Родительское собрание «Трудности адаптации пятиклассника в среднем звене»
Родительское собрание в 5-м классе
«Трудности адаптации пятиклассника в среднем звене»
Цель: познакомить родителей с особенностями адаптации обучающихся в 5 классе, а также предложить практические советы по ее успешному прохождению
Ход собрания
1. Выступление классного руководителя
2. Интерпретация результатов анкетирования обучающихся и выявление психологических проблем
(выступление психолога)
3. Рекомендации родителям
1) Дорогие родители! Ваши дети сейчас проходят сложный период адаптации. Переход в «среднее звено» каждый переживает по-своему. В 5-м классе ребенка ждет новая система обучения, новый классный руководитель, новые учителя.
Некоторым пятиклассникам удается преодолеть трудности, и их адаптация проходит вполне успешно. А другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация, увы, затягивается. В такой период дети могут измениться, для них характерна излишняя тревожность, порой даже без причины, и наоборот, они могут вести себя вызывающе и даже развязано. Если понаблюдать внимательно за свои ребенком, то вы обнаружите сонливость, некоторую неорганизованность, забывчивость и даже снижение аппетита.
Давайте выясним причины, способствующие плохой адаптации.
1 Каждый учитель, приходя в класс заставляет детей выполнять свои требования, приходится привыкать к разным стилям преподавания.
2 На разных уроках детей ждет огромный поток информации, незнакомая терминология, слова
3 Отсутствие должного внимания со стороны нового классного руководителя
Но надо помнить, что все трудности проходящие, и они закаляют детей, готовят их к взрослой жизни. Нужно просто подать руку помощи ребенку и учителям, и родителям. Постараться быть более внимательными, сдержанными и, конечно добрыми.
Уважаемые папы и мамы! Давайте мы с вами представим, что мы держим воображаемую шляпу, в которой находятся самые разнообразные чувства, на которые способен человек. Конечно это и позитивные и негативные эмоции. Опустите руку в нашу шляпу и достаньте те чувства, которые вас отягощают, волнуют, заставляют переживать. Расскажите о них. (родителя пытаются рассказать о том, что из заботит больше всего)
А теперь давайте обсудим результаты Вашего тестирования. (обсуждение происходит в рамках круглого стола)
2) Психолог школы обсуждает результаты анкетирования обучающихся, а также выявляет некоторые психологические проблемы адаптации школьников в 5-м классе
3) В каждой семье родители должны проявлять интерес к школьной жизни ребенка, обсуждать вместе сложившиеся ситуации и попытаться найти из них выход.
Очень важно в этот период проводить профилактическую работу с детьми. Необходимо разработать четкие требования; объяснить ребенку, почему они так нужны. Следует обратить внимание на то, как ребенок реагирует на оценку, как он к ней относится. Уважаемые родители! Не стоит наказывать ваше «чадо» за плохую отметку, а нужно поговорить и выяснить причины, способствующие ее появлению. Большинство детей очень ранимы в этом возрасте и чувствительны. У них может возникнуть панический страх получить плохую отметку, из-за наказания.
Немалое место уделяется и правильному режиму дня. Ребята еще малы и не могут самостоятельно организовать себя, им нужна Ваша помощь.
Памятка для родителей «Ваш ребенок – пятиклассник»
1. Примите Вашего ребенка таким, какой он есть.
2. Обязательно общайтесь с ним после школы, разговор должен быть неформальным. Только так вы получите полную информацию о школьной жизни
3. Никогда не прибегайте к физическому воздействию, особенно в присутствии одноклассников
4. Постарайтесь мотивировать ребенка, не лишать его чего-либо.
5. Учтите, что все дети разные и процесс адаптации может затянуться, не давите на ребенка, иначе он может полностью потерять интерес к учебе.
6. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе, и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
7. Старайтесь чередовать виды деятельность, пусть ребенок двигается, а не только сидит за уроками
8. Организуйте вашему ребенку правильное питание, стимулирующее мозговую деятельность
Приложение
Анкетирование обучающихся 5 «б» класса
1 |
Вызывает ли у тебя гордость перехода с среднее звено? |
|
2 |
Тебе нравится то, что у тебя появилось много новых предметов и учителей? |
|
3 |
Делишься ли ты дома о своих успехах в школе? |
|
4 |
Рассказываешь ли ты родителям о своих неудачах в школе? |
|
5 |
Жалуешься ли ты на учителей? |
|
6 |
Дает ли тебе 5 класс определенный шанс исправить свою школьную жизнь? |
|
7 |
Когда ты собираешься в школу, испытываешь ли чувство тревоги? |
|
8 |
Ты привык, что у тебя разные учителя и у каждого свои требования? |
|
9 |
Чувствуешь ли ты помощь со стороны родителей? |
|
10 |
Вызывает ли твоя школьная жизнь интерес у родителей? |
|
11 |
Ведутся ли дома беседы о твоей успеваемости и поведении? |
|
12 |
Если ты принес хорошую отметку, тебя поощряют родители? |
|
13 |
Наказывают ли тебя, если ты принес «2»? |
|
14 |
Учувствуют ли родители в выполнении твоего домашнего задания? |
Анкета для родителей по адаптации уч-ся 5 класса
1. Определите насколько хорошо справляется с программным материалом ваш ребенок (Выберите только один вариант ответа)
1.1. Плохо усваивает программный материал по многим предметам
1.2. Плохо усваивает программный материал по русскому и математике, часто ошибается, неаккуратно оформляет задания
1.3. Неправильно пишет буквы
1.4. В основном присутствуют некоторые помарки, ошибок почти нет
1.5. Справляется отлично
2. Опишите как происходит выполнение домашнего задания (Выберите только один вариант ответа)
2.1. Ребёнок кричит, плачет, истерит, отказывается выполнять домашнее задание
2.2. Выполнение домашних заданий вызывает напряженность, затруднения
2.3. В основном ребенок справляется, но иногда испытывает напряжение
2.4. Ребёнок работает легко и свободно, не испытывая трудностей
3. Насколько может быть самостоятельным ваш ребенок (Выберите только один вариант ответа)
3.1. Для выполнения ребёнком домашних заданий требуется ваш постоянный контроль
3.2. Ребёнок может сам все выполнять, но требует вашего присутствия
3.3. Ребёнок лишь иногда обращается к вам за помощью
3.4. Ребёнок самостоятелен во всем
4. Охарактеризуйте настроение вашего ребенка?
4.1. У ребёнка постоянная депрессия
4.2. У ребёнка случаются вспышки гнева и злости
4.3. Замечаете за ребенком частое понижение настроения
4.4. Ребёнок счастлив и всегда с хорошим настроением собирается в школу
5. Охарактеризуйте степень успеваемости
5.1. Успеваемость повысилась
5.2. Успеваемость понизилась
5.3. Успеваемость осталась на прежнем уровне
5.4. Затрудняюсь ответить
6. Опишите общение ребенка с одноклассниками
6.1. Ребёнок предпочитает одиночество, агрессивно настроен к одноклассникам
6.2. Ребёнок может находиться в окружении детей, но в контакт с ними не вступает
6.3. Общается только с некоторыми одноклассниками
6.4. Ребёнок легко вступает в контакт, общителен и положительно настроен
7. Опишите отношения с классным руководителем
7.1. При общении с классным руководителем проявляет робость
7.2. Выполняет требования, которые к нему предъявляются, но старается не вступать с ним в контакт
7.3. Старается все выполнять, но предпочитает помощь только одноклассников
7.4. Изредка обращается к учителю
7.5. Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним
8. Оцените, какого уровня адаптации достиг ваш ребенок
8.1. Низкий
8.2. Ниже среднего
8.3. Средний
8.4. Выше среднего
8.5. Высокий
9. Как Вы считаете, что необходимо предпринять, для облегчения адаптации вашего ребенка к новым условиям обучения. (Напишите)_______________________
____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________