Родительское собрание объединения «Волшебный карандаш» на тему: «Безопасность ваших детей»
Родительское собрание объединения «Волшебный карандаш» на тему: «Безопасность ваших детей»
«…Ребёнка обучи.
Дашь миру человека»
В. Гюго
Цель: способствовать установлению сотрудничества между педагогами родителями по вопросам сохранения жизни и здоровья детей.
Задача:
- формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребёнка.
Вступительное слово педагога:.
Уважаемые родители! Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме - воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнет вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за руку? Не преждевременна ли работа по изучению ПДД? Но мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения – это процесс длительный. И даже, если сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, то завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта.
Итак, работа по обучению детей правилам грамотного и безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И чем раньше малыш начнет с ними знакомиться, тем прочнее будут его знания и навыки использования на практике.
«Ребенок на улице»
Дорожно-транспортные происшествия- самая частая причина гибели детей на улицах, а травмы, полученные при ДТП,- самые тяжелые.
Личный опыт, на который опирается ребенок, никогда не подскажет ему, что тормозной путь машины при скорости 60 км/час - более 15 метров.
Одна из особенностей детской психики – фиксация внимания на одном предмете (другие ребенок в этот момент уже не видит) - увеличивает его незащищенность.
Отпуская ребенка на улицу, надо подготовить его к взаимоотношениям с окружающим миром. Обучение поведению на улице, ознакомление с элементарными правилами дорожного движения должно начинаться как можно раньше. Это не требует особого напряжения или времени. Ведя ребенка в школу, гуляя по городу, можно многое ему объяснить и показать на примере. Но, разумеется, вся наука сойдется на нет, если мама сама переведет его через дорогу на красный свет.
Участниками дорожного движения дети школьного возраста являются уже сейчас. Следовательно, сейчас и нужно начинать процесс обучения тем, кто еще этого не делал либо успевать корректировать свое поведение и поведение собственных детей. Педагоги образовательных учреждений сделают все возможное, чтобы дать детям знания, но без вашей помощи ребенок вряд ли ими овладеет в полном объеме.
Незнакомые люди
С раннего детства ребенок должен быть приучен к тому, чтобы не вступать в общение с незнакомыми людьми, если он находится без сопровождающего.
Полиция многих стран считает обязательным для любого ребенка закон четырех «не»:
не разговаривай с незнакомцем;
не садись в машину к незнакомцу;
не играй по дороге домой;
не оставайся на улице с наступлением темноты.
Предлог, которым воспользуется злоумышленник, предсказать невозможно, поэтому конкретные формулы типа "не соглашайся, если тебя зовут посмотреть мультфильмы или предлагают конфету" могут только сбить с толку. Ребенок должен твердо усвоить, что если он один, то на любое приглашение, предложение незнакомого человека следует сказать: "Извините, нет" и отойти.
Очень важно объяснить, что незнакомый - это всякий, кого не знает сам ребенок. Незнакомец может назвать его по имени, сказать, что пришел по просьбе мамы. Но если тот оказывается слишком навязчивым или пытается увести куда-то ребенка силой, нужно кричать: "Я его не знаю!". Родителям необходимо внушить ребенку, что никогда, ни при каких обстоятельствах они не пришлют за ним в школу, домой или во двор незнакомого ему человека. Если такой человек подойдет, кем бы тот ни назвался, надо немедленно бежать в людное место, позвонить родителям или обратиться к полицейскому.
Часто не только отсутствие находчивости, зажатость, но и хорошее воспитание мешает детям действовать решительно в минуту опасности. Ребенку следует иметь представление о том, что и воспитанный человек должен уметь постоять за себя. Если ребенок еще мал, скажите ему, что не будете сердиться, если он начнет грубить, громко кричать, отбиваться, кусаться, когда к нему станет приставать незнакомый человек. Объясните ребенку взрослое понятие "право на необходимую оборону".
