12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Галина Рубан52
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
4

Родительское собрание на тему: «Дом — это то, куда готов ты возвращаться вновь и вновь или вечный конфликт «отцов и детей»»

 Родительское собрание на тему:

«Дом — это то, куда готов
ты возвращаться вновь и вновь или вечный конфликт «отцов и детей»».

Цель:

показать родителям, какое влияние оказывает стиль взаимоотношений подростка с родителями, на развитие личности и на формирование стиля отношений подростка к другим людям;

формирование у родителей позитивной позиции при решении проблемных ситуаций;

разработка основных правил семейного воспитания.


 

Форма проведения:

деловая игра.

Оформление (на доске):

Дом - это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым, еле живым, еле живым.
Дом - это там, где тебя поймут, там, где надеются и ждут,
Там, где забыли о плохом - это твой дом.

 Участники: родители учащихся, в начале собрания делятся на 5 групп по случайно выбранным цветам.

Ход собрания:


1. Вступительная часть.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Сегодня мы поговорим о взаимоотношении подростка и родителей. О семье. В Конвенции о правах ребенка сказано: "Ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания".

Семья – наиболее естественная среда физического, эмоционального и социального развития личности в важнейших фазах ее первичного становления – физического, эмоционально-интуитивного, речевого – от рождения до 6-7 лет, духовно-нравственного – от 3,6 до 9,5 лет, индивидуально-творческого – от 4,8 до 14 лет.

Семья закладывает ведущие начала индивидуального и коллективного Я личности (образ Я и образ мира), гармонию ума, души и воли ребенка, его образ действий и образ будущего.

Отметим положительные признаки семейного общения:

1. Семейному общению в большей степени, чем другим видам общения, присущи интимность, камерность, снижение "доверительного интервала", дистанции между общающимися сторонами.

2. Семейное общение охватывает все стороны жизни человека, обеспечивает его вне ролевого принятия и взаимодействие. Так, в школе ребенок может выступать в одной-единственной роли – ученика, в спортивной секции – спортсмена. Семья же должна принимать ребенка в интеграции всех его внешних ролей, помогать устанавливать их иерархию.

3. В семейном общении невозможно выделить отдельные его аспекты (обучение, воспитание, развитие), ему присущ комплексный характер взаимного влияния друг на друга всех членов семьи. И если взрослые служат для ребенка наглядными примерами, образцами поведения, то он в свою очередь их подтягивает, дисциплинирует, укрепляет в них чувство ответственности.

4. На семью возлагается обязанность регулировать разнообразные отношения ребенка с миром. Прямо обрушить на его неокрепший организм и психику требования окружающей действительности, иногда довольно жесткие, нельзя. Поэтому родители нередко выступают своеобразным "буфером", смягчая эти требования и подстраховывая возможные отклонения от оптимума, снимая стрессы, получаемые ребенком в других сферах жизни.

5. В семейной жизни, как нигде, велико влияние личностного начала в воспитании. Живой пример, особая чувствительность к настроению и состоянию членов семьи имеют большое значение. У родителей, как ни у кого, есть возможность остаться один на один с ребенком и точно оказать на него необходимое влияние.

6. Семья, обеспечивая максимальную длительность связей, имеет большое влияние на человека на протяжении практически всей его жизни – от младенчества до старости. Это предопределяет непрерывность познания друг друга в разных ситуациях, полную информированность о жизненном пути ребенка.

Также есть и объективные причины, осложняющие общение в семье, отношения между ее членами.

1. На семейное общение ложится большая эмоциональная нагрузка. В семье диапазон эмоциональных проявлений очень широкий, так как включает и расслабление в домашних условиях, и снижение самоконтроля, и нарастание тенденции к нервным "выбросам". Эта тенденция усиливается тем, что обычно общение с детьми приходится на вечернее время, когда и родители, и ребенок уже устали и испытывают острую потребность в отдыхе, а часто и в ограничении социальных контактов.

2. Общение в семье может протекать на фоне уже накопившегося переизбытка общения (у детей в школе, у родителей на работе), когда одна из сторон или сразу обе испытывают потребность побыть в одиночестве, сосредоточиться на своем внутреннем мире.

