Родительское собрание на тему «Буллинг и школьная травля»
Родительский интерактив на тему: «Школьная травля или буллинг. Как распознать и устранить?»
-Добрый день, уважаемые родители. Рада видеть вас на нашей сегодняшний встрече.
Целеполагание:
-Предлагаю вам сейчас воспользоваться приемом «Ассоциативного ряда». Пожалуйста, расскажите, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «насилие»
Прием «ассоциативный ряд»: родителям предлагается привести свои ассоциации к слову «насилие».
Жестокость, доминирование, жертва, травля, грубость.
-Уважаемы родители, а как вы считаете, встречаются ли проявления насилия проблемой, в школе, в общем, в начальной школе, частности? Является ли это проблемой в современной образовательной среде? Как это проявляется?
-Предлагаю вам разбиться на 2 группы. У каждой группы на столах лежит карточка. Проанализируете характеристики, приведенные в карточках и попробуйте озаглавить их одним понятием.
1 КАРТОЧКА: КОНФЛИКТ
! Обе стороны конфликта могут повлиять на развитие событий
! Это случается просто из-за того, что дети не согласны и продолжается недолго – максимум несколько дней
! Можно найти решение, которое устроить обе стороны
2 КАРТОЧКА: БУЛЛИНГ
! Ребенок ощущает беспомощность и не решается защищаться, ни нападать
! Планируется заранее и продолжается долгое время: недели, месяцы и даже годы
! Можно только прекратить
-Итак, группы, зачитайте ваши характеристики и расскажите, к какому мнению вы пришли.
-Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон занимает позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
-Буллинг. В современном обществе «школьная травля» получила новое название – буллинг, термин произошел от английского bullying, что означает «запугивать, травить, задирать». Буллинг, согласно самому распространённому понятию, это травля, агрессивное преследование одного человека другим (другими).
-Уважаемые родители, какую из ситуации: конфликт или буллинг вы считаете более тяжелой для решения?
-Каждый родитель стремится огородить своего ребенка от бед, ведь почти на каждом шагу его подстригают опасности, а они еще слишком малы, чтобы принимать мудрые и взвешенные решения. Но вся опасность в том, что не только взрослые злоумышленники могут принести вред вашему ребенку, но и сверстники, с которыми ребенок встречается каждый день в школе.
-Как вы считаете, какую тему нам сегодня предстоит разобрать?
-Сегодня мы с вами поговорим о такой проблеме, как буллинг в школе.
-Как и в любой работе, для достижение высокого результата и понимания процесса, нам нужно выстроить список задач, которые мы будем решать. Пожалуйста, попробуйте, в парах, как вы сидите, составить задачи нашей сегодняшней встречи.
-Прошу вас зачитать, что получилось. Надеюсь, в ходе нашей работы мы решим поставленные задачи.
-Как вы считаете, в чем может выражаться травля/буллинг, помимо, физического воздействия? В чем цель агрессора?
-Он может выражаться по-разному: от непристойных шуток и оскорблений до избиения. Основная цель — запугать жертву, подчинить ее себе.
-Как вы считаете, какие группы лиц задействованы в процессе буллинга? Попробуйте охарактеризовать их.
-В процессе буллинга всегда присутствуют три стороны:
Агрессор — он же буллер, зачинщик травли. Сюда же можно отнести последователей — тех, кто подхватывает идеи «лидера».
Жертва. Типичных черт у жертв буллеров нет, ею может стать любой.
Наблюдатель — те, кто не вмешивается, а лишь смотрит на издевательства со стороны.
-Как вы считаете, что может служить причиной вспышек агрессии по отношению к другим?
-Проблемой такого поведения чаще всего выступают проблемы в семье:
1) постоянные ссоры родителей
2) физическое насилие родителей по отношению друг к другу
3) грубость ежедневного общения
4) унижение, сарказм и ирония
5) желание постоянно видеть друг в друге плохое и подчеркивать это
-На основании анализа статистики и исследований, которые были проведены в России можно выделить следующее:
38% школьников сталкивались с травлей в школе;
агрессорами являются ровесники (53% случаев), старшие ученики (21%) и учителя (26%);
буллингу подвергаются младшие школьники в 8% случаев, старшие школьники в 31% случаев и учащиеся средней школы в 61 % случаев;
к агрессивному поведению детей приводит стиль воспитания и критика родителей;
жертвы буллинга расскажут о случившемся родителям в 47% случаев, друзьям в 23% случаев, в 8% учителям и в 20% случаев никому не будут рассказывать.
