Родительское собрание по теме «Формирование стрессоустойчивости обучающихся».
Общие рекомендации по проведению родительского собрания по теме «Формирование стрессоустойчивости обучающихся».
Автор: Жукова Александра Анатольевна, ГБОУ СОШ №139 Калининского р-на, г.Санкт-Петербург
- Приветствие. Ведущий благодарит родителей за то, что они пришли на встречу, рассчитывает на их помощь, поддержку и взаимопонимание.
Вводные слова для родительского собрания на тему «Формирование стрессоустойчивости обучающихся»:
Уважаемые родители, если вы думаете, что стрессу подвержены только взрослые, то вы очень ошибаетесь. Дети страдают не меньше от стрессов, чем взрослые.
Следует сказать, что стресс — это не всегда плохо, иногда стресс помогает нам мобилизовать наши силы на решение проблем, но в некоторых случаях стресс может серьёзно навредить, вызвать такие негативные реакции, как заторможенность, бессонницу, снижение аппетита, апатию и т.д.
- Мини-лекция. Ведущий рассказывает о стрессе как о физиологической реакции организма на отклонение условий существования от привычных. Объясняет, что главный фактор, провоцирующий стресс, — отрицательные переживания.
Ведущий может рассказать о стрессе как о физиологической реакции организма на отклонение условий существования от привычных и объяснить, что это защитная реакция, развивающаяся на действие любого фактора, вызывающего повреждение.
Можно упомянуть, что стресс может быть вызван различными факторами, например:
- резкими перепадами температуры, влажности и других климатических условий (жара, холод, сильный ветер, резкая смена климатического пояса и др.);
- громким звуком (работа в условиях постоянного шума, расположенная рядом стройка или оживлённая трасса, шумные соседи);
- физической травмой (сильный удар, падение или другие механические повреждения);
- резким запахом (работа на химическом производстве, в парфюмерном магазине, проживание вблизи заводов);
- чрезмерной физической нагрузкой (усиленные тренировки или тяжёлая работа);
- жаждой или голодом (особенности диеты, особенности питания в регионе проживания).
Также можно упомянуть, что главный фактор, провоцирующий стресс, — отрицательные переживания, так как эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.п.
- Работа со стрессом через режим, активность и закаливание. Ведущий советует обратить внимание на продолжительность сна и его качество, на то, сколько времени ребёнок находится на свежем воздухе, на регулярность физической активности (занятия спортом). Также полезны будут процедуры закаливания.
Для работы со стрессом через режим, активность и закаливание у школьников можно предложить следующие рекомендации:
- Продолжительность сна. Рекомендации Роспотребнадзора: 1–4 класс — 10–10,5 часов, 5–7 класс — 10,5 часов, 8–9 класс — 9–9,5 часов, 10–11 класс — 8–9 часов. Чтобы сон был крепким, ложиться спать и вставать надо в одно и то же время, а в последние часы перед сном не следует играть в шумные игры, спорить. Перед сном необходимо проветрить комнату.
- Время на свежем воздухе. В среднем ежедневно нужно гулять не менее 1–2 часов. Общая продолжительность активного отдыха на воздухе меняется по возрастным группам: в младшем школьном возрасте — 3–3,5 часа, в среднем — 2,5–3 часа, в старшем — 2–2,5 часа.
- Физическая активность. Согласно рекомендациям ВОЗ, дети и подростки в возрасте от 5 до 17 лет должны заниматься физической активностью умеренной интенсивности не менее 1 часа каждый день и не менее трёх раз в неделю участвовать в занятиях с высокой двигательной интенсивностью. Для этого можно использовать утреннюю зарядку, физкульминутки, подвижные игры и оздоровительную ходьбу.
- Процедуры закаливания. Для школьников можно предложить, например, такие варианты: обтирание (продолжительность процедур в школьном возрасте — 3–4 минуты, включая растирание); обливание (вначале температура воды должна быть около 32–35 градусов, постепенно её можно снижать до 20, а в старшем школьном возрасте и до 15 градусов); холодный душ (рекомендуется детям старшего школьного возраста, температура воды не ниже 20 градусов и продолжительность, включая растирание, около одной минуты).
При выборе процедур закаливания важно учитывать особенности организма каждого школьника и условия его проживания.
- Работа со стрессом через контакт. Ведущий предлагает обнимать ребёнка не менее 10 раз в день, продолжительность объятий — примерно 20 секунд. Ещё можно отвести ребёнка на массаж, так как он содействует устранению мышечных зажимов и общему расслаблению.
Работа со стрессом через контакт заключается в поддержке человека в стрессе, создании безопасной и доверительной обстановки. Это должно предшествовать обсуждению проблемы по существу.
Некоторые рекомендации по взаимодействию с человеком в состоянии стресса:
- Для «борца». Нужно задавать уточняющие вопросы, говорить о себе, о своих чувствах, опасениях, состоянии. Закончить разговор восстановлением контакта: улыбкой, прикосновением, ласковыми словами.
