Родительское собрание в начальных классах по теме «Воспитание детей в век цифровых технологий»
С.Д.Брунько
Воспитание детей в век цифровых технологий.
Цифровые технологии прочно вошли в жизнь современной семьи. Смартфоны, планшеты и ноутбуки, часы с функцией приема сообщений, наушники и звуковые усилители – проводные и беспроводные, стали неотъемлемым атрибутом сегодняшней семейной жизни.
Сами по себе информационные технологии нельзя назвать ни «хорошими», ни «плохими». Нужно обращать внимание на то, с какой целью их используют, а также на баланс времени, затрачиваемого в семье на гаджеты и на общение в других форматах.
Можно выделить как положительное влияние современных цифровых технологий на жизнь в семье, так и отрицательное.
Из положительного:
Позволяют общаться на расстоянии с близкими и друзьями;
Всегда есть возможность узнать: где находится ваш ребёнок;
Можно делиться сообщениями в видеоформате;
Быстро организовать совместный семейный досуг;
Легко найти ответы на интересующие вопросы по школьной программе и внеурочным увлечениям.
Дают больше возможностей для удаленной работы родителей. Работа через интернет способствует более тесному общению с детьми.
Но существуют и отрицательные стороны:
Из-за интернета, люди всё меньше времени проводят, вживую общаясь с членами семьи;
В результате бесконтрольного увлечения интернет - играми, нарушается психика, ухудшается характер ребёнка, происходят частые семейные конфликты.
Современные родители и их дети сталкиваются и с новыми угрозами: это, например, кибербуллинг, кража личных данных в сети или вторжение в частную жизнь.
Как мы видим, от цифровых технологий никуда не деться. И если нельзя полностью оградить детей от смартфонов и планшетов, то нужно помочь им пользоваться современными гаджетами себе во благо, а не во вред.
Первое правило: найдите «золотую» середину.
Приведу в пример две истории из моего опыта работы.
В семье Иры К. родители с раннего детства запрещали девочке пользоваться любыми гаджетами, кроме телевизора. В начальной школе были разрешены: просмотр мультфильмов на планшете, либо игры в родительском телефоне, в течение 15 минут в день. Соцсети и мессенджеры были категорически под запретом. В 4 классе над Ирой смеялись одноклассники, потому что у неё нет своего телефона. Девочка испытывала дискомфорт от отсутствия общения в сети.
Второй случай произошёл в семье Андрея К. У мальчика, наоборот, не было никаких ограничений на использование гаджетов. С пяти лет он уже имел свой телефон, с доступом в ИНТЕРНЕТ. Родители не контролировали контент, с которым ребёнок взаимодействовал, практически не ограничивали его во времени, проведённом за экраном смартфона. У Андрея, в итоге, нет проблем в общении с одноклассниками. Но это общение виртуальное, круг интересов ограничен компьютерными играми, которые заменили мальчику реальное общение с окружающими его близкими людьми.
Эти жизненные ситуации показывают, что баланс очень важен, когда речь идёт об использовании детьми гаджетов. Длительное экранное время в дошкольном возрасте имеет негативные последствия для развития речи, способности к чтению и кратковременную память. К подростковому же возрасту основная физиология уже сформировалась, зачастую общение с друзьями идёт в социальных сетях и мессенджерах, учебные процессы проходят в цифровых пространствах. Поэтому, для их возраста эффективных ограничений по времени просто нет, так как это очень трудно высчитать. Для родителей подростков гораздо важнее второе правило.
Второе правило: научите детей сохранять в тайне от посторонних людей свои личные данные.
Объясните ребенку, что люди и описываемые ими события или ситуации в интернете не всегда такие, какие они есть на самом деле. Речь здесь идёт и о цифровой грамотности для родителей и детей, к которой относится, например: распространение информации о себе, а также правила хранения персональных сведений: даты рождения, адреса, номера телефона, паролей. Расскажите, что всё, что попадает в сеть – фотографии и видео, посты и комментарии – формируют индивидуальный цифровой след, который впоследствии может быть использован злоумышленниками. И для детей, и для взрослых будет полезно правило – подумайте дважды прежде, чем делать публикацию или делиться информацией.
