12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Антипина Ольга Владимировна203
Россия, Иркутская обл., г.Нижнеудинск
Материал размещён в группе «Родительское собрание»
4

Родительское собрание "Справиться со школьными трудностями"

«СПРАВИТЬСЯ

СО ШКОЛЬНЫМИ ТРУДНОСТЯМИ»

Цель:

Осознание родителями важности развития познавательной сферы младших школьников.

Задачи:

Обсудить трудности, возникающие в процессе обучения, их причины;

Познакомить с результатами анкетирования;

Предложить рекомендации .

Подготовка к собранию:

Диагностика сформированности учебной мотивации учащихся -3-х классов: “Определение мотивов учения»

 

План собрания

Слово классному руководителю.

Анализ детских анкет (обращение к мультимедиа презентации).

3. Обсуждение вопросов в группах родителей
 

ХОД СОБРАНИЯ

Друзья, мы очень рады видеть Вас

В этот день и в этот час!

Вы детей не подвели,

На собрание пришли.

 

При индивидуальном общении с родителями учеников выяснилось, что часть детей испытывают затруднения при выполнении домашнего задания

Возникает вопрос, отчего это происходит, с чем это связано.Почему другие дети с этими же заданиями не испытывают трудности и дефицита времени?

Данная проблема натолкнула на то, чтобы спланировать и провести родительское собрание на тему “Как преодолеть школьные трудности ”.

Причины недостаточной успешности учения могут быть самые различные и у каждого ребёнка свои. Выявление этих причин – дело трудоёмкое и кропотливое, но если действительно есть желание помочь ребёнку лучше учиться, преодолеть низкую успеваемость, сделать его учение не “мучением”, а радостью, подготовить ребёнка к успешной деятельности на следующей ступени образования, - следует установить реальные причины, которые вызывают те или другие затруднения, мешающие ребёнку хорошо учиться.

Вот сегодня мы и попробуем определить эти причины.

Была проведена анкета. (анализ анкет)

Основные трудности в учёбе ваших детей. Как их объясняют психологи.

-. Не могут подобрать проверочных слов в упражнении на правописании проверяемых безударных гласных в корне слова.

Психолог. На психологическом языке эта проблема может звучать так: у ребёнка низкий уровень развития произвольности, несформированность приёмов учебной деятельности (самоконтроля, умения действовать по правилу), недостаточный словарный запас школьника.

-Пропускают буквы в письменных работах.

Психолог. Возможные психологические причины: низкий уровень развития фонематического слуха; слабая концентрация внимания; несформированность приёмов самоконтроля.

-Испытывают трудность в решении задачи разными способами.

Психолог. Низкий уровень развития общего интеллекта; низкий уровень развития образного мышления.

-. Испытывают затруднения при пересказывании текста.

Психолог. Причинами слабое развитие логического запоминания; низкий уровень речевого развития.

Не понимают задания.

Психолог. Возможно у вашего ребёнка слабая концентрация внимания.

-. Допускают ошибки при сложении, умножении …

Психолог. Такая проблема может возникнуть, если у школьника низкий уровень развития механической памяти, а также низкий уровень развития долговременной памяти; слабая концентрация внимания; низкий уровень развития произвольности; несформированность приёмов учебной деятельности.

Как разобраться во всех школьных проблемах? Они так многообразны, что порой это трудно сделать даже специалисту. Еще сложнее — учителю. Часто не хватает терпения и понимания родителям. Но больше всего страдает от них ребенок.Обучение-это процесс,в котором взаимодействуют родители,ученики и учителя слайд 2

Поэтому постараемся вместе с вами ответить на вопросы:

-Почему дети плохо учатся? Почему получают плохие отметки? Слайд 3

Как изменить ситуацию ? Как им помочь?

В чем причина снижения качества знаний?

Как повысить качество знаний?

Иногда все начинается, казалось бы, с незначительных вещей; медленный темп работы, трудности в запоминании букв, неумение сосредоточиться. Что-то списывают на возраст — дескать, не привык, еще маленький; что-то — на недостатки воспитания; что-то — на нежелание работать. А ведь в этот момент трудности еще относительно просто обнаружить, они достаточно легко поддаются исправлению. Но потом проблемы нарастают как снежный ком — одна трудность тянет за собой другую, образуя страшный и порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного предмета на другой.