- Для избегающего контакта. Следует сохранять спокойствие и быть в контакте, вести себя уважительно и предсказуемо, не делать оценочных высказываний. Задавать открытые вопросы и слушать ответ, не перебивая и не поправляя. Завершить разговор на ровной, доброжелательной ноте и дать время побыть одному.
- Для истощённого. Нужно тепло, но твёрдо настаивать на уходе за собой: принять душ, сложить вещи, поесть за столом. Предлагать приятное спокойное совместное проведение времени: почитать вслух, поиграть, послушать музыку, посмотреть старые фото.
Также можно предложить человеку, испытывающему стресс, поговорить с тем, кому он доверяет. Это поможет не просто отвлечься и снять напряжение, но и проговорить конкретные проблемы и приблизиться к их решению.
- Работа со стрессом через рисунок. Ведущий предлагает использовать техники на ощущение границ — обвести ручку, ножки или всё тело и раскрасить, украсить наклейками, вырезками и рисунками.
Работа со стрессом через рисунок основана на арт-терапии, которая позволяет выразить эмоции и чувства через различные средства искусства, в том числе рисование.
- Арт-терапия помогает снизить уровень стресса. Она позволяет человеку отключиться от повседневных забот и войти в состояние потока, полностью погрузившись в творческий процесс. Это даёт возможность перенаправить внимание с проблем и стрессоров на процесс самого творчества, что способствует снятию напряжения и успокоению ума.
- Рисование помогает обойти психологические защиты и выразить себя с помощью метафор. Оно также может стать способом отреагирования пережитого, способом дать форму тем чувствам и мыслям, которые сложно выразить словами.
- Создание рисованного аналога своих проблем помогает сконцентрироваться и найти концептуальное решение имеющейся проблемы. Для этого нужно нарисовать фактическую или образную картину, которая будет отражать причины стресса.
Например, для работы со стрессом через рисунок можно выполнить упражнение «Рисунок стресса». Для этого нужно, используя любые художественные материалы, нарисовать, на что похож стресс. После этого рисунок следует дорисовать и изменить в позитивную сторону.
- Рефлексия. Ведущий подводит итог собрания и интересуется впечатлением участников от встречи: что им сегодня удалось почерпнуть для себя, что из этого они готовы начать применять уже сегодня.
Также после презентации и обсуждения темы собрания можно предложить провести практические занятия (примеры приведены ниже), которые помогут детям развивать свои навыки стрессоустойчивости. Например, мастер-классы по медитации и глубокому дыханию, игры и задачи, связанные со стрессом, физические упражнения, групповые дискуссии, где дети могут обсуждать свои стрессовые ситуации и искать решения вместе.
- Упражнение «Воздушный шарик». Цель — показать, что дыхание является способом релаксации и обретения спокойствия. Нужно представить, что в груди находится воздушный шарик, и, вдыхая через нос, до отказа заполнить лёгкие воздухом. Выдыхая ртом, почувствовать, как он выходит из лёгких.
- Игра «Морщинки». Цель — избавиться от напряжения в забавной форме. Нужно несколько раз вдохнуть и выдохнуть, широко улыбнуться своему отражению в зеркале, наморщить лицо, начиная со лба: брови, нос, щёки. Затем поднять и опустить плечи, расслабить мышцы лица.
- Упражнение «Самолёт». Цель — преодолеть страх перед ограничениями и самоограничением, развить уверенность и установить равновесие между «свободой» и «самоконтролем». Нужно занять позицию готовности, как самолёт при взлёте, стоя прямо и разведя руки в стороны. Затем представить, что самолёт разгоняется и, взлетев, набирает высоту.
- Упражнение «Путешествие в волшебный лес». Цель — ощущение покоя, снятие волнения, решение проблем. Нужно сесть удобно, можно закрыть глаза. Затем представить лес, деревья, кустарник и всевозможные цветы. В самой чаще стоит белая каменная скамейка. Нужно присесть на неё. Затем прислушаться к звукам и насладиться запахами вокруг себя. После этого представить, что сказочные персонажи, обитающие в лесу, пришли на помощь. Они рассказывают свои секреты, помогают разгадать загадки или смешат.
- Игра «Талисман». Она поможет ребёнку почувствовать себя в безопасности. Можно придумать тайный знак или символ, который будет служить защитой от неприятностей. Этот знак можно вышить на одежде, нарисовать и наклеить на игрушку, коробочку — любой предмет, который ребёнок носит с собой. Ещё один вариант — носить с собой маленькую фигурку любого сказочного персонажа, которого ребёнок любит. Столкнувшись со стрессовой ситуацией, ребёнок будет думать о том, что есть герой-талисман, который его защитит и подскажет, как себя правильно вести.
Заключение родительского собрания может быть таким:
Стресс — это нормальное явление, которое мы не можем избежать. Однако мы можем помочь нашим детям стать более стрессоустойчивыми, используя ряд простых методов.
Надеемся, что данное собрание поможет вам научиться лучше поддерживать ваших детей в стрессовых ситуациях и поможет им стать более уверенными и успешными в жизни.
Родителям постараться следовать рекомендациям и совместно с ребёнком учиться вырабатывать стрессоустойчивость