Родительское собрание с использованием ИКТ «Я помогу тебе учиться!» (подготовительная группа, возраст - 6-7 лет)

3
0
Материал опубликован 20 April 2020 в группе

Родительское собрание

на тему:

«Я помогу тебе учиться!»

(подготовительная группа, возраст6-7 лет )

А. В. Черепанова – педагог-психолог МБДОУ детского сада № 14, г. Кирово- Чепецк, Кировская область.


Цель – повышение психолого – педагогической компетентности родителей в вопросах создания благоприятных условий для успешного обучения ребенка в школе.

Задачи:

1.Осветить основные причины возможных трудностей первоклассника в учебе.

2.Способствовать созданию родителями необходимых условий для начала успешного обучения ребенка в школе.

3.Содействовать развитию навыков позитивного общения с первоклассником.

Подготовительный этап:

Опрос детей «Скоро в школу!». См. Приложение № 1.

Материал:

Конспект, анализ опроса детей, надписи «детский сад» и «школа», бланк для упражнения «Нравится – не нравится», мусорное ведро, бумага и ручка для каждого, брошюра «Скоро в школу!», техническое оснащение (ноутбук, проектор).

Организационный момент: при входе в группу каждый родитель из шкатулки берет картинку (игрушки, школьные принадлежности) и делятся на 2 группы, выбирая стол («детский сад» или «школа»), в соответствии с принадлежностью картинки к понятию.


Ход собрания:


СЛАЙД № 1, 2.


«Самое верное решение любой проблемы находится в руках того, перед кем она стоит» (Ф.Фей) [5].


Вступительное слово.

Педагог – психолог:

Очень скоро ваши дети пойдут в школу. Она примет их в интересное путешествие по стране знаний. Хочет ли ребенок в школу? Как он будет учиться? Как подготовить ребенка к школе, чтобы он успешно учился? Что для этого необходимо? - эти вопросы волнуют каждого родителя будущего первоклассника.

Вот что думают ваши дети по этому поводу? (анализ опроса детей «Скоро в школу»).

СЛАЙД № 3,4.

Сегодня у нас в гостях Иванова О.И. (имя изменено) - учитель начальных классов общеобразовательной школы нашего города, которая расскажет нам об «Основных причинах возможных трудностей у детей при обучении в школе и чем могут помочь им родители» (выступление учителя 10 минут).

Педагог – психолог:

Спасибо Ольге Ивановне за интересную и полезную информацию. А мы с вами продолжаем наше собрание и сейчас поработает индивидуально.

Упражнение «Нравится/не нравится» (модифицированное) [3,7,8].

(цель – способствовать осознанию родителями восприятия своего ребенка). См. Приложение № 2 [3].

СЛАЙД № 5.

Инструкция: «Перед вами бланк -таблица. Подумайте и напишите:

1 столбик– качества вашего ребенка, которые вам нравятся,

2 столбик– качества вашего ребенка, которые вам не нравятся».

Опрос по окончанию выполнения работы:

Поднимите руку те, у кого качеств в первом столбике больше, чем во втором.

Поднимите руку те, у кого качеств в первом столбике больше пяти.

Давайте озвучим качества, которые написали в первом столбике (по цепочке все озвучивают).

Может кто-то хочет озвучить качества, которые вы написали во втором столбике? (зачитываются по желанию)

Психолог просит родителей взять и оторвать второй столбик, смять и выбросить в мусорное ведро.

Вопрос к родителям: - Почему? (выслушать мнение родителей).

Если в первом столбике качеств меньше пяти, то подумайте и допишите как можно больше.

Вывод: важно видеть, развивать и делать акценты при взаимодействии и общении на положительные качества ребенка.

Чем могут помочь родители?

Успех зависит не только от умений, знаний вашего ребенка, но и от того как вы будете общаться с ним. Самое главное – поддержать в трудную минуту и не отбить интерес к обучению.

Что необходимо сделать:

СЛАЙД № 6.

1.Создать условия.