Ребенок сдается: начинает считать себя беспомощным, неспособным, а все свои старания — бесполезными. Психологи убеждены: результаты обучения зависят не только от того, способен или не способен человек решить поставленную перед ним задачу, но и от того, насколько он уверен, что сможет решить эту задачу. Если же неудачи следуют одна за другой, то, естественно, наступает момент, когда ребенок сам себе говорит: «Нет, это у меня никогда не получится». Раз «никогда», то стараться незачем! Брошенное мамой или папой между прочим: «Ну какой же ты бестолковый!» — только «подливает масло в огонь». И не только слово, но и просто отношение, которое вы демонстрируете (пусть даже ненамеренно) укоряющим взглядом, интонацией, жестом, говорят ребенку порой больше громких слов.

Проблемы в учебе – заботы родителей.Одна из проблем-это выполнение слайд 4

домашнего задания.

Рассмотрим несколько примеров

Мы с женой сразу договорились: пусть Светлана учится сама, как сможет. Я и в тетради не заглядываю. Жена иногда интересуется. Но мы считаем, раз ученица Света, то пусть и свои учебные проблемы решает сама. Что не понимает, у ребят, учителя спросит, а уж отметка – что заработает, то и получит. Двойку получит, значит, гулять не пойдет, а как иначе?

А вот ещё пример работы выполнения домашнего задания: “Мой Петя сидит за уроками 3-4 часа. Такой прилежный, такой трудолюбивый. Если бы это старание сохранилось у него до десятого класса”.

Но ведь во 3-м классе на домашние уроки надо тратить не более полутора-двух часов.

Воспользовавшись приглашением Петиной мамы, учитель понаблюдал, как Петя учит уроки.

Петя занял рабочее место. сидит за столом, значит работает… Но нет, оказывается. Вот куда-то подевался циркуль и карандаш, тут же обнаружилось, что нужной записи в дневнике нет, и надо узнать у приятеля, что задали по математике, да и самого учебника не оказалось на месте. А минуты бегут…

Но вот все найдено, уточнено, приготовлено, мальчик углубился в работу… Вдруг ему захотелось попить воды, а еще через минуту выяснилось, что нужна бумага для черновика…

На раскачку ушло 20 минут, два с лишним часа ушло на приготовление уроков. Петя за это время:

дважды встал из-за стола и ходил на кухню пить воду;

один раз вставал и включал телевизор, чтобы узнать. Не началась ли программа мультфильмов;

дважды, отрываясь от работы, прислушивался к разговору взрослых в соседней комнате;

один раз доставал из стола альбом с марками и листал его.

Но вот работа закончена. Петя еще 10 минут бесцельно перекладывает с места на место учебники и тетради…

Итак, выяснилось, что из двух с лишним часов, затраченных Петей, только 1 час 27 минут использовано с толком, сколько и положено ученику 3-го класса.

ВЫВОД- Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: “Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!” Другие ласково спрашивают: “Ну, что нам сегодня задали?” – и раскрывают учебники и тетрадки. В первом случае возникает обида на равнодушие родных к таким важным школьным делам и страдает качество выполняемых заданий, а во втором формируется безответственность, уверенность в том, что все будет сделано хорошо и без особых усилий.

Задача родителей правильно помочь ребёнку.

Для чего оно необходимо домашнее задание? Слайд 5

Мы провели анкету, цель которой –выяснить как ваш ребёнок выполняет д.з., с какими встречается трудностями. кто помогает ему их преодолевать(анализ анкет). Слайд 6

Всвязи с полученными результатами хотелось бы дать родителям несколько советов.слайды7-10

У маленького школьника должна быть выработана привычка к неукоснительному и систематическому приготовлению уроков.

Привычка заниматься и заниматься добросовестно

Уроки должны быть сделаны всегда.

Уроки должны быть сделаны всегда.

Не маловажную роль в жизни ребёнка и в его успешном обучении играет и режим дня.

На выполнение домашнего задания отводится определенное количество времени.

Нами была проведена анкета АНКЕТА «Моё время» с вопросами слайд 11

В котором часу ты встаёшь утром?

Сколько времени отдыхаешь?

В котором часу начинаешь делать уроки?

В котором часу ложишься спать?

Результаты анкеты показали,что дети не всегда выполняют режим дня.Нет определённого времени для уроков,отдыха.