В круг незнакомцев для ребенка на улице должны, включены и сверстники, и те, кто младше. Не только потому, что порой именно они заманивают жертву в машину к взрослым злоумышленникам, но и из-за "детского рэкета", драк и т.д. Мальчику надо внушить, что на таком его качестве, как смелость, кто-то может сыграть, поэтому осмотрительность и осторожность вовсе не противоречат храбрости, а любая вещь или предмет, которые хотят у него отнять, стоит меньше его здоровья и безопасности.
Время, когда ребенок начинает самостоятельно ходить из школы домой, нужно постараться максимально оттягивать. А когда это будет уже неизбежно, научите его соблюдать простые меры предосторожности, о которых мы уже упоминали (нигде не задерживаться, не менять маршрута и т.д.). Придя домой, пусть тут же позвонит маме или папе на работу.
Если у ребенка свой ключ от квартиры, никогда не вешайте его ему на шею. Приучите его к тому, чтобы он не забывал его в дверях, в почтовом ящике, в кармане пальто. Лучший вариант - оставлять ключ у кого-то из соседей, потому что здесь появляется дополнительный контроль.
Оставшись один в квартире, ребенок должен знать, что дверь всегда нужно закрыть не только на замок, но и на задвижку или цепочку. Ему необходимо твердо усвоить, что нельзя вступать в переговоры с кем-то незнакомым через дверь. В ответ на просьбы открыть, дать стакан воды, помочь соседу или маме, на уверения, что цель визита - проверка работы электричества, газа, крана, ребенку следует сказать: "Сейчас я позвоню соседу, он выйдет и поможет вам" или: "Я позвоню в полицию, они приедут, и все решат". Ребенок должен понимать также, что и он ни под каким предлогом не может выходить из квартиры, откуда его пытается выманить злоумышленник, например, по телефону.
В квартире около телефонного аппарата или на нем самом должны быть записаны номера служебных телефонов родителей, а также соседей или других родственников (особенно тех, кто работает неподалеку). Здесь же на виду следует держать номер телефона ближайшего отделения милиции и экстремальных служб города - 01, 02, 03. Опыт показывает, что в напряженной обстановке даже взрослые не каждый раз могут вспомнить эти номера.
Чтобы вызвать полицию или пожарных, надо знать свой адрес. Усвоить его ребенок должен сразу, как только научиться говорить. Так же по возможности четко даже совсем маленький ребенок должен произнести свое имя, фамилию и телефон. С первых лет жизни ребенку надо объяснить, что, если он потеряется или окажется в сложной ситуации, он может попросить помощи, но не у каждого встречного.
Расскажите, как выглядит полицейский, работник метро, кассир или продавец в большом магазине, администратор в музее, кинотеатре или театре. Пусть ребенок запомнит, что эти люди в городе как бы дежурные. Важно показать особенности униформы, чтобы ребенок не принимал, например, за милиционера первого же мужчину в фуражке. Покажите, как выглянет милицейская машина, где в вашем районе отделение милиции. Скажите, что помощью милиции или пожарных может воспользоваться каждый житель города - независимо от того, взрослый он или ребенок. Учеба пойдет впустую, если не учитывать и особенности детской психики, которая противиться формам "запрещено", "нельзя", "ты обязан" и т.д. Лучше действуют формулы типа: "давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя". Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами. Если, например, ребенок совсем мал, напомните ему о печальной судьбе семерых козлят, довершившихся волку, или о Красной Шапочке, которой больше повезло. Однако во всех случаях воспитателям необходимо помнить о чувстве меры. Подобные разговоры должны вестись таким образом, чтобы ребенок не зациклился на опасностях, которые подстерегают его на каждом шагу. Здесь нет одного рецепта - у детей разная психика, и родителям виднее, как именно действовать в каждом конкретном случае. Но они должны помнить: если ребенок будет слишком запуган, если он постоянно будет находиться в ожидании агрессии по отношению к себе, он может разучиться рисковать, а некоторых случаях риск - важная часть самозащиты. Да и вообще, если переусердствовать в такого рода предосторожностях, человек и во взрослом состоянии может остаться настроенным лишь на ожидание препятствий и при этом упустить нечто более важное в жизни.
Подведя итоги нашей встречи, хочется сказать, что задача взрослых(педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.