12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Распопова Светлана Юрьевна1808
Россия, Калмыкия респ., Лагань
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

О воспитании у детей интереса к чтению

 Чтение – это привычка, которой не учат, которой заражаются.

Д.С. Лихачев

Снижение интереса к чтению вызывает сегодня тревогу у всех, кто занимается этой проблемой профессионально. Физиологами установлено, что у не читающих людей снижена скорость биотоков в мозгу. Неработающий в полную силу мозг ослабевает, атрофируется, заболевает. Именно чтение, более чем что-либо дает максимальную нагрузку мозгу человека, спасает его от узости представлений, а вместе с тем от душевной черствости, от нетерпимости, от интеллектуального оскудения. Следствием неумения читать является как минимум функциональная неграмотность, т.е. неспособность гражданина цивилизованного общества исполнять свои элементарные профессиональные, общественные и жизненные обязанности.

В век электронных технологий одной из актуальнейших проблем является проблема формирования мыслящего человека. А всем известно, что человек перестает мыслить, когда перестает читать, значит, развитие активной читательской позиции в каждом – самая актуальная задача нашего времени

Любят ли наши дети читать и изучать художественную литературу, как они воспринимают классику, что их привлекает в произведениях современных авторов – все эти вопросы волнуют словесников, родителей, общественность. Как известно, навык самостоятельного чтения формируется с детства, именно с детства закладываются необходимые читательские умения.

Психологи отмечают, что одна из трудностей, которые приходится преодолевать младшим школьникам – медленное чтение. Оно проявляется в низкой скорости произнесения слов и сопровождается частыми паузами, побуквенным или слоговым чтением. Нередко этот перечень дополняется пропуском и заменой букв, искажением слов, повторами, недочитыванием или пропуском слова. Такое чтение может быть объяснено психологическими причинами. В школьной практике чаще встречаются три основные группы этих причин.

Первая - связана с недостатками в развитии познавательных процессов учеников: затруднениями мыслительной операции синтеза звукобуквенных элементов; несформированностью прочных ассоциативных связей между буквами и соответствующими им звуками; недостаточностью зрительного анализа, приводящего к неразличению букв, сходных по начертанию, или слов, отличающихся одной или несколькими буквами, что обуславливает трудности при их дифференцировании; малым объёмом восприятия у ребёнка: он не может “схватить” целиком читаемое слово, особенно длинное, а также мысленным взором “забежать” вперёд прочитываемого в данный момент слова, подготавливаясь, таким образом, к последующей артикуляции.

Вторая группа причин связана с недостатками в развитии психомоторной сферы учеников, в частности проявляющихся в затруднении артикуляции, влияющих на темпоритмические характеристики громкого чтения. По этой причине при чтении буквы, близкие по артикуляционным признакам, “смешиваются”, что приводит к непониманию прочитанного. Затруднённая артикуляция, препятствующая формированию слухоречедвигательного взаимодействия, отрицательно сказывается на скоростных характеристиках навыка чтения.

Третья группа связана с природной медлительностью ученика, отражающей инертность (малоподвижность) его нервных процессов.

Преодоление медленного чтения у детей требует проведения специальных коррекционно-развивающих занятий, направленных на устранение психологических причин, закрепление и развитие достигнутых успехов в чтении. За помощью в организации этих занятий следует обратиться к психологу и логопеду.

Чтение книг – это особый вид общения, беседы между автором и читателем, а посредником при этой беседе является текст. Содержание текста – это взгляд автора на мир, его умение выразить этот взгляд словами, делающими этот текст увлекательным и понятным читателю. Но для школьника понимание текста – очень трудоемкая работа.

Исследования показали, что чаще всего непонимание текста происходит из-за непонимания смысла отдельных слов и словосочетаний, иногда даже целых предложений и взаимосвязи между ними. Вызывает тревогу равнодушное отношение школьников к непонятным словам и выражениям, они их просто пропускают. Отсюда главная наша задача: заботиться о том, чтобы ученики поняли текст, научились находить в словарях незнакомые слова, захотели их понять – это очень важный шаг на пути к знанию. Слово- знак вторичной сигнальной системы, но именно в слове собираются все наши ощущения, восприятия, чувства. Оно лежит в основе чтения. Отсутствие специальной подготовки в работе с книгой приводит к тому, что ученик охладевает к учебе вообще. Тревогу подтвердили специалисты Российской государственной детской библиотеки. «Среди индустриально развитых стран Россия занимает 28 место (из 32) по детскому чтению, как показали итоги последних международных исследований PISA по умению подростков работать с книгой.». От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.

Анкеты подростков показали, что круг домашнего чтения в основном состоит из русских народных сказок, произведений программы начальной школы. В домашних библиотеках школьников самыми популярными книгами являются приключения и детективы, а у 60% учащихся, по опросу родителей, домашней библиотеки не было вообще. Только 10% родителей читали с детьми, 5% посещали с ними библиотеки.

