Тренинг на тему «Процесс становления чтения и письма» проводился посредством включения в командную и парную работу родителей первоклассников.

Родительское собрание на тему «Процесс становления чтения и письма»

Приветствие родителей. Все сидят в командах по 4 человека.

Ознакомление с приемами привлечения внимания в классе:

Вай-фай

Класс-да

С приемами поощрения:

ООтлично

Три хлопка-нам

С приемами завершения командной и парной работы:

Салют

Спираль

Беседа о важности развития компетенций 21 века. Умение работать в команде, развитие креативного мышления.

Используя прием «До и после» ставим для себя цель и задачи нашей встречи.

до

Утверждение

после


Одна из основных причин дисграфии ( устойчивое нарушение письма) и дислексии( неспособность овладеть чтением и письмом) является Общее недоразвитие речи (ОНР) —нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.



Процесс становления чтения и письма осуществляется в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни.



 Каждый пятый взрослый человек в мире не умеет читать или писать!



Во время чтения глаза смотрят в разные стороны.




Чем быстрее человек читает, тем он лучше понимает прочитанное.



По мнению психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов, самый важный из всех- скорость чтения.




Родители читают утверждения и в столбике до проставляют свое согласие или отрицание, данного факта.

После этого коллективно определяем, что говорить будем о важности чтения и грамотности в целом.

Следующим этапом участники встречи самостоятельно знакомятся с заранее подготовленными материалами, в которых ищут подтверждение или опровержения, приведенным фактам в таблице «До и после» фактам.

Неграмотность — все еще проблема

Только задумайтесь: каждый пятый взрослый человек в мире не умеет читать или писать! Две трети всех неграмотных людей в мире — женщины, а каждый четвертый подросток не может прочитать даже самое простое предложение.

Гении очень быстро читают.

Средняя скорость чтения у обычного человека — 230 слов в минуту. Это примерно 2 страницы. А вот скорости чтения гениев можно только позавидовать! Например, Наполеон прочитывал 2000 слов в минуту, а Бальзак осиливал небольшой роман всего за полчаса!

По оценкам психологов на успеваемость школьников влияют более 200 факторов. Оказалось, что существует фактор №1, воздействие которого на успеваемость гораздо сильнее, чем остальных. Это – скорость чтения (оптимальный темп: темп разговорной речи от 120 до 150 слов в минуту).

Почему возникают нарушения чтения и письма?

Процесс становления чтения и письма очень сложен.

В нем участвуют четыре анализатора: речедвигательный,который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение; речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы; зрительный, который подбирает соответствующую графему; двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи.

Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...", – их называют “мямлями". Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Во время чтения глаза смотрят в разные стороны.

Беглость чтения зависит от так называемого поля чтенияПоле чтения — это такой отрезок текста, который взгляд чтеца охватывает за один прием, после чего следует фиксация, в которой и происходит осознание прочитанного.

Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга.

Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях.

Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности.


Вечный вопрос: что делать? Что делать, если ребенку сложно овладеть навыком чтения и письма.

Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком.

Часто необходимо также обратиться к психоневрологу.



Заполняем столбец «После», где выясняем пробелы в знаниях по данной теме у участников собрания. Тем самым еще больше актуализируя тему встречи.

Затем, работая в паре, каждый должен сделать вывод «Раньше я думал…теперь я знаю…» (пример) Начинает тот, кому больше лет. После того как все пары проговорили свои ответы, можно опросить «Что ответил ваш партнер?». Привлекая участников собрания, слушать и прислушиваться друг к другу.

После этого я предлагаю прием на развитие креативного мышления, который называется «Связь в 4 квадрата».

Родители зарисовывают что- либо схематично. Всего 4 рисунка. После чего объявляется, что в центральный прямоугольник помещаем слово «ЧТЕНИЕ». Каждому участнику дается 1 минута, чтобы подумать, как каждый из рисунков может быть связан с чтением. Например, «самолет» такой же быстрый, как хорошо читающий человек.



t1640202729aa.gif

Работая в группе по 4 человека, все по кругу, начиная с номеров 1, проговаривают свои ответы. Каждому из участников дается по 1 минуте, необходимо завести таймер, работа проходит в быстром темпе. Когда номера 4 закончат, команда должна дать условный знак

«Салют».

Следующим объявляется задание для всей команды. Необходимо на листе А 4 сверху записать вопрос «Как я могу приобщить своего ребенка к чтению?», каждый из участников команды записывает свой вариант ответа и передает листок следующему, таким образом собирается четыре разных ответа.

После знака «Салют», когда все написали свои ответы, любой желающий зачитывает вслух карточку своей команды. Остальные дополняют другими вариантами. Проходит дискуссия.

Последним этапом учитель раздает памятки «Пять способов увеличить скорость чтения» и знакомит с результатами педагогической диагностики класса и отвечает на вопросы родителей. Собрание проходит в доброжелательной и рабочей обстановке. Важно, что родители не просто слушают лекцию, а сами себе «добывают» знания, становятся учениками, знакомятся с методами и процессом обучения в целом.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.