Родительское собрание на тему «СДВГ. Коротко о важном»
Родительское собрание на тему «СДВГ. Коротко о важном»
Актуальность. Когда ребенок кажется слишком активным, не вовлекается в работу, ему трудно усидеть на месте, он разбрасывает вещи, все время крутится и отвлекается, а воспитатели не справляются с таким поведением, тогда родители обращаются к специалистам. В первую очередь это сказывается на отношениях в семье и с окружением; в школе у таких детей плохая успеваемость.
Задачи изучения ребенка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания в зависимости от возраста и периода психического развития
Согласно Международной классификации болезней 10-го пересмотра, официально действующей в Российской Федерации, синдром дефицита внимания с гиперактивностью относится к группе психических расстройств, точнее к гиперкинетическим расстройствам, которые кодируются кодом F90.
Первые проявления СДВГ обычно становятся заметными в школе. Ведь это предъявляет дополнительные требования к вниманию и усидчивости ребенка, к его социальной адаптации. Учитывая данные о распространенности СДВГ, в каждом классе 1-2 ребенка с этим синдромом. Важно помнить, что она может проявляться без гиперактивности. Поэтому даже у спокойного ребенка, который часто отвлекается, глядя в окно или как бы «выходя на улицу», это расстройство может быть в той или иной степени выраженности.
Неблагоприятные отношения в семье, различные проблемы, с которыми она сталкивается, могут усугубить расстройства ребенка и помешать работе с ней родителей и специалистов.
При психологическом обследовании проводится оценка уровня развития когнитивных функций (внимания, памяти, мышления), а также эмоциональных характеристик и двигательной сферы. Обращается внимание на личностные особенности ребенка, наличие акцентуаций (крайних проявлений) характера. Оцениваются степень развития школьных навыков и социальные условия жизни.
Специфические трудности обследования детей с синдромом гиперактивности и дефицита внимания
К трудностям обследования детей с ранней стадией СДВГ относится проблема классификации этого расстройства. Современные врачи классифицируют синдром по-разному.
Синдром дефицита внимания является самостоятельной патологией и следствием другого заболевания - генетического, инфекционного или психического расстройства.
Дифференциальная диагностика в случаях СДВГ требует особого внимания, так как этот диагноз является скорее диагнозом исключения. СДВГ следует отличать от нормальной высокой двигательной активности. Необходимо иметь в виду возможность проявления индивидуальных особенностей темперамента, а также то, что функции внимания и самоконтроля у детей находятся в процессе естественного развития.
В других случаях модели поведения могут оказаться реакцией ребенка на травмирующую ситуацию, например, кризис в семье, школе или в отношениях со сверстниками. СДВГ также следует дифференцировать с астеническим синдромом при различных соматических заболеваниях, после черепно-мозговых травм, нейроинфекций. Гипертиреоз характеризуется трудностью концентрации внимания, раздражительностью, поспешностью, немотивированной нервозностью и эмоциональной лабильностью. Отоневрологическое обследование помогает исключить значительное ухудшение остроты слуха, которое может иметь симптомы, сходные с СДВГ.
Требования к организации и проведению обследования ребенка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания
Категорически не допускаются любые замечания или оценки психолога, адресованные не только родителям, но и коллегам, присутствующим на осмотре. При этом психолог должен правильно подавить все оценочные характеристики родителей при осмотре (такие как «лопух», «неуклюжесть» и т.п.). Кроме того, необходимо предупредить родителей о том, что после окончания осмотра, по дороге домой и т. д. им не следует делать критических замечаний по поводу неуспеваемости или отказа ребенка от работы.
Во время осмотра необходимо сохранять положительный настрой в контакте с ребенком. Всякий раз, когда вы выполняете задание, давайте подкрепление короткими фразами: «Молодец!», «Ты молодец». Во время экзамена допускается краткое, негласное поощрение со стороны родителей. Расторможенного, гиперактивного ребенка нельзя таскать «по лбу» — лучше убрать со стола посторонние предметы, приемы, которые сейчас не используются, чтобы не отвлекать ребенка, говоря (в качестве дополнительной мотивации): «Мы сыграем позже». Попытки ребенка связаться со взрослым не должны прерываться. Можно только сказать: «Мама нам не поможет». Школьнику 8-9 лет и старше, в случае особо беспокоящих родителей или других родственников, присутствующих на тестировании (проявления четкого контроля над деятельностью ребенка), может быть предложено собеседование без родителей («Поработаем без мамы»).
Этапы обследования ребенка с синдромом гиперактивности и дефицита внимания
Этап | Содержание этапа |
Консультация социального педагога. | |
Психологическое обследование ребенка. | |
Консультация ребенка логопедом и дефектологом. | |
Консультация ребенка врачом-неврологом и, при необходимости, врачом-психиатром. | |
Инструментальная диагностика, включающая в себя электроэнцефалографическое и эхоэнцефалоскопическое исследования. |
Таким образом, коррекция синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей требует повышенного внимания как со стороны родителей, так и педагогов, психологов, врачей.
Задачи и направления психокоррекционной работы с детьми с синдромом гиперактивности и дефицита внимания
№ | Задачи и направления работы |
Развитие внимания ребенка (формирование его свойств: концентрации, переключаемость, распределение) | |
Тренировка психомоторных функций | |
Снижение эмоционального напряжения | |
Тренировка узнавания эмоций по внешним сигналам | |
Коррекция поведения с помощью ролевых игр | |
Снятие тревожности | |
Развитие навыков общения |