовна
Комментарий был удалён пользователем 01 окт 2017 в 09:40
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.