Итак, сейчас вы будете работать в группах, используя метод «мозгового штурма».

Перед вами памятка «Для успешного обучения необходимо». См. Приложение № 3 [4].

- Прочитайте внимательно все пункты памятки и выскажите свое мнение, отвечая на вопрос «Почему это важно?».

- Выскажите свое мнение, с какими советами вы согласны, какие, возможно, вызывают у вас сомнения.

- Какие вы внесли бы дополнения?

Многим учителям в первом классе приходится наблюдать, что ребенок устает: ему трудно собраться, сосредоточиться на уроке, часто дети жалуются на усталость. А причина в том, что ребенок не придерживается режима дня, нет определенных часов для подготовки уроков, не хватает времени на прогулки. Спать ложиться поздно, так как засиживается у телевизора.

Вывод: активный отдых и режим дня помогут учиться!

СЛАЙД № 7.

2.Позитивное общение с первоклассником.

Как вы думаете, если учеников просят дополнить предложение, которое начинается со слов: «Когда у меня в школе неприятности, мои родители…», что чаще всего отвечают дети? (послушать варианты родителей)

- «Меня ругают, наказывают».

Давайте примерим эту фразу на себя: «Когда у меня на работе неприятности, мой муж (жена) и ребенок (дети) ругают меня и наказывают». Согласитесь, странная реакция?

Когда у нас неприятности – мы ждем от близких нам людей сочувствия, понимания, сопереживания, а так же ПОМОЩИ!

Часто ребенку бывает непросто признаться родителям в своих трудностях, рассказать о неудачах. Такие разговоры сопровождаются эмоциями, страхом получить неодобрение, тревогой. Родители должны не только дать свою оценку, но и выслушать мнение ребенка, его взгляд на ситуацию, что произошло, почему так случилось. А так же помочь советом, совместно составить позитивный план действий в подобной ситуации, найти пути решения.

Как правильно общаться с ребенком? Какие приемы родители могут использовать?

«Позитивные сообщения» - высказывания, когда взрослые дают оценку только действиям и результатам действий ребенка, а не его личности.

Например, «Мне не нравиться (меня огорчает), что ты получаешь плохие оценки. Мне бы хотелось, чтобы ты внимательно слушал учителя на уроках , не отвлекался, больше времени уделял домашнему заданию, и тогда оценки были бы лучше. Ты это можешь, я в тебя верю!»

Ребенок расскажет вам обо всем, подробно и искренне, если будет понимать, что вы в этом заинтересованы и готовы его услышать.

В этом помогут приемы активного слушания:

- Поддакивание. В процессе беседы с ребенком используете фразы типа: «Да-да», «Угу…», «Правда..». Этот прием применяется в том случае, если ребенок сам готов рассказать о случившемся, необходимо только ему помочь;

- «Эхо» -дословный повтор рассказа ребенка, как бы уточняя правильно ли вы его поняли, используемые для этого фразы: «Ты говоришь…», «Как я понимаю…», «Ты считаешь…»;

- Замечания в ходе беседы. В процессе беседы можно использовать высказывания типа: «Пора приступить к сути разговора…», «Давай вернемся к произошедшей ситуации…», «Мы немного ушли от темы…»;

- Уточнение. Взрослый просит уточнить некоторые высказывания или отдельные их положения. Здесь можно применять фразы : «Ты не хочешь идти в школу именно сегодня…», «Объясни, что значит…», «Я правильно тебя понял…». Уточняйте, но не выспрашивайте, иначе можно вовсе потерять контакт с собеседником;

- Резюме. Суть высказывания партнера в обобщенном виде. Вводные фразы: «Итак, мы с тобой договорились о том, что…», «Давай подведем итог…», «Таким образом…»;

- Отражение чувств. Необходимо проговаривать чувства, которые испытывает ребенок. Фразы, которые можно использовать: «Я вижу, ты расстроен…», «Мне кажется, что ты обиделся», произнося их в утвердительной форме, а не в вопросительной;

- Логические следствия. Вы делаете логические выводы и следствия из высказываний ребенка. Родители всегда хорошо понимают, что скрывается за словами ребенка, какие ожидания и желания [7].

