Родительское собрание в 11 классе на тему «Моральные нормы общества»
Родительское собрание
на тему:
«Моральные нормы общества».
В семье детки получают 1-ые уроки гражданственности. Моральные нормы общества сначало стают перед ребенком в форме требований, предъявляемых к нему родителями, стают воплощенными во всем виде жизни семьи, и, даже еще не осознаваясь, усваиваются как единственно вероятный метод поведения. Конкретно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся дела в семье, какие ценности, интересы тут находятся на первом плане, зависит, какими вырастут детки. Да, 1-ые уроки гражданственности отдаёт сама жизнь семьи.
Первостепенная задачка семьи - научить малыша жить посреди людей, жить по нормам и принципам общества, тех самых, которые закреплены в Конституции. В.А. Сухомлинский утверждал: "Важная мудрость жизни, которую должен постигнуть наш гражданин,- это человеческие взаимоотношения". В эти дела ребенок вступает практически с самого собственного рождения. Следовательно, и гражданское воспитание начинается с первых же дней его жизни.
Дела дошкольника не выходят за пределы непосредственных связей с семьей, товарищами по играм, соседями, воспитателями детского сада. Большой мир вокруг нас начинает входить в его жизнь из рассказов взрослых, он пока лишь начинает узнавать о нем. А вот отношение к людям у него уже формируется.
Сейчас общение малыша ограничено кругом его семьи, по мере его роста оно будет все более и поболее расширяться. Какие традиции отношений с людьми перенесет ребенок из семьи в школу, а потом в наше общество в целом? Принесет ли он в общественную жизнь своекорыстные претензии эгоиста либо будет мыслить, ощущать и действовать как коллективист? Это во многом зависит от отношений, которые» сложились у малыша в его самой первой социальной среде - семье.
Есть лишь один метод воспитать гражданина - включить его с самого рождения в дела, соответствующие нашему строю, обществу, виду жизни, в дела гуманности, справедливости. Эти дела подразумевают, с одной стороны, уважение всех окружающих к ребенку, с дру-гой стороны, его уважение ко всем окружающим.
Означает, семья обязана быть подлинным коллективом, где каждый окружен любовью и заботой, каждый имеет и права, и обязанности, где не только взрослые, однако и детки участвуют в ведении общего хозяйства, где потребности и взрослых, и деток удовлетворяются уместно. Семья, владеющая всеми признаками коллектива, говорил А.С. Макаренко, - это "организация воспитания и счастья". В таковой семье отрадно жить. В ней нет деспотизма взрослых и приниженности деток. В ней нет и людей, которые добровольно приносят себя в жертву остальным. Взрослые в таковой семье - старшие члены коллектива, ответственные за него перед обществом. В ней каждый готов придти другому на помощь.
Чтоб ребенок рос неплохим человеком, ему очень важно повседневно быть свидетелем и участником самых дружеских, самых справедливых отношений меж членами семьи.
Он видит, как заботливы к нему предки, однако это не создает у него чувства своей исключительности: ведь так же внимательны предки и друг к другу. Внимания к мамы просит от него отец. Ну и мама постоянно учит его, как проявлять заботу об отце, что сделать, чтоб его повеселить. Так в семье принято, это традиция, неписанный закон. И ребенок ухе в семье следует этому закону заботы всех о каждом и каждого обо всех, даже еще не зная, что это один из основных законов публичной жизни.
Семья - ячейка общества, и в ней, как в капле воды, отражаются дела в обществе. Семья обязана строиться на началах любви и взаимопонимания, заботы друг о друге. В.А. Сухомлинский говорил: "Я сходу вижу малыша, предки которого по-настоящему обожают друг дружку: у него мир и покой'в душе, вера в добро, красоту человека, в слово воспитателя" .
А.С. Макаренко писал: "Если вы желаете родить гражданина и обойтись без родительской любви, то будьте добры, предупредите общество о том, что вы желаете сделать такую гадость. Люди, воспитанные без родительской любви,- частенько искалеченные люди". У малыша, воспитанного без родительской ласки, возникает чувство, что мир вокруг него прохладный и неприветливый. Весь мир вокруг нас в этом возрасте подменяют для малыша его предки; холодны они - означает холоден весь мир, в котором ребенок возник, чтоб начать в нем жизнь. Он пугается этого мира, еще не зная его. У него рождается состояние ужаса и злости по отношению к иным людям, он оказывается способным на жестокость, тогда как детки, воспитанные в условиях неизменных дружеских контактов с родителями, обычно, миролюбивы и покладисты.