Третье правило: общайтесь с ребёнком.
Важно создать в семье атмосферу доверия. Предлагайте ребёнку обсудить то, как он проводит время в интернете – какие сайты и онлайн-платформы посещает, попросите показать игры, в которые он играет. Но не из желания провести инспекцию и навести порядки, а из искреннего интереса и заботы.
Четвёртое правило: поговорите с ребенком о кибербуллинге.
Что такое кибербуллинг? Это та же самая травля ребёнка одноклассниками или другими детьми, только это происходит в мессенджерах или соцсетях. В наше время кибербуллинг - очень частая история. Ранящие комментарии, ругань, онлайн-домогательства, гуляющие в Сети личные фотографии и переписка - такие неприятности унижают ребенка, рушат дружбу, приводят к школьным разборкам и огромному стрессу.
Конечно, эту проблему лучше предотвратить, чем потом решать. Прежде всего нужно обучить ребёнка правилам поведения в сети ИНТЕРНЕТ.
- Научите детей тщательно обдумывать информацию, которую они хотят опубликовать в сети. Объясните, что размещённая в интернете информация больше не принадлежит только им и может быть использована против них.
- Предложите детям задуматься, кто может иметь доступ к их личной информации. Обсудите настройки приватности: должна ли страница быть открыта всем, только друзьям или друзьям друзей.
- Научите детей никогда не делиться своими паролями с кем-либо, кроме родителей.
Но, если кибербуллинг уже происходит, то есть такие правила:
- не отвечать на оскорбительные сообщения и не пересылать их;
- сделать скриншоты оскорбительных сообщений, чтобы сохранить доказательства нарушения;
- заблокировать того пользователя, от которого исходят оскорбительные сообщения;
- сообщить администрации социальной сети о нарушении правил сервиса.
Пятое правило: не нарушайте личные границы ребёнка.
Не нужно читать переписку ребёнка с друзьями без его согласия. Можно использовать специальные средства защиты, но ни в коем случае, не устанавливайте их в тайне от ребёнка — сначала объясните ему причины, по которым вы собираетесь это сделать, расскажите, от чего именно хотите уберечь.
Воспользуйтесь специальными программами «родительский контроль». Они позволяют родителям закрывать ребёнку доступ к контенту, который не подходит ему по возрасту: например, онлайн-казино, сайты «для взрослых». Кроме того, с помощью таких программ можно ограничить время, которое ребёнок проводит с гаджетом. Также программа сообщит родителю, если к ребёнку в соцсетях добавится в друзья пользователь с существенной разницей в возрасте.
Правило шестое (самое важное): подавайте личный пример.
Трудно требовать от ребенка делать что-то, если вы сами этого не делаете, или делаете всё наоборот. Следите прежде всего за собственным интернет-поведением. Если вы проводите долгое время за компьютером по работе, это одно, но если вы зависаете в соцсетях или компьютерных играх в ущерб своим родительским обязанностям и общению с детьми, и при этом ругаете ребенка за то же самое, то это уже совсем другое. Начните моделировать правильное поведение своим примером.
Подводя итог, можно сказать, что в современных семейных отношениях мало что изменилось по сравнению с предыдущими поколениями. Живое общение всегда было и остаётся фундаментом взаимопонимания и развития. Даже, несмотря на то, что цифровой мир прочно проникает во все сферы нашей жизнедеятельности, он не отнимает у нас наших детей, не искажает их сущность и не наносит вред. Важно не только самим осваивать навыки гармоничного сосуществования с цифровыми технологиями, но и передавать эти знания нашим детям. Обучение правильному взаимодействию с цифровым миром — ключевая задача современного общества.