-И да, часто случается такое, что в процессе травли дети закрываются в себе, или бояться рассказывать о случившимся. И что же делать в этой ситуации?
-Сейчас я предлагаю вам снова поработать в группах и подумать, какое поведение ребенка может сигнализировать о том, что он мог стать жертвой буллига?
-Пожалуйста, 1 группа, зачитайте, что у вас получилось. 2 группа.
-Прошу обратить ваше внимание на слайд. Сигнальными флажками могут стать такие призанки:
НА СЛАЙДЕ
1) часто остается один и никто не пытается начать с ним общение;
заходит в класс, и все замолкают;
2) пытается начать общение, но в ответ сразу несколько человек говорят или делают что-то, что его раздражает, дают прозвища и т.д.;
3) пытается начать общение, но никто не реагирует;
во время разговора часто использует защитные жесты (закрывается руками), оглядывается вокруг;
4) очень быстро собирается после урока и старается выйти из класса первым, очень быстро уходит от одноклассников;
5) очень долго собирает вещи после урока, как будто выжидает, пока все уйдут, а потом искусственно замедляет шаг;
вдруг начал опаздывать на уроки, хотя раньше такого не было.
ЗАЧИТЫВАЮ
Присмотритесь также, если:
-на одежде и других вещах присутствуют следы мела и любой другой грязи;
-в настроении ребенка можно отметить резкие перемены;
-ребенок стал выглядеть неопрятно;
-ребенок отдает кому-то в пользование свой телефон или другие личные вещи, покупает что-то для кого-то другого в столовой или в магазине;
-группа детей выстраивается плотным кольцом и что-то обсуждает или ждет кого-то на школьном дворе.
-Но как же помочь жертве буллинга, не усугубив проблему?
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
-Сейчас я предлагаю вам взять листы бумаги, которые лежат перед вами. Вам нужно будет разделить на 2 группы и записать действия, которые стоит предпринимать в ходе разрешения буллинга и те, которые делать не стоит. Таким образом мы создадим своеобразную памятку.
НА СЛАЙДЕ:
Что стоит предпринимать:
-Попросить учителя включится в проблему.
-Поддерживать связь со школой и учителем
-Регулярно интересоваться состоянием ребенка
-Дать понять школьному коллективу, что вы рассчитываете на помощь
-Встречаться с родителями агрессора в присутствии 3-го независимого лица: классный руководитель, директор, психолог, социальный педагог, педагог по безопасности.
Что НЕ стоит делать:
-Искать причину в жертве травли.
-Ждать, что ситуация разрешится сама.
-Не замечать проблему.
-Путать травлю, конфликт и непопулярность.
-Считать травлю исключительно проблемой жертвы.
-Давить на жалость к жертве.
-Отправлять ребенка самостоятельно разбираться со своими проблемами.
- Самим разбираться с обидчиками.
-А если вы чувствуйте, что вы, как родитель не справляйтесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога. В помощь, для решения этой проблемы, я предлагаю вам карточки с перечнем дополнительной литературы на тему: «Как остановить и пережить травлю».
СПИСОК:
-Андрей Богословский «Верочка»
-Джоди Пиколт «Девятнадцать минут»
-Владимир Железников «Чучело»
-Анника Тор «Правда или последствия»
-эндзиро Хайтани «Взгляд кролика»
-Сегодняшняя наша встреча подходит к концу. И перед тем, как мы расстанемся, мы хотелось бы спросить: «Что вы вынесли из разговора по этой теме?»
-Обратите внимание на слайд. Я предлагаю каждому из вас выбрать 3 слова, которые наиболее точно передают их состояние на собрании:
-Раздражение
-Злость
-Радость
-Равнодушие
-Удовлетворение
-Вдохновение
-Скука
-Тревога
-Покой
-Уверенность
-Неуверенность
-Наслаждение