Ценность чтения в представлении детей:

«Я не читаю книг - там все придумано», «Сидеть и читать не для меня», «Дура я, что ли, чтобы читать», «Читать – это классно!», «Только и слышу: читай, читай. Надоело!», «Чтение – это наша жизнь», «Читать – это скучно, нудно, муторно», «Я жалею тех, кто читает, они портят свое здоровье», «Чтение спасет мир», «Читаешь и уходишь в другой мир», «Книги мои друзья!», «Незачем тратить время на чтение, когда можно поиграть в компьютер или посмотреть мультики».

Говорят родители:

«Чтение сегодня – это чтение из-под палки», «Чтение это программная обязаловка», «Это наша родительская мука», «Это наши затраченные нервы».

Отдельные учащиеся отмечали: «Я не читаю книг, мне интересней посмотреть телевизор или погулять с друзьями, послушать музыку или сходить в кино. Сидеть и читать не для меня. Я жалею тех, кто читает, они портят зрение». Они лукавили, на самом деле у этих учеников техника чтения очень слабая и им было трудно читать. Школьник со слабой техникой чтения не способен полноценно воспринимать текст, что тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребенка. 22% учащихся указали, что никогда не читают дополнительную литературу: «незачем тратить время на чтение, когда можно поиграть в компьютер или посмотреть мультики».

А вот данные социологов:

Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49% до 26%.

А тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%

40% читают книги от случая к случаю.

 

Обработка анкет учащихся 1 «А» класса показывает, что сейчас дети больше любят сами читать(18 чел.), чем слушать чтение взрослых(3 чел.). Радует, что родители больше хвалят своих детей за чтение(20 чел.), чем ругают. Анкетный опрос свидетельствует, что в 17 семьях практикуется семейное чтение вслух. 19 детей смогли точно назвать книгу, которую недавно прочитали.

Родители подростков считают нехватку времени главной помехой для чтения. Если из 24 часов суток отнять время на сон, на посещение школы, на подготовку уроков, на факультативы, секции, на общение с друзьями и прогулки, на телевиденье и компьютер, что же остается? Специалисты отмечали, если встает вопрос, если время читать, стало быть, нет на то желания. Большое влияние на восприятие книг оказывают мотивы чтения. Принудительное чтение, как правило, не плодотворное.

Интерес-это единственное из всех мотивов, который обеспечивает влияние книги на читателя, умные родители используют испытанный ход: почитай мне, пожалуйста, пока я готовлю (убираю, шью и т. д.). Большие нарекания у родителей в адрес телевиденья. Многие считают его не только конкурентом книги, но и из-за обилия вредной информации-главной помехой воспитания в целом Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Необходимо от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника - предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла. Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер, но через Интернет школьнику открыт доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, ребенок может получить оперативную информацию по любому вопросу. Само пользование компьютером заставляет читать, писать, рисовать, создавать информацию. Вместе с тем, компьютер используется ребенком во вред самому себе, когда он просиживает часы за компьютерными играми. Много нареканий в адрес информационной засоренности программ, наличия сайтов ненависти низшего слоя массовой культуры. Все это требует в ребенке развития критического мышления, устойчивости к негативным информациям.

Художественная литература становится для подростка особенно значимой и необходимой, когда в книге он находит себя. Эффект узнавания – самый сильный аргумент в пользу чтения художественной литературы для подростка, который озабочен поиском своего «я». Так они отвечают в анкетах: «Книги помогают мне познакомиться с людьми, с которыми в жизни я никогда бы не встретился. Они открывают возможность побывать не только в прошлом, но и в будущем». «Благодаря книге я научилась справляться с плохим настроением. Когда мне бывает грустно, я беру в руки книгу, и плохого настроения как не бывало». «когда я читаю интересную книгу, я переживаю за героев, радуюсь, восхищаюсь ими, вхожу в их мир, и мои проблемы уже не кажутся мне трудными».

Еще не все родители осознали необходимость вдумчивого талантливого чтения, чтения не только для ускорения техники, но для развития ума и сердца учащегося. Другое назначение детского чтения - релаксация, отдых. Чтение для веселья, для досуга. Эту потребность хорошо удовлетворяют комиксы, книги – парадоксы. Их функция – позабавить ребенка. Надо заметить, что развлекательная литература для детей и подростков в настоящее время составляет 40% от числа всех изданий. В выборе ее многое зависит от вкуса родителей. Некоторые в свободное время любят разгадывать кроссворды, заполнять тесты, тем самым стремятся повысить грамотность, освоить богатство русского языка. Этот мотив чтения особенно значим для родителей, которые выдвигают его как главный аргумент школьного чтения.

Итак, разобраться в праве, читать или не читать сам ребенок, пока он мал, не может, помочь, пробудить интерес к чтению лучших книг, научить читать – задача взрослых, родителей, учителей, библиотекарей, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры, за воспитание интеллектуального развитого поколения.

Игры для детей

Игра «Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку про Машеньку и Медведя, а вы ему – лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно, и к доброму, и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.

Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.

Игра «Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.

Игра «Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.