СЛАЙД № 8.

Практическое задание «Проблемная ситуация».

(цель –способствовать применению навыков позитивного сообщения и активного слушания на примере проблемной ситуации, визуализация).

Ситуация: «Ребенок пришел из школы, у него замечание (на выбор) в дневнике».

Вопрос: ваши действия, как родителя, с учетом навыков позитивного общения (1группа) и негативный вариант общения с ребенком в данной ситуации (2 группа).

После обсуждения, используя прием «ролевой игры», каждая группа показывает сценку по заданной ситуации.

Вопрос к взрослым, которые были в роли «ребенка» и «родителя»: – «Что вы чувствовали? Какие эмоции испытывали? Что хотелось сделать?»

СЛАЙД № 9.

Психологи обращают внимание на тот факт, что на эффективность общения с ребенком влияет и эмоциональное состояние родителя.

Мэтью Мак-Кей, Питер Роджерс, Юдис Мак-кей советуют родителям не прикасаться к ребенку в тот момент, когда они на него злы. Не кричать, не делать резких движений, не хлопать дверьми, а, первым делом, установить контроль над собой [2].

Очень часто, слова, сказанные в порывах эмоций, и неконтролируемые действия могут негативно повлиять на развитие личности ребенка (самооценку, эмоциональную и коммуникативную сферу).

При общении с ребенком помните правила «Трех П» (понимание, принятие, признание):

- понимание – умение видеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения – свой собственный и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми;

- принятие – безусловное положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности независимо от того радует он вас в данный момент или нет;

- признание – право голоса ребенка в решении тех или иных проблем, конечно, не во всех случаях ребенку можно обеспечить равенства прав, но «совещательный голос» он должен иметь [6].

Вывод: ваши поддержка, понимание и советы помогут вашему ребенку спокойнее переносить первые неудачи, усилят доверие к вам и уверенность в том, что его любят в любой ситуации.

СЛАЙД № 10.

3.Благоприятная внутрисемейная обстановка .

Семья для ребенка – это самое безопасное место, где ему должно быть безусловно спокойно и комфортно, где он отдыхает и черпает силы, где формируется его представление о взаимоотношениях с другими людьми.

А если это «поле битвы»? Конечно, с ростом ребенка, в отсутствии общей стратегии воспитания и единых требований в семье, количество причин для ссор увеличивается: почему плохо учится, с тем ли дружит, почему не хочет помогать в домашних делах, ведь уже большой… Но искренняя привязанность к друг другу, партнерские взаимоотношения, уважение, умение садиться за стол переговоров, умение слушать и слышать друг друга - эти качества супругов характерны для бесконфликтных благополучных взаимоотношений, которые не позволят довести спорные вопросы до «точки кипения».

Если все – таки ссоры не избежать? Психологические заповеди родительской ссоры:

- ребенок не должен видеть родителей ссорящимися;

- решайте спорные вопросы сразу, не создавайте длительный дискомфорт для детей;

- не втягивайте в ссору ребенка, делая его невольным свидетелем, а иногда и арбитром;

- в процессе вербальной фазы ссоры, помните, что ваши слова и оценки друг друга формируют общее представления вашего ребенка о вам;

- умейте вовремя остановиться, даже если родители помирятся и забудут ссору, ребенок еще долго будет переживать атмосферу семейного конфликта [1].

Конфликты для ребенка – это стресс, страх, неуверенность, которая сказывается на психике ребенка и может привести к ее серьезным нарушениям. Такое стрессовое состояние запускает механизм защиты (ребенок может заболеть, замкнуться, уйти в воображаемый мир, будет уходить на улицу, стараясь меньше находиться дома, потеряет интерес).