-А режим дня играет большую роль в организации учебного труда школьника. Специальные исследования показали: у тех, кто хорошо учится, есть твердо установленное время для приготовления уроков, и они его твердо придерживаются. Ребята признавались, что когда приближается час приготовления уроков, у них пропадает интерес к играм, не хочется больше гулять.

И, напротив, среди слабых учеников много таких, у которых нет постоянного отведенного для занятий времени. Воспитание привычки к систематической работе начинается с установления твердого режима занятий, без этого не могут быть достигнуты успехи в учебе.

На столе все должно находиться на своих местах. Надо так же всегда иметь под рукой стопку бумаги, чтобы не было надобности вырывать страницы из тетради. Возле стола желательно повесить (на расстоянии вытянутой руки) полку с учебниками, словарями, справочниками и другими необходимыми книгами. Перед глазами – календарь и расписание уроков.

Если рабочее место находится в полном порядке, то это уже половина дела. И рабочее место ученика должно быть таким, чтобы одним своим видом оно настраивало на работу, вызывало желание заняться учебным трудом.

Нередко родители задают такой вопрос, с какого предмета лучше начинать приготовление уроков, с трудного или легкого? В педагогической науке нет однозначного ответа на этот вопрос.

Для успешного выполнения домашнего задания необходим четкий ритм занятий. Например, после 25 минут занятий ребенку следует сделать перерыв, во время которого целесообразно выполнить несколько физических упражнений.

Что же могут сделать родители, если школьные трудности все же появились? Слайд 12-14

1. Не рассматривайте возникшие школьные трудности как личную трагедию.

Не отчаивайтесь и, главное, старайтесь не показать своего огорчения и недовольства. Помните: ваша главная задача — помочь ребенку. Поэтому принимайте и любите его таким, какой он есть, тогда и ему будет легче.

2. Настройтесь и приготовьтесь к тому, что вам предстоит длительная совместная работа с ребенком.

Помните: одному ему не справиться со своими проблемами!

3. Ваша главная помощь: поддерживать его уверенность в своих силах.

Постарайтесь снять с него чувство напряжения и вины за неудачи. Если вы заняты своими делами и урываете минутку, чтобы спросить, как дела или отругать, — это не помощь, а основа для возникновения новых проблем.

4. Забудьте сакраментальную фразу: «Что ты сегодня получил?»

Не требуйте от ребенка немедленного рассказа о своих школьных делах, особенно если он расстроен или огорчен. Оставьте его в покое, он расскажет вам все, если будет уверен в вашей поддержке.

5. Не обсуждайте проблемы ребенка с учителем в его присутствии. Лучше сделать это без него. Никогда не корите, не ругайте ребенка, если рядом его одноклассники или друзья. Не стоит подчеркивать успехи других детей, восхищаться ими

6. Интересоваться выполнением домашних заданий следует только тогда, когда вы постоянно помогаете ему. Выполняйте домашние задания вместе с ребёнком, а не вместо него.Работайте спокойно, без упреков и порицаний. Для того, чтобы ваша работа с ребенком была более эффективной она должна быть систематической.

7.При совместной работе наберитесь терпения. Ведь работа по преодолению школьных трудностей очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голоса, спокойно повторять и объяснять одно и то же несколько раз — без упреков и раздражения. Типичные родительские жалобы: «Нет никаких сил… все нервы вымотал…» Понимаете, в чем дело? Не может сдержаться взрослый, а виноват — ребенок. Себя все родители жалеют, а вот ребенка — очень редко…

Очень важно, чтобы во время занятий вам ничто не мешало, чтобы ребенок чувствовал — вы с ним и для него. Не смотрите «даже одним глазком» телевизор, не отвлекайтесь, не прерывайте занятия, чтобы позвонить по телефону или сбегать на кухню.

Не менее важно решить, с кем из взрослых ребенку лучше делать уроки. Мамы обычно более мягки, но у них часто не хватает терпения, да и эмоции бьют через край… Папы жестче, но спокойнее. Старайтесь избегать таких ситуаций, когда один из взрослых, теряя терпение, вызывает на смену и «на расправу» другого.

Имейте в виду, что ребенок, имеющий школьные проблемы, только в редких случаях будет полностью знать, что ему задано на дом. И здесь нет злого умысла: дело в том, что домашнее задание почти всегда дается в конце урока, когда в классе уже шумно, а ваш «отстающий» устал и почти не слышит учителя. Поэтому дома он совершенно искренне может сказать: «ничего не задали». В этом случае справьтесь о домашнем задании у одноклассников.