На 1-ый взор это звучит натяжкой, - то, что ласковые родительские прикосновения к ребенку, колыбельная песня, ухмылка - все это уже начало общественного воспитания. Однако это так. У кавказских народов есть таковая пословица: "Если человек нехороший, означает, мама у колыбели не пела ему песен". Нет материнской ласковой ухмылки, ласкового взора, мелодичной песни - и у малыша остается неразбуженной душа.
Исследования демонстрируют: чуть родившись, ребенок уже ощущает, какие руки его касаются - любящие либо безразличные, и реагирует на недочет родительской любви так остро, что это воспринимает характер психической травмы.
Предки обожают малыша прекрасного и некрасивого, здорового и болезненного, послушного и озорного - обожают не за какие-то плюсы, а просто за то, что он есть на свете. Отец и мама замечают каждый, казалось бы, незначимый фуррор малыша, они от всего сердца радуются этому успеху, и у малыша возникает желание почаще доставлять им эту удовлетворенность и почаще переживать чувство того, что им довольны. Любовь близких является для него неизменным свидетельством ценности его бытия.
Все мы родом из детства, говорил Экзюпери. Все мы родом из нашего отчего дома, все мы вышли из наших семей, соединены с ними, как дерево соединено с почвой, на которой подросло. Рвение человека внести в дела с иными людьми теплоту и душевность имеет своим истоком сердечность отношений в родительском доме - доме его детства.
Познавая мир, ребенок узнает и нас. Поначалу он узнает тепло наших рук, нашу ухмылку, хороший взор. Позже он выяснит, как мы ловки, быстры, хлопотливы в домашнем труде. Он с наслаждением отмечает про себя, что мы дружелюбны и приветливы с людьми. А когда он подрастет, его будет интересовать, как мы работаем, что для нас в жизни самое основное.
Мы желаем получить одобрение наших деток. Желаем, чтоб детям было за нас не стыдно, желаем быть для их примером. Пример родителей постоянно у малыша перед очами, при этом в особенности он восприимчив к тем чертам характера, которые раскрываются в непосредственном общении с ним. Мама добра и справедлива к детям - данной доброте и справедливости они обучаются у нее просто и естественно, поэтому что, обращенные к ним, эти свойства стают частичкой их личного опыта Родительский пример становится примером доброты и справедливости.
Если у нас с нашими детками дружеские, доверительные дела, они начинают обожать то, что любим мы, ненавидеть то, что мы ненавидим, наши убеждения стают их убеждениями.
Пример родителей накрепко западает в душу: их готовность откликнуться на чужую беду, их умение трудиться не покладая рук, их приветливость и такт, их стойкость в борьбе с трудностями и жизненными невзгодами .
"Сынок, все, что ты делаешь, нужно делать честно, на совесть, - говорит отец. - Делать так отлично, как только можешь". Отпрыск знает: эти слова - от всего сердца. Поэтому, что видит, каков сам отец в деле. Отцовское наставление навсегда западает в душу, поэтому что оно подкреплено примером его своей жизни.
Все что есть у нас - это воспитано строем, школой, воспринято от родителей. И это духовное наследство изо дня в день передается подрастающему поколению. Передаем все то, что составляет силу, гордость, славу народа, и что бережно хранится в семейных традициях-. В семье, в быту, в межсоседском общении в особенности отчетливо проявляется, как высок уровень нашей культуры. В семье над человеком нет контроля в таковой мере, как на работе, где он на виду у 10-ов, а то и сотен глаз.
В семье, в быту человек ведет себя так, как для него стало естественным вести себя, тут в полной мере проявляется то, что вошло в его плоть и кровь, стало его 2-ой натурой, его реальной сущностью. Тут человек раскрывается в тех собственных качествах, которые стали для него органичны. Тут проходит проверку настоящий уровень нашей нравственности и гражданственности.