3. Общение в семье зачастую происходит на фоне мелких, каждодневных бытовых хлопот, что нередко обесценивает его содержательную сторону, ибо ограничивается внешней результативностью при внутренней пустоте отношений. Эта приземленность общения порой просто невыносима для подростка с его романтическими взглядами на жизнь и вызывает у него неприязнь к родителям.

4. У родителей часто нет психолого-педагогического опыта, он приобретается параллельно с ростом ребенка. Поэтому высока вероятность педагогических ошибок. Отсутствие знаний приводит к недостаточному пониманию происходящих событий, действиям на основе интуиции или чаще всего исходя из первых эмоциональных побуждений (причем нередко в состоянии раздражения). Многие родители черпают свои педагогические идеи из весьма ненадежного источника – своих подзабытых и приукрашенных последующим жизненным опытом детских впечатлений, не испытывая потребности более широко и непредвзято взглянуть на свои собственные отношения с ребенком.

5. Неразвитость специальных коммуникативных умений затрудняет возможность проявления родителями личностного аспекта в различных жизненных ситуациях. Неумение "облачать" свое поведение в ту форму, которая максимально полно соответствовала бы исходной цели педагогического воздействия на ребенка, психологической сущности взаимодействия, часто не позволяет правильно реализовать интуитивно найденные верные педагогические решения.

Таким образом, при потенциально высоких возможностях семейного воспитания существуют причины, которые усложняют процесс внутрисемейного взаимодействия.

Уважаемые родители! Давайте попробуем разобраться в данном процессе.

На столах у вас мини-анкеты, ответьте пожалуйста на предложенные вопросы

Вопросы мини-анкеты для родителей:

1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?

2. С каким лицом чаще всего ваш ребенок общается с вами?

3. Каким, по-вашему, мнению, должно быть лицо вашего ребенка во время общения с вами?

пиктограммы
Обсуждение: У родителей спрашивается: Каких пиктограмм больше? Совпадают ли пиктограммы первого и второго вопросов? Есть ли разница в ответах на второй и третий вопрос?

Вывод: ребенок любит своих родителей и нуждается в их ласке и любви, и если мамы и папы хотят видеть своих детей счастливыми и часто улыбающимися, то они в свою очередь, несмотря ни на проблемы на работе, ни на неудачи в личной жизни, должны привносить в жизнь своих детей положительные эмоции.

Учитель. Вернемся к тем недостаткам, которые приводят к конфликту между детьми и родителями.

Любовь умиления - самое печальное, что можно представать себе в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребенок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия: «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живет на свете.

Вторая разновидность неразумной родительской любви - деспотическая любовь, эта форма - одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается. Все это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребенка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим. Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын или ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Третья разновидность неразумной родительской любви – любовь откупа. Родители в такой семье считают, что их долг заключается лишь в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделит достаточно внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно не знакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Иногда противоречия между детьми и родителями ярко выражены, иногда им не придается большого значения. Сейчас я предоставлю вам возможность взглянуть на некоторые ситуации, возникающие в семье, глазами ваших детей, а потом сравнить свои ответы с их взглядами.

2. Практическая часть. 

Вопросы анкеты для детей «Я и моя семья» (варианты ответов: практически всегда, иногда, почти никогда):

1. Родители меня во всем поддерживают.

2. У нас бывают разногласия, даже ссоры.

3. Мне бывает трудно дома.

4. Родители предъявляют ко мне слишком высокие требования в учебе.

5. Меня во многом ограничивают.

6. Родители всегда считаются с тем, чтобы мне хотелось иметь из одежды, с другими моими нуждами.

7. Мне дают карманные деньги.

8. У нас дома бывают одноклассники, друзья.

9. Мне хотелось бы иметь больше самостоятельности.

10. Родители заняты только собой.


 

Учитель. С помощью родителей у ребенка постоянно закладываются представления о том, какой должна быть семья, ее быт, взаимоотношения между членами семьи. Зачастую семья, в которой вырос ребенок, становится моделью его будущей семьи. В жизни бывают моменты, когда по окончанию конфликта, родители, проигрывая еще раз ситуацию понимают, что можно было сделать (сказать) по-другому, но время упущено. Вам предлагаются ситуации, в которых необходимо дать оценку поведения ее участникам.