8. Не считайте зазорным попросить учителя: спрашивать ребенка только тогда, когда он сам вызывается, не показывать всем его ошибки, не подчеркивать неудачи.

Постарайтесь найти контакт с учителем, ведь ребенку нужна помощь и поддержка с обеих сторон.

9. Работайте только на «положительном подкреплении». Слайд 15

При неудачах подбодрите, поддержите, а любой, даже самый маленький успех подчеркните.

Самое важное при оказании помощи ребенку — это вознаграждение за его труд, причем не только на словах. Если этого не делать, ребенок, начиная работать, может подумать: «Нет смысла стараться, никто не заметит моих успехов». Вознаграждение обязательно: это может быть совместная прогулка, поход в зоопарк, в театр… Нужно сформироать у детей мотивацию на учение

Анализ анкеты «Зачем мне нужно хорошо учиться» слайд 16

10. Детям со школьными проблемами необходим размеренный и четкий режим дня.

. Помогите ребёнку правильно организовать учебный труд как собственный стимул ребенка к тому, чтобы побыстрее закончить приготовление уроков. . И не верно поступают те родители.которые лишают ребёнка возможности заниматься в кружках,мотивируя это тем,что он не успевает делать уроки.Более того, известно, что дети, с удовольствием посещающие кружки по собственному (!) выбору, всегда успевают лучше, чем дети с таким же уровнем учебных способностей, никаких кружков не посещающие и все свое время посвящающие приготовлению уроков. И навык этот закладывается именно в начальной, а не в средней, как думают некоторые родители, школе У ребёнка будет четкая, понятная ему самому цель - вовремя пойти на футбол, и ради этой цели его слабенькие возможности воли и концентрации внимания будут работать в полную силу. Нужно вовлекать детей виды учебной деятельности (об олимпиадах) слайд17-21

10. Своевременность и правильность принятых решений значительно повышает шансы на успех.

Какой аспект школьных проблем мы бы ни затронули, почти всегда в той или иной степени сказывается влияние семьи, семейного «климата». Нередки случаи, когда именно семейная ситуация, дефекты семейного воспитания становятся основной причиной школьных бед. И не обязательно только в неблагополучных семьях... Внешне семья может быть даже очень хорошей, но вот ребёнку в ней живётся не очень сладко.

Неровность отношений, непоследовательность в обращении с детьми. Чаще такое бывает в семьях, где родительское рвение проявляется время от времени. Возник воспитательный порыв – и затребованы и дневник, и тетради, устраивается головомойка, ставятся условия и даются обещания. Но проходит несколько дней… и опять ребёнок никого не интересует! У мамы свои дела и заботы, у папы – свои. «Сыт, одет, обут - и ладно, времени нет разглядывать, как он там пишет, с ошибками или без. Выучится – хорошо, не выучится – сам виноват». А у сына – задержка речевого развития, и грозит ему второй год...

Чтобы действительно на деле,а не на словах помочь своему ребёнку преодолеть школьные трудности, родителям для начала надо сделать одно, трудное, но и возможное, суметь вылезти из своей взрослой скорлупы: посмотреть на себя глазами ребёнка. Это поможет ему, безусловно. А, может, и вашу жизнь изменит к лучшему?

Тест «Какой вы родитель? Слайд 22-23

И если кто-то считает, что достаточно передать ребёнка с рук на руки классному руководителю и успокоиться: «Учись, сынок, а перед универом я тебе помогу!» – то это неверный подход. Перед универом будет уже поздно…

Когда-то к товарищу Макаренко пришла мама одного «трудного» подростка:

– Антон Семёнович, помогите: мальчик совершенно не слушается и не желает ходить в школу.

– А сколько лет вашему мальчику?

– 15…

– Тогда извините – вы опоздали на 15 лет!

Только совместными усилиями семьи,школы и родителей можно достичь успех.

ИТОГ

Приветствие от президента.

Уважаемые, родители!

Зная Вашу ответственность в деле воспитания будущих граждан нашей великой России, разрешите поприветствовать, пожелать Вам увеличения заработной платы и сокращения рабочего дня до трех часов, чтобы остальное продуктивное время Вы посвящали вашим детям. Здоровья и терпенья Вам, чтобы дожить до этого светлого времени.

Опубликовано в группе «Родительское собрание»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.