Неувязка тяжелых деток и подростков - это постоянно неувязка трудной семьи. То, что семья неблагополучная, время от времени прячется глубоко за её стенками, кропотливо скрывается от сторонних глаз. И находится, выявляется в том, какими растут в семье детки. Недаром существует изречение: не хвали человека за мудрость и добродетель, пока не узреешь, что вышло из его деток.
Каков взор родителей на людей - хороший, признательный либо недоверчивый, отмечающий лишь недочеты? Недобрый взор даже в совсем неплохом человеке найдет что-нибудь нехорошее, и это нехорошее заслонит от него все не плохое: за деревьями можно ведь и не рассмотреть леса. И ребенок усваивает, впитывает в себя как медлительно действующую отраву этот недобрый взор на людей. Таковой ребенок приучается глядеть на окружающих через пелену зависти, подозрительности. Предки иногда и не задумываются о том, что сразу у малыша складывается и представление о себе - такое же в глубинной собственной сути: еще неосознанно, однако и себя ребенок чувствует как существо мелкое и неблагородное, способное на недостойный поступок.
Ребенку нужно расти в атмосфере широких дружеских связей родителей с их товарищами по работе, соседями, их радушия по отношению к друзьям отпрыска, дочери. Дом, открытый для всех, как д^/ша, распахнутая настежь, дружелюбие, приветливость, искренняя симпатия родителей к окружающим людям - вот самая благодатная почва для духовного развития деток. Семье нужно быть коллективом, ощущающим себя частью общества.
В особенности подходящие условия для воспитания создаются в многодетной семье. В ней ребенок растет в коллективе, он с детства привыкает к мысли, что должен привыкать во внимание не только свои желания, однако и желания братьев, сестер. Бессчетная семья, в особенности таковая, где вместе проживает несколько поколений, представляет собой могучий воспитательный коллектив, который направляет и контролирует поведение малыша. В таковых семьях детки смотрят за младшими, помогают старшим, обучаются ответственности за свои поступки, правилам общежития, необходимости труда. Когда детям нужно ухаживать за малеханькими сестренками и братишками, за старенькими бабушками и дедушками, эти семейные, происшествия как бы сами по себе взывают к доброте малыша, к его человеколюбию.
Однако сейчас, по данным переписи населения, более распространенным типом семьи является семья из супругов и 1-го малыша. В их нет старших братьев, которые являются наставниками, нет младших, которых нужно опекать. В таковых условиях усложняется воспитание правильных взаимоотношений старших и младших, нет чувства привязанности к детям, ответственности за их, взаимопомощи. Это ведет к тому, что ребенок становится объектом всеобщего внимания, лишней заботы со стороны взрослых. И частенько обожаемый "вундеркинд" на горе родителей совсем скоро преобразуется в деспота.
Статистика указывает, как сейчас отменно поменялся состав бабушек и дедушек. Существенно возрос их культурный и образовательный уровень. Привлечение к воспитанию бабушек и дедушек существенно обогащает его способности. Они огромное подспорье в воспитании не только в семье, однако и в школе: холят с ребятами на экскурсии и в театры, проводят беседы, организуют кружки. Они оказывают помощь в контроле за учебой и режимом дня. Им традиционно лучше остальных известны взаимоотношения меж ребятами во дворе, и они могут отдать информацию об этом. Эти люди имеют большой жизненный опыт и могут поделиться им с остальными.
Однако очень много помогать так же плохо, как и очень не достаточно. Очень важно не пропустить и не угасить 1-ые пробы самостоятельности, активности. Появившаяся активность малыша просто гасится, если взрослые сами начинают делать за него нужные деяния. Однако она тухнет и тогда, когда цель не достигнута без помощи взрослых. Помощь взрослого обязана быть строго дозирована. Неумеренный руководящий нажим только тормозит процесс нравственного и психического развития, происходит деформация в процессе формирования воли. Тогда вырастают не в меру послушные, безынициативные люди, ни за что не отвечающие, ничем не интересующиеся.. Активность и чувство ответственности не появляются -сами собой: они лишь воспитываются.