Необходимо помнить, что дети бессознательно улавливают эмоциональный фон родительских взаимоотношений. Они не осознают сути конфликта, но ощущают эмоциональный дискомфорт, практически всегда, принимая вину за создавшуюся конфликтную ситуацию между родителями на себя!

Когда в семье все благополучно, то можно говорить о том, что созданы условия для полноценного развития ребенка.

Вывод: благоприятная обстановка в семье дает ребенку уверенность, чувство защищенности и безопасности.

В первое время жизни в школе, практически, у каждого ребенка могут возникнуть трудности. НО! Все неудачи временны! То, что не получается сегодня и с первого раза, обязательно получится завтра со второго, если родители помогут, поддержат, создадут благоприятные условия для успешного обучения.

СЛАЙД № 11.

Упражнение «Аплодисменты» (из опыта коллег, источник не установлен).

(Цель – способствовать осознанию родителями, при помощи использования метафоры, необходимости поддержки детей в первый период обучения).

- Сделайте хлопок одной рукой (почему «не очень» получается?)

- А сейчас сделайте хлопок двумя руками (слаженно, помогает одна рука другой).

Вывод: ребенок может учиться самостоятельно, но если родители ему помогут, создав благоприятные условия, тогда и аплодисменты его успехам будут громкими!

СЛАЙД № 12.

Рефлексия.

Психолог просит родителей «дать обратную связь» и, по цепочке, ответить на следующие вопросы:

- Что для вас было интересного?

- Что узнали нового и полезного?

- Какие вопросы возникли в ходе собрания?


В конце собрания каждый родитель пролучает ПОДАРОК - брошюра с основными рекомендациями, озвученными на собрании.



Спасибо за внимание!


Источники:

1.Кан – Калик В.А. «Грамматика общения», Роспедагенство, М., 1995.

2.Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная программа», Речь, СПб., 2005.

3.Марковская И.М. «Тренинг взаимодействия родителей с детьми», СПб, Речь, 2006.

4.Метенова М.Н. «Родительские собрания. Часть 1», Ярославль, 2016 г

5.Никитина Е. Л. «Азбука семейного воспитания. Набор психологических открыток для родителей и педагогов», Изд. «Буквица», 2014.

6.«Учимся общаться с ребенком. Руководство для воспитателя детского сада»/В.А.Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др.- М., Просвещение, 1993

7. Uchmet.ru/library/material/249252/133733.

8. Uroki-zhizni.ru/kak-nauchitsya-lyubit-sebya-no-ne-stat-egoistom.html



Приложение № 1.


Опрос для детей «Скоро в школу!»


Ф.И. ребенка___________________________________________________




Вопросы


Ответы ребенка


1.Ты хочешь учиться в школе ?




2.Хочешь ли ты еще на год остаться в детском саду?



3.Как ты думаешь, как ты будешь учиться в школе?

Почему?





4.Как ты думаешь, что тебе нужно для того, чтобы хорошо учиться в школе?





5.Как ты думаешь, кто может помочь тебе хорошо учиться в школе? Чем поможет?







Приложение № 2.


Бланк – таблица для упражнения «Нравится/не нравится»


Качества вашего ребенка, которые вам нравятся.

Качества вашего ребенка, которые вам не нравятся























Приложение № 3.


Памятка для родителей

«Для успешного обучения необходимо»:


Организовать рабочее место школьника.

Контролировать, чтобы уроки ребенок выполнял в установленное время, в проветренном заранее помещении.

Перед тем как ребенок начнет выполнять домашнее задание, родителям необходимо выключить радио, телевизор, в целом, соблюдать тишину.

Проверять уроки каждый день, обращать внимание на возникающие трудностей при выполнении домашнего задания. Общаться по этому вопросу с учителем.

Научить ребенка серьезно относиться к подготовке к завтрашнему дню (собирать портфель, форму и обувь).

Спать ложиться ребенку необходимо в одно и то же время.

Перед сном, желательно, недолгие пешие прогулки.


Презентация к родительскому собранию
PPTX / 112.47 Кб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.