Ситуация № 1:

Мальчик, учащийся 6 класса, послал бабушку к чёрту. Когда бабушка пожаловалась отцу, тот возмутился: 
- Бабушка о тебе заботится, а ты её оскорбляешь! 
Сын: 
- Но ведь ты маме тоже так говорил!? 
- Да как ты смеешь отца учить? 
Вмешивается мать: 
- Что ты кричишь на сына? Сам хамишь, а от ребёнка требуешь вежливости. 
Дайте оценку поведения всех членов семьи. 

 

Ситуация № 2:

Наташа и Оля, дружили, но только в школе. Родители запрещали Наташе приводить Олю домой, встречаться и играть вместе на улице. Мама считала, что Оля развита не по возрасту, часто грубит, плохо учиться, по ее мнению, интересуется мальчиками, одним словом, может научить лишь плохому. А Наташа доказывает, что Оля хорошая, она помогает в общение с одноклассниками, защищает ее. Ваш выход из этой ситуации.

 
Ситуация № 3:


Полина    рассказала маме по секрету, что ей нравится в мальчик из 8 класса. Мама, конечно отнеслась к этому несерьезно, посмеялась над девочкой, мол куда ты, нос не дорос. Побольше бы сидела лучше с книжками, учила уроки. Вечером мама   при   всех рассказала отцу о   секрете дочери. Отец был категоричен: «Ишь ты, невеста. Чтоб я таких разговоров даже больше и не слышал!», - бросил он дочери. Как бы вы поступили на месте каждого члена семьи? 


Ситуация № 4:

(письмо на одном из форумов) На занятиях танцами который год возникает конфликт между дочерью и одноклассницей. Больше не с кем. После очередного замечания данному ребенку, пошли физические провокации – толкнула, ущипнула, поцарапала и т.п. все это делается так, чтобы преподаватель не видел. Бывали случаи после ответной реакции, когда моего ребенка, не разобравшись ругали. А одноклассница при этом говорит, что во всем виновата моя дочь. Учу ее не обращать внимания и не реагировать. Понимаю, что полностью исключить общение возможно лишь уйдя в другую школу, но не хочу этого. Но также надо учить решать проблемы, а не уходить от них. Как правильно поступить.

Ответ психолога на форуме: «…Для начала рекомендую подойти и объяснить ему проблемную ситуацию, поскольку от личности педагога в большей степени зависит разрешение детского конфликта. Поинтересуйтесь ее версией ситуации. Следующим эффективным шагом может выступить знакомство с родителями «активного» ребенка. Если родители адекватные, то они смогут повлиять на дочь и найти убедительные слова для нормализации ее поведения. Если это не поможет, то учите дочь избегать конфликтов, это умение в жизни важнее, чем отвечать и усиливать конфликт. Объясняйте так, что важнее сохранить свое здоровье и жизнь, чем отвечать агрессору-ребенку и быть травмированным в процессе выяснений отношений еще сильнее».

Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить у жизни. 
- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок: 
Времени у вас 3 минуты. 
 ЕСЛИ:
1. Ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть); 
2. ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным); 
3. ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины); 
4. ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других); 
5. ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным); 
6. ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым); 
7. ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей); 
8. ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя); 
9. ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым); 
10. ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире). 
Слова для справок: находить любовь в этом мире, быть благодарным, ценить себя, быть справедливым, жить с чувством вины, быть замкнутым, быть агрессивным, верить в людей, ненавидеть, быть справедливым, понимать других.

        Мир детей и Мир взрослых взаимосвязаны и не нужно их разделять,  а нужно укреплять их отношения. Нужно быть внимательным к ребенку и принимать его таким, каков он есть, откликаться на его просьбы, желания. Основа для сохранения контакта - искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть даже самым пустяковым и наивным проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

-  Спасибо всем участникам за полезное общение. 
Рефлексия:

3 Подведение итогов.

У вас на столах четыре цветных жетона, прочитайте пожалуйста текст на них и положите в коробку тот жетон, который соответствует вашим впечатлениям о нашей встрече.