Порядочность - понятие совсем емкое, многогранное, однако есть категории, без которых оно немыслимо, - это честность, правдивость, точность, верность слову. Навряд ли можно уважать человека, если ему не свойственны эти черты характера. А ведь все они не врожденные, а даются воспитанием, тренировкой в нравственном поведении. В базе характера лежат привычки, которые вырабатываются. Будешь к себе снисходителен, не будешь биться с дурными привычками, станет нормой твоего поведения обман, забывчивость, опоздания, безответственность - и ты уже безнравственный человек, обуза для близких и общества.
Нравственное воспитание, воспитание гражданственности подразумевает выработку у человека активной жизненной позиции, то есть сознательное сочетание публичных и личных интересов, умение подчинять личное публичному, чувство долга и ответственности, единство слова и дела.
Чтоб выработать высочайшие нравственные принципы у малыша, нужно, чтоб предки сами придерживались этих принципов. При всем этом принципиально не только создать положительный социально-нравственный опыт семьи, однако и учесть, как он усваивается самим ребенком: что из событий домашней жизни им принимается, что отвергается и почему. А последнее в свою очередь зависит от уровня психического и нравственного развития малеханького человека.
Ответы на анкеты для родителей проявили, что большая часть родителей довольно верно представляют себе задачки нравственного воспитания. Лишь совсем маленькая группа родителей не могла сконструировать, какие свойства характера они желали бы сформировать в собственных детях. О таковых родителях А.С. Макаренко говорил: "В неких семьях можно следить полное бездумье в этом вопросце. Просто живут рядом предки и детки, и предки надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Естественно, в таком случае и результаты будут постоянно случайны, и частенько такие предки позже удивляются, почему это у их выросли нехорошие детки. Никакое дело нельзя отлично делать, если непонятно, чего желают добиться".
Нравственное воспитание тогда эффективно, когда за провозглашением больших моральных принципов стоим адекватное им реальное поведение. В неприятном случае воспитание нравственности и гражданственности сводится к пустому морализированию.
Людям инициативным, социально ответственным свойственно одно качество, ценность которого все растет. Это морально-психологическая готовность к сложной и различной работе. Человек, который морально и психологически не готов к изменениям, не может в подабающей мере способствовать прогрессу производства, науки и техники. Ояветственность, надежность, морально-психологическая готовность личности появляются и укрепляются в тех ситуациях, когда тяжело, когда нужно отыскать выход и выполнить задачку. Создание нового в науке и технике, свершение в труде - это постоянно преодоление неосуществимого, часто преодоление себя.
Ребенок видит, каким уважением у всех окружающих пользуются его предки, и ему хочется заслужить в будущем такое же уважение. Он соображает, что это уважение можно заслужить лишь честной, трудовой, достойной жизнью. Не столько из слов родителей, сколько из наблюдении за их поведением, ребенок выносит свои 1-ые понятия о чести, долге, любви к Родине.
Предки сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина - вот основной секрет воспитания. Макаренко писал: "Вы должны быть не только папой и шефом ваших деток, вы должны быть еще и организатором вашей своей жизни, ибо вне вашей деятельности как гражданина, вне вашего самочувствия как личности не может существовать и воспитатель".
И в заключение - несколько правил, разработанных психологами для детей-школьников:
1) Дорожи своим именованием. Добрые дела могут быть незаметными, поэтому что доброе дело - это норма. А вот твой скверный поступок способен навечно запятнать твое имя.
2) Твое имя - это твоя честь и достоинство. Если ты не дорожишь своим именованием, означает, ты не дорожишь именованием семьи, именованием родителей, именованием твоего коллектива.
3) Научись уважать свое имя. А это означает, ты должен каждый день добавлять к собственной хорошей славе такие дела и поступки, которые способны украсить твое имя.
4) Помни: достояние коллектива - это достоинство отдельных личностей, способных приумножать достояние хороших отношений и развивать формы общения.
5) Не спеши судить товарища, помоги ему научиться дорожить своим именованием.
6) Умей вникнуть в чужую судьбу. Помни: сейчас человек мог совершить проступок, а завтра и всю жизнь он окажется способным на благородные дела.
7) Никогда не покидай отверженных. Если ты покидаешь человека, попавшего в беду, ты уничтожаешь наилучшее, что есть в тебе.
8) Высшее призвание человека состоит в том, чтоб стать гражданином. Это значит способность разрешать острые противоречия, возникающие в жизни. Это означает быть причастным к судьбе собственного народа, Родины.