Обсуждаемые проблемы не интересуют меня (желтый)

Обсуждаемые проблемы малоинтересны для меня (синий)

Некоторые проблемы, обсуждаемые сегодня, были мне интересны (зеленый)

Всё происходящее сегодня было мне очень интересно (красный)

Вот и пришло время заканчивать нашу сегодняшнюю встречу. Напоследок я прошу каждого из вас написать вот на этих листах что-нибудь хорошее, приятное. Написав, сомните свой листок и по моей команде бросьте его в кого-нибудь из присутствующих. А теперь поднимите любой снежок, прочтите написанное. Вы отправили в мир добро и в ответ получили такое же положительное послание. Так давайте же и в повседневной жизни поступать так, чтобы к нам возвращалось только добро!

                                                                                                    Приложение 1

к родительскому собранию
 

Анкета для родителей №1

Бывает ли ваш ребенок агрессивным?

В каких ситуациях он проявляет агрессию?

Против кого он проявляет агрессию?

Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?


Анкета для родителей №2

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Необходимо отметить те качества, которые у подростка наиболее выражены и проранжировать их по степени выраженности в поведении подростка:

Доброта

Сочувствие

Покладистость

Терпение

Сопереживание

Безразличие

Упрямство

Агрессивность

Нетерпимость

Эгоизм


Анкета для учащихся:

Чаще всего я радуюсь, когда:

Чаще всего я смеюсь, когда:

Чаще всего у меня хорошее настроение, когда:

Чаще всего я плачу, когда:

Чаще всего я злюсь, когда:

Чаще всего я обижаюсь, когда:

Мне хорошо, когда меня:

Мне плохо, когда меня:


Тест для учащихся:

Перед вами10 выражений, которые характеризуют человека. Выпишите те качества, которые по вашему мнению, могут относится к вам. Их должно быть не более пяти.

Я - добрый

Я - злой

Я - терпеливый

Я - нетерпеливый

Я - упрямый

Я - безразличный

Я - хороший друг

Я - умный

Я - помощник

Я - обидчивый

 

Приложение 2

к родительскому собранию

Памятка

Советы родителям.
1.Любите своих детей!
2.Помните, что любой человек имеет право на ошибку! На ошибках учатся!
3.Помогайте своим детям разумно!
4.Чаще улыбайтесь.
5.Старайтесь искать в любом случае положительные стороны.
6. Подбирайте слова в разговоре с ребёнком.
7.Уважайте его достоинство.
8.Не забывайте что 20, 30, 40, 50 и т.д. лет назад. Вы то же были детьми!
9.Защишайте своих детей в меру.
10.Ходите чаше в школу, посещайте родительские собрания, ведь информация и знания лишними не бывают.
11.Учавствуйте в делах своего ребёнка, его класса и школы.
12.Приглашайте друзей своего ребёнка в гости.
13.Не начинайте разговор с ребёнком с критики и повышенного тона, опирайтесь на его хорошие качества.

Литература:

1. Мелибруда Е.Я. Ты - Мы. Психологические возможности улучшения общения М.: Прогресс, 1986.
2. Журнал «Воспитание школьников» №1, 2002

3. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф.Райс. - СПб: Питер, 2000.
4.Конвенция ООН 1989г. «О правах ребенка» (вступила в силу для СССР 15.09.1990г.) // Сборник международных договоров СССР. Вып. XLVI. 1993.
5. Конституция РФ от 12.12.1993г. (с поправками от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ и №7-ФКЗ) // РГ. №7. 21.01.2009.

6. ФЗ РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 18.07.2011г.) // РГ. №13.23.01.1996; СПС Консультант.
7. Семейный кодекс РФ от 29.21.1995г. №223-ФЗ (в ред. от 30.11.2011г.) // РГ. №17. 27.01.1996г.; www.pravo.gov.ru <http://www.pravo.gov.ru/>;
8.http://akspsih.ucoz.com/publ/metodicheskaja_kopilka/delovaja_igra_dlja_roditelej/2-1-0-39

9.https://multiurok.ru/files/dielovaia-ighra-s-roditieliami-kak-poniat-svoiegho.html

10.https://doc4web.ru/pedagogika/test-detey-vospitivayut-roditeli-a-roditeley.html
11.http://www.therapy.by/articles/osobennosti_podrostkovogo_